О методологических и организационных
положениях
Всероссийской переписи населения 2010 года
А. Е. Суринов
Заместитель руководителя Федеральной службы государственной
статистики
Доклад на Всероссийском совещании статистиков 11 февраля 2009
г.
Перепись населения - это самая значительная статистическая
работа общегосударственного масштаба, позволяющая получить «фотографию»
населения страны на определенный момент времени. Всероссийская перепись
населения 2002 года создала информационную базу для реализации национальных
проектов в области здравоохранения, жилья, образования, развития
агропромышленного комплекса, мер по стимулированию рождаемости и
поддержки семей с детьми.
В соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской
переписи населения» Правительство Российской Федерации приняло решение
о проведении в октябре 2010 года очередной переписи населения. В
дальнейшем предполагается проводить Всероссийские переписи населения
в годы, оканчивающиеся на «0» (по практике многих крупных стран:
Китай, США, Мексика, Бразилия и другие), т.е. в середине раунда,
объявляемого ООН.
Решение о проведении переписи населения в максимально
близкие к 2010 году сроки принято главами государств Содружества
Независимых Государств (г.Минск, 28 ноября 2006 года). Совмещение
сроков переписи населения в регионе СНГ даст возможность оценить
объемы и направления как легальных, так и нелегальных миграционных
потоков, основным вектором которых является наша страна.
Проводимые реформы внесли кардинальные изменения в структуру
общества, и этот процесс продолжается. Демографическое развитие
под воздействием принимаемых мер претерпевает определенные позитивные
изменения. Но в целом ситуация остается достаточно непростой – численность
населения сокращается, миграционный прирост не компенсирует естественную
убыль населения. Итоги переписи населения позволят оценить эффективность
и скорректировать проводимую политику в социальной сфере.
Важность проведения переписи населения в 2010 году определяется
также и тем, что с 1 января 2006 года вступил в действие Федеральный
закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации». А это привело к изменению административной
структуры в ряде субъектов Российской Федерации, и, соответственно,
многих схем регионального развития.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
испытывают большую потребность в информации по муниципальным образованиям,
в первую очередь, в отношении численности и возрастной структуры
населения, как главных бюджетообразующих показателей. Текущая оценка
численности населения в настоящее время производится только по объектам
административно-территориального деления субъекта Российской Федерации
– по городам, поселкам городского типа и в целом по сельскому населению
административных районов, как установлено Федеральным законом «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти».
Рассчитать оценку численности населения по муниципальным
образованиям всех уровней в межпереписной период Росстат сможет,
только получив итоги Всероссийской переписи населения 2010 года.
При этом потребуется изменить существующий порядок регистрации актов
о рождении, смерти и перемены места жительства, а так же переработать
весь комплекс обработки данных. Мы начали в этом направлении работу
с Минюстом, МВД и ФМС России, приступили к разработке программного
обеспечения.
Росстат начал подготовку к следующей переписи населения,
практически сразу после Всероссийской переписи населения 2002 года.
Совместно со специалистами министерств и ведомств, учеными
шла работа над проектом Программы, методологическими и организационными
положениями, законодательной основой предстоящей переписи.
Главной работой, завершившей важный этап подготовительного
периода, стала пробная перепись населения, необходимая для проверки
методологических, организационных и технологических аспектов Всероссийской
переписи населения 2010 года.
Пробная перепись проведена во исполнение распоряжения
Правительства Российской Федерации в октябре 2008 года в Центральном
районе г. Хабаровска, Петроградском район г. Санкт-Петербурга, на
части территории г. Балашиха и в 12 сельских населенных пунктов
муниципального образования Городской округ Балашиха Московской области.
Пробной переписью было учтено 297,4 тыс.человек.
Одним из важных аспектов подготовительных работ является
совершенствование правового обеспечения переписи.
Предыдущее совещание статистиков, состоявшееся в ноябре
1995 года, высказало серьёзную озабоченность в связи с правовым
вакуумом, в котором находилась российская статистика, в том числе
и в части переписи населения. За прошедшие годы в этом плане было
много сделано.
