|
Новые тенденции рождаемости в России
Русанова Н.Е.1
(Опубликовано в журнале "Народонаселение", 2008, №3,
с. 152-161)
Начало XXI в. ознаменовалось для России
возникновением тенденций, которые в большинстве экономически
развитых стран сформировались несколько раньше — это добровольный
отказ от рождения ребенка (чайлдфри) и позднее материнство.
Чайлдфри. 20 декабря 2004 г. в России заявило
о себе виртуальное сообщество чайлдфри (ЧФ), объединившее в своих
рядах почти 500 человек. Их возраст 20-35 лет, 80% имеют высшее
образование, у 75% есть постоянный партнер и 50% живут с ним вместе;
на четырех таких женщин приходится один ЧФ-мужчина. На сайте сообщества2
изложены принципы ЧФ, главным из которых является бездетность по
убеждению. Термин "чайлдфри" (буквально с английского
"child free") подразумевает принципиальное нежелание иметь
детей, несмотря на наличие такой возможности — в отличие от бездетности
("childless" или "childlessness") при которой
детей "недостает" и они желанны (т.е. имеет место бесплодие
или откладывание деторождения на более поздний срок). Чайлдфри утверждают,
что их жизнь насыщена и без потомства. Некоторые из них могут любить
детей, некоторые остаются безразличными, кто-то может испытывать
неприязнь, но общими для всех являются отсутствие хотя бы одного
ребенка и нежелание становиться родителем.
Сообщество бездетных впервые сформировалось в США в
1992 г., хотя еще в 1970-х годах существовала Национальная организация
для не-родителей, а также группы типа "cats-no-kids" —
любители домашних животных, предпочитающие заводить их вместо детей3.
Преподаватель средней школы Лесли Лафайет из Калифорнии создала
общественную сеть ChildFree Network (CFN), которая насчитывала более
5 тыс. участников, имела 33 отделения по всей стране, предъявляла
политические и социальные претензии к обществу, поощряющему только
семьи с детьми. Движение набирало силу, и спустя 3 года доля добровольно
бездетных женщин в США составила 6,6% (увеличившись в 2,7 раза по
сравнению с 1982 г. и в 1,5 раза — с 1990 г.), а понятие "ChildFree"
не только утвердилось в повседневной лексике, но и получило аббревиатуру
— CF4.
История и раньше знала примеры добровольного отказа
от продолжения рода — целибаты в некоторых религиях5,
семейно-брачные традиции6,
секты, требующие от своих членов отказа от деторождения7,
— но подобный выбор почти всегда был дополнением, необходимым для
достижения определенной цели, и потому довольно ограниченным количественно.
Принципиальное отличие чайлдфри в том, что для них нежелание иметь
детей не обусловлено никакими целевыми требованиями, а стремление
к объединению связано лишь с самим фактом борьбы за возможность
выбора. На российском сайте указаны основные принципы ЧФ: "Безопасный
секс, выбор, гедонизм, контрацепция, неполиткорректность, свобода,
тишина"8.
Касаясь своей мотивации, чайлдфри ссылаются на множество
различных причин, в частности9:
1. Комфорт и возможность развития, т.е.:
- желание иметь больше свободного времени для досуга, хобби,
друзей, работы по совместительству;
- желание уменьшить финансовую ответственность;
- боязнь, что родительство как необратимый шаг не понравится;
- способность менять работу и место жительства за короткий срок
(спонтанность);
- желание сохранить уровень эмоциональной и физической близости
с партнером, несовместимое с появлением ребенка;
- нежелание перестраивать дом в соответствии с потребностями
ребенка и нормами безопасности;
- осознание того, что рождение ребенка повредит карьерному росту;
- намерение поддерживать определенный уровень контроля над жизнью;
- нежелательность потери времени, сил, приватности и свободы.
2. Отсутствие потребности в детях из-за:
- неимения биологической тяги к родительству;
- оставшегося с юности презрения к маленьким детям;
- общей неприязни к детскому поведению;
- необходимости заботиться о родителях, других родственниках,
заниматься благотворительностью;
- удовлетворенности общением с детьми в качестве тети, дяди,
учителя и т.д.;
- страха и отвращения к физическим условиям беременности, опыту
родов и послеродовому периоду (например, из-за потери внешней
привлекательности);
- воспоминаний о неблагоприятном детстве;
- воспоминаний об оскорбляющих или отсутствующих родителях.
3. Безопасность родителя и ребенка, проявляющаяся в:
- медицинских предпосылках для трудной беременности (например,
соматические заболевания), либо рождения больного (например, осложненная
наследственность);
- эмоциональных нарушениях;
- отсутствии или недоступности качественных детских учреждений.
4. Вера, что приносить людей в этот мир безнравственно,
поскольку:
- невозможно спросить их согласия;
- мир полон страдания, и нельзя гарантировать, что данный человек
проживет хорошую жизнь;
- каждый рожденный должен умереть;
- перенаселенность, экологические проблемы;
- неспособность быть ответственным и терпеливым родителем.
Феномен чайлдфри довольно быстро попал в поле зрения
зарубежных психологов и социологов, которые выделили две основные
причины его возникновения10:
1. Перенаселенность, подспудно давящая на всех.
2. Всеобщая инфантилизация. Она проявляется в ориентации
на вечную молодость как образа жизни, и среди чайлдфри много тех,
кто очень хочет иметь детей, но боится этого шага. В демонстративном,
публичном отрицании своих собственных мотивов они находят успокоение.
Зарубежные исследования показали, что большинство ЧФ
имеют семью, но эта семья состоит из двух человек, к которым иногда
добавляется домашнее животное (любое — от рыбки до слона). По сравнению
с детными семьями чайлдфри-пары более образованы, более востребованы
как профессионалы и руководители, оба супруга имеют больший доход,
предрасположены жить в городах, менее религиозны, менее склонны
к соблюдению традиционных гендерных ролей и обычаев. Женщины хотят
быть чайлдфри ради свободы работать, мужчины — ради свободы от работы.
Многие чайлдфри являются менее "социально удобными", им
в большей степени свойствен эгоизм и индивидуализм. Лица с нетрадиционной
ориентацией крайне редко относят себя к ЧФ11.
В качестве средства предохранения от нежелательной беременности
чайлдфри предпочитают стерилизацию как необратимый процесс. Однако,
из-за объективных трудностей с ее проведением в возрасте активной
репродуктивности12,
ЧФ создают сообщества, подобные канадскому "No Kidding!",
чтобы обеспечить социальное взаимодействие, свободное от требования
иметь детей13.
Споры вокруг феномена чайлдфри имеют два аспекта: личный
и политический. Чайлдфри иногда высмеиваются окружающими как слишком
эгоистичные, чтобы иметь детей, не вносящие вклад в будущее их нации
и т.д. Контраргументы состоят в том, что детей часто желают по не
менее эгоистичным причинам, и в целом детей рождается достаточно,
чтобы гарантировать будущее любой нации14.
Религиозные деятели в основном не одобряют чайлдфри15,
однако уже появились новые церкви, сформированные этим движением.
Например, Кибер-Церковь Иисуса Христа — группа христиан, которые
не чувствуют желания иметь потомков, как не имел их Иисус16.
Таким образом, динамика развития ЧФ свидетельствует
о том, что убеждения чайлдфри могут рассматриваться как идеология.
В последние годы чайлдфри становятся все более и более политизированными,
поскольку ощущают на себе не только социальную дискриминацию. Это
растущее недовольство часто сосредоточивается на налоговых льготах
для семей с детьми, переходит на трудовое законодательство, облегчающее
жизнь родителям, касается попыток введения правой и клерикальной
цензуры на основании "семейных ценностей". При этом ЧФ
становятся люди всевозможных мировоззрений и вероисповеданий. Например,
одни думают о государственных детских пособиях как о "субсидировании
образа жизни", другие соглашаются с необходимостью помощи родителям,
но считают, что образ жизни ЧФ также нуждается в поддержке.
Многие чайлдфри сожалеют, что вынуждены финансировать
общественные школы через единое для всех налогообложение. В Австралии
предложено создать политическую партию, поддерживающую образ жизни
чайлдфри как противоположность семейному17.
Растущая политизация и внимание СМИ привели к появлению
второй волны ЧФ-организаций, и именно это привлекает внимание демографии
к проблемам добровольной бездетности, хотя ее количественное влияние
на общую рождаемость во всех странах пока незначительно. Хотя ЧФ-долю
без специального учета выявить нельзя, косвенные оценки можно сделать
исходя из общего числа бездетных фертильного возраста, а оно с каждым
годом увеличивается. Так, перепись населения 2003 г. в США показала,
что бездетными являются 44% женщин в возрасте 15-44 года18,
а по статистике федерального Института национальных исследований
в ФРГ, 1/3 взрослого населения Германии остается бездетной, причем
все больше молодых немцев не хотят иметь детей. Если в 1992 г. к
их числу относились 10% женщин и 12% мужчин, то в 2005 г. — уже
почти 15% и 26% соответственно19.
Современные ЧФ-принципы перекликаются с некоторыми принципами
мальтузианства, сформулированными еще в XIX в., хотя общая тональность
чайлдфри намного гуманнее. Процесс демографической модернизации
принес с собой расширение свободы выбора и в семейной, и в социальной
области, равенство партнеров, расширение возможностей для контактов
между поколениями, для удовлетворения личных потребностей, самореализации
и т.д. Признаками новейших перемен является падение рождаемости,
увеличение числа искусственных абортов и внебрачных рождений, все
более явное замещение семейной солидарности солидарностью социальной,
либерализация семейных нравов. Совокупность таких перемен обозначается
как "второй демографический переход", для которого характерно
то, что "все помыслы человека сосредоточены на самореализации,
свободе выбора, личном развитии и индивидуальном стиле жизни, эмансипации,
и это находит отражение в формировании семьи, установках в отношении
регулирования рождений и мотивах родительства. Растущие доходы,
экономическая и политическая защищенность, предлагаемые демократическими
государствами всеобщего благосостояния своим гражданам, обусловили
сдвиги в направлении образа жизни, при котором индивидуальные сексуальные
предпочтения принимаются такими, какие они есть, а решения о совместной
жизни, разводе, аборте, стерилизации и добровольной бездетности
остаются на усмотрение индивидуумов и семейных пар"20.
Из этого следует, что укрепление чайлдфри-тенденций в мире является
объективной демографической характеристикой нового века, а сознательный
отказ от продолжения рода - полноценным фактором рождаемости, способным
изменить как ее количественные характеристики, так и структурные
показатели.
Позднее материнство. Современная рождаемость
формируется под влиянием всех без исключения факторов — от полного
отказа от регулирования деторождения до полного отказа от рождения
даже единственного ребенка. Промежуточные позиции между этими полюсами
занимает регулирование рождаемости фертильным населением, происходящее
по социально-экономическим причинам, и инфертильным или субфертильным
населением, тесно связанным с возможностями вспомогательных репродуктивных
технологий. Одну из таких промежуточных позиций занимает позднее
материнство, т.е. рождение детей у женщин старших репродуктивных
и даже пострепродуктивных возрастов21.
Данные о рождаемости в России свидетельствуют о появлении
подобной тенденции и в нашей стране в конце 1990-х годов (рис. 1).
В 1999 г. суммарный коэффициент рождаемости в России был 1,171,
к 2003 г. он вырос до 1,319, т.е. на 12,6%, однако динамика повозрастной
рождаемости различалась по разным возрастным группам (табл. 1).
Рисунок 1. Возрастные коэффициенты рождаемости в России
Источник: Российский статистический ежегодник-2004. М.:
2004 с. 121.
Быстрее всего росла рождаемость у женщин в возрасте
35-39 лет, где прирост коэффициента за 5 лет составил 41,6% — это
более чем вдвое выше аналогичного показателя для возрастной группы
25-29 лет. Вообще прирост коэффициентов по всем группам старшего
репродуктивного возраста оказался выше приростов в более молодых
группах, не говоря уже о сравнении с группой моложе 20 лет, где
прирост отрицательный. Коэффициенты рождаемости женщин старше 35
лет в настоящее время приближаются к таким, какими они были в 1991
г., накануне депопуляции.
Иными словами, рождение первого ребенка после 35 лет
стало достаточно распространенным явлением в нашей жизни. Еще десять
лет тому назад не оспаривалось мнение, что рожать, по крайней мере,
впервые, лучше до 30 лет.
Косвенное подтверждение повышения влияния рождаемости
в старших возрастах на общую рождаемость в России можно получить,
если принять за 100% уровень рождаемости в наиболее "плодовитой"
группе 20-24 года и сравнить с ним уровень рождаемости в других
группах (табл. 2).
Таблица 1. Динамика повозрастной рождаемости в России
в 1999—2003 гг.
|
Моложе 20 лет
|
20-24 года
|
29-29 лет
|
30-34 года
|
35-39 лет
|
40-44 года
|
45-49 лет
|
15-49 лет
|
СКР
|
1999
|
29,5
|
93,1
|
65,2
|
32,7
|
11,3
|
2,2
|
0,1
|
31,3
|
1,171
|
2000
|
28,1
|
95,3
|
68,7
|
36,0
|
12,0
|
2,4
|
0,1
|
32,6
|
1,214
|
2001
|
28,1
|
95,4
|
71,5
|
39,2
|
13,1
|
2,4
|
0,1
|
33,7
|
1,249
|
2002
|
28,4
|
98,8
|
76,5
|
43,2
|
14,9
|
2,6
|
0,1
|
35,9
|
1,322
|
2003
|
27,6
|
95,1
|
78,3
|
44,1
|
16,0
|
2,7
|
0,1
|
36,5
|
1,319
|
Изменение за 1999-2003 годы, %
|
-6,5
|
2,1
|
20,0
|
34,9
|
41,6
|
22,7
|
0
|
16,7
|
12,6
|
1991
|
54,9
|
146,6
|
83,0
|
41,6
|
16,5
|
3,7
|
0,2
|
49,9
|
7,732
|
Источник: Российский статистический ежегодник-2004.
М., 2004. С. 121.
Таблица 2. Соотношение рождаемости в разных возрастных
группах с рождаемостью в наиболее "плодовитой" группе,
%
|
Моложе 20 лет
|
20-24 года
|
29-29 лет
|
30-34 года
|
35-39 лет
|
40-44 года
|
45 лет и старше
|
СКР
|
1958-1959
|
18,1
|
100
|
99,6
|
64,9
|
36,8
|
12,7
|
1,9
|
2,626
|
1985-1986
|
28,3
|
100
|
70,9
|
38,0
|
14,8
|
2,6
|
0,2
|
2,111
|
1991
|
37,4
|
100
|
56,6
|
28,4
|
11,3
|
2,5
|
0,1
|
1,732
|
1999
|
31,7
|
100
|
70,0
|
35,1
|
12,1
|
2,4
|
0,1 .
|
1,171
|
2000
|
29,5
|
100
|
72,1
|
37,8
|
12,6
|
2,5
|
0,1
|
1,214
|
2001
|
29,4
|
100
|
75,0
|
41,0
|
13,7
|
2,5
|
0,1
|
1,249
|
2002
|
28,8
|
100
|
77,4
|
43,7
|
15,0
|
2,6
|
0,1
|
1,322
|
2003
|
28,7
|
100
|
81,5
|
45,9
|
16,7
|
2,8
|
0,1
|
1,319
|
Источник: Российский статистический ежегодник-2004.
М., 2004. С. 121.
Как видно из табл. 2, в последние годы наблюдается тенденция
приближения уровня рождаемости в старших возрастных группах к уровню
рождаемости в наиболее "плодовитой" группе. Если же сравнить
показатели последних лет с показателями благополучной середины 1980-х
годов, то окажется, что в 2002 и 2003 гг. соотношение между группами
35-39/20-24 и 40-44/20-24 даже лучше: в 2002 г. — 15/100 и 2,6/100,
в 2003 г. - 16,7/100 и 2,8/100, тогда как в 1985-1986 гг. - 14,8/100
и 2,6/100 соответственно.
Эту тенденцию подтверждает и динамика начала 2000-х
годов (рис. 2). Самые быстрые темпы оказались в группах 35-39 лет
и 40-44 года.
Как и у всех демографических проблем, у проблемы позднего
материнства две стороны — социальная и биологическая. Биологическая
связана с понятием старения репродуктивной системы, под которым
понимают собственно утрату репродуктивной и менструальной функции
(менопаузу), а также пременопаузальный период, сопровождающийся
значительным угнетением способности к деторождению. Отдельные признаки
старения репродуктивной функции начинают появляться с 27 лет, т.е.
с этого возраста женщина начинает терять так называемый "пул
примордиальных фолликулов", т.е. тех, из которых вырастают
доминантные фолликулы, содержащие яйцеклетки, и пик их потери приходится
на 35-37 лет.
Рисунок 2. Динамика соотношений коэффициентов повозрастной
рождаемости (уровень рождаемости в группе 20-24 года = 100%)
С этого времени начинается и общее уменьшение способности
к зачатию в расчете на один менструальный цикл, и увеличение рождения
потомства с различными хромосомными аномалиями. Яйцеклетки могут
кончиться и в 25 лет, и в 45; у женщин европейского типа менопауза
обычно наступает в 45-47 лет, у восточных — еще раньше. В возрасте
35-40 лет может развиться бесплодие — первичное или вторичное.
Влияние социальных факторов проявляется в том, что продолжительность
жизни женщины постепенно увеличивается, параллельно улучшается ее
качество, все дальше отодвигается граница детородного периода, расширяя
тем самым возможности репродуктивной функции. На этом фоне женщина
получила возможность сама решать, в какой именно период жизни посвятить
себя материнству. Хотя, по показаниям практической медицины, лучше
всего сделать это в 20-24 года, многие женщины чувствуют, что в
этом возрасте эмоционально к материнству не готовы. Для некоторых,
чье детство пришлось на 1950-60-е годы, этот период был скорее затянувшимся
переходным возрастом, чем началом взрослой жизни. Такой сдвиг означает,
что женщины достигают эмоциональной зрелости через 10 и более лет
после пика физической зрелости. Часто после 40 лет женщины вступают
в повторный брак и хотят иметь общих детей с новым супругом.
Однако откладывание рождения ребенка на более поздний
период может привести к тому, что, когда женщина, наконец, готова
стать матерью, ее биологические репродуктивные возможности снижаются.
И тем не менее, в мире сформировалась новая тенденция
рождаемости, которую иллюстрирует кривая рожающих в середине "статистической"
жизни, т.е. после 35 лет. Одной из причин того, что так поднялась
планка, ограничивающая возраст рожениц, стала большая безопасность.
Дородовые исследования уменьшили опасность рождения 40-летними женщинами
детей с генетическими отклонениями от нормы до уровня риска 20-летних.
Появились вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), лежащие
в основе высокоэффективных методов лечения бесплодия. Новые достижения
медицины в сфере оказания помощи будущей матери, страдающей хроническим
заболеванием, или в случае тяжелого течения беременности, позволили
женщинам рожать здоровых детей. Относительно безопасные виды контрацепции
также способствовали распространению взгляда "никогда не поздно".
Остались лишь "штампы", согласно которым:
- женщина, рожающая поздно, слишком долго занималась карьерой,
и у нее не было времени на ребенка;
- женщина долго не рожала, потому что страдала бесплодием;
- поздние роды — последний шанс избежать одиночества женщине,
не вступившей в брак.
Часть этих суждений выходит за рамки демографических
исследований, но с любой точки зрения необходимо выделение позднородящих
в особую группу, поскольку:
- самое большое физиологическое различие между женщинами совсем
молодыми и зрелого возраста заключается в их репродуктивности:
чем старше женщина, тем больше времени ей требуется, чтобы забеременеть;
- увеличивается вероятность выкидыша;
- возрастает возможность возникновения болезней, ведущих к бесплодию,
требующему продолжительного лечения, на которое у позднородящих
матерей может не хватить времени;
- с каждым годом становится выше угроза хромосомных аномалий
плода: у женщин в возрасте 30-40 лет в несколько раз увеличивается
риск рождения ребенка с синдромом Дауна;
- у "возрастных" беременных чаще возникают осложнения
типа позднего токсикоза, диабета, повышения давления, показаний
для кесарева сечения.
- жизнь женщины, решающей родить ребенка после 35, обычно уже
вошла в определенное русло, поэтому отказ от привычного образа
жизни и переход на зависимость от ритма малыша дается непросто;
- женщины, рожающие в относительно позднем возрасте, испытывают
повышенную ответственность и чрезмерную требовательность к своей
материнской роли. Так к серьезной физической нагрузке добавляется
"тяжелая" моральная; но при этом "поздние мамы"
больше уверены в себе, отчего легче приносят в "жертву"
ребенку собственные интересы и желания.
Преимущества позднего материнства:
- женщины, которые не торопятся обзаводиться детьми, оказываются
в итоге лучше подготовлены к вынашиванию и воспитанию детей;
- беременность в более поздние годы обычно становится результатом
глубоких размышлений; решение принимают зрелые люди, имеющие большой
жизненный опыт;
- в отличие от юной женщины мать более зрелого возраста менее
склонна ждать от ребенка, что он станет воплощением всех ее чаяний,
и не считает, что ребенок «тянет ее назад», когда она пытается
воплотить профессиональные планы;
- позднее материнство просто обязывает женщину еще очень долго
оставаться молодой, и это один из самых больших плюсов.
Недостатки позднего материнства:
- из-за опасности развития врожденных аномалий при малейшем отклонении
от нормы развивающегося эмбриона, врачи рекомендуют сделать аборт
даже при незначительных нарушениях.
- женщины старшего возраста не так быстро восстанавливаются после
родов, как молодые.
- из-за большой разницы в возрасте между родителями и ребенком
существует опасность возникновения непонимания между поколениями
отцов и детей.
- в 35-40 лет женщина может оказаться одновременно в роли и новоиспеченной
матери, и сиделки своих престарелых родителей. Она принадлежит
к поколению, которое называют "стиснутым", т.е. зажатым
между родителями и детьми. Это социологический феномен, появившийся
в результате столкновения трех разных культурных тенденций, —
родители живут дольше и страдают хроническими недугами, женщины
позже выходят замуж и рожают детей на исходе третьего десятка
или после 40 лет. Они заняты в общественном производстве и при
этом заботятся о старых и малых членах семьи одновременно. Если
пожилые родители живут далеко, то женщина оказывается в географической
и эмоциональной "ловушке" между нуждами и потребностями
уходящего и будущего поколений. Причем поздние дети тоже должны
быть готовы к подобной ситуации — когда им будет 35 лет, их родителям
будет за 70, и они сами могут оказаться в рядах "стиснутого"
поколения;
- наступает момент, когда родить оказывается слишком поздно.
Тогда родителям приходится ограничиваться одним ребенком или сокращать
интергенетические интервалы;
- у "поздних" матерей в отношении детей часто возникает
синдром драгоценного ребенка, особенно если ребенок единственный.
Государство может регулировать позднее материнство путем
введения ограничений на оказание репродуктивной помощи; как правило,
это административные ограничения (запрет на применение ВРТ в определенном
возрасте, существующий, например, в Швеции) или экономические (например,
Закон о защите эмбриона в Германии предусматривает оплату только
50% затрат на ЭКО, причем не более трех попыток и для пациенток
не старше 40 лет)22.
В России юридических запретов по возрасту для родителей нет, но
экономические весьма ощутимы, так как государство не оплачивает
практически ничего.
Можно сказать, что в определенном смысле именно рождаемость
у "женщин под 40" способна изменить тенденцию низкой рождаемости,
господствовавшей в 1990-е годы, хотя абсолютное число детей, рожденных
такими матерями, пока несравнимо ниже числа детей, появившихся у
женщин периода активной репродуктивности.
Основные социальные характеристики (брачный статус,
уровень дохода, образования, число имеющихся детей в семье и т.п.)
потенциальных матерей в старших репродуктивных возрастах практически
аналогичны показателям женщин периода активной репродуктивности.
Главное различие между ними — биологические возможности деторождения,
ограниченные естественным снижением фертильности и бесплодием. Поэтому
проблема позднего материнства оказывается тесно связанной с проблемой
восстановления репродуктивной функции и ВРТ.
В настоящее время наиболее известной и эффективной ВРТ
считается экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО, "ребенок
из пробирки"). Каждый год в мире до 700000 супружеских пар
лечатся по программам вспомогательной репродукции. С помощью этих
методов каждый год появляется на свет более 30 тыс. детей. В Голландии,
Дании, Израиле до 1% детей рождаются в результате применения ЭКО,
а в России — не более 1 тысячи23.
В России средний возраст пациенток с бесплодием — около 35 лет.
Они долго лечатся, пробуя разные способы, и поэтому в специализированную
клинику, способную на вспомогательную репродукцию, приходят уже
после 30 лет. А ведь главный фактор успеха — это возраст и длительность
предыдущего лечения. У 50% женщин моложе 30 лет беременность наступает
после первой попытки ЭКО, а у пациенток старше 40 лет эта доля падает
до 10%. Даже в 35-40 лет женщины по своим репродуктивным маркерам
(объем яичников, число антральных фолликулов (т.е. тех, из которых
в будущем может развиться яйцеклетка, уровень женских половых гормонов
и проч.) существенно отличаются от женщин 45 лет и старше. Условно
перспективными, с точки зрения воспроизводства, могут считаться
женщины не старше 42 лет.
В России пока проблематична даже доступность репродуктивной
помощи. В 2004 г. в стране было 48 клиник, имеющих право реализовывать
ВРТ, из них 18 — в Москве, 5 — в Санкт-Петербурге, 7 — в Центральной
России (Воронеж, Казань, Нижний Новгород, Нижнекамск, Саратов, Самара,
Чебоксары), 6 — на Юге России (Астрахань, Владикавказ, Кисловодск,
Краснодар, Ростов-на-Дону, Сочи), 10 — в Сибири и на Урале (Екатеринбург,
Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Пермь, Сургут, Тюмень, Томск),
2 — на Дальнем Востоке (Владивосток, Якутск). Качество репродуктивной
помощи, предоставляемой здесь, соответствует мировым стандартам,
но вопросы, связанные с финансовым и юридическим обеспечением ВРТ,
не решены, поэтому доступны они не всем. Тем не менее, позднее материнство
— это перспективный ресурс естественного воспроизводства населения,
важность и значимость которого до конца еще не осознана.
1 Докторант ИСЭПН
РАН.
2 http://community.livejournal.com
ru_childfree/ profile
3 http://ru.wikipedia.org
4 Родина Е. Добровольно
бездетные // Огонек. 2006. № 27.
5 Чтобы достичь высших
санов в христианстве, и в настоящее время необходим обет безбрачия.
6 Долгое время общество
осуждало внебрачные рождения для сохранения пуританской морали.
7 Например, общины
скопцов считали, что единственным путем спасения души является борьба
с плотью путем оскопления (кастрации).
8 http://community.livejournal.com
ru_childfree/ profile
9 http://ru.wikipedia.org
10 Родина Е. Добровольно
бездетные // Огонек. 2006. № 27.
11 Park Kristin.
Choosing Childlessness: Weber's Typology of Action and Motives of
the voluntarily Childless // Sociological Inquiry. 2005. № 75 (3).
Р. 372-402.
12 Например, в РФ
добровольная стерилизация официально разрешена лишь женщинам старше
35 лет, имеющим как минимум двоих детей.
13 http://www.nokidding.net
14 "Не факт,
что человечество вымрет, если рождаемость будет падать. Возможно,
общество будет развиваться по принципу улья: появится разделение
обязанностей. Будет каста рожающих — те, кто решит рожать и получать
при этом социальную поддержку, и те, кто предпочтет не иметь детей,
— своего рода каста бездетных. Такие люди займутся карьерой и не
будут ощущать своей неполноценности [Родина Е. Добровольно бездетные
// Огонек. 2006. № 27]. Отчасти это подтверждается появлением суррогатных
матерей.
15 Freedom from
religion foundation http:// www.ffrf.org,
2005
16 http://www.eilertech.com/cyberchurch/
cyberchurch.htm
17 http://www.worldchildfree
18 Родина Е. Добровольно
бездетные // Огонек. 2006. № 27.
19 http://www.zerkalo-nedeli.com
20 Захаров С.В.
Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход
// Отечественные записки. 2005. № 3.
21 Рекомендации
ВОЗ по дефиниции репродуктивного возраста ограничивают его 19-44
годами, условно подразделяя на активно репродуктивный (19-34) и
поздний репродуктивный (35-44); возраст старше 45лет — это возраст
пременопаузы, когда в большинстве случаев беременность невозможна
с собственными яйцеклетками (т.е. для достижения беременности необходимо
использовать донорские яйцеклетки).
22 http://www.klein-putz.de
23 http://www.ma-ma.ru
|