|
|
ПРАВА ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ В КАЗАХСТАНЕ: АНАЛИЗ
НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ И
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ МОТ
Алматы, МОТ, 2008, 48 страниц
|
http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/right_migrant_kaz_ru.pdf
Сальдо миграции в 2001-2006 гг. (стр. 10)
Год
|
Прибывших, тыс. чел.
|
Выбывших, тыс. чел.
|
Сальдо миграции, тыс. чел.
|
2001
|
34,4
|
104,3
|
-69,9
|
2002
|
58,2
|
120,2
|
-62
|
2003
|
65,6
|
73,9
|
-8,3
|
2004
|
68,3
|
65,5
|
2,8
|
2005
|
74,3
|
52,2
|
22,1
|
2006
|
67,4
|
33,9
|
33,5
|
Утвержденные правительством квоты на привлечение
иностранной рабочей силы (стр. 14)
Годы
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
% к экономически активному населению
|
0,15
|
0,14
|
0,14
|
0,28
|
0,32
|
0,7
|
0,98
|
1,6
|
Тыс. человек
|
10,5
|
10,7
|
10,5
|
21,2
|
25,6
|
56
|
79,5
|
132,7
|
Вопросы, лежащие в основе политики реагирования
в странах назначения, по отношению к приему иностранной рабочей
силы, занятости и интеграции трудящихся-мигрантов связаны
с:
- идентификацией, определением и прогнозом нехватки трудовых
ресурсов на национальном уровне, для выполнения как квалифицированных,
так и неквалифицированных работ;
- анализом национального рынка труда для того, чтобы понять,
а сможет ли трудовая миграция быть решением частично или
полностью проблем с дефицитом трудовых ресурсов, сложившимся
в силу отрицательных демографических трендов, в частности
снижения доли работающего населения, а также последующим
воздействием на доступность социальных пособий для будущих
поколений;
- вовлечением ключевых партнеров - работодателей и профсоюзов
- в политику формулирования и осуществления;
- защитой рабочих мест и условий труда для местных кадров
в случае, если квоты на привлечение иностранной рабочей
силы будут увеличиваться;
- необходимыми мерами для обеспечения равенства обращения
и предупреждения эксплуатации трудящихся-мигрантов на рабочем
месте и обществе в целом;
- необходимыми мерами для предотвращения или сокращения
нерегулярной трудовой миграции, которые важны для обеспечения
законности и доверия к официальным процедурам по приему
иностранной рабочей силы.
Стр. 37.
|
Отчет подготовлен в рамках проекта Международной организации
труда (далее - МОТ) "Стабильное партнерство как средство обеспечения
эффективного управления миграцией рабочей силы в Российской Федерации,
на Кавказе и в Средней Азии". Основная цель проведенной работы
состояла в сравнительной оценке национального законодательства Республики
Казахстан, регулирующего права трудящихся-мигрантов, а также международных
стандартов и практики в данной сфере. Кроме того, целью работы было
выработать рекомендации в отношении законодательных мер, необходимых
для реализации эффективной политики в сфере трудовой миграции по
продвижению достойного труда и усилению защиты прав трудящихся-мигрантов.
При подготовке данной работы были рассмотрены права
трудящихся-мигрантов в соответствии с законодательством Казахстана,
изучены основные подходы к правовому регулированию международной
трудовой миграции и установленные в стране процедуры их реализации.
Основное внимание при проведении анализа было уделено трудовой миграции,
эффективное регулирование которой рассматривается в качестве одной
из предпосылок для успешного решения проблем с нерегулируемой трудовой
миграцией.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
II. МИГРАЦИЯ В КАЗАХСТАН: ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
2.1. Казахстан как страна назначения трудовой миграции
2.2. Участие Казахстана в международных конвенциях, региональных
и двусторонних соглашениях, касающихся прав трудящихся-мигрантов
III. ДОСТУП МИГРАНТОВ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ В КАЗАХСТАНЕ (ПОЛИТИКА
ПРИЕМА)
3.1. Рамки правового регулирования международной трудовой миграции
3.2. Квотирование иностранной рабочей силы
3.3. Предоставление разрешений на привлечение иностранной рабочей
силы
3.4. Право мигрантов на доступ к рынку труда (сопровождение приема)
3.5. Права трудящихся-мигрантов в случае смены места работы
3.6. Признание зарубежных документов об образовании и квалификации
IV. ЗАЩИТА ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
4.1. Условия труда и занятости
4.2. Профессиональное обучение, языковые курсы и курсы интеграции
4.3. Права профсоюзов
V. СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ
5.1. Решение вопросов дискриминации
5.2. Интеграция трудящихся-мигрантов
5.3. Воссоединение семей
VI. УЛУЧШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
6.1. Здравоохранение
6.2. Обеспечение жильем
6.3. Образование
VII. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ВКЛЮЧАЯ ОХРАНУ ТРУДА И СОЦИАЛЬНУЮ
ЗАЩИТУ
7.1. Пенсионное обеспечение
7.2. Обязательное социальное страхование
7.3. Несчастные случаи на работе
VIII. ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ С НЕУРЕГУЛИРОВАННЫМ СТАТУСОМ И ИХ РЕГУЛЯРИЗАЦИЯ
IX. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ДОСТОЙНОГО ТРУДА И ЗАЩИТЫ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ
1. Рекомендации в отношении политики приема иностранной рабочей
силы
2. Рекомендации в отношении усиления национального законодательства,
касающегося прав трудящихся-мигрантов
Х. БИБЛИОГРАФИЯ
XI. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Глоссарий отдельных терминов
Приложение 2. Ратифицированные конвенции Международной организации
труда
Приложение 3. Ратифицированные международные конвенции (протоколы)
по правам человека
Приложение 4. Региональные и двусторонние соглашения по трудовой
миграции
Приложение 5. Перечень нормативных правовых актов Республики Казахстан
|