В 2002 году был принят Федеральный закон «О Всероссийской
переписи населения», в 2007 году - наш главный закон – «Об официальном
статистическом учете и системе государственной статистики в Российской
Федерации».
Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения»
создал правовую основу статистической работы, затрагивающей интересы
всех жителей страны. Правоприменительная практика Закона при переписи
2002 года и изменившееся российское законодательство потребовали
его доработки и совершенствования. С учетом опыта 2002 года мы постарались
нормами закона максимально полно установить все наши действия как
в период подготовки, так и во время самой переписи. Был разработан
проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«О Всероссийской переписи населения».
В законопроект включен ряд положений, которые вытекают
из национального законодательства и международных обязательств Российской
Федерации, связанных с информационной сферой, обработкой персональных
данных физических лиц. Законопроектом определены полномочия Российской
Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения,
которые передаются органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Наиболее важные новации законопроекта.
- Расширен перечень собираемых сведений данными о миграции, конкретизированы
вопросы об образовании, родственных отношениях, занятости и безработице.
- Определено понятие «домохозяйство», поскольку российским законодательством
этот термин не установлен.
- Введены дополнительные методы сбора сведений о населении – заполнение
переписных листов непосредственно лицами, подлежащими Всероссийской
переписи населения.
- Предусматрена возможность в случае отсутствия опрашиваемого
в период, в течение которого осуществляется сбор сведений о населении,
сведения о нем, кроме данных о национальной принадлежности, вносить
в переписной лист со слов членов домохозяйства.
- Предусмотрено составление списков лиц, подлежащих учету при
Всероссийской переписи населения, отдельно по каждому жилому помещению
и домохозяйству. В списке лиц указываются фамилия, имя, отчество
опрашиваемого, адрес места жительства (пребывания), а также его
порядковый номер в пределах списка. Списки необходимы для полноты
и правильности учета населения и служат контролем для проверки
соответствия внесения в бланк переписного листа информации по
конкретному лицу. В переписном листе ФИО и адрес места жительства
(пребывания) опрашиваемого не указываются, а записывается только
его порядковый номер из списка. Эта схема была проверена при пробной
переписи.
- Устанавливается срок утверждения Правительством Российской Федерации
бланков переписных листов - за 1 год и 6 месяцев до переписи.
Только после этого можно будет начать тиражирование и доставку
основного переписного инструментария: бланков переписных листов
(а это около 215 млн.бланков), инструкций.
Дополнения в Закон «О Всероссийской переписи населения»
были поддержаны министерствами, которые являются главными потребителями
её результатов – Минэкономразвития, Минздрав, Минрегион, Минфин.
В настоящее время законопроект получил положительное заключение
Минюста России и внесен в Правительство Российской Федерации.
Много пожеланий после 2002 года было по поводу введения
обязательности участия населения в переписи. К сожалению, в этом
вопросе Росстат не был поддержан. И, соответственно, сохраняется
действующая редакция Закона: «Участие во Всероссийской переписи
населения является общественной обязанностью человека и гражданина».
Проекты Основных методологических и организационных
положений Всероссийской переписи населения 2010 года, Программы
Всероссийской переписи населения 2010 года, Программы публикации
итогов Всероссийской переписи населения 2010 года разработаны с
учетом норм российского законодательства, в соответствии с потребностями
пользователей и сохранения преемственности с предыдущей переписью
населения, на основе рекомендаций международных организаций.
Проведение всеобщей переписи населения всегда базируется
на результатах труда большого числа научных коллективов и ученых.
Наверное, лучшим примером этому является первая Всеобщая перепись
населения Российской империи, которая стала итогом колоссальной
подготовительной работы лучших представителей научной и творческой
интеллигенции, активно поддержавшей и много сделавшей для её проведения.
Для рассмотрения представлен пакет основополагающих
документов, которые регламентирует программно-методологические и
организационные принципы предстоящей переписи. Эти документы доработаны
по результатам пробной переписи.
Предлагается провести Всероссийскую перепись населения
2010 года с 14 по 25 октября. Дата переписи – момент времени,
на который осуществляется сбор сведений о населении и его учет –
0 часов 14 октября.
Пробная перепись подтвердила приемлемость октября для
проведения Всероссийской переписи населения 2010 года.
Наиболее оптимально (с точки зрения погодно-климатических
условий, решения организационных и финансовых вопросов) провести
Всероссийскую перепись населения 2010 года с 5 по 16 октября. Однако
в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
10 октября 2010 года является единым днем голосования, и в этот
день будут проводиться выборы в законодательные (представительные)
органы государственной власти и органов местного самоуправления
на уровне административных центров (столиц) 13 субъектов Российской
Федерации, а так же выборы соответствующих органов местного самоуправления
на уровне муниципальных районов, городских округов, городских (сельских)
поселений практически во всех субъектах Российской Федерации.
Как и при переписи населения 2002 года учету будет подлежать
все население, постоянно (обычно) проживающее в Российской
Федерации. В соответствии с Рекомендацией Конференции европейских
статистиков по проведению переписей населения 2010 года - местом
обычного жительства лица является то место, в котором он проводит
ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может
совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован
(прописан). В постоянное население попадают граждане России, находящиеся
за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии
органов государственной власти (включая членов их семей). Это, например,
дипломаты.
Критерием отнесения к постоянному населения в соответствии
с международными рекомендациями установлена продолжительность проживания
12 месяцев. Будут переписаны по месту жительства лица, временно
выехавшие за рубеж (менее 12 месяцев) в командировку или на учебу.
В соответствии с международными рекомендациями в постоянное
население страны включены лица, постоянно проживающие в России,
но временно выехавшие на лечение, отдых, в гости независимо от срока
их пребывания за рубежом. Эта категории населения так же будет переписана
по месту жительства.
Категории населения, подлежащие учету при переписи 2010
года, полностью совпадают с 2002 годом.
Кроме того, будет получена численность и основные характеристики
лиц, временно находившиеся в России на момент переписи.
Объектом переписи является лицо, подлежащее учету,
а единицей наблюдения, как и при переписи 2002 года – домохозяйство,
подразделяя их на частные, коллективные домохозяйства и домохозяйства
бездомных. При автоматизированной обработке будут получены также
характеристики семьи.
Всероссийская перепись населения 2010 года будет проведена
методом опроса населения и заполнения переписных листов при
обходе жилых и иных помещений, в которых проживает (пребывает) население.
В целях выбора наиболее предпочтительного варианта для
проведения Всероссийской переписи населения 2010 года при пробной
переписи проверялся и метод самосчисления, при котором население
само заполняло переписные листы. Возврат переписных листов составил
в разных районах пробной переписи от 4 до 13 процентов. Невысокая
степень участия населения делает неэффективным его применение в
качестве основного метода переписи, так как слишком высоки организационные
затраты с учетом необходимости использования труда переписчиков
для проведения опроса лиц, не заполнивших переписные листы, а также
дублирования тиража переписных листов. Кроме того, было отмечено
в целом невысокое качество их заполнения с точки зрения правильности
и полноты ответов. Однако в исключительных случаях, например, в
элитных домах, куда по каким либо причинам будет затруднено попасть
переписчику, возможно его использование.
По результатам пробной переписи предлагаются определенные
изменения в организации опроса. Традиционно собственно опросу населения
предшествовал предварительный обход, во время которого переписчик
обходил каждое жилое помещение своего счетного участка для определения
помещений с постоянно проживающим населением. Целью этого обхода
был отбор жилых помещений для проведения переписи по программе выборочного
наблюдения, т.н. «длинному» вопроснику.
Пробная перепись показала, что население крайне негативно
относится к неоднократному приходу переписчика. В лучшем случае
согласно предоставить о себе сведения только во время предварительного
обхода, т.е. до момента счета населения, что нарушает методологию
переписи, а во время собственно переписи уже отказывается отвечать
на вопросы, т.е. мы понимаем, что на этом этапе у нас будут самые
большие потери.
Поэтому предлагается в период предпереписной проверки
(до 13 октября) силами заведующих переписных участков уточнить информацию
о числе жилых помещений, численности проживающего в них населения
и произвести отбор помещений для выборочной переписи. 13 октября
переписчик должен получить у инструктора необходимый набор материалов
и ознакомиться с границами своего счетного участка с те, что бы
14 октября приступить к опросу населения.
