|
К вопросу о возможном влиянии кризиса на международную
миграцию в России1
Ольга Чудиновских - специально для Демоскопа
В последние месяцы всё чаще тема миграции связывается
с мировым экономическим кризисом, делаются прогнозы ситуации в области
трудовой миграции, и т.д. Но кризис может оказать влияние не только
на этот сегмент миграционного потока в Россию (и за её пределы).
Экономическая нестабильность, повышая степень неопределенности обустройства
на новом месте, может сократить количество мигрантов, которые хотят
приехать в Россию на постоянное жительство. Иногда высказывается
мнение, что кризис усиливает отток россиян в страны с относительно
лучшей экономической (и социальной) обстановкой. По нашему мнению,
это предположение может быть справедливо по отношению к временным
формам миграции части состоятельных граждан, с целью «переждать»
неспокойный период в более благоприятных, чем в России, условиях.
И конечно, такие поездки вряд ли могут быть массовыми.
Масштабы и долговечность новых явлений в миграционной
ситуации трудно предсказуемы. Однако совершенно очевидно,
что кризис в большей или меньшей степени отразится на всех
формах миграционной подвижности.
Влияние кризиса 1998 года на долгосрочную миграцию в
РФ
Что же может произойти в наступившие непростые времена,
и есть ли в истории нашей страны аналогии для прогнозирования ситуации?
В этой небольшой заметке мы хотим в самых общих чертах показать,
каким образом отразился экономический кризис 1998 года на потоках
долгосрочной международной миграции в России. Наиболее простым подходом
является описание изменения числа мигрантов, прибывших в Россию
на постоянное жительство и выбывших из РФ за границу в период
до, во время и сразу после кризиса 1998 года.
Таблица 1. Динамика
международной миграции в РФ в 1997-2000 гг., тыс. чел.
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
Прибыли
|
598
|
514
|
380
|
359
|
Выбыли
|
233
|
213
|
215
|
146
|
Чистая миграция
|
365
|
300
|
165
|
214
|
Источник: данные Росстата
Статистика показывает резкое сокращение миграционного
прироста в 1999 г.: более чем вдвое по сравнению с 1997
г. и почти вдвое - с 1998-м годом. В 2000 году наблюдалось некоторое
увеличение миграционного притока, который на самом деле был большим,
чем зафиксировала российская статистика. Именно осенью 2000 года,
в период «пиковых» значений потока иммиграции, МВД России было принято
решение о регистрации по месту жительства только тех мигрантов (не
имеющих российского гражданства), которые получили вид на жительство.
Из-за сложности получения вида на жительство многие иностранные
граждане были вынуждены регистрироваться по месту пребывания, т.е.,
по правилам, на этих мигрантов не составлялся листок статистического
учета. Часть прибывших в 2000 году смогли получить вид на жительство
только в 2001, т.е. также не попали в отчетность Росстата за 2000 г.
На рис. 1 показаны ежемесячные объемы международной
миграции в Россию и за её пределы на протяжении четырех лет. Заметим,
что многолетние наблюдения (и за предыдущие периоды, в том числе
– во времена СССР) показали, что «пиковых» значений миграция в России
традиционно достигала в осенние месяцы, за которыми следует быстрое
снижение, вплоть до осени следующего года. Это связано с тем, что
многие люди приурочивали переезд к началу учебного года. Практически
всегда существует некоторый временной лаг между фактом прибытия
и регистрации (прописки), поэтому мигранты учитываются не, скажем,
в августе, а в сентябре или октябре2.
Рисунок 1. Динамика числа иммигрантов и эмигрантов в
РФ по месяцам 1997-2000 гг.
Источник: Данные Росстата ( * сведения за 1996 год не
были доступны по месяцам)
На рис. 1 отчетливо видно, что с января 1997 по декабрь
2000 гг. числа эмигрантов из России по месяцам практически не изменялись.
