Rambler's Top100

№ 359 - 360
1 - 18 января 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Мир ожидают серьезные потрясения

Долгосрочные макротенденции развития Мир-Системы и возможности их математического моделирования

Международная демографическая статистика: оценки и прогнозы ООН

США и Европа: сильные и слабые стороны американской демографии

Демографические проблемы Франции

Споры о российской демографической безопасности: существующие тенденции и грядущие пути развития

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Споры о российской демографической безопасности: существующие тенденции и грядущие пути развития

Грэм П. Херд, Гагик Саргсян
(Опубликовано в журнале "Индекс безопасности", 2007, том 13, № 3 (83), с. 81-99)

В своем ежегодном послании к Федеральному Собранию в 2006 г, президент Российской Федерации В.В. Путин назвал демографию самой острой проблемой современной России1. Он также призвал тогдашнего секретаря Совета безопасности И.С. Иванова сосредоточиться на трех главных угрозах, стоящих перед Россией: «Во-первых, это проблема технологической отсталости, угроза возможного технологического разрыва. Во-вторых, это опасность неблагоприятного развития ситуации в демографической сфере, и, в-третьих, - прямые угрозы национальной безопасности, особенно в сфере обороны»2. Важность демографического вопроса и его приоритетное положение среди других федеральных проектов были подчеркнуты инициативой президента Путина по переименованию Совета по национальным проектам в Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике3.

Другие представители политической элиты также отметили проблему демографического кризиса в свете национальной безопасности. К.Ш. Исхаков, полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе, заявил, что для успешной модернизации России «нужно остановить отток населения», учитывая, что за последние 15 лет население Дальнего Востока сократилось на 20% «за счет миграции и дисбаланса между рождаемостью и смертностью»4. Заместитель начальника Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации генерал-полковник В.В. Смирнов привлек внимание к неизбежным последствиям демографического кризиса для военного и оборонного сектора, учитывая, что призывной контингент в России ежегодно уменьшается более чем на 100 тыс. человек5.

Представители политических партий часто склонны, как, наверное, и присуще политикам, драматизировать демографический кризис, отзываясь о нем в апокалипсических тонах как о чрезвычайном демографическом кризисе и демографической катастрофе. Председатель Совета Федерации С.М. Миронов, являющийся также и председателем партии «Справедливая Россия» (в чью платформу входит вопрос разрешения демографического кризиса), отметил, что, если не будут приняты срочные меры, к 2080 г. в России может остаться лишь 52 млн. человек. Лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г.А. Зюганов высказал мнение, что «страна теряет свое население. За 15 лет она уже потеряла 10 млн. человек, 9 млн. из которых по национальности - русские. Сохранение народа является проблемой настолько неотложной, что ее нельзя обойти стороной»6. К тревожному хору голосов присоединился и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, заявив: «Мы дожили до страшного времени, когда началось вымирание нашего народа»7.

В данной статье сначала анализируется связь между демографическим кризисом, связанными с ним изменениями в миграционных потоках и тем, как эти тенденции отражаются на стабильности российского государства. Далее мы определим возможное влияние демографического кризиса на политические процессы и социально-экономическую ситуацию в России, а также то, чем такой кризис может быть чреват для безопасности государства. В заключение приводятся практические рекомендации для более эффективного предотвращения демографического спада, направленные в первую очередь на противодействие самым опасным потенциальным последствиям кризиса, которые затронут политическую, экономическую и общественную сферы государственной деятельности и неизбежно отразятся на безопасности страны.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА

В одном из своих выступлений президент В.В. Путин отметил, что «глубокие исследования по демографической проблематике» в России пока еще не проводятся, несмотря на то, что «системная информация такого плана необходима»8. Всероссийская перепись населения 2002 г. подтвердила существование в стране тенденций, о которых говорили многие демографы. По данным Бюро переписи населения США, численность населения России будет уменьшаться ежегодно на 400 тыс. человек, а к 2025 г. страна недосчитается уже 10 млн. своих жителей9. По расчетам Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), уже сегодня численность населения России уменьшается на 840 тыс. человек в год. К 2025 г. она снизится на 21 млн., а к 2050 г. уменьшится на четверть, или на 31 млн. человек10. Между 1992 и 2002 гг. население России сократилось на 4371200 человек, и при этом естественная убыль населения составила 7399800 человек, что на 5% превышает данные переписи населения за 1989 г.11. Население сокращается быстрыми темпами, предположительно на 700-750 тыс. человек в год. Например, между январем и июлем 2006 г. численность населения России уменьшилась более чем на 380 тыс. человек и достигла отметки в 142,4 млн.12. В прогнозе социально-экономического развития страны на 2006-2009 гг., представленном Министерством экономического развития России, утверждается, что к 2009 г. население России снизится до отметки в 140,4-140,7 млн.13.

Рисунок 1. Прогноз роста населения с 1950 по 2050 гг.

Источники: Демографические данные по России, международная база данных, Бюро переписи населения США; Отдел народонаселения ООН, исправленная и переработанная база данных по народонаселению за 2004 г.; Вишневский А.Г., Андреев Е.М., 2001.

Прогнозируя динамику численности населения России между 1950 и 2050 гг. (см. рис. 1), интересно отметить, что хотя свои оценки ситуации дают и Бюро переписи населения США, и ПРООН, подобные данные за этот временной период не предоставляются ни Федеральной службой государственной статистики (Росстат), ни, насколько нам известно, любым другим официальным российским источником. И все же российские специалисты провели несколько исследований в этом направлении (большинство из них затрагивает период до 2020 г.).

Исследователи Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН А.Г. Вишневский и Е.М. Андреев, например, произвели обзор ситуации и предоставили свой прогноз развития на период с 1950 по 2050 гг.14. В одном из своих расчетов они не принимают во внимание возможный рост миграционных потоков, позволяя, таким образом, четко отследить, как именно влияет миграция на демографические тенденции современной России. Окончательные расчеты А.Г. Вишневского и Е.М. Андреева оценивают потенциальную численность населения России к 2050 г. в 103,3 млн. (беря за основу низкий коэффициент фертильности, снижающийся уровень смертности и полное отсутствие миграционных потоков), в то время как Бюро переписи населения США и ПРООН считают, что эта цифра должна быть примерно на 10 млн. выше15.

Исследователи (см. рис. 2) уточняют, что только при условии роста коэффициента фертильности и снижения уровня смертности их собственный прогноз сможет приблизиться к оценке, предоставленной ООН и Бюро переписи населения США.

Рисунок 2. Прогноз роста населения при нулевом росте миграции

Источники: Вишневский А.Г., Андреев Е.М., 2001.

По данным московского Центра демографии, в 2004 г. уровень смертности превысил уровень рождаемости на 793 тыс. человек. При этом уровень рождаемости составил в России в 2004 г. 132 живорожденных детей на 100 женщин детородного возраста (от 15 до 49 лет), что «само по себе недостаточно для простого воспроизводства населения»16. С 1986 по 1987 гг. коэффициент рождаемости составлял в среднем 2,19 ребенка на одну женщину, причем в 1999 г. он снизился до 1,17, а в 2006 г. несколько поднялся - до 1,34. И все же для обычного воспроизводства населения по-прежнему требуется как минимум 2,14 новорожденных на каждую женщину. В 2006 г. Е.Ф. Лахова, председатель комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей, сообщила, что почти половина российских семей бездетны: «На что похожи современные российские семьи? Главным образом, они бездетны. В России из 41 млн. семей почти половина не имеет детей»17. В то время как уровень рождаемости в России вот уже в течение более 20 лет неуклонно падает, несколько факторов более долгосрочного характера, среди которых далеко не последнее место занимает плохое состояние здоровья населения, привели к росту уровня смертности. Между 1989 и 1994 гг. средняя продолжительность жизни российских мужчин упала более чем на шесть лет. Но самая поразительная деталь - это разница в продолжительности жизни между мужским и женским населением России: к 2006 г. женщины в России жили в среднем до 72 лет, тогда как мужчины - лишь до 59. Если эту тенденцию не изменить с помощью массовой иммиграции, к 2050 г. население России снизится еще на 50 млн. и упадет ниже отметки в 100 млн. человек18.

МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ

Возвращение в Россию русскоговорящего населения и этнических русских, проживающих в настоящее время за пределами Российской Федерации, не может компенсировать естественное сокращение населения, хотя специалисты и эксперты признают, что точных статистических данных по этому вопросу в их распоряжении нет19. Несмотря на их отсутствие, основные тенденции в этом направлении понятны. На рис. 3 можно отметить четко выраженное снижение общего числа новоприбывших в Россию между 1994 г. - годом, на который пришелся пик иммиграции, - и 2004 г. с последующим ростом числа иммигрантов начиная с 2005 г. Этот недавний рост обусловлен почти полностью притоком мигрантов из стран бывшего Советского Союза. Что касается стран дальнего зарубежья, число прибывающих из них не только очень незначительно в количественном пересчете, но и продолжает падать.

Рисунок 3. Уровень международной миграции в Российской Федерации
с 2000 по 2005 гг.

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Специалисты обыкновенно называют внутреннюю миграцию в России западным дрейфом20. Эта метафора, характеризующая движение населения и его перераспределение, отражает собой очень важный феномен, а именно коренные изменения миграционных тенденций от движения населения с Запада на Восток в XX в. к его переселению с Востока на Запад в XXI в.21. Один из крупнейших российских специалистов в области демографии Ж.А. Зайончковская отмечает: «Территориальные предпочтения населения поделили Россию на две контрастные зоны: юго-западную зону притока и северную и восточную зону оттока. Раздел лежит примерно по линии Санкт-Петербург - Москва - Казань»22. Н.В. Мкртчян делится более подробным описанием внутренней миграции, полученным в ходе ее анализа на федеральном (в семи округах) и региональном уровнях. По его словам, с 1991 г. население России в основном перемещалось из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в Центральный и Северо-западный округа Российской Федерации. В этом отношении президент Путин отметил:«[...] Доходы населения в постоянных ценах составляют 85% от среднероссийского уровня, а прожиточный минимум в [Сибирском федеральном. - Ред.] округе выше, чем в среднем по России [...]»23. Российский Дальний Восток, территория которого занимает 41% от всей площади России, за 14 лет потерял около двух миллионов человек, и сегодня там проживает всего шесть процентов от общего населения России24.

Научным кругам, занимающимся проблемами демографии, и политическим географам хорошо знакомы такие проблемы, как внутренние миграционные потоки из сельской местности в города, неравномерный уровень смертности и рождаемости у различных этнических и религиозных групп (не в самую последнюю очередь такие различия присутствуют между славянскими регионами и этнической родиной таких групп), стареющее население, меняющееся количественное соотношение полов и опустошение, вызванное ВИЧ/СПИД. Между 1989 и 2002 гг., например, только в 27 из 87 российских регионов (за исключением Чечни и Ингушетии) рождаемость превышала смертность. Большинство этих регионов находится на периферии российской территории, в частности, на Северном Кавказе и различных частях Сибири и Дальнего Востока25. Учитывая, что Россия - страна чрезвычайно обширная и неоднородная, можно ожидать, что практически в любом политическом, социально-экономическом и военном вопросе будет присутствовать региональный аспект. Как отметил президент Путин, такие тенденции предполагают, что «дальнейшее сокращение населения Сибири и Дальнего Востока может привести на первом этапе к сужению государственного экономического пространства, на втором - к более активной этнической экспансии, а на третьем [этапе] - к значительной угрозе целостности государства»26.

Также следует обратить внимание на прогнозы роста населения России в сравнении с другими странами, в первую очередь - с ее непосредственными соседями. На рис. 4 и 5 четко видна грядущая убыль населения в некоторых из этих стран, а именно в Украине, Японии, Китае и Польше, но именно в России этот спад идет самыми быстрыми темпами. Более того, большая часть соседей России - в частности, Иран, Пакистан, Турция - напротив, переживает резкий прирост населения, который в ближайшее время должен только усилиться. Особо выделяется Китай - хотя его население, по прогнозам, и должно сократиться к 2050 г., это снижение будет незначительным: с 1,44 млрд. до 1,39 млрд. человек.

Рисунок 4. Прогноз роста населения в ряде стран с 1950 по 2050 гг.

Источник: Отдел народонаселения ООН, исправленная и переработанная база данных по народонаселению за 2004 г.

Рисунок 5. Этнический состав населения по данным переписи населения 2002 г.

Источник: Федеральная служба государственной статистики

СООБРАЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Демографический спад поднимает ряд вопросов, напрямую связанных с политической безопасностью и стабильностью федеральной системы России. Эти вопросы касаются не только возможных изменений в предпочтениях избирателей, политического влияния различных частей общества, а также жизнестойкости и устойчивого развития федеральной архитектуры, но также и усиления гендерного подхода в политике, и возможного приобретения исламом политического характера в России.

Вырисовываются вполне определенные черты электоральной географии. На явку избирателей на выборы и их настроения частичное влияние оказывает возрастной состав населения географических регионов. Например, в целом ряде регионов, протянувшихся от юго-западных до южных границ страны и практикующих скорее левые взгляды, большая часть населения - люди преклонного возраста (пенсионеры, явка которых на выборы обычно достаточно высока). На президентских выборах 2000 г. эти регионы голосовали за коммунистическую партию. Также они поступили и в 2004 г., хотя и в несколько меньшем масштабе: «Путин получил больше 80% голосов в 16 регионах, каждый из которых считается этническим, в том числе в Чечне, Дагестане и Кабардино-Балкарии. В Ингушетии он вообще получил 98,18% голосов»27. Учитывая, что более 50% всех зарегистрированных избирателей проживает в 20 самых густонаселенных регионах страны, резкие изменения политической географии, а также возможные политические последствия демографических перемен для России не так сильно отразятся на политической географии страны, как это может показаться на первый взгляд. С точки зрения центра, демографический спад действительно значительно повышает военно-политическую значимость отдаленных и малозаселенных приграничных регионов. Безусловно, роль и значение государственной границы возрастают пропорционально росту населения в мире и сокращению мировых запасов углеводородов, питьевой воды и сельскохозяйственных угодий.