Для обеспечения полноты и правильности учета населения,
во избежания недоучета или двойного счета предусмотрены контрольные
мероприятия. По окончании переписи инструктором совместно с переписчиком
проводится выборочный (10%) контрольный обход жилых помещений счетного
участка. В период переписи и контрольного обхода составляется форма
С «Список лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения 2010
года», форма КС «Список лиц для контроля правильности заполнения
переписных листов» и форма СПР «Справка о прохождении переписи»
- для контроля за заполнением переписных листов. Все эти документы
вам розданы.
Проект Программы предстоящей переписи населения
близок Программе Всероссийской переписи населения 2002 года, что
позволяет обеспечить сопоставимость их итогов. Вместе с тем с учетом
изменений современной демографической, социально-экономической ситуации
и актуализации потребностей государства и общества в статистической
информации о населении внесено ряд изменений и дополнений, о которых
скажу ниже. У вас на руках имеются проекты бланков переписных листов,
а так же проект Инструкции по их заполнению.
Проект Программы включает в себя вопросы, соответствующие
перечню сведений Федерального закона «О Всероссийской переписи населения»
и проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «О Всероссийской переписи населения».
Все лица, постоянно проживающие в стране на момент счета
населения, будут отвечать на 19 вопросов программы сплошного
наблюдения. Это традиционные для всех переписей населения вопросы
о поле, возрасте, месте рождения, состоянии в браке, образовании,
гражданстве, национальной принадлежности и владении языками, источниках
средств к существованию, занятости и положении в занятии, а также
вопрос о поиске работы.
Впервые в переписной вопросник введен термин «домохозяйство»
в вопросе о родстве (свойстве) с другими лицами, проживающими вместе
с респондентом. Переход от понятия «семья» к понятию «домохозяйство»
произошел еще при прошлой переписи населения. Однако в 2002 году
из-за законодательных проблем в переписных листах использовался
термин «учетная единица», подразумевавший именно домохозяйство.
В вопросе о состоянии в браке разделены понятия «разведен
официально» и «разошелся» для получения информации о числе фактически
распавшихся браков и официально расторгнутых в целях изучения истории
и устойчивости брака и для оценки данных текущей статистики населения.
В блоке вопросов об образовании впервые выделены
ступени высшего образования в соответствии с современным законодательством
в области образования, а для лиц с высшим и послевузовским образованием
введен вопрос о наличии ученой степени.
В языковом разделе восстановлен отсутствовавший
в явном виде при переписи населения 2002 года вопрос о родном
языке. Этот вопрос направлен на информационную поддержку реализации
конституционных прав граждан согласно ст. 26 (ч.2) и ст.68 (ч.3)
Конституции Российской Федерации и, кроме того, необходим для корректной
интерпретации самоназваний некоторых национальностей.
Редакция вопроса о национальной принадлежности сохранена
без изменений с 2002 года и полностью соответствует ст. 26 (ч.1)
Конституции Российской Федерации.
Проект Программы расширен вопросом об основном источнике
средств к существованию. Кроме того, перенос вопроса о поиске
работы из программы выборочного наблюдения в программу сплошного
наблюдения позволит получить данные об экономической активности
всего населения, что особенно важно для результатов на уровня субъектов
Российской Федерации.
Более подробные характеристики населения позволит получить
программа выборочного наблюдения, куда кроме основных 19
вопросов входят еще 8 дополнительных. По этой программе будет опрашиваться
20% населения и итоговая информация будет экстраполирована на генеральную
совокупность. Процент охвата выборки снижен с традиционных прежде
25% до 20% в целях сокращения нагрузки на респондентов при обеспечении
репрезентативности распространенных данных. Как и прежде, в эту
часть проекта Программы включены вопросы о занятии, виде экономической
деятельности, местонахождении работы, о непрерывности проживания
в месте постоянного жительства и месте предыдущего жительства, а
также о числе рожденных женщиной детей.
Блок вопросов о занятости расширен актуальным в настоящее
время вопросом о наличии второй работы.
В разделе о миграции населения будем выяснять место
предыдущего постоянного жительства за год до переписи населения
в отличие от 2002 года, когда выяснялось, где опрашиваемый проживал
в период проведения прошлой переписи (январь 1989 года). Это позволит
провести сопоставления с данными текущей статистики миграции, а
также получить всестороннюю характеристику активных мигрантов.
Дополнительный вопрос к женщинам о дате рождения
первого ребенка даст информационную базу для улучшения качества
прогнозов численности населения.
Информация о жилищных условиях населения будет
получена на основе вопросов о жилище в целом – тип жилища, период
его постройки, материал наружных стен и благоустройство и санитарно-гигиенические
условия проживания; о жилом помещении (квартире) – размер общей
площади, число жилых комнат и наличие телекоммуникаций; и об условиях
проживания каждого домохозяйства – число занимаемых комнат и наличие
доступа к сети Интернет. Этот раздел проекта Программы претерпел
наибольшие изменения как по форме, так и по составу собираемой информации
по сравнению с прошлой переписью населения. Его наполнение соответствует
Рекомендациям ООН и полностью отражает современные условия жизни
в России.
Значительно расширен вопрос о благоустройстве жилого
помещения в связи с возрастающей актуальностью вопросов экологической
обстановки жизнедеятельности населения. В частности, изменились
подсказы, касающиеся водоснабжения и канализации, включены подсказы
о наличие кухни и туалета; дополнены подсказы, характеризующие способы
удаления бытовых отходов.
Кроме того, в проект Программы впервые включено изучение
наличия телекоммуникаций, как средств развития информационного общества
и расширения возможностей каждого человека в реализации своих прав
и свобод.
По сокращенной программе, содержащей 7 вопросов, будут
опрашиваться те, кто временно находился на территории России
на момент счета населения, но постоянно проживает за границей.
Этот раздел проекта Программы остался с 2002 года практически без
изменений.
Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года будут
получены по муниципальным образованиям и административно-территориальным
единицам.
Предварительные итоги: численность переписанного населения
(в том числе мужчин и женщин) с разбивкой на городское и сельское
население будут сформированы в апреле 2011 года.
Окончательные итоги формируются на основании Программы
публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по
тематическим очередям в соответствии с графиком формирования таблиц
каждой очереди в 2011-2012 годах.
Дополнительные итоги будут формироваться по запросам
пользователей
Проект Программы публикации итогов Всероссийской
переписи населения 2010 года так же представлен для рассмотрения.
Отмечу, что в целом сохранена структура официального представления
итогов Всероссийской переписи населения 2002 года. Исключение составляет
том «Коренные малочисленные народы Российской Федерации», таблицы
которого перенесены в том 4 «Национальный состав и владение языками,
гражданство» в виде отдельной книги.
Помимо официальных публикационных томов, каждый из которых
будет снабжен CD, предполагается издание специального атласа, брошюр.
ТОГСы опубликуют итоги в разрезе муниципальных образований и административно-территориальных
единиц субъектов Российской Федерации. Все тома официальной публикации
в открытом доступе будут размещены на сайте Росстата. При помощи
специальных стандартных программных средств предусматривается возможность
Web-доступ пользователей к неперсонифицированной базе с обеспечением
конфиденциальности данных для получения необходимой информации.
Как и по результатам 2002 года официальные публикации
Всероссийской переписи 2010 года будут направлены помимо федеральных
органов власти, органам власти субъектов Российской Федерации, в
научные и учебные заведения, центральные библиотеки субъектов.
Автоматизированная обработка материалов переписи населения
будет осуществляться на двух уровнях.
В 67 ТОГСах и одном федеральном центре будут осуществляться
ввод переписных листов, экранное кодирование, формальный и логический
контроль с последующей передачей информации в федеральный центр.
Затем на уровне федерального центра будут формироваться
итоги переписи, создана база микроданных, содержащая неперсонифицированную
информацию Всероссийской переписи населения 2010 года и территориальная
выборка многоцелевого назначения для проведения выборочных социально-демографических
обследований населения в межпереписной период.
C учетом предполагаемого числа вопросов проекта Программы,
объема выборки и сложившейся при пробной переписи населения фактической
трудоемкости, предлагается установить cреднюю норму нагрузки на
переписчика 380 человек в течение 12 дней опроса с дифференциацией
нагрузки по субъектам Российской Федерации, городским и сельским
поселениям.
Для проведения Всероссийской переписи населения 2010
года необходимо будет привлечь примерно 700 тыс. человек переписного
персонала, из которых около 100 тыс. будут осуществлять опрос населения
в наиболее проблемных для переписи регионах - гг. Москве и Санкт-Петербурге,
Московской и Ленинградской областях.
При подборе временных работников на пробную перепись
каждый третий приглашеный отказался от работы на разных этапах:
подбора, обучения и собственно переписи.
Основными причинами отказов были:
- сложность взаимодействия с населением, необходимость
по нескольку раз (до пяти раз) посещать одно и то же помещение и
убеждать население участвовать в переписи;
- низкий уровень оплаты труда при значительной нагрузке,
напряженном характере труда (необходимость работы в выходные дни,
продолжительность рабочего дня свыше 9 часов).
Фактическая оплата труда переписчика, от которого в
максимальной степени зависит качество переписных данных, составила
исходя из продолжительности опроса населения от 3870 до 4465 рублей.
У значительной части переписчиков большая часть этих средств была
истрачена на проезд до места работы. Мы предпринимаем попытки повышения
оплаты труда, однако, в современных условиях вряд ли это осуществимо.
В этой связи возможно привлечение бизнеса в рамках программы партнерства.
Как примерные направления сотрудничества –дополнительное страхование
жизни переписного персонала, обеспечение карточками экспресс-оплаты
мобильной связи (что позволит как повысить управляемость переписчиками,
так и обеспечить более безопасные условия их работы), организация
питания, предоставлении возможности бесплатного проезда на общественном
транспорте на период переписи.
Все эти мероприятия позволят создать дополнительные
стимулы для привлечения переписного персонала.
Кроме того, участие бизнеса возможно и для проведения
информационной работы по Всероссийской переписи населения 2010 года
в части, например, размещении рекламных материалов по переписи.
При этом коммерческие структуры получают дополнительный источник
собственной рекламной поддержки в рамках мероприятия общегосударственного
характера.
В работе совещания принимают участие руководители и
преподаватели многих высших учебных заведений страны. Опыт переписи
населения 2002 года, пробной переписи населения показал, что переписчики,
подобранные из числа студентов, значительно быстрее и лучше усваивают
материал, что положительно отражается на качестве заполнения переписных
листов. При переписи 2002 года почти треть переписного персонала
составили студенты высших и средних специальных учебных заведений.
При переписи населения 2010 года такая практика будет
продолжена. Там, где это возможно будем делать ставку на студентов
учебных заведений и их преподавателей в качестве переписчиков и
инструкторов соответственно. Предлагается участие в переписи населения
засчитывать студентам как производственную (для профильных специальностей)
или ознакомительную практику. Минобрнауки России нас в этом вопросе
поддержало, и в настоящее время дорабатывается учебная программа
практики.
Всеобщая перепись населения – это последовательная реализация
комплекса взаимоувязанных работ, осуществляемых на федеральном уровне,
уровне субъекта Российской Федерации, каждого муниципального образования.
17 федеральных органов исполнительной власти будут непосредственно
участвовать в подготовке и проведении переписи. Организация и проведение
переписи отдельных категорий населения; привлечение работников системы
образования, студентов высших и средних профессиональных образовательных
учреждений; обеспечение безопасности во время переписи, методическое
обеспечение изготовление картографического материала – вот далеко
неполный круг задач, которые мы совместно решаем.
В переписи населения участвуют разные ветви и органы
государственной власти, что влечет необходимость координации их
деятельности, оперативного решения ряда вопросов, выходящих за рамки
компетенции отдельных федеральных органов исполнительной власти
и органов власти субъектов Российской Федерации. Эту функцию согласно
Федеральному закону «О Всероссийской переписи населения» исполняет
специально создаваемая Правительством Российской Федерации комиссия.
С учетом положительного опыта Всероссийской переписи
населения 2002 года, принимая во внимание тот факт, что до Всероссийской
переписи населения осталось менее двух лет, Росстат считает необходимым
создание в самое ближайшее время Комиссии Правительства Российской
Федерации по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года.
Результатом взаимодействия органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и территориальных
органов Росстата явилось образование в 60 субъектах Российской Федерации
комиссий по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения
2010 года и около 5 тысяч комиссий в муниципальных образованиях.
Уже состоялось около 10 тысяч заседаний комиссий, на которых рассматривались,
прежде всего, вопросы организации и выполнения первоочередных подготовительных
мероприятий к переписи населения.
На начало 2009 года проверки наличия указателей с названиями
улиц, номеров домов и квартир проведены в 91 % городских и сельских
населенных пунктов, в более половины из них обнаружены недостатки
и проводится работа по их устранению.
Продолжается работа по уточнению границ административно-территориальных
единиц и муниципальных образований. По полученной информации в прошедшем
году уточнены границы 86% административно-территориальных единиц.
Уже в первом полугодии ТОГСами совместно с местными
органами власти будет уточнен перечень труднодоступных районов,
в которых перепись будет проводиться с некоторыми отступлениями
от общей схемы и в иные сроки. Поскольку Всероссийская перепись
населения 2010 года будет проводиться в октябре, как и предыдущая
перепись, мы прогнозируем, что этот перечень не должен претерпеть
серьёзных изменений. А каждое такое изменение в сторону увеличения
должно иметь абсолютно неоспоримое обоснование, поскольку организация
переписи в труднодоступных районах требует серьёзных финансовых
средств, при том, что переписанная в 2002 году численность составила
всего 430 тыс.человек. Мы не должны потерять население, проживающее
в отдаленных районах, но и заявки должны быть, как я уже сказал,
аргументированы.
В завершении необходимо остановиться на одном, наверное,
из самых важных направлений подготовительных работ. В условиях отсутствия
обязательности участия населения в переписи информационно-разъяснительная
работа выходит на первое место, как главная составляющая её успешного
проведения.
Начинающаяся в 2009 году крупномасштабная кампания будет
строиться на объяснении значения итогов переписи населения для проведения
эффективной государственной демографической и социальной политики
и, в этой связи, важности участия каждого жителя для обеспечения
полноты и достоверности результатов переписи. В рамках единой информационной
концепции будет учитываться специфика отдельных регионов страны.
Пробная перепись подтвердила необходимость специальных программ
по информационно-разъяснительной работе для жителей мегаполисов.
Наша задача на предстоящие два года объяснить, зачем нужна перепись,
какая информация и для чего будет собираться во время переписи.
И наверное, самое главное, доказать, что перепись в равной степени
нужна и государству, и каждому жителю нашей страны.
Для проведения информационной компании будут задействованы
все современные информационные и рекламные технологии. Но, какие
бы мы новации не использовали без поддержки экспертного, научного
сообщества, без привлечения лидеров общественного мнения справиться
с этой задачей будет трудно и даже практически невозможно.
Необходима и поддержка средств массовой информации,
сила воздействия которых на население велика. Любая негативная публикация
или сообщение в средствах массовой информации при Всероссийской
переписи населения 2002 года, пробной переписи сразу же приводили
к увеличению числа отказов от участия в ней.
Только общими усилиями можно будет сформировать позитивное
отношение населения к переписи. Именно так ведут себя СМИ в так
называемых «цивилизованных» странах.
По результатам специально проведенных социологических
исследований, рассмотрения на фокус-группах, как наиболее отвечающий
целям и задачам предстоящей переписи населения, обладающий большим
потенциалам для привлечения аудитории, был выбран слоган «России
важен каждый!».
Эмблема Всероссийской переписи населения 2010 года в
целом повторяет эмблему Всероссийской переписи населения 2002 года
с некоторыми изменениями отдельных её элементов. Сохранение такой
преемственности позволяет позиционировать Всероссийские переписи
населения как необходимые, регулярно проводимые мероприятия.
|