В то же время числа прибывших в РФ на постоянное жительство снижались,
и довольно заметно. Это нашло отражение в объемах сальдо миграции
(рис. 2). На рисунке 2 показано, что сокращение сальдо миграции
произошло только в самом конце 1998 года, продолжилось и полностью
проявило себя в 1999 году. В октябре 1999 (т.е. в период теоретического
годового максимума) чистая миграция была вдвое меньше, чем
в октябре 1997 года и почти на 40% меньше, чем в октябре 1998. Статистика
подтвердила определенную инерционность долгосрочной миграции: многие
из потенциальных мигрантов, которые заранее планировали
переезд на постоянное жительство в Россию в 1998 году, уже
не имели возможности отменять или откладывать его в первые месяцы
кризиса3. Но те, кто
собирался переехать позднее, смогли внести коррективы в свои жизненные
планы и отменить переезд, или отложить его на не некоторое время.
Даже на примере абсолютных значений виден своеобразный «провал»
в объеме сальдо миграции, начавшийся осенью 1998 г. и достигший
минимума к лету 1999 г.
Рисунок 2. Динамика чистой миграции (международной)
в РФ по месяцам в 1997-2000 гг., человек
Источник: данные Росстата
По нашему мнению, абсолютные показатели потоков миграции
недостаточно информативны. Попробуем посмотреть на эти величины
иначе: рассчитаем отношение сальдо миграции по месяцам в 1998 и
последующих годах к величинам, зафиксированным в том же месяце,
но в предыдущем году. На рисунке 3 показано отношение чистой миграции
в Россию по месяцам к чистой миграции в том же месяце предыдущего
года (например, величина в точке «январь 1998» показывает, что чистая
миграция в январе 1998 года была на 8% больше, чем в январе 1997
года). Данные показали, что с сентября 1998 года началось снижение
притока и миграционного прироста, и к лету 1999 года сальдо стало
почти вдвое меньшим, чем в тот же период 1998 года. Точкой минимума
(и «перелома» тенденции) можно считать июнь 1999 года, после чего
объемы чистой миграции стали приближаться к тем же величинам в 1998
году, а затем и превзошли их.
Общая величина сальдо международной миграции в 1998
году составила 82% от уровня 1997 года, в 1999 - 55% от уровня 1998,
а в 2000- уже 130% от объема чистой миграции в 1999 году.
Быстрый рост отношения миграционного прироста, особенно
в первой половине 2000 года (к тому же уровню 1999 года) демонстрирует
результат компенсаторной миграции тех, кто отложил переезд в связи
с кризисом в России. Последующее снижение объясняется двумя факторами
- стабилизацией сальдо миграции, когда "всплеск" отложенной
миграции себя исчерпал, и, как было отмечено выше, переходом к новым
правилам регистрации иностранных граждан по месту жительства, которые
с осени 2000 года привели к формальному «сокращению» иммиграции
в Россию.
Рисунок 3. Отношение объемов чистой миграции в России
по месяцам в 1998-2000 гг. к соответствующим показателям предыдущего
года, %
Рассчитано по данным Росстата
Продолжать сравнения сальдо миграции мы считаем нецелесообразным.
С осени 2000 года в правила статистического наблюдения международных
мигрантов неоднократно вносились изменения, что привело к последовательному
исключению из статистического наблюдения отдельных категорий внешних
мигрантов в РФ и, следовательно, нарушению сопоставимости статистики,
собранной в разные годы. Период с 1997 по октябрь 2000 гг. может
считаться пригодным для сравнения по месяцам, т.к. методология сбора
данных в это время не изменялась.
Приведенные выше расчеты отражают в самом общем виде
колебания долгосрочной миграции в период прошлого кризиса.
Масштабы и последствия ситуации, сложившиеся сейчас, отличаются
от положения дел в 1998-1999 гг. Трудно также предсказывать сроки
восстановления экономики, возможно, на этот раз процесс затянется
на два-три года, что неизбежно отразится на миграционных трендах.
Думаю, что точного прогноза «поведения» этих трендов не сможет сделать
никто, но в общих чертах мы можем предположить, что события будут
развиваться по тому же сценарию, что и десять лет назад. Часть потенциальных
иммигрантов отложат свой переезд в Россию до лучших времен, чтобы
приехать не в текущем, а в 2010 или 2011 году. Нет оснований полагать,
что в ближайшие годы существенно сократится разрыв в уровне экономического
развития РФ и стран, откуда в основном прибывают в Россию иммигранты
(а также стран, куда из России уезжают эмигранты). Поэтому, после
некоторого снижения, объемы миграции на постоянное жительство восстановятся
до уровня 2007-2008 гг. Заметим, что коррективы могут быть внесены
путем административного «вмешательства», например, если Правительство
РФ существенно изменит квоты на выдачу разрешений на временное
проживание, но в настоящее время для таких предположений нет оснований4.
Еще хотелось бы сказать следующее. Некоторые сторонники
Программы содействия добровольному переселению соотечественников
(которая пока работает очень неэффективно) надеются, что кризис
в странах СНГ окажется стимулом для переезда некоторой части их
населения и в Россию. Однако, как показывает история изучения миграции,
люди вряд ли поедут из состояния неопределенности в обжитом месте
в такое же состояние неопределенности в неизвестном, новом месте
в другой стране, при отсутствии там своего жилья, привычного социального
окружения и достаточных социальных гарантий.
О возможных изменениях временной трудовой миграции
В условиях кризиса основные, и тоже недолговечные
изменения коснутся, скорее всего, временных форм миграции. Может
существенно уменьшиться трудовая миграция в связи с сокращением
рабочих мест. Легальная составляющая трудовой миграции сократится
уже потому, что Правительство РФ дало установку на снижение квот
на иностранную рабочую силу в 2009 году и приняло ряд решений, которые
предположительно будут стимулировать трудоустройство граждан России
на рабочих местах, в том числе, прежде занятых мигрантами. Однако,
по моему мнению, решение по квотам принято поспешно, без должного
обоснования и проработки проблемы. Это может привести к тому, что
часть трудовых мигрантов, как в прежние годы, будут работать нелегально,
что сведет на «нет» усилия властей по регуляризации обстановки в
этой сфере. Могут сократиться объемы временной трудовой эмиграции
граждан России, ранее выезжавших при помощи лицензированных агентств
и, преимущественно, по частным каналам
Последствия кризиса для временной трудовой миграции
могут оказаться наиболее значительными. Как отмечают западные наблюдатели,
кризис проявляет себя не только в виде сокращения числа рабочих
мест для мигрантов, в первую очередь в строительстве (и ряде «специфических»
мигрантских отраслей), но, главным образом, как резкое падение объемов
денежных переводов, направляемых мигрантами в страны выхода5.
Пока что речь идет также о прогнозах: по оценке П. Супачаи, Генерального
секретаря ЮНКТАД, сделанной в ноябре 2008 года, сокращение объемов
денежных переводов в 2009 году может составить от одного до 6%6.
Отметим, что российские банковские системы уже зафиксировали снижение
объема средств, пересылаемых через платежные системы, но чаще всего
это обстоятельство связывается со снижением доверия людей к этим
системам и использование, как прежде, личных каналов передачи денег7.
О снижении квот и планов приема иммигрантов заявили
правительства многих стран – основных реципиентов иностранной рабочей
силы. Однако следует подчеркнуть, что все решения принимаются после
тщательного изучения вопроса. В числе прочего учитывается
положительный вклад мигрантов в работу отраслей, платежеспособный
спрос на продукцию которых оказался устойчивым даже в условиях кризиса.
Миграции и преступность в России: оправданны ли пессимистические
прогнозы?
Но все-таки основными явлениями во многих принимающих
странах стали отток иностранных работников, особенно из отраслей
с высокой долей мигрантов и резкое сокращение потоков денежных переводов
в страну происхождения. Кроме того, в ряде стран в рамках политического
дискурса усилилось неприязненное отношение к мигрантам, об этом,
в частности, было сказано в докладе Пан Ги Муна на Глобальном форуме
по миграции и развитию (Манила, октябрь 2008 г.)8.
Россия в этом плане не стала исключением. В последние
месяцы всё чаще раздаются голоса чиновников, политиков, рядовых
граждан и журналистов, выражающих негативное отношение к присутствию
мигрантов в нашей стране. Мигранты, по мнению многих, занимают «наши»
рабочие места и способствуют росту преступности. О ситуации в области
трудовой миграции было сказано выше. В рамках этой заметки мы не
можем обойти вниманием появившиеся осенью 2008 года и довольно активно
продвигаемые в российских СМИ идеи о возможном (или уже наблюдаемом)
увеличении преступности среди мигрантов в условиях экономического
кризиса. Заголовки говорят сами за себя:
- Лишившись работы, мигранты взялись за грабежи. В Москве участились
случаи нападения гастарбайтеров на прохожих. (А.Бойко. Комсомольская
Правда, 11.12.2008);
- Москву ждут погромы, как в Париже? Есть риск, что, оставшись
без работы, многие трудовые мигранты станут преступниками. (Георгий
Беленев, Независимая газета, 21.11. 2008)
- Замминистра МВД Михаил Суходольский: «Преступников-мигрантов
становится все больше» (Комсомольская Правда, 25.12.2008)
- МВД опасается столкновений недовольных россиян с голодными мигрантами
(РБК daily, 25.12.2008).
Список примеров можно продолжить. По сути дела, российские
СМИ заранее нагнетают алармистские настроения и распространяют непроверенную
или вовсе неправильную информацию. К примеру, в упомянутой выше
статье Александра Бойко речь идет об уроженцах Чечни и Дагестана,
которые вряд ли могут считаться гастарбайтерами, т.к., скорее всего,
являются гражданами России.
Статистика МВД действительно зафиксировала некоторое
увеличение числа преступлений, совершенных иностранцами (из числа
раскрытых) – с 50139 в 2007 году до 53876 в 2008. Однако, отношение
числа преступлений, совершенных иностранцами в 2008 году к уровню
2007 года по кварталам показывает, что самое заметное увеличение
по сравнению с тем же периодом произошло в первом квартале 2008
года (а именно - в марте). Это был период интенсивного найма на
работу иностранных граждан, быстрого исчерпания квот, т.е. признаков
кризиса еще не просматривалось. В первом квартале 2008 г. прирост
числа преступлений, совершенных иностранными гражданами, составил
10,8% (к показателю за 1 квартал 2007 г.), а в четвертом квартале
2008 г., когда признаки кризиса проявились уже в значительной степени,
преступлений было на 7,5% больше, чем за тот же период 2007 г.
Следует помнить, что речь идет о раскрытых преступлениях,
т.е. часто имеет место некоторый временной лаг между временем совершения
и временем регистрации раскрытого правонарушения. Поскольку мигранты
чаще всего совершают преступления, раскрываемые «по горячим следам»,
этот разрыв представляется незначительным.
Рисунок 4. Отношение числа преступлений к уровню предыдущего
года по кварталам в 2007-2008 гг. %
Рассчитано по данным с официального сайта МВД России и данным
статистического справочника «Состояние преступности в России за
январь-декабрь 2008 года». ГИАЦ МВД РФ, М., 2009.
И ещё. Многочисленные, часто спекулятивные, высказывания
в СМИ на тему «мигранты повышают преступность», по крайней
мере, до сих пор не имели под собой никаких оснований. Оперируя
абсолютными величинами не всегда можно увидеть суть явления. Когда
российскому обывателю сообщают, что мигранты совершают свыше 50
тысяч преступлений в год, это может показаться значительной величиной.
Но эти тысячи составляют лишь около 3 процентов общего числа раскрытых
преступлений (в 2007 году – 2,8%, в 2008 – 3,1%)9.