На всем протяжении президентских сроков Б.Н. Ельцина и В.В. Путина Россия продвигала не этнический, а гражданский проект национального самосознания, стараясь создать прежде всего россиян (граждан России), а не русских (этнических русских). На самом деле, этнонациональную карту разыгрывали именно консерваторы (коммунисты, аграрии и члены Либерально-демократической партии России), а вовсе не получающие поддержку от бизнес-элит правящие партии. И все же не исключено, что демографический спад и постепенное укрепление позиций этнического русского населения в европейском ядре России, а также уменьшение доли этнических русских в республиках, где они не являются доминирующей национальной группой, особенно в тех, где основные национальные группы преимущественно практикуют ислам, могли бы оказать давление на рецентрализацию государственной власти, а также позволить политике путинизма еще более тесно ассоциироваться с российским этноцентризмом. Перепись населения 2002 г. продемонстрировала одну из ключевых тенденций в изменении этнического состава России: продолжающееся снижение числа этнических русских по отношению к гражданам других национальностей на целых три процента по сравнению с переписью населения, проведенной в 1989 г. Рисунки 6 и 7 наглядно иллюстрируют абсолютное численное превосходство этнических русских над семью другими основными национальными группами в России. В то же время в процентном соотношении (по отношению к общей численности населения, а не только семи крупнейшим национальным группам) доля этнических русских резко сокращается, что будет более подробно отмечено ниже.

Следует также отметить, что с 1959 г. доля этнического русского населения в составе населения Федерации неуклонно уменьшается (см. График 7), в то время как коэффициент фертильности шести крупнейших национальных групп в России (за исключением самих русских) значительно превышает эту цифру у русского населения.

Рисунок 6. Рост численности населения семи крупнейших национальных групп по данным переписей населения за 1989 и 2002 гг.

Источник: Федеральная служба государственной статистики.

Убыль славянского населения становится еще более заметной, если принять во внимание статистические данные, иллюстрирующие снижение численности еще двух крупных славянских народностей, проживающих на территории Российской Федерации: украинцев (их численность сократилась с 4 362,9 тыс. человек в 1989 г. до 2943,5 тыс. человек в 2002 г.) и белорусов (с 1 206,2 тыс. человек в 1989 г. до 814,7 тыс. человек в 2002 г.)28.

Рисунок 7. Процентное соотношение этнических русских по данным переписи населения 1959, 1970,1979, 1989, 2002 гг.

Источник: Тишков Валерий, Степанов Валерий. Российская перепись в этническом измерении. Население и Общество. 2004. № 8. Сентябрь, http://www.demoscope.ru/acrobat/ps81.pdf (последнее посещение - 14 марта 2007 г.)

Перепись населения 2002 г. показывает, что доля этнически русского населения в общей численности населения России сократилась с 81,3 до 79,8%, что является самым низким показателем за все время проведения переписей населения, начиная с 1926 г.29. Начало второй чеченской войны, осознанная угроза исламского терроризма и уменьшение суверенности российских национальных республик создали условия, в которых рецентрализация государственной власти имеет под собой гораздо большую юридическую основу. Более того, принятие ряда конкретных директив, в частности, создание федеральных округов, слияние государства и православной церкви, а также воззвание президента Путина к принятию национальной идеи, основанной на традиционных ценностях россиян, таких как патриотизм, государственничество и соборность, прочно укрепили связь между путинизмом и этноцентризмом30.

Здесь интересно привести мнение бывшего экономического советника В.В. Путина А.Н. Илларионова, который заявил, что последние инициативы президента, направленные на повышение рождаемости через экономические и финансовые меры, в случае их реализации лишь «завершат процесс распада Российской империи, потому что основную часть экономической помощи в рамках новой демографической стратегии получат жители национальных регионов, где уровень рождаемости и так высок». Если верить пессимистическому прогнозу Илларионова, «численность населения в этих регионах в результате вырастет настолько, что стимулирует процесс еще большего обособления от центра и в конечном счете выхода из состава страны»31.

СПОРЫ О РОССИЙСКОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СУЩЕСТВУЮЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ГРЯДУЩИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ

И хотя такие пессимистические прогнозы в какой-то степени преувеличены, пока не заметно, чтобы медленное, но верное снижение численности этнического русского населения в пользу народов других национальностей сменялось на противоположную тенденцию. Уменьшение численности этнических русских на фоне всеобщего демографического кризиса в России особенно тесно связано с проблемами миграционной политики. Большинство экспертов сходятся во мнении, что Россия не сумеет побороть демографический кризис без внедрения широкомасштабной иммиграционной политики32. Данные некоторых источников указывают на то, что если уровень миграции останется на сегодняшнем уровне, к 2050 г. мигранты и их потомки будут представлять более половины всего населения Российской Федерации33. Россия, таким образом, в самом ближайшем будущем столкнется с рядом серьезных вопросов. Какова будет российская национальная картина через несколько десятилетий? Останется ли Россия страной русских или хотя бы для русских, к чему призывают националистические движения? Как эти изменения отразятся на национальном самосознании россиян, на сущности Российского государства, на межнациональных отношениях в его пределах, а также на предвыборных кампаниях и результатах выборов? Сможет ли Россия успешно ассимилировать с культурной и политической точки зрения национальные меньшинства, проживающие на ее территории, а также новых мигрантов? Сможет ли она эффективно оказать противодействие взлету националистических и в некоторых случаях даже экстремистских движений, чтобы обеспечить устойчивую миграционную политику, жизненно необходимую для поддержания демографического баланса в стране?

Миграция населения из национальных республик на окраинах Российской Федерации в европейскую часть России, а также большие различия в уровнях смертности и рождаемости между мусульманским и немусульманским населением России могут создать, пусть и непреднамеренно, атмосферу угрозы среди преобладающих национальных групп. Как отмечает председатель Совета муфтиев России Р.И. Гайнутдин, «у мусульман обычно очень большие семьи, в них много детей, и они не бросают ни своих детей, ни родителей. Так что да, безусловно, мусульманское население России будет продолжать расти. Но не в ущерб русским»34. Следует отметить, что в перспективе возможен такой вариант развития событий, при котором государственная поддержка православия и политическая однородность, идущие сверху, совместно с растущим и идущим снизу напором народов России, исповедующих ислам, могут усугубить политическую асимметрию между численностью мусульманского меньшинства в России и его представительством в национальной элите35.

СООБРАЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

На экономическую безопасность оказывают влияние все возрастающие трудности в наращивании экономического потенциала, нехватка трудовых резервов, экономические издержки от распространения ВИЧ/СПИД и вытекающие из этого последствия для общественной безопасности. Российская концепция экономической безопасности была принята в 1996 г., но после переписи населения, проведенной в 2002 г., она попросту устарела, не сумев учесть влияние демографических изменений на экономику России. Хотя до сих пор полностью не ясно, как неравномерное распределение населения и общее сокращение его численности влияет на экономическую безопасность, президент Путин отметил, что ключевые факторы, оказывающие влияние на российскую экономику, а именно демографическая ситуация, незаконная миграция, таможенные и пограничные вопросы и угрозы энергетическим и транспортным системам, подверглись стремительным преобразованиям в наступившем новом столетии36.

Специалисты уже привлекали внимание общественности к наблюдаемому влиянию демографического спада на расширение трудового потенциала среди рабочей силы (одним из примеров может служить повышение уже существующих навыков в целях увеличения производительности труда) при сокращении сбережений и уровня капиталовложений, что ускоряет снижение темпов экономического роста37. Необходимость сохранения высокотехнологического потенциала российской рабочей силы была признана правительством президента Путина. Это нашло отражение в решении о создании технопарков, которые бы одновременно удерживали перспективных россиян в стране и привлекали на работу тех, кто уже эмигрировал38. Главной целью программы является оказание поддержки в развитии предприятий в сфере высоких технологий. Затрагивая эту тему, бывший российский премьер-министр М.Е. Фрадков подчеркнул, что «само создание таких технопарков свидетельствует о том, что российская экономика пошла по инновационному пути развития»39. В качестве стимула для компаний, которые переносят свою деятельность в такие технопарки, правительство предоставляет налоговые льготы и помощь в финансировании40. В период с 2007 по 2010 гг. планируется открыть семь новых технопарков в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Тюменской и Калужской областях, а также в Татарстане и Санкт-Петербурге, но прогнозировать, окажется ли эта инициатива успешной, пока еще слишком рано.

Несмотря на то что дальнейшая убыль населения прогнозируема и ее в некоторой мере можно учесть при долгосрочном экономическом планировании, оценить последствия сокращения сбережений и уровня капиталовложений и снижения темпов экономического роста для экономической безопасности России чрезвычайно сложно. В первую очередь потому, что природа естественной убыли населения - кто умирает и когда - непредсказуема и нелинейна и, следовательно, ведет к переменным экономическим издержкам.

Перед Россией стоит проблема бедности, широко распространенной среди старшего поколения. И пусть средняя продолжительность жизни российских мужчин, составляющая 58,8 года, избавила государство от выплаты солидной части своих пенсионных обязательств, система социального обеспечения все равно не в состоянии предоставить требуемую поддержку пенсионерам из-за хронической нехватки ресурсов. В целях решения кризиса пенсионной системы бывший премьер-министр М.М. Касьянов объявил в 2003 г. о запуске проекта пенсионной реформы, рассчитанной на 50 лет, которая примет во внимание как текущую, так и прогнозируемую демографическую и экономическую ситуацию в стране. Предложение рабочей силы, скорее всего, будет превышать спрос на нее и в будущем, а относительный показатель числа иждивенцев (другими словами - соотношение людей нетрудоспособного возраста, или иждивенцев, к трудоспособным работникам) даже уменьшится: приблизительно с 42 до 36% от общего населения страны. Это предоставит российскому правительству небольшое окно возможности для реформирования пенсионной системы, учитывая, что молодое поколение, появившееся на свет во время резкого взлета рождаемости в 1980-х гг., полноценно вступит на рынок труда лишь через несколько лет, пополняя численность трудовых ресурсов страны на 1 млн. человек. Цитируя прогнозы Федеральной службы государственной статистики, министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко заявил, что численность россиян в возрасте от 15 до 25 лет к 2015 г. сократится больше чем на треть и составит всего 18 млн. человек. К 2016 г. «относительный показатель числа иждивенцев в пересчете на 1000 человек трудоспособного возраста увеличится на 20% по сравнению с 2005 г. и достигнет 709 человек»41. В более долгосрочной перспективе соотношение иждивенцев к работоспособному населению, наоборот, сократится, но в период с 2007 по 2010 гг. государству потребуется выделять больше средств на нужды старшего поколения и сократить расходы на армию.

Кроме грядущего сокращения численности трудовых ресурсов, перед Россией стоит и другая проблема: сложная ситуация в плане экономической безопасности в некоторых частях Федерации. Председатель Совета Федерации С.М. Миронов подчеркивает критическое значение Азиатско-Тихоокеанского региона для экономического роста и модернизации России, объясняя это тем, что на счету этого региона стоит 55% мирового ВВП и 60% мирового рыночного оборота. Если экономика российского Дальнего Востока будет расти средними темпами, то, по подсчетам, это увеличит подвижность населения и позволит уехать в европейскую часть России потенциальным мигрантам, которые пока не сделали этого. Именно экономическая стагнация держит эмиграцию на ее сегодняшнем уровне, и только мощный рост экономической деятельности сможет вернуть стимул, субсидии и льготы работникам в этих периферийных регионах, что в свою очередь приведет к увеличению миграции

СООБРАЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

На всем протяжении 1990-х гг. приток мигрантов играл ключевую роль в уравновешивании демографического спада в России. В период между двумя переписями населения - 1989-го и 2002-го гг. - Россия официально приняла 5,5 млн. мигрантов42. Тем не менее стабилизация экономической и политической ситуации во многих странах СНГ и Балтии привела к заметному снижению числа желающих уехать. По оценке Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики, для того чтобы сохранить численность населения России на отметке в 140 млн., необходимо ежегодно допускать в страну между 700 тыс. и 1 млн. иммигрантов, тогда как в 2001 г. в Россию переехало всего лишь 380 тыс. человек43. К 2003 г. «число мигрантов из Содружества независимых государств составляло лишь восьмую часть того количества, что проживало на территории России в 1992 г.». Численность населения национальных диаспор упала с 25,2 млн. в 1989 г. до 18,2 млн., о чем свидетельствуют данные первых постсоветских переписей населения. Отчасти эти цифры отражают действительную убыль населения, а отчасти - отмечают снижение числа тех, кто считал себя русскими44.

В результате такой тенденции даже к концу 1990-х гг. миграционная политика, направленная на поддержание численности населения, несколько изменила свою направленность: от репатриации русской диаспоры из стран СНГ к принятию экономических мигрантов и беженцев из стран как ближнего, так и так называемого дальнего зарубежья. И все же из-за того, что иностранная иммиграция - феномен для России достаточно новый, простому населению и государственным властям сложно привыкнуть к нему.

В то время как большинство специалистов, изучающих проблему российского демографического кризиса, настаивают на необходимости увеличения иммиграционных квот для того, чтобы выйти из демографической борьбы победителями, пьяная драка на национальной почве в крошечном городке Кондопога, недалеко от Петрозаводска, столицы Карелии (Северно-Западный федеральный округ), привела к серьезному межнациональному конфликту, в который оказались вовлеченными и экстремистские организации. В конце августа 2006 г. потасовка между подвыпившими жителями города - барменом, азербайджанцем по национальности, и несколькими этническими русскими -разразилась массовыми столкновениями, в которых участвовали и вооруженные чеченцы, вступившиеся за этнических азербайджанцев. В результате столкновения погибло двое, несколько человек были тяжело ранены. Чтобы предотвратить новые погромы, из Кондопоги эвакуировали семьи этнических чеченцев.

Мэр города Петрозаводска В.Н. Масляков заявил, что члены экстремистских молодежных движений и организаций приехали из Москвы и Санкт-Петербурга, встретились в Петрозаводске и приняли участие в конфликте в Кондопоге, где выступили против мигрантов с Кавказа в защиту этнических русских. Масляков предупредил, что «некоторые пытаются представить Петрозаводск как картину всей Руси в целом»45. Как показало это происшествие, власти недооценили реальные и потенциальные сложности, которые представляет собой осуществление полноценной миграционной политики в современной России46. Именно то, что в Кондопоге прошли массовые беспорядки в совокупности со взлетом экстремистских организаций, и даже не количество жертв, которые повлек за собой конфликт, является гораздо большим поводом для опасения для городов по всей стране, испытывающих сходные межэтнические трения, но имеющих гораздо большее население. Российский гроссмейстер и председатель Объединенного гражданского фронта (ОГФ) Г.К. Каспаров заявил, что события в Кондопоге отразили «целый комплекс российских проблем»47. А.Г. Дугин, философ и лидер политической партии «Евразия», в свою очередь написал: «События, вырвавшиеся на поверхность в этом малом микрокосме российского общества, отражают сегодняшнюю ситуацию в стране на этническом, профессиональном и психологическом уровнях. Возможно, Кондопога станет для всех нас новым путем в бездну, потому что путь межнациональной розни не приведет ни к чему иному, как к развалу России, к развязке, в которой Россия потеряет свои ведущие позиции в мировой геополитике»48. Опасения по поводу продолжающихся волнений между этническими русскими и новоприбывшими с Кавказа принудили российские власти ввести в город региональные силы ОМОНа, чтобы предотвратить массовые погромы49.

Этот вопрос особенно актуален в контексте Дальнего Востока, где общая численность населения упала с приблизительно 8 млн. человек в 1990 г. до 6,7 млн. в 2002 г., тогда как в трех провинциях на севере Китая, граничащих с Россией (Хэйлунцзян, Гирин и Внутренняя Монголия) общая численность населения превышает 100 млн. чел. Все увеличивающийся разрыв в плотности населения между Россией и Китаем заметно повысил важность этого вопроса на международной повестке дня.

К 2050 г. доля иммигрантов в общей численности трудовых резервов страны достигнет по крайней мере 20%, а некоторые социологи предсказывают, что к тому времени в Российской Федерации будет проживать до 7-10 млн. китайцев. Одним из таких специалистов является Ж.А. Зайончковская, руководитель лаборатории миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, которая высказала предположение, что к 2050 г. китайское население станет второй крупнейшей по численности этнической группой в России после самих этнических русских. Китайцы станут неотъемлемой частью российской рабочей силы, способной возродить такие государственные секторы, как сфера услуг, строительство, муниципальный транспорт и сельское хозяйство.

Растущее число документально зарегистрированных расистских нападений на лиц кавказской национальности и выходцев из Средней Азии, а также растущее значение, которое придают незаконной миграции официальные власти, служат убедительным доказательством растущего напряжения вокруг миграционных вопросов50. Эксперты отмечают появление новых форм так называемой мигрантофобии, которая, как ни парадоксально это звучит, похоже, наиболее сильно проявляется у тех членов общества, чьи контакты с мигрантами минимальны. Все увеличивающееся напряжение в обществе и появление культурных стереотипов с подачи местных и региональных властей, стремящихся получить наибольшую политическую выгоду от шовинистических настроений народа, тоже в определенной мере виноваты в непоследовательном политическом курсе государства, который все больше склоняется к дискриминационному отношению к иммиграции.

Следует отметить, что такие оценки выглядят несколько преувеличенными. По самым правдоподобным подсчетам, в России находится не более чем 280-300 тыс. китайских мигрантов, и около 90% из них, скорее всего, являются временными мигрантами, пересекающими границу России на строго определенный срок51. Помимо всего прочего, в данные о китайской миграции можно включить и северокорейских и вьетнамских рабочих. Идея о неоимпериальном проекте колонизации, созданном под контролем Пекина и управляемом официальными властями, - не более чем миф, маскирующий плохо организованные, созданные на локальном уровне и мелкомасштабные временные перемещения китайской рабочей силы на территорию Российской Федерации. По мнению части российских экспертов, «в России постоянно проживает, возможно, 250 тыс. китайцев, но уж точно не более 300 тыс. Так что в общем и целом эта проблема не так остра, как ее рисуют. Ситуация действительно далека от того, какой ее представляют. Но если говорить объективно, демографическая угроза китайской экспансии, конечно, существует. По-другому просто быть не может, если принимать во внимание то, что в трех северных провинциях Китая проживает 270 млн. китайцев, а в Сибири и на Дальнем Востоке - всего 5 или 6 млн. россиян. На данный момент у Пекина не существует четко распланированной систематической миграционной политики. Именно поэтому существует реальная необходимость в налаживании стратегических отношений между Пекином и Москвой»52.

СООБРАЖЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

На протяжении 1990-х гг. и в начале нового XXI в. российские вооруженные силы испытали значительное сокращение ресурсов и численности личного состава. Заметно снизился и их престиж. Заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковник В.В. Смирнов отмечает, что в России численность мужчин, пригодных к службе, ежегодно сокращается более чем на 100 тыс. человек: «Из-за сложной демографической ситуации призыв в будущем станет еще более ограниченным, чем сегодня. В 2005 г. у нас было зарегистрировано 1200000 человек, в этом - 1100000, а на следующий год прогнозы и того ниже». Количество призывников, несомненно, представляет собой серьезную проблему, но не меньшее беспокойство внушает и их качество: «В этом году у половины призывников выявились различные проблемы со здоровьем, делающие их службу в вооруженных силах невозможной»53. Дважды в год, после очередного призыва, организационно-мобилизационное управление Генштаба Министерства обороны традиционно жалуется на качество и количество призывников54. Такие жалобы не только служат способом давления на Министерство финансов в целях получения более значительных средств на оборону, но и действительно отражают, причем все чаще и чаще, последовательно ухудшающуюся действительность.

Таким образом, демографические условия в большой степени повлияют на сущность, темпы и направление военных реформ в вооруженных силах Российской Федерации. Из-за демографических изменений российские вооруженные силы будут вынуждены радикально сократить свою численность. Это заставляет предположить, что со временем Россия откажется от всеобщей воинской повинности и ей не останется ничего другого, как перейти к созданию профессиональной армии и службы на контрактной основе, а также к увеличению своего технологического потенциала в целях замены количества личного состава его качеством. Это, безусловно, потребует более значительных финансовых вложений. Учитывая прогнозируемый после 2006-2010 гг. рост коэффициента зависимости между работоспособным и стареющим населением России, очевидно, что в финансовом и ресурсном плане это отразится на уровне ВВП и допустимых военных расходах России. Одним словом, чем больше ресурсов будет выделяться на нужды российских пенсионеров, тем их меньше останется для проведения преобразований в военном секторе.

Непреднамеренным результатом сокращения российских вооруженных сил является усиление тенденций внутренней миграции. Во многих регионах присутствие крупных воинских подразделений как магнитом притягивает другие структуры и сферы производства. Сокращение вооруженных сил, начавшееся еще 10 лет назад, было особенно значительным в Дальневосточном военном округе и способствовало существенному снижению численности населения и возможности трудоустройства в военном секторе. Между 1989 и 1997 гг. численность сухопутных войск снизилась с 24 до 10 бронетанковых и моторизованных дивизий, со 120 до 43 подводных лодок и с77 до 45 надводных кораблей55.

Высказывались предположения, что сокращение вооруженных сил может, в свою очередь, привести к снижению численности населения в периферийных областях России до уровня, несовместимого с возможностью ее естественного поддержания. Увеличивается вероятность того, что с сокращением вооруженных сил все большая часть населения из приграничных районов пожелает перебраться в европейскую часть России. Это, в свою очередь, увеличивает необходимость в более многочисленном военном контингенте для защиты приграничных зон и других малонаселенных регионов и в то же время делает эту задачу во много раз сложнее. Один из специалистов, знакомых со значительной разницей в численности населения на российско-китайской границе (1:15-20), даже предположил следующее: «Низкая плотность населения на российском Дальнем Востоке может в ближайшие 10-20 лет привести к завуалированным попыткам Китая воспользоваться этой ситуацией или даже к военному конфликту малой интенсивности. Тем не менее наличие российского ядерного арсенала, скорее всего, не позволит Китаю серьезно рассматривать возможность начала военной кампании в целях завоевания крупных регионов российской территории, основываясь на демографических показателях»56.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА ДЛЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Население России стремительно падает, что уже успело привести к последовательной неустойчивости в политической, экономической и социальной сферах - проблеме, на которую государство все более интенсивно начинает искать ответ. Существующие на сегодняшний день в России формы миграции населения увеличили опасность сепаратизма национальных меньшинств, так как большинство европеизированного этнически русского населения все больше отдаляется от периферийных евразийских меньшинств, и этот сепаратизм выражается, прежде всего, в национальной принадлежности, возрастном статусе и достатке населения57. Во внутренней миграции, как и в уменьшении численности населения, присутствуют атрибуты внешней политики и политики безопасности, и не последнее место среди них занимает двустороннее урегулирование соперничества между Россией, Украиной и Казахстаном за желанное, но все сокращающееся население диаспор. В этом контексте следует также отметить особое значение спада населения и вопросов гражданства в управлении непокорными сепаратистскими группами на границах России. Эти вопросы также переводят внимание на продолжающуюся устойчивость отношений России с Европейским Союзом и Китаем перед лицом утечки мозгов, на растущую закрытость шенгенских границ, а также на ощутимую угрозу колонизации российского Дальнего Востока населением Китая.

