Rambler's Top100

№ 351 - 352
27 октября - 16 ноября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
США – страна иммигрантов

Иммигранты создали население США

Эволюция миграционной политики

Чем отозвался «день без мигранта»?

Как менялась американская миграционная служба

Миграционные дивиденды

Новые вызовы для миграционной политики

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Филипп Гастон. Линия. Philipp Guston. The Line (1978) США - страна иммигрантов

Андрей КОРОБКОВ

Над темой номера
работал
Андрей КОРОБКОВ

Новые вызовы для миграционной политики

Несмотря на многие положительные аспекты иммиграции, она вызывает все больше противоречий в американском обществе, особенно когда речь идет о нелегальной иммиграции.

К началу этого века число нелегальных мигрантов в США составляло (в зависимости от методологии подсчёта и политических пристрастий авторов оценок) от 5 до 20 млн. человек (наиболее часто называется цифра в 11–12 млн., а это приблизительно 4% населения страны и около трети её жителей, родившихся за рубежом)34. При этом около 7 млн. нелегалов вовлечены в экономически активную деятельность. В составе их семей порядка 3 млн. детей – граждан США35.

Рисунок 8. Распределение иммигрантов (38 млн. человек, родившихся заграницей) по статусу в 2006 году

Источник: Jeffrey S. Passel, Pew Hispanic Center - Washington, DC «U.S. Immigration: Numbers, Trends & Outlooc»

40% нелегалов находятся в Калифорнии (большинство из них прибывают через общую границу из Мексики). Не удивительно, что там этот вопрос вызывает наибольшие споры и политические разногласия. Следом по количеству нелегалов идут Техас, Нью-Йорк и Флорида. Более 3/4 иммигрантов селятся в шести американских штатах, а более половины – лишь в восьми урбанизованных зонах, в первую очередь в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Хьюстоне, Бостоне и Майами36. Одновременно наблюдается широкомасштабный отток коренного (особенно белого) населения из городских центров, приводящий к быстрому изменению расового, этнического и культурного облика ведущих городов Америки. В вышеперечисленных городских центрах на десять прибывающих туда мигрантов убывают в другие города и субурбанизованные зоны девять коренных жителей, что ведёт к дополнительной интенсификации изменений в национальной, расовой и религиозной структуре населения этих городов. Среди тех крупных городов, куда ещё продолжается приток белого населения, – Сан-Диего, Тампа, Санкт-Петербург, Сиэттл, Феникс, Атланта и Лас-Вегас37.

Рисунок 9. Все больше недокументированных мигрантов расселяются за пределами 6 главных штатов их концентрации (% от всех недокументированных мигрантов)

Источник: Jeffrey S. Passel, Pew Hispanic Center - Washington, DC «U.S. Immigration: Numbers, Trends & Outlooc»

Одним из очевидных последствий иммиграции является нарастающее разделение страны на космополитичные береговые, пограничные районы и крупные города и более традиционную американскую «глубинку» (хотя приток туда иммигрантов тоже усиливается: в течение 1980–2000 годов испаноязычное население приблизительно 30 штатов возросло более чем на 200%38). Этот разрыв во многом дублируется аналогичным политическим разделением страны между демократами и республиканцами во время национальных выборов.

Особую проблему сегодня представляет трудовая иммиграция, как легальная, так и нелегальная. Почти половина нелегалов въехали в страну по туристическим, студенческим и даже по рабочим визам39. Нарушение ими законодательства состоит или в нахождении в стране после окончания разрешённого срока, или в нарушении декларированных целей поездки (скажем, в устройстве на работу вместо учёбы или туризма). Они относительно легко находят низкооплачиваемую и малоквалифицированную работу как в городе, так и в сельской местности (например, как сезонные сельскохозяйственные или строительные рабочие-мигранты)40. Так, нелегалы составляют 24% занятых в сельском хозяйстве, 17% - работников прачечных и химчисток, 14% занятых в строительстве и 12% - работающих на кухнях предприятий общественного питания41. При этом у них пока практически нет возможности получить работу легальным путём – ежегодно иммиграционная служба выдаёт лишь 5000 временных трудовых виз для низкоквалифицированных работников42.

Рисунок 10. Нелегалов больше в низкооплачиваемых занятиях  Структура занятости недокументированных мигрантов (7,8 млн. недокументированных работников в 2006 году), %. В скобках – соответствующая структура для постоянного населения

Источник: Jeffrey S. Passel, Pew Hispanic Center - Washington, DC «U.S. Immigration: Numbers, Trends & Outlooc»

Рисунок 11. Нелегальные мигранты – самые бедные

Источник: Jeffrey S. Passel, Pew Hispanic Center - Washington, DC «U.S. Immigration: Numbers, Trends & Outlooc»

Предприниматели, работающие в этих сферах, заинтересованы в притоке подобных иммигрантов, но многие американцы, в том числе и представители бизнеса, выступают категорически против трудовой иммиграции. Опросы показывают, что в два раза больше американцев скептически относятся к продолжению иммиграции, чем поддерживают её. Почти половина населения выступает в защиту мер, направленных на ограничение потока иммигрантов.

Соответственно, оппозиция иммиграции (как нелегальной, так и легальной) растёт на обоих полюсах политического спектра и имеет как социально-экономическую, так и этнополитическую подоплёку. В рядах левой оппозиции особенно зрима роль профсоюзов в тех отраслях, работники которых испытывают конкуренцию со стороны иммигрантов, готовых на низкооплачиваемую работу без каких-либо социальных гарантий. Действительно, приток иммигрантов не только усиливает конкуренцию на рынке труда, но и тормозит рост оплаты труда низкоквалифицированных работников (которая или вообще не выросла, или даже несколько снизилась с учетом покупательной способности за последние годы)43. Согласно расчётам Джорджа Борхаса, приток дешёвой рабочей силы из Мексики в течение 1980-2000 годов привёл к снижению реальной заработной платы рабочих – афроамериканцев на 4,5%, а работников, не имеющих законченного среднего образования – на 8%44. Если в целом один из восьми жителей США был рождён за рубежом, то среди занятых – уже один из семи, а среди занятых на низкооплачиваемой работе – один из пяти45.

Не удивительно, что 4/5 опрошенных американцев (по сравнению, кстати, с 45% среди представителей элит) рассматривают «защиту рабочих мест американских трудящихся» как одну из наиболее важных задач, стоящих перед страной46.

Между тем правая оппозиция, хоть и не афишируя этого открыто, воспринимает иммиграцию, особенно из Латинской Америки, как угрозу существующей этнической, расовой, религиозной и языковой структуре и единству американского общества. Важна для них и угроза конкуренции со стороны иммигрантов для малого бизнеса – важнейшей опоры политического консерватизма в США. Долгое время своеобразным выразителем взглядов этих групп был консервативный политический обозреватель и журналист Патрик Бьюккенен, который провозгласил угрозу иммиграции одной из основных тем своих президентских избирательных кампаний в 1992, 1996 и 2000 годах. Наряду с требованиями о выходе США из ГАТТ, а затем и из ВТО и НАФТА, он настаивал на запрещении всех форм иммиграции на пять лет и сооружении постоянной стены или хотя бы проволочного заграждения на всём протяжении границы с Мексикой для предотвращения нелегальной иммиграции. (Напомним, что последняя инициатива стала частично воплощаться в жизнь в 2006 году) Сегодня ещё более агрессивную позицию занимает обозреватель CNN Лу Доббс, который под прикрытием борьбы с нелегальной иммиграцией ведет широкомасштабную кампанию против иммигрантов из Латинской Америки. Среди его заявлений – утверждение, что нелегальная иммиграция способствует распространению инфекционных заболеваний, включая такие экзотические, как проказа.

Языковой фактор приобрёл особое значение. Дело в том, что большинство иммигрантов из Латинской Америки сохраняют свою языковую идентичность и формируют этнотерриториальные кластеры. Численность лиц со слабым знанием английского языка возросла с 14 млн. в 1990 году до 23 млн. в 2000 году, составив в 2000 году 8% населения страны47. Во многих пограничных штатах были выдвинуты законодательные инициативы, требующие ужесточить иммиграционный режим и провозгласить английский официальным языком (подобный закон был принят, например, законодательным собранием Аризоны). Не менее важны вопросы, связанные с усиливающимся давлением иммигрантов на социально-экономические институты и образовательную систему, опять же, прежде всего в приграничных штатах.

Наиболее радикальной мерой в этом плане является так называемое Предложение 187, выдвинутое инициативной группой избирателей и поставленное на голосование в ходе референдума в Калифорнии во время выборов 1994 года. Оно было ориентировано на ограничение нелегальной иммиграции в этот самый населённый штат США, 24,1% жителей которого в тот момент были рождены за рубежом (согласно некоторым оценкам, нелегальные иммигранты составляют 48% населения Калифорнии, что создаёт колоссальную нагрузку на все социальные и коммунальные службы штата). Эта инициатива, поддержанная 59% избирателей, предусматривала лишение нелегальных иммигрантов и их детей права на пользование общественными фондами в сферах образования, здравоохранения и социального обеспечения. Данная мера была немедленно опротестована как противоречащая Конституции, и ее претворение в жизнь по-прежнему блокируется судебными органами. Тем не менее, сам факт её появления на свет служит иллюстрацией остроты иммиграционной проблемы для американского общества. Во многих приграничных штатах получила развитие деятельность добровольных милицейских отрядов местных жителей, патрулирующих границы параллельно с федеральными службами и пытающихся воспрепятствовать переходу границы незаконными мигрантами. Эта инициатива вызвала ещё более противоречивые отклики со стороны американской общественности.

Между тем интенсивная иммиграция (наряду с различиями в темпах естественного прироста отдельных этнических, религиозных и расовых групп) ведёт к достаточно быстрым изменениям структуры населения48. В 1900 году в США жили около 500 тысяч так называемых «испаноязычных» (преимущественно выходцев из Латинской Америки49). Сегодня – уже более 45,5 млн.50. В течение 1980–2000 годов испаноязычное население страны возросло на 20,7% (по сравнению с 14,3% для белых и 7,5% для афроамериканцев)51. В 1996 году белые составляли 73,6% населения страны. Доля черного населения была 12%, а доля испаноязычных – 10,2%. К 2004 году доля последних была уже 14%, причём более половины из них родились в США52. Доля белых снизилась до 68%, а доля афроамериканцев осталась на уровне 12%53.

В целом в 2007 году численность расовых меньшинств в США составила 102,5 млн. человек по сравнению с 199,1 млн. белых. Представители меньшинств стали большинством в четырёх штатах и федеральном округе Колумбия: на Гавайях их доля составляет 75%, в столице — Вашингтоне 68%, в Нью-Мексико 58%, в Калифорнии 57% и в Техасе 52%54.

Согласно оценкам, доля латиноамериканцев возрастёт к 2050 году до 24,5%, тогда как доля афроамериканцев составит 13,6%. Значительно увеличится и доля выходцев из Азии, составив 8,2%55. Данные переписи населения 2001 года подтверждают верность этих прогнозов. Доля испаноязычных наиболее высока в населении штата Нью-Мексико, где она превышает 40%. В Калифорнии и Техасе эта доля превышает 30%, в Аризоне и Неваде – 20%. Доля испаноязычных в населении превышает 10% ещё в пяти штатах (Иллинойсе, Колорадо, Нью-Джерси, Нью-Йорке и Флориде) и продолжает расти56. В целом 16 штатов имеют испаноязычное население, превышающее 500 тысяч человек. Крупнейшие группы испаноязычных проживают в Калифорнии (13,2 млн.), Нью-Йорке (3,5 млн.), а также Флориде и Техасе (по 3 млн.)57. При этом 63% испаноязычных в США имеют мексиканские корни, 10% – пуэрториканские, а 4% – кубинские58. Сегодня в американских государственных школах учатся 10 миллионов испаноязычных детей – около 20% от общего числа учащихся. 84% из них родились на территории страны и являются американскими гражданами59.

Рисунок 12. Изменение этнического состава населения США

Источник: US Census Bureau. Debating Immigration Ed by Carol M. Swain. Cambridge University Press. NY, 2007

Рисунок 13. Распределение среднегодового числа легальных мигрантов по странам происхождения

Источник: Jeffrey S. Passel, Pew Hispanic Center - Washington, DC «U.S. Immigration: Numbers, Trends & Outlooc»

Помимо этого, широкомасштабная иммиграция людей, принадлежащих к этническим и расовым меньшинствам, изменяет внутреннюю структуру меньшинств в США (так, доля афроамериканцев в этой группе сократилась за последние 50 лет с более 2/3 до менее 50%), вызывая перераспределение субсидируемых государством ресурсов и рабочих мест в государственном секторе (где доля меньшинств традиционно очень высока) и вызывая недовольство «старых» меньшинств. Между тем многие из льготных программ так называемого «позитивного действия», направленных на создание приоритетных условий и квот для определённых групп населения, были первоначально созданы с целью компенсации черного населения за рабство и наследие неравенства. Впоследствии их действие распространилось и на других выходцев из неевропейских стран, а также и другие группы населения, включая женщин, инвалидов и др. Таким образом, иммиграция не только снижает долю белых в населении, но и «отрезает» льготы от «традиционных» меньшинств.

Помимо этого, структурные изменения происходят и в составе определённых этнических, расовых и религиозных групп. Скажем, доля негров60 (большинство из которых относительно недавно изменили свою религиозную принадлежность) среди американских последователей ислама составляет около 30%, в то время как большинство мусульман являются выходцами из арабских стран (25%) и юго-восточной Азии (33%)61. Быстрые изменения баланса между определёнными группами вызывают внутренние трения и борьбу вокруг их политической ориентации и за перераспределение ограниченных льготных ресурсов, предоставляемых государством.

Столь же любопытно и то, что количество мусульман в США в 2001 году впервые превысило количество евреев. Эти перемены очень важны в американской политической системе, поскольку они могут привести к изменению результатов голосования, перераспределению социальных благ между отдельными группами населения и переориентации внешней политики. В частности, быстро растущая доля испаноязычных среди американского населения превращает их в значительную политическую силу, приводя к усилению межпартийной борьбы за их голоса62. Доля испаноязычных избирателей возросла с 2% в 1988 году до 7% в 2000 году и 9% во время выборов 2004 года63. В выборах 2004 года приняли участие более 8 миллионов испаноязычных избирателей. Среди избранных членов Конгресса было и два испаноязычных сенатора — от Флориды и Колорадо. В 2008 году среди претендентов на роль кандидата в президенты США от Демократической партии был губернатор штата Нью-Мексико Билл Ричардсон, тоже имеющий испаноязычные корни. А число имеющих право голоса в этой категории достигло 18 миллионов человек64. При этом 57% испаноязычных считают себя сторонниками демократов и лишь 23% – республиканцев. Опрос испаноязычных избирателей в июне-июле 2008 года также показал, что 66% из них собирались голосовать за демократа Обаму и лишь 23% — за республиканца Маккейна65. Одновременно более 90% испаноязычных жителей в США поддерживают идею легализации незаконных иммигрантов66.

Особые опасения вызывает предвидимый многими переход американского общества от традиционной американской модели «плавильного котла» к «мозаичной» модели, т.е. от ситуации, когда иммигранты быстро становились американцами не только в результате формальной перемены гражданства, но и с точки зрения их менталитета, языковой и культурной идентичности, к положению, когда американское общество может стать «мультикультурным», распавшись на достаточно обособленные этнические, религиозные, культурные и языковые сообщества. По словам Питера Браймелоу (кстати сказать, самого иммигранта из Великобритании), Соединённые Штаты не в состоянии больше позволить себе быть страной иммиграции, поскольку «американцев убеждают полностью отказаться от взаимосвязи, основанной на общей этничности и вверить себя идеологии как связующей их государство силе»67. Парадоксально в определённом смысле, но очень важную роль в этом плане играют глобализация и научно-техническая революция, облегчающие для мигрантов сохранение прежней культурной идентичности и связей с родиной.

Озабоченность у многих вызывает и всё нарастающий приток испаноязычных иммигрантов – ввиду и протяжённой общей границы с Мексикой, и значительного разрыва в плане основных среднедушевых показателей социально-экономического развития (так, разрыв между США и Мексикой с точки зрения производства ВВП на душу населения составил в 2007 году 5,4 раза68), и нежелания, как считают многие, представителей этой группы иммигрантов интегрироваться в американское общество. Наиболее видным выразителем этих взглядов является знаменитый политолог из Гарвардского университета Сэмюэл Хантингтон, который подчёркивает, что испаноязычная иммиграция является «наиболее... серьёзным вызовом традиционной американской идентичности... Игнорируя эту проблему, американцы обрекают [своё общество] на трансформацию на две культуры (англо- и испаноязычную) и два языка»69. По его мнению, опасность представляют шесть специфических черт новой иммиграционной волны: наличие общей границы с Мексикой, масштаб иммиграции70, её незаконный характер, территориальная концентрация, последовательность и долгосрочный характер71.


Оппоненты этого подхода указывают на возрастающее значение рынка и революции в области технологии и средств связи как факторов, стимулирующих интерес к изучению английского языка и принятию иммигрантами идеи ассимиляции. Например, главный редактор журнала U.S. News and World Report Мортимер Зукерман считает, что «причин для пессимизма нет. Имеются... свидетельства того, что мы сможем абсорбировать испаноязычных [иммигрантов] - также, как мы абсорбировали предыдущие поколения европейцев - в динамичное американское общество... Каждая новая волна иммигрантов научила нашу нацию чему-то новому и обогатила её культуру. Другими словами, [новая иммиграционная волна создаёт] возможности, а не проблемы».72 Согласно данным Национального исследовательского совета США, 60% иммигрантов, приехавших в эту страну в течение 1980-х годов, к настоящему времени хорошо говорят по-английски. Среди тех, кто приехал в США 30 или более лет назад, к моменту проведения исследования лишь 3% не владели английским языком73. В целом опросы показывают, что современные мигранты ассимилируются столь же успешно, как и сто лет назад. Недавний опрос 2500 латиноамериканцев показал, что 90 процентов из них считали необходимым как можно быстрее и эффективнее адаптироваться к американской культуре. При этом, однако, такие же 90 процентов считали необходимым и сохранение связи со своей национальной культурой74.

* * *

Кажется очевидным, что миграционная политика США характеризуется целым рядом черт и проблем, схожих с теми, с которыми сталкивается сейчас и Россия. Более того, некоторые из политических инноваций создают противоречия и вызывают опасения, которые также в каком-то смысле аналогичны тем, что высказываются определёнными политическими силами в России. Серьёзные опасения, в частности, вызывает возможность утраты национального единства и развития этнических конфликтов. Между тем высказываются и опасения относительно возможности бесконтрольного усиления (под предлогом борьбы с терроризмом и нелегальной иммиграцией) власти федерального правительства.

Не будем, однако, забывать, что опыт США говорит прежде всего о пользе иммиграции и способности государства принять и ассимилировать значительные массы мигрантов, не подвергая опасности основы демократической власти. Американский опыт последних лет также указывает на возможность и, видимо, необходимость поиска новых форм иммиграционной политики в ситуации, когда, с одной стороны, иммиграция несёт в себе значительный положительный заряд, а с другой, остановить нелегальную иммиграцию демократическим путём оказывается практически невозможно, особенно в условиях, когда относительно благополучная страна граничит с гораздо более бедными и трудоизбыточными государствами.

Выступая в поддержку комплексной иммиграционной реформы, обозреватель телеканала CNN и журнала Newsweek Фарид Закария подчёркивает, что упор “исключительно или преимущественно на запретительные меры работать не будет. Законы, игнорирующие силы спроса и предложения, приводят к дорогостоящим потерям (Вспомним о “сухом законе”.)” Вместе с тем, подчёркивает он, иммиграционная реформа – “это тот редкий случай, когда хорошие политические цели и средства могут совпадать”75.

Не стоит забывать и о роли иммиграционной политики в качестве важного элемента американской “мягкой власти”, т.е. способности к лидерству на основе примера, притягательности для других национальной модели развития и возможности распространения национальной идеологии и культуры по миру без опоры на силовые методы76. Иммиграция и формирование национальных диаспор служат важнейшими механизмами применения этой “мягкой власти”.

По словам Джозефа Ная, современный нам мир характеризуется «размыванием границ»77. По сути дела, в рамках процесса глобализации, стимулируемого как рыночными, так и технологическими факторами, происходит формирование мирового рынка рабочей силы. Наряду с изменениями в отношении мирового сообщества к вопросам прав человека и государственного суверенитета этот процесс вынуждает страны мира пересматривать отношение к вопросам миграции.

Игнорировать эту реальность сегодня не могут ни США, ни Россия. И потому вместо спекуляции на угрозах иммиграции политические лидеры и средства массовой информации должны разъяснять населению своих стран как её неизбежность, так и очевидные положительные стороны.


34 Immigration and America's Future: New Chapter: Report of the Independent Task Force on Immigration and America’s Future. Spencer Abraham and Lee H. Hamilton, Co-Chairs. Washington, D.C.: Migration Policy Institute, September 2006, xv., Mortimer В. Zuckerman, "Land of Opportunity," U.S. News & World Report, 20 June 2005, 64.
35 William F. Ford. “Immigrationomics: A Discussion of Some Key Issues.” Economic Education Bulletin. vol. 47, no. 10, October 2007, 5. Согласно Конституции США, любой ребёнок, родившийся на территории страны, автоматически получает американское гражданство.
36 William H. Frey and Jonathan Tilove. "Immigrants In, Native Whites Out." The New York Times Magazine, 20 August 1995, 44-5.
37 William H. Frey and Jonathan Tilove. "Immigrants In, Native Whites Out." The New York Times Magazine, 20 August 1995, 44-5.
38 "New Latino Nation." Newsweek, 30 May 2005, 28
39 Immigration and America's Future: New Chapter: Report of the Independent Task Force on Immigration and America’s Future. Spencer Abraham and Lee H. Hamilton, Co-Chairs. Washington, D.C.: Migration Policy Institute, September 2006, xv., Mortimer В. Zuckerman, "Land of Opportunity," U.S. News & World Report, 20 June 2005, 59.
40 Отметим, что кризисные явления в американской экономике привели к заметному сокращению как притока трудовых мигрантов, так и объёма их денежных переводов в последние месяцы. Число задержаний за нелегальный переход границы с Мексикой, например, в период между 1 октября 2007г. и 31 марта 2008г. оказалось на 17% меньше, чем в аналогичном периоде 2006-2007гг. (Miriam Jordan. “Crossings By Migrants Slow as Job Picture Dims.” The Wall Street Journal. 9 April 2008, A1).  
41 Jeffrey S. Passel. “The Size and Characteristics of the Unauthorized Migrant Population in the U.S. Washington, DC: Pew Hispanic Center, March 2006.
42 Immigration and America's Future: New Chapter: Report of the Independent Task Force on Immigration and America’s Future. Spencer Abraham and Lee H. Hamilton, Co-Chairs. Washington, D.C.: Migration Policy Institute, September 2006, 35. И это – несмотря на то, что первая программа по временному трудоустройству в США низкоквалифицированных работников из Мексики – т. н. Bracero Program -была начата ещё в 1942г.  - во время Второй мировой войны и продолжалась до 1964г.    
43 Joseph S. Nye. The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can 7 Go It Alone. Oxford and New York: Oxford University Press, 2002, 136.
44 George Borjas. “Increasing the Supply of Labor through Immigration: Measuring the Impact on Native-born Workers.” Center for Immigration Studies Backgrounder. Washington, DC: Center for Immigration Studies, May 2004.  
45 Immigration and America's Future: New Chapter: Report of the Independent Task Force on Immigration and America’s Future. Spencer Abraham and Lee H. Hamilton, Co-Chairs. Washington, D.C.: Migration Policy Institute, September 2006, 10-11.
46 Joseph S. Nye. The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can 7 Go It Alone. Oxford and New York: Oxford University Press, 2002, 136.
47 Immigration and America's Future: New Chapter: Report of the Independent Task Force on Immigration and America’s Future. Spencer Abraham and Lee H. Hamilton, Co-Chairs. Washington, D.C.: Migration Policy Institute, September 2006, 75.
48 Отметим, что 62% прироста испаноязычного населения в 2006-2007гг. пришлось на естественный прирост, а не иммиграцию. На сегодня в США к этой этнической группе принадлежит каждый четвёртый ребёнок в возрасте до 5 лет (“Pew Hispanic Center Releases Statistical Portrait of Hispanic Women in the U.S.” Pew Hispanic Center. http://pewhispanic.org).
49 Как и в случае с чёрным населением США, вопрос «испаноязычных» (буквально—hispanics, “испаники,” нечто типа “лица испанской национальности,” хотя и без унизительного оттенка) представляет собой политически весьма чувствительную проблему. Хотя они рассматриваются в качестве расового меньшинства, в данную категорию входят люди различного расового происхождения, которые также могут называться «латиноамериканцами». Таким образом, принадлежность к данной категории указывает на наличие определённой культурной и региональной ориентации и распространяется и на представителей ряда европейских наций, и на тех выходцев из Латинской Америки, кто уже не владеет испанским  языком).
50 U.S. Hispanic Population Hits 45.5 Million: Agency.” Reuters. http://www.reuters.com
51 Pew Research Center. Trends 2005. Washington, D.C.: Pew Research Center, 2005, 74.
52 Pew Research Center. Trends 2005. Washington, D.C.: Pew Research Center, 2005, 72.
53 “New Latino Nation.” Newsweek. 30 May 2005, 29.
54 U.S. Hispanic Population Hits 45.5 Million: Agency.” Reuters. http://www.reuters.com
55 U.S. Census Bureau, Resident Population—Selected Characteristics, 1970 to 1991, and Projections, 1995 to 2050. Washington, D.C.
56 Grey Hill and Joel Millman. "Bush Eases Immigration Stance." The Wall Street Journal, 7 January 2004, A4.
57 U.S. Hispanic Population Hits 45.5 Million: Agency.” Reuters. http://www.reuters.com
58 “New Latino Nation.” Newsweek. 30 May 2005, 29.
59 Pew Hispanic Center: Press Release. “Hispanics Are One-In-Five of All Public School Students Nationwide.” http://pewhispanic.org  
60 Поскольку расовый вопрос в США весьма чувствителен, расовые категории неоднократно переименовывались. В настоящее время политически более приемлемыми считаются термины «афро-американцы» или «чёрные».
61 Rachel Zoll. "Conventions Show Divide with Muslims." The Daily News Journal, 31 August 2003.
62 Иммиграционная амнистия 1986г., например, привела к увеличению числа избирателей
в США почти на 3 миллиона человек (Jagdish Bhagwati. "America As a Beacon... And a New Dawn for Immigrants." The Wall Street Journal, 12 January 2004, A14).
63 11G    G  Grey Hill and Joel Millman. "Bush Eases Immigration Stance." The Wall Street Journal, 7 January 2004, A4
64 Arian Campo-Flores and Howard Fineman, "A Latin Power Surge." Newsweek, 30 May 2005, 25-8., Gerald F. Selb. “How the Immigration Fires Subsided for McCain.” The Wall Street Journal. 29 January 2008, A2.
65 Gerald F. Selb. “How the Immigration Fires Subsided for McCain.” The Wall Street Journal. 29 January 2008, A2., Pew Research Center. “Hispanics Support Obama over McCain for President by Nearly Three-to-One, Pew Hispanic Center Survey Finds.” http://www.pewhispanic.org.
66 Matthew Cooper. "New Hope for Illegals?" Time, 19 January 2004, 18.
67 Peter Brimelow. Alien Nation: Common Sense About America's Immigration Disaster. New York: Random House, 1995, 208, 217, 258.
68 Отметим, что согласно данным Международного Валютного Фонда, разрыв между Россией и беднейшими странами СНГ по этому показателю был ещё  больше: 11,1 раза с Узбекистаном, 12,7 раза с Киргизией и 18,9 раза с Таджикистаном (International Monetary Fund. World Economic Outlook Database, April 2008. http://www.imf.org)
69 Samuel P. Huntington, "The Hispanic Challenge." Foreign Policy, March-April 2004, 32.
70 Мексиканцы составляют 69 процентов незаконных иммигрантов, а совокупная доля выходцев из Латинской Америки приближается к 80 % (Samuel P. Huntington, "The Hispanic Challenge." Foreign Policy, March-April 2004, 35; Jeffrey S. Passel. “The Size and Characteristics of the Unauthorized Migrant Population in the U.S. Washington, DC: Pew Hispanic Center, March 2006).
71 Samuel P. Huntington, "The Hispanic Challenge." Foreign Policy, March-April 2004, 33.
72 Mortimer В. Zuckerman, "Land of Opportunity," U.S. News & World Report, 20 June 2005, 64.
73 Smith, James and Barry Edmonston, eds. The New Americans: Economic, Demographic, and Fiscal
Effects of Immigration. Washington, D.C.: National Academy Press, 1997, 13.

74 "The New Americans." The Economist 11 March 2000, survey 13-14. Между тем, тот же Зукерман отмечает, что лишь 7 % детей, родившихся в США в семьях испаноязычных иммигрантов, считают испанский своим основным языком, а почти половина вообще не говорит по-испански. Среди иммигрантов третьего поколения, треть испаноязычных женщин выходит замуж за представителей других этнических и расовых групп. Они также достаточно успешны в социально-экономическом отношении: доходы почти 80% превышают прожиточный минимум, а среди тех, кто прожил в США более 30 лет, 68% имеют собственный дом (Mortimer В. Zuckerman, "Land of Opportunity," U.S. News & World Report, 20 June 2005, 64).
75 Fareed Zakaria. “Time to Solve Immigration.” Newsweek. 13 November 2006, 23.
76 Как писал создатель этой концепции известный политолог Джозеф Най, в то время как “жёсткая власть базируется на стимулах...или угрозах...мягкая власть основана на способности...формировать предпочтения других”. Иными словами, “мягкая власть” представляет собой способность создавать у других людей “желание хотеть того же, чего хотите Вы” (Joseph S. Nye. The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone. Oxford and New York: Oxford University Press, 2002, 8-9, 24).
77 Joseph S. Nye. The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone. Oxford and New York: Oxford University Press, 2002, 57.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.