Кроме того, если мы перейдем к относительным показателям и попробуем
рассчитать, сколько преступлений приходится на десять тысяч человек
постоянного населения России и «мигрантского» населения, то цифры
получатся еще более информативными. В 2008 году население России
составило менее 142 миллионов человек, в том же году было раскрыто
1,713 миллиона преступлений. Т.е. на десять тысяч населения РФ приходится
121 случай. Для корректного сравнения уровня преступности постоянного
населения и мигрантов следовало бы в качестве знаменателя использовать
только взрослое население РФ, т.к. мигранты в России представлены
в основном населением молодых рабочих возрастов (с преобладанием
мужчин); при уменьшении (почти на 20 миллионов) знаменателя показатель
преступности населения России был бы заметно выше (более 140 случаев
на 10 тыс. человек).
Число мигрантов (хотя бы среднегодовое) оценить довольно
трудно, но за основу можно взять количество иностранцев, поставленных
на миграционный учет. В 2008 году эта величина могла составить около
10 миллионов человек (по данным с сайта ФМС России за 11 месяцев
2008 года на учет поставлено 9165927 чел., 240 тысяч проживали в
РФ по РВП и 55 тысяч – по виду на жительство). Скорее всего, величина
9,2 миллиона все-таки отражает число процедур, а не физических лиц,
т.е. имеет место повторный счет. Но более точных сведений нет. При
знаменателе, равном десяти миллионам, число раскрытых преступлений,
приходящихся на каждые десять тысяч иностранцев в РФ, составило
бы в 2008 году 53,9 случая. Если же воспользоваться оценками, которые
делает руководство страны в отношении нелегальных мигрантов (10
миллионов), то число преступлений, совершенных иностранными гражданами,
следовало бы делить на 20 миллионов человек.10
В этом случае получается, что уровень преступности среди
иностранцев теоретически может быть вдвое ниже, т.е. около 27 случаев
на каждые десять тысяч мигрантов. Если мы всё-таки будем исходить
из реалистичных оценок численности незаконных мигрантов, а также
примем во внимание, что среди поставленных на миграционный учет
могли быть повторные процедуры, то знаменатель, равный десяти миллионам
представляется наиболее вероятным.
Таким образом, несложные вычисления продемонстрировали,
что уровень преступности граждан России как минимум в два с половиной
раза выше, чем у мигрантов.
Статистика МВД за 2008 год показала, что количество
преступлений, совершенных иностранцами, с 2007 года действительно
несколько возросло, но этот прирост был вовсе не «колоссальным»,
как прогнозировали некоторые «эксперты»11,
и составил всего 7,5 процентов (с 50,1 до 53,9 тысяч случаев). Для
объективности нужно отметить, что по сравнению с 2007 годом общее
число раскрытых преступлений в РФ снизилось на 3,5%, а зарегистрированных
– на 10%. Однако, по моему убеждению, в этой ситуации крайне опасно
проводить политику нагнетания страстей. Угрожающие, провокационные
предположения, утрирование и намеренное искажение фактов лишь подливают
масла в тлеющий костер неприязни к мигрантам со стороны нашего населения.
Направленные против мигрантов пророчества и ожидания, высказанные
высокопоставленными людьми и растиражированные журналистами, ложатся
на благоприятную почву присущей россиянам ксенофобии и вряд ли способствуют
общественному спокойствию и безопасности. К сожалению, мнения специалистов,
которые не эмоциями и манипуляциями с цифрами, а здравыми рассуждениями
пытаются опровергать подобные прогнозы12,
продвигаются к публике и тиражируются далеко не так активно.
В этих условиях вполне вероятно предположить, что некоторые
из наших особо «патриотично настроенных» или пугливых сограждан
захотят действовать на опережение, и скоро мы узнаем о росте преступлений
против иностранцев, а не наоборот. И тому уже имеются подтверждения.
* * *
Подводя итог, заметим, что даже в условиях мирового
экономического кризиса вряд ли стоит ожидать каких-то потрясений
или далеко идущих негативных последствий для процессов миграции.
Как показывает опыт, который Россия уже приобрела в период новейшей
истории, все негативные изменения, связанные с экономическим кризисом,
имеют временный и преходящий характер.
1 Автор выражает
признательность Марку Тольцу за рекомендации по редактированию данного
материала.
2 Необходимо подчеркнуть,
что в последние годы такая сезонность колебаний миграции осталась
характерной только для внутрироссийских переездов. Международная
миграция, в отношении учета которой в 2000-2006 имели место многочисленные
проблемы, показывает совершенно иную картину колебаний. Анализ и
описание этого явления лежат вне темы данной заметки.
3 Напомним, что началом
кризиса считается пресловутый «дефолт» 17 августа 1998 года, который
стал неожиданностью для большинства россиян и потенциальных иммигрантов,
хотя понятно, что признаки финансового неблагополучия были видны
уже зимой-весной 1998 г.
4 Наблюдая за динамикой
миграционных процессов, не будем забывать о качестве и полноте статистических
данных. Резкое «увеличение» чистой миграции в 2007 году – на 81%
по сравнению с предыдущим годом (иммиграция «выросла» со 186 тыс.
в 2006 до 286 тыс. в 2007, а эмиграция сократилась с 54 тыс. до
47 тысяч человек), было связано преимущественно с «техническими»
причинами. С 2007 года Федеральная миграционная служба, наконец,
начала составлять и передавать в Росстат статистические талоны
на иностранных граждан, получивших статус резидента России (т.е.
разрешение на временное проживание). Напомним, что ежегодно этот
статус получают около двухсот тысяч иностранных граждан, но ранее
статистическому наблюдению они не подлежали из-за пробелов в законодательстве
5 Crisis 'hurting
migrant workers'. BBC News, 29 October 2008. http://news.bbc.co.uk/2/hi/asia-pacific/7697142.stm
6 UNCTAD Chief Predicts
Drop in Remittances to Developing Countries. http://ictsd.net/i/news/bridgesweekly/34043/
7 У систем денежных
переводов падают обороты. http://bankir.ru/news/newsline/30.10.2008/170814
8 H.E. Ban Ki-moon
Secretary-General of the United Nations 29 October 2008 Address
to the Second Global Forum on Migration and Development.
9 Часто цитируемое
высказывание мэра Москвы Ю.М.Лужкова о том, что мигранты совершают
более 40% преступлений в столице, как правило, не содержит
уточнения, что среди них преобладают иногородние граждане
России, а вовсе не иностранцы. Это подтверждает и руководство ГУВД
города (см.: Генерал-полковник Владимир Пронин: «43% преступлений
совершают мигранты из российской глубинки» Комсомольская правда.
18.02.2008)
10 Статистика ФМС
показывает т.н. «потоки» мигрантов, т.е. число иностранцев, поставленных
на учет в течение календарного периода, тогда как с точки зрения
правил статистики знаменателем должна быть некая «численность» мигрантского
населения, находящегося в России (хотя бы среднегодовая). К сожалению,
таких показателей ФМС не рассчитывает.
11 Мнение известного
своими радикальными высказываниями Михаила Делягина опубликовали
сразу несколько изданий: статья А. Смирнова «Последствием
кризиса могут стать организованные банды гастарбайтеров» вышла 6
ноября 2008 года в издании «Мой район» http://www.mr-spb.ru/news/society/story_5447.html,
тот же материал, но в более корректной форме был процитирован и
в другом издании: «Из-за кризиса может увеличиться количество этнических
преступных группировок» / Gazeta.СпБ. http://www.gazeta.spb.ru/88965-0/.
И еще вариант со ссылкой на Делягина: «Гастарбайтеры могут превратиться
в жестоких преступников» ИА "Клерк.Ру".
10.10.2008.
12 См., например,
материалы интервью с Еленой Тюрюкановой и Александром Верховским
в статье Егора Виноградова «Кризис не привел к росту преступности
среди российских гастарбайтеров» 26. 11. 2008. http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1227820980
и http://www.fin-crisis.ru/news/2008-11-26-610.
В этой же публикациях сообщается, что недавно сам М.Делягин пересмотрел
свою позицию, отметив, что «по счастливой случайности» удалось избежать
социального взрыва. Однако сведения об этом признании можно найти
только в цитатах оппонентов Делягина.
|