Демографический кризис и представляемая им угроза национальной безопасности заставили власти принять ряд инициатив, направленных на управление текущим демографическим спадом и на контроль над перераспределением населения по территории России. Эти меры включают в себя разработку миграционной политики, демографической концепции и политики, а также переформулировку политики гражданства. В ноябре 2003 г. было принято решение о внедрении более либерального закона о гражданстве, согласно которому все бывшие граждане СССР могут запросить российское гражданство. Это решение позволяет понять сущность сегодняшних приоритетов президента России, хотя нельзя исключить возможность того, что закон будет в будущем изменен в сторону ограничения права на гражданство (учитывая накал споров, очевидных уже на стадии разработки законопроекта).

Вследствие того, что демографический кризис представляет собой многостороннюю и глубокую угрозу государственной безопасности, от первого срока президентских полномочий В.В. Путина вполне можно было бы ожидать более активного вмешательства правительства в борьбу с убылью населения, как путем поддержки естественного роста населения (направленной на увеличение уровня фертильности и снижение уровня смертности), так и через стимулирование миграции. В мае 2006 г. Путин выступил с предложением о десятилетней программе, призванной остановить резкое сокращение численности населения России, главным образом путем предоставления финансовых стимулов и субсидий, которые бы поощряли женщин иметь больше детей, а также с помощью внедрения мер по снижению уровня смертности и разработке эффективной миграционной политики. Законопроект, принятый в 2005-2006 гг., действительно указывает на последовательную стратегию управляемой миграции, которая стимулирует законную миграцию, делая Россию более привлекательной страной для мигрантов и четко обозначая простые и понятные процедуры въезда, регистрации и устройства на работу58.

В этом смысле утверждение президентом Путиным в октябре 2007 г. широкомасштабной Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 г. является своего рода дорожной картой для правительства по преодолению ситуации. Концепция в частности предусматривает стабилизацию численности населения к 2015 г. на уровне 142-143 млн. человек, а впоследствии она должна создать условия для увеличения до 145 млн. к 2025 г.

Тем не менее президенту Путину приходится поддерживать непростое равновесие в условиях, когда многочисленные препятствия и помехи ясно говорят о том, что достичь экономического роста за счет нарушения политической стабильности или социального самосознания невозможно, так как это непременно приведет к росту межнациональной и религиозной розни на территории России. В настоящее время государству не хватает политической воли, чтобы выделить достаточные экономические ресурсы на противодействие снижению численности населения, в то время как региональная политическая элита и всемогущие бюрократические интересы, похоже, перехватывают вопросы миграционной и демографической политики для того, чтобы углубить собственную базу власти и основные интересы.

СОКРАЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ПОЛИТИКА ПРЕЗИДЕНТА ПУТИНА

8 июля 2000 г. В.В. Путин в своем первом ежегодном обращении отметил, что демографический спад стал одной из важнейших проблем, стоящих перед современной Россией: если ситуация не изменится, «само выживание нации окажется под угрозой»59. Шесть лет спустя, в мае 2006 г., во время своего ежегодного обращения он все еще продолжал отзываться о демографическом кризисе как о «самой острой проблеме современной России»60. Какой же вывод можно сделать об эффективности ответных политических мер президента Путина в России? Изменилось ли положение в стране за это время?

В начале декабря 2006 г. М.Ю. Зурабов, тогда министр здравоохранения и социального развития России, доложил президенту. Путину о том, что на конец 2006 г. демографическая ситуация в России была наилучшей за последнее время, начиная с 1999 г.61. Он отметил целый ряд положительных изменений, а именно увеличение уровня рождаемости на один процент, снижение смертности на пять процентов, а также положительный рост уровня миграции. Тем не менее следует быть очень осторожными при оценке значения таких достижений ввиду их очень ограниченного масштаба, учитывая, что многие из них имели место зачастую только ближе к концу года. В.В. Путин интересовался у самого М.Ю. Зурабова, были ли эти улучшения долгосрочной тенденцией. М.Ю. Зурабов ответил достаточно уклончиво, заявив: «Да, мы склонны так считать»62.

Получить очень точное представление о нынешнем состоянии дел достаточно сложно. С одной стороны, начиная с 2004 г., наблюдается незначительный рост уровня иммиграции, который с 1994 г., наоборот, падал. Кроме того, отмечается небольшой рост рождаемости и снижение смертности. И все же, несмотря на это, некоторые специалисты подчеркивают достаточно временный характер таких улучшений. Исследователь Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Е.М. Щербакова привлекла внимание к тому факту, что 65-70% всех случаев смерти, отображенных в статистической справке, приведенной Зурабовым, обычно приходится на лиц в возрасте 60 лет и старше. Если учесть, что довоенное поколение было намного многочисленнее поколения послевоенного, снижение общего числа умерших вовсе не обязательно указывает на структурные изменения в самом уровне смертности, который на данный момент остается достаточно высоким63. Такую же закономерность, правда, с некоторыми оговорками, можно применить и по отношению к растущей рождаемости, если учесть, что поколение демографического мини-взрыва 1980-х гг. как раз достигло детородного возраста. Эта тенденция - так называемый эффект Горбачева - будет краткосрочной и повернется на 180 градусов, когда поколение демографического спада 1990-х гг. достигнет детородного возраста64.

Таким образом, оценивая демографическое положение государства в период с 2000 по 2006 гг., можно отметить, что в целом население сократилось, несмотря на небольшое увеличение уровня рождаемости (которому до 2003 г. сопутствовал рост смертности) и приток мигрантов. И хотя демографический проект стал крупнейшим из федеральных социальных проектов, а также проектом, в распоряжение которого были выделены самые большие финансовые ресурсы, специалисты и международные организации, похоже, солидарны во мнении, что население России продолжит сокращаться65.

На национальном уровне, особенно в преддверии президентских выборов в марте 2008 г., демографическая угроза может стать неотъемлемой частью предвыборных кампаний, продвигаемых кругами элиты. В отличие от программы «кредиты в обмен на пакеты акций» [loans for shares] 1996 г., которая представляла собой буквально фаустовский пакт, или же начала второй чеченской кампании в 1999 г. в преддверии выборов 2000 г., март 2008 г. вполне может ознаменоваться созданием новой супернациональной российской идеи - объединяющей стратегической идеей наравне с идеологией Третьего Рима в период XV-XVI вв.

Такое рассуждение основывается на утверждении, что России угрожает целый сонм заклятых государственных, структурных и системных врагов, как внутренних, так и внешних. Среди потенциальных претендентов на эту роль - демографический кризис, Чечня и угроза распространения исламского фундаментализма на Кавказе, рост организованной преступности, окружение границ России странами, входящими в НАТО, американские военные базы, широко прорекламированные и получившие поддержку ЕС/ОБСЕ цветные революции (помощь которым оказывали ЦРУ и Джордж Сорос), а также все ухудшающееся бедственное положение соотечественников, проживающих на постсоветском пространстве. В совокупности они представляют собой целый спектр многочисленных угроз, идентифицировать которые вполне смогли бы партии оппозиции и потенциальные кандидаты в президенты, но отразить которые могут только уже стоящие у власти на сегодняшний момент. Суверенная демократия - термин, который заместитель руководителя администрации президента России В.Ю. Сурков испытывал ранее в 2005 г. и который он вновь повторяет сегодня, - станет лозунгом такой политики, ее raison d'être и залитыми солнцем горами, к которым только преемник В.В. Путина сможет привести российский народ. Под угрозой находится само существование Российского государства: его выживание может быть обеспечено исключительно преемственностью элитных кругов.

Если создание психологической среды, характерными чертами которой являются страх и ксенофобия (бессменные черты российской политической культуры), в целях потакания существующей власти - это и есть избранная кремлевскими политтехнологами предвыборная стратегия, то будет очень интересно посмотреть, как именно эти различные угрозы используются самым непосредственным способом в закреплении национальной политической власти, а также изучить роль, выделяемую демографическому спаду в этой полемике. Уже сегодня геополитическое мышление России включает в себя защиту прав своих сограждан на территории Грузии - в Абхазии и Южной Осетии, а также в Приднестровском регионе в современной Молдавии. При этом выселение грузинских мигрантов с территории России является побочным продуктом российско-грузинского кризиса, произошедшего в конце 2006 г. Долгосрочные стратегии в вопросах миграции и населения, над которыми работает Россия, могут быть с легкостью подорваны стремлением к быстрым результатам, поисками геополитической выгоды и необходимостью обеспечить преемственность укрепления позиций государства и элиты между сроками полномочий В.В. Путина и его будущего преемника. То, что человеческая и национальная безопасность, демографический спад и евразийские геополитические реалии все более тесно переплетаются между собой, делает эффективную разработку политического курса чрезвычайно сложной задачей. Россия должна с достоинством принять этот вызов, если она хочет реализовать свои амбиции.


1 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. Российская Газета. 2006, 11 мая. С. 1-3.
2 Putin Tells his Security Council to Focus on Three Key Threats to Russia. ITAR-TASS. 2006, 29 May.
3 Transcript of the Security Council Meeting Devoted to Measures to Implement the Annual Address to the Federal Assembly. President of Russia. Official Web Portal. 2006, 20 June. http://www.kremlin.ru/eng/text/speeches/2006/06/20/2149_type82913type82917_107479.shtml (последнее посещение - 19 ноября 2006 г.).
4 За последние 15 лет каждый пятый житель Дальнего Востока покинул округ. Regions.ru. 2006, 18 October, http://www.regions.ru/news/2018489 (последнее посещение - 10 января 2007 г.).
5 В России ежегодно на 100 тысяч человек уменьшается призывной контингент. Interfax-ABH Military News Agency. 2006, 2 October.
6 Kupchinsky Roman. Russia: Tackling the Demographic Crisis. RFE/RL, PRAGUE. 2006, 19 May. http://www.rferl.Org/featuresarticle/2006/5/69F48503-828D-452D-88DB-A5EE3E437D33.html (последнее посещение - 14 марта 2007 г.).
7 Рожаева Екатерина. Патриарх Алексий II: Началось вымирание нашего народа. Московские Новости. 2006, 29 сентября, http://www.mn.ru/issue.php72006-37-24 (последнее посещение -14 марта 2007 г.).
8 Putin Says Russian Demography is Crisis, Long-Term Policy Required. ITAR-TASS. 2006, 20 June.
9 Предварительные оценки и прогнозы, взятые из международной базы данных Бюро переписи населения США.
10 Heleniak Timothy. The 2002 Census in Russia: Preliminary Results. Eurasian Geography and Economics. 2003. Vol. 44. No. 6. P. 430 - 442; Russia's Population to Decline by a Quarter by 2050, Says the UN. Broadcast on NTV Mir, Moscow. 2005,12 October.
11 Heleniak Timothy. The 2002 Census in Russia: Preliminary Results. Eurasian Geography and Economics. 2003. Vol. 44. No. 6. P. 433.
12 ITAR-TASS News Agency. 2006, 20 September
13 Leonova Elena. Birth-rates and Migration Rates Remain Low. Vremya Novostei. 2006,14 August. P. 3.
14 Вишневский Анатолий и Андреев Евгений. В ближайшие полвека население России может расти только за счет миграции. Население и Общество. 2001. № 54. June, http://demoscope.ru/acrobatyps54.pdf (последнее посещение - 14 марта 2007 г.).
15 Midyear Population Estimates and Average Annual Period Growth Rates: 1950 to 2050, International Data Base Summary Demographic Data for Russia. US Census Bureau, http://www.census.gov/cgibin/ipc/idbsum.pl?cty=RS (последнее посещение - 14 марта 2007 г.); World Population Prospects: The 2004 Revision Population Database (Medium variant for Russia), United Nations Population Division, http://esa.un.org/unpp (последнее посещение - 14 марта 2007 г.).
16 Minister Bemoans Russia's Steadily Declining Population. RIA news agency. 2004, 18 October.
17 Half of Russian families childless - lawmaker. RIA Novosti. 2006, 20 April 20.
18 Feshback Murray. Potential Social Disarray in Russia Due to Health Factors. Problems of Post-Communism. 2005. Vol. 52. No. 2. July/August. P. 22-27.
19 Rybakovsky Leonid and Ryazantsev Sergei. International Migration in the Russian Federation. Doc. Number UN/POP/MIG/2005/11. UN Populations Division. 2005, 5 July.
20 Мкртчян Никита. Миграция в России: Западный дрейф. Население и Общество. 2004, декабрь. No. 87. http://www.demoscope.ru/acrobat/ps87.pdf (последнее посещение - 14 марта 2007 г.).
21 Зайончковская Жанна. Внутренняя миграция в России и в СССР в XX веке как отражение социальной модернизации. Мир России. 1999. № 4.
22 Там же. С. 26.
23 Цитата из комментариев президента Путина на тему демографии и миграции населения из Сибири. Показано в программе "Новости", Первый Канал. 2006, 26 апреля.
24 Deputy Regional Development Minister Vladimir Dedyukhin has stated that 4.5 bn rubles will fund a programme to bridge the gap between the Russian Far East and European Russia. "Russia's Far East demographic crisis threatens national security", Prime-TASS Business news agency.2006, 3 October.
25 Heleniak Timothy. Geographic Aspects of Population Aging in the Russian Federation. Eurasian Geography and Economics. 2003. Vol. 44, No. 5.1 July 2003. P. 352.
26 Цитата из комментариев президента Путина на тему демографии и миграции населения из Сибири. Показано в программе "Новости", Первый Канал. 2006, 26 апреля.
27 Marsh Christopher, Ksaren Albert and Warhola James W. The Political Geography of Russia's 2004 Presidential Election. Eurasian Geography and Economics. 2004. Vol. 45, No. 4. pp. 267-268.
28 Тишков Валерий, Степанов Валерий. Российская перепись в этническом измерении. Население и Общество. 2004. № 8. Сентябрь, http://www.demoscope.ru/acrobat/ps81.pdf (последнее посещение - 14 марта 2007 г.)
29 Доклад «Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года», 21 мая 2004, http://www.perepis2002.ru/content.html?id=7&docid=10715289081450 (последнее посещение -26 марта 2006 г.).
30 Simonsen, Sven Gunnar. Putin's Leadership Style: Ethnocentric Patriotism. Security Dialogue. 2000. Vol. 31 (3). P. 378.
31 Гоар Ананян. Демография от противного. Известия. 2006, 15 июня, (http://izvestia.ru/russia/article3093761/ (последнее посещение - 20 декабря 2006 г.).
32 Рыбаковский Л.Л. Демографическое будущее России и миграционные процессы. http://www.unesco.ru/files/docs/shs/ribakovskii.pdf, (последнее посещение - 10 января 2007 г.).
33 Вишневский Анатолий, Андреев Евгений. При миграции, способной стабилизировать численность населения, более половины россиян составят мигранты и их потомки. Demoscope Weekly. 2004. No. 151-152, http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0151/tema05.php (последнее посещение - 25 марта 2007 г.).
34 Buckley Neil. Nation Needs More Immigrants. Financial Times. 2006, April 21. P. 3.
35 Glinski-Vassiliev Dmitri. Islam in Russian Society and Politics: Survival and Expansion. Programme on New Approaches to Rusiian Security (PONARS), Policy Memo Series, No. 198, Davis Centre, University of Harvard, http://www.csis.org/ruseura/ponars/policymemos/pm_0198.pdf (последнее посещение-20 января 2006); Glinski. 'Russia and Its Muslims'. P. 71-83.
36 Interfax news agency. Moscow, July 8, 2002.
37 Harley Balzer. Human Capital and Russian Security in the 21st Century. In Andrew Kuchins (ed.) Russia After the Fall. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2002. P. 163-184.
38 Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р, http://www.government.ru/archiv/data/structdoc.html-he_id_100_dojd_2135.htm (последнее посещение - 15 января 2007 г.).
39 Семь регионов России получат собственные технопарки. Независимая Газета. 2006, 31 августа, http://news.ng.rU/2006/08/31/1157025479.html, (последнее посещение - 8 января 2007 г.).
40 Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р, http://www.government.ru/archiv/data/structdoc.html-he_id_100_dojd_2135.htm (последнее посещение - 15 января 2007 г.).
41 По данным Фурсенко, к молодежи сегодня причислены 39,4 миллиона граждан в возрасте от 14 до 30 лет, или более 27 процентов населения страны. ИТАР-ТАСС. 2006, 22 мая.
42 Eberstadt Nicholas. The Russian Federation at the Dawn of the Twenty-First Century: Trapped in a Demographic straight Jacket. National Bureau of Asian Research (NBR) Analysis. 2004. Vol. 15, No. 2, September. P. 7.
43 Коммерсантъ. 2001, 25 июля. С. 2.
44 Heleniak Timothy. Migration of the Russian Diaspora After the Breakup of the Soviet Union. Journal of International Affairs. 2004.Vol. 57, No. 2, Spring. P.114.
45 Гордиенко Дмитрий. Карельской проблемой занялись в Петербурге и Москве. Фонтанка.ру. 2006,6 сентября, http://www.fontanka.ru/2006/09/06/173951/, (последнее посещение - 16 января 2007 г.).
46 Chechen Prime Minister Ramzan Kadyrov declared that "The brawl has evolved into an ethnically motivated conflict with a clearly anti-Chechen and anti-Caucasus bias." BBC News Europe. 2006, September 4, 2006, http://news.bbc.co.Uk/2/hi/europe/5312078.stm, (последнее посещение - 17 декабря 2006 г.).
47 Каспаров считает погромы в Карелии отражением российских проблем. Gazeta.ru. 2006, 3 сентября, http://www.gazeta.ru/2006/09/03/box_5101.shtml, (последнее посещение - 8 января 2007 г.).
48 Dugin Alexander. "Kondopoga: a warning bell," Russia on Global Affairs, Vol.4, No. 4, (December-October 2006). http://eng.globalaffairs.ru/numbers/17/1061.html (последнее посещение -10 января 2007 г.).
49 «В Кондопоге толпа пыталась поджечь ресторан и торговый центр». РИА Новости. Москва, 2006, 3 сентября, http://www.rian.ru/incidents/crime/20060903/53447134.html (последнее посещение -10 января2007 г.).
50 For a thorough examination of institutional as well as societal examples of racism in Россия, Moscow Helsinki Group (2002), Nationalism, Xenophobia and Intolerance in Contemporary Россия, available at http://www.fsumonitor.com/stories/xenophobia.pdf, last accessed January 20, 2007. См. также: Meredith L. Roman. Making Caucasians Black: Moscow Since the Fall of Communism and the Radicalization of Non-Russians. Journal of Communist Studies and Transition Politics, Vol. 18, No. 2 (June 2002), р.1-27.
51 См. Карлусов В., Кудин Ф. «Китайское приветствие на российском Дальнем Востоке: историкоэкономический анализ». Проблемы Дальнего Востока. Том. 5, С. 76-87 и Alexseev, Mikhail A. 'Socioeconomic and Security Implications of Chinese Migration in the Russian Far East,' Post-Soviet Geography and Economics 42, no. 2 (2001). P. 95-114.
52 "Russia-India-China «Triangle» Under Discussion by Pundit, Broadcast on Radio Rusia", Radio Russia, Moscow, March 30, 2006.
53 «In spring of last year Russia registered 15,048 cases of evasion of military service, and this spring, 11,950. Only 186 men were convicted during the course of this year. So, the prosecutor's office and military registration and enlistment offices will have plenty of work to do. Interfax-AVN military news agency, Moscow. 2006, October 2.
54 Orr. M.J. "Manpower Problems of the Russian Armed Forces". Conflict Studies Research Centre, 2002, February. P. 1.
55 Kontorovich Vladimir. Can Russia Resettle the Far East? Post-Communist Economies. 2002. Vol. 12. № 3. P. 368.
56 Nichiporuk Brian, The Security Dynamics of Demographic Factors. P. 34.
57 Vendina Olga. Social Polarization and Ethnic Segregation in Moscow. Eurasian Geography and Economics. 2002. Vol. 43. No. 3. P. 216-243.
58 Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию в 2006-2012 гг. (утверждена указом президента от 22 июня 2006 г.) и другие законодательные акты.
59 Uzelac Anna. Demographers' Conference Confirms Putin's Warnings. St. Petersburg Times. 2000б 14 July. http://www.cdi.Org/russia/johnson/4405.html##1 (последнее посещение - 14 марта 2007 г.).
60 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. Российская Газета. 2006, 11 мая. С. 1-3.
61 Зурабов доложил Путину, что демографические показатели России - лучшие за семь последних [лет]. АМИ-ТАСС. 2006, 4 декабря.
62 Там же
63 Щербакова Екатерина. Число умерших и общий коэффициент смертности снова снижаются. Demoscope Weekly. 2006, № 259-260, октябрь, http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0259/barom01.php (последнее посещение - 14 марта 2007 г.).
64 Коныгина Наталья, Тимофеева Ольга. Молодые. Семейные. Бездетные. Российская молодежь предпочитает вступать в брак и не иметь детей. Таковы результаты исследования пяти министерств. Известия. 2003,17 декабря, http://www.izvestia.ru/russia/article42241/ (последнее посещение - 14 марта 2007 г.).
65 См. World Population Prospects: The 2004 Revision Population Database. United Nations Population Division; Евгений Андреев и Анатолий Вишневский. 2001, декабрь.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.