|
Концепция переписи 2010 года
|
Концепция
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ
ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2010 ГОДА
Приложение к приказу Росстата
от 30 .07.2007 г. № 122
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи Всероссийской переписи
населения
|
2. Нормативная правовая база Всероссийской
переписи населения 2010 года
|
3. Основные понятия Всероссийской переписи
населения 2010 года
|
4. Этапы проведения Всероссийской переписи населения
2010 года
|
5. Программа Всероссийской переписи
населения 2010 года, разработка методологических и инструктивных
материалов
|
5.1. Программа Всероссийской
переписи населения 2010 года
|
5.2. Бланки переписных
листов
|
5.3. Научно-методологическое
обеспечение Всероссийской переписи населения 2010 года
|
5.4. Инструктивные документы
Всероссийской переписи населения
2010 года
|
6. Информационно-разъяснительная работа
|
7. Органы исполнительной власти, ответственные
за проведение Всероссийской переписи населения 2010 года
|
7.1. Федеральные органы исполнительной
власти
|
7.2. Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
|
7.3. Уровни организации
Всероссийской переписи населения 2010
года
|
8. Координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления
|
8.1. Государственная комиссия
по проведению Всероссийской переписи населения
|
8.2. Комиссии по проведению
Всероссийской переписи населения в федеральных округах, комиссии
по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований
|
9. Категории работников, привлекаемых
к работам по Всероссийской переписи
населения 2010 года, оформление договорных отношений
|
9.1. На федеральном уровне
и уровне субъекта Российской Федерации
|
9.2. На уровне района, города
|
9.3. На полевом уровне
|
9.4. Оформление договорных
отношений .
|
10. Подготовка Всероссийской переписи населения
2010 года .
|
10.1. Подготовительный период
|
10.2. Подбор работников,
привлекаемых к Всероссийской переписи
населения 2010 года, и их обучение
|
11. Проведение Всероссийской переписи населения
2010 года
|
11.1. Предварительный обход
помещений
|
11.2. Опрос населения
|
11.3. Контрольные мероприятия
|
11.4. Приемка - сдача заполненных
переписных документов и иных материалов
|
12. Особенности переписи отдельных категорий населения
.
|
12.1. Организация и проведение
переписи специальных контингентов населения
|
12.2. Организация переписи
населения в труднодоступных районах
|
13. Конфиденциальность данных, полученных
в ходе Всероссийской
переписи населения 2010 года
|
14. Автоматизированная обработка материалов
Всероссийской переписи населения 2010 года
|
15. Формирование итогов Всероссийской переписи
населения 2010 года,
их публикация и распространение
|
16. Основные нормативы Всероссийской переписи
населения 2010 года
|
17. Материально-техническое и финансовое
обеспечение Всероссийской переписи населения 2010 года
|
17.1. Материально-техническое
обеспечение
|
17.2. Финансовое обеспечение
|
18. Работы по Всероссийской переписи населения
2010 года, выполняемые
с привлечением внешних подрядчиков
|
1. Цели и задачи Всероссийской переписи населения.
Всероссийская перепись населения представляет собой
сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории
Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской
Федерации по единой государственной статистической методологии в
целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных
сведений (статья 1 Федерального закона от 25 января 2002 года №
8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»).
Всероссийская перепись населения является основным источником
формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности
и структуры населения, его распределения по территории Российской
Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками,
национальным и языковым составом населения, его образовательным
уровнем.
Данные Всероссийской переписи населения необходимы для
выполнения функций органов государственной власти, разработки прогнозов
и программ социально-экономического развития Российской Федерации
и информационного обеспечения общества.
Резолюцией E/2005/24Е/CNJ/2005/27, принятой Экономическим
и Социальным Советом Организации Объединенных Наций, объявлен раунд
переписей населения и жилищного фонда 2010 года (с 2005 по2014 гг.)
и определено, что «периодически проводимые переписи населения и
жилищного фонда по стране в целом и по каждому из ее административных
районов являются одним из основных источников данных, необходимых
для эффективного планирования развития и наблюдения за демографическими
проблемами и тенденциями, политикой и программами в социально-экономической
и экологической областях». Результаты предстоящей Всероссийской
переписи населения 2010 года войдут составной частью в итоги мировой
переписи населения, проводимой по Всемирной программе переписей
населения и жилищного фонда.
2. Нормативная правовая база Всероссийской переписи
населения 2010 года.
В настоящее время действуют следующие нормативные правовые
акты:
- Федеральный закон от 25 января 2002 года №
8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января
2006 года № 7-р;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября
2006 года № 1334-р;
- приказ Росстата от 27 февраля 2006 года № 18 «О распоряжении
Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7-р»;
- приказ Росстата от 15 мая 2006 года № 53 «О Плане мероприятий
по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года на 2007-2009
годы»;
- приказ Росстата от 13 октября 2006 года № 147 «О распоряжении
Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 года №
1334-р»;
- приказ Росстата от 30 мая 2007 года № 89 «Об утверждении Календарного
плана работ по подготовке и проведению пробной переписи
населения 2008 года»;
- постановление Росстата от 04 июня 2007 года №44 «Об утверждении
Основных методологических и организационных положений проведения
пробной переписи населения 2008 года»;
- приказ Росстата от 12 июля 2007 года № 112 «Об утверждении Плана
мероприятий на 2008-2010 годы по подготовке и проведению Всероссийской
переписи населения 2010 года, автоматизированной обработке (включая
создание территориальной выборки многоцелевого назначения), подведению
итогов переписи, их официальной публикации и хранению материалов
переписи».
По мере принятия нормативных правовых
актов перечень будет дополнен.
3. Основные понятия Всероссийской переписи населения
2010 года.
Лица, подлежащие переписи населения – граждане
Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства,
постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а также
находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории
Российской Федерации, но постоянно проживающие на территории других
государств (статья 4 Федерального закона от 25 января 2002 года
№ 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»).
Категории населения, подлежащие переписи населения,
и порядок их учета приведены в Приложении 1.
Единица наблюдения переписи населения - домохозяйство.
Под домохозяйством понимаются лица, проживающие в одном жилом
помещении или его части, совместно обеспечивающие себя продуктами
питания и другими необходимыми средствами существования, объединяя
полностью или частично свои доходы. Домохозяйство может состоять
из одного человека.
Домохозяйства подразделяются на частные домохозяйства,
коллективные домохозяйства и домохозяйства бездомных.
К частным домохозяйствам относятся домохозяйства, проживающие
в жилых помещениях – квартирах, индивидуальных домах, общежитиях,
других жилых помещениях и нежилых помещениях, приспособленных для
жилья.
К коллективным домохозяйствам относятся лица, постоянно
живущие в учреждениях социального и медицинского обслуживания, в
казармах, местах заключения, религиозных организациях.
К домохозяйствам бездомных относятся лица без определенного
места жительства (не имеющие жилья).
Программа переписи населения – перечень
вопросов для получения сведений о населении, собираемых в ходе переписи.
Программа Всероссийской переписи населения вносится для утверждения
в Правительство Российской Федерации за 1 год 6 месяцев до даты
ее проведения.
Срок проведения переписи населения – период
времени, в который проводятся предварительный обход помещений и
отбор помещений для проведения выборочного наблюдения, сбор сведений
о населении, контрольный обход помещений. Срок проведения Всероссийской
переписи населения 2010 года будет определен после проведения пробной
переписи населения 2008 года.
Дата переписи населения – момент времени
(год, месяц, день и час), на который осуществляется сбор сведений
о населении и его учет. Дата Всероссийской переписи населения 2010
года будет установлена после проведения пробной переписи населения
2008 года.
Метод проведения переписи населения. Сбор
сведений о населении осуществляется путем опроса населения и заполнения
переписных листов при обходе жилых и иных помещений, в которых проживают
(пребывают) опрашиваемые лица.
Сбор указанных сведений также может
осуществляться либо с использованием средств связи, либо в специальных
помещениях, предоставляемых для этих целей органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного
самоуправления (статья 6 Федерального
закона от 25 января 2002 года № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»).
Население переписывается по месту своего постоянного
(обычного) жительства, которым является населенный пункт, дом, квартира,
комната, где опрашиваемый обычно проводит большую часть своего времени.
Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому
человек зарегистрирован.
Программа публикации итогов переписи населения
– комплект макетов таблиц, являющихся основой для формирования официальной
публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
4. Этапы проведения Всероссийской переписи населения
2010 года.
Сетевой график проведения Всероссийской переписи населения
2010 года приведен в Приложении 2.
Этапы
|
Мероприятия
|
Первый этап -
2007 г . - сентябрь 2010 г.:
|
Подготовительный период
|
2007 г. - I полугодие 2010 г.
|
разработка нормативных правовых актов;
|
2005 г. - 2010 г.
|
разработка Программ переписи населения и публикации итогов,
методологии организации проведения и получения итогов переписи
населения;
|
IV квартал 2008 г.
|
Всероссийское совещание статистиков;
|
2007 г. - 2010 г.
|
создание автоматизированной системы подготовки, контроля
проведения, получения и представления итогов переписи населения
с использованием современных промышленных геоинформационных
технологий;
|
2007 г. - 2009 г.
|
подготовка и проведение пробной переписи населения 2008 года
и получение ее результатов;
|
II полугодие 2007 г . - апрель 2010 г.
|
проведение мероприятий, обеспечивающих полноту охвата населения
переписью и качество полученных итогов; составление списков
домов в населенных пунктах и организационных планов проведения
Всероссийской переписи населения 2010 года;
|
2009 г. - 2010 г.
|
проведение информационно-разъяснительной работы;
|
2008 г. - октябрь 2010 г.
|
тиражирование переписных листов и другой документации; изготовление/приобретение
средств материально-технического обеспечения, а также их доставка
до переписных участков; обеспечение переписных участков помещениями,
транспортными средствами и связью;
|
июль - август 2009 г.,
сентябрь - октябрь 2010 г.
|
обучение временных переписных работников.
|
Второй этап –
октябрь 2010 г.
|
Проведение Всероссийской переписи населения 2010 года:
- проведение предварительного обхода помещений и отбор
помещений для проведения выборочного наблюдения;
- сбор сведений о населении;
- проведение контрольного обхода.
|
Третий этап -
ноябрь 2010 г. - 2013 г.:
|
Обработка полученных сведений, формирование итогов Всероссийской
переписи населения 2010 года, их публикация и распространение
|
декабрь 2010 г. -
май 2011 г.
|
получение предварительных итогов переписи населения, подготовка
материалов переписи населения к автоматизированной обработке;
|
I полугодие 2011 г.
|
ввод, экранное кодирование, контроль и редактирование первичных
данных;
|
2012 г. - 2013 г.
|
получение итогов переписи населения;
|
2013 г.
|
формирование на основе базы данных Всероссийской переписи
населения 2010 года территориальной выборки многоцелевого
назначения;
|
2011 г. - 2013 г.
|
публикация итогов Всероссийской переписи населения 2010 года
и их распространение:
|
II квартал 2011 г.
|
- публикация предварительных итогов переписи
населения;
|
2012 г. - 2013 г.
|
- подготовка, тиражирование и доставка
пользователям изданий с итогами переписи населения (по очередям
публикации);
|
2013 г.
|
обеспечение Web-доступа к неперсонифицированной базе данных
переписи населения для формирования дополнительных запросов
пользователей с использованием специальных стандартных программных
средств.
|
5. Программа Всероссийской переписи населения 2010 года,
разработка методологических и инструктивных материалов.
5.1. Программа Всероссийской переписи населения
2010 года состоит из программы сплошного наблюдения и программы
выборочного наблюдения1.
Временно находящиеся на территории России лица опрашиваются по отдельной
сокращенной программе.
По программе сплошного наблюдения будет опрашиваться
все постоянно (обычно) проживающее население в Российской Федерации.
По программе выборочного наблюдения будет опрашиваться
население частных домохозяйств2.
За единицу отбора для выборочного наблюдения принимается
жилое помещение с постоянно проживающим населением: индивидуальный
дом; квартира; комната в коммунальной квартире или общежитии и т.п.;
другое жилое помещение.
5.2. Бланки
переписных листов.
Бланки переписных листов являются двухсторонними машиночитаемыми
документами формата А4, с которых будет осуществляться ввод информации
на машинные носители.
Программа Всероссийской
переписи населения 2010 года будет размещена на пяти формах переписных
листов:
- Переписной лист формы С содержит адрес жилого
помещения, список лиц, постоянно (обычно) проживающих в помещении
(включая временно отсутствующих), а также список временно находившихся
в этом помещении на дату переписи населения и постоянно проживающих
в другом месте. Эта форма заполняется во всех жилых помещениях,
где проживают частные домохозяйства, а также на коллективные домохозяйства
и домохозяйства бездомных.
- Переписной лист формы П содержит вопросы о
жилищных условиях населения, проживающего только в частных домохозяйствах.
- Переписной лист формы К содержит вопросы программы
сплошного наблюдения (короткий вопросник) и предназначен для заполнения
информации о населении частных домохозяйств, не попавших
в выборочное наблюдение (кроме проживающих на территориях, указанных
в п. 4), а также о населении коллективных домохозяйств и о бездомных.
- Переписной лист формы Д содержит вопросы программы
сплошного и программы выборочного наблюдения (длинный вопросник).
Он предназначен для заполнения информации о населении частных
домохозяйств, попавших в выборку согласно специальной методике
отбора2. Исключение составляют следующие территории,
где по форме Д переписывается население всех частных домохозяйств3:
- субъекты Российской Федерации, численность населения которых
менее предела, обеспечивающего репрезентативность итогов после
экстраполяции4;
- отдаленные и труднодоступные районы (см. раздел 12.2);
- районы проживания коренных малочисленных народов Севера.
- Переписной лист формы В содержит вопросы к
лицам, временно находящимся на территории России, и предназначен
для заполнения информации о всех временно находящихся на
территории России.
5.3. Научно-методологическое
обеспечение Всероссийской переписи населения 2010 года.
В целях научно-методологического обеспечения работ по
переписи населения на протяжении всего периода подготовки, проведения,
обработки материалов и публикации итогов переписи населения Росстат
организует на конкурсной основе проведение научных исследований
по вопросам, требующим специального изучения или инновационного
подхода. На основе результатов выполнения этих работ Росстат формирует
проект Программы переписи населения, инструкции, алгоритмы, справочники
и другие документы, представляющие собой методологическое
обеспечение переписи. Перечень работ научно-методологического обеспечения
Всероссийской переписи населения 2010 года приведен в Приложении
3.
5.4 Инструктивные документы Всероссийской
переписи населения 2010 года. Единство статистической
методологии Всероссийской переписи населения на всей территории
Российской Федерации обеспечивается проведением всех работ в соответствии
с инструкциями, руководствами, указаниями и по унифицированным формам,
которые централизованно разрабатываются и утверждаются Росстатом,
и являются обязательными к исполнению всеми работниками переписи
населения. Перечень документов, утверждаемых Росстатом,
приведен в Приложении 4.
6. Информационно-разъяснительная работа.
Информационно-разъяснительная работа среди населения
по вопросам Всероссийской переписи населения 2010 года проводится
в целях информирования всех жителей страны о переписи, формирования
у них позитивного отношения к переписи, а также сопровождения и
популяризации ее итогов по завершении общенационального мероприятия,
получения необходимых результатов.
Эмблема Всероссийской переписи населения 2010 года
-
Информационно-разъяснительная работа среди населения
по вопросам Всероссийской переписи населения 2010 года проводится
централизованно организацией - генеральным подрядчиком, по
специально разрабатываемой и утверждаемой Программе для обеспечения
единых решений как в части кампании по связям с общественностью,
так и рекламной кампании. Росстат и его территориальные органы осуществляют
методологическое обеспечение работ и являются проводниками и помощниками
в реализации Программы информационно-разъяснительной работы. Кроме
того, в качестве ретрансляторов информации о предстоящей переписи
будут привлечены руководители федеральных органов исполнительной
власти, ответственные за выполнение подготовительных мероприятий,
политические и общественные деятели, лидеры общественного мнения
различных регионов страны и конкретных населенных пунктов, научные
работники.
Основные направления Программы информационно-разъяснительной
работы:
- проведение кампании по связям с общественностью, включающей
проведение пресс-конференций, круглых столов, симпозиумов,
специальных проектов среди различных целевых аудиторий, а также
мероприятий по разъяснению вопросов Программы переписи, которые
будут заданы населению в ходе опроса;
- проведение рекламной кампании в федеральных и региональных СМИ
(на телевидении, радио, в печатных изданиях), размещение наружной
рекламы, изготовление средств наглядной агитации;
- мониторинг общественного мнения и проведение социологических
исследований;
- использование Интернет - ресурсов;
- проведение мероприятий по программе партнерства (взаимодействие
с лидерами общественного мнения, руководителями крупных фирм,
предприятий и организаций, банков, страховых компаний с целью
привлечения их к подготовительным работам не только в виде «говорящих
голов» по освещению необходимости проведения переписи и получения
ее итогов, но и в части спонсорской деятельности).
7. Органы исполнительной власти, ответственные за проведение
Всероссийской переписи населения 2010 года
7.1. Федеральные органы исполнительной власти.
Росстат обеспечивает методологическое и организационное
руководство работами по подготовке, проведению, обработке и публикации
итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Росстат совместно с Гостехкомиссией России при участии
Мининформсвязи России, МВД России, ФСБ России - обеспечивают
координацию работы по защите конфиденциальной информации на этапах
сбора, обработки, хранения и распространения итогов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25
января 2002 года № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» Правительство
Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной
власти, ответственные за подготовку и проведение переписи отдельных
категорий населения.
Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСО России,
ФСБ России, СВР России, Роскосмос, ГУСП Президента Российской Федерации
организуют и проводят перепись военнослужащих; населения, проживающего
на территории закрытых объектов; военнослужащих, проходящих военную
службу в дислоцирующихся за границей военных подразделениях, а также
членов их семей.
Минюст России (ФСИН) организует и проводит перепись
лиц, осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в местах
предварительного заключения, не имеющих определенного места постоянного
жительства.
МВД России (ФМС) организует и проводит перепись иностранных
граждан и лиц без гражданства, находящихся в центрах временного
размещения; лиц, ходатайствующих о признании их беженцами; лиц,
проживающих в центрах временного размещения вынужденных переселенцев,
а также лиц, не имеющих определенного места постоянного жительства.
МИД России организует и проводит перепись российских
граждан, работающих в дипломатических и других представительствах
Российской Федерации за границей, и членов их семей.
Минздравсоцразвития России совместно с Росстатом определяют
формы договорных отношений с гражданами, привлекаемыми к работам
по Всероссийской переписи населения 2010 года, и размер оплаты их
труда; оказывает содействие в организации переписи населения, проживающего
постоянно (обычно) в учреждениях социального и медицинского назначения.
Минобрнауки России оказывает содействие в привлечении
студентов и преподавателей учебных заведений к работам по Всероссийской
переписи населения 2010 года и их обучении.
Минфин России осуществляет финансовое обеспечение Всероссийской
переписи населения 2010 года.
МВД России обеспечивает защиту и безопасность переписных
работников, охрану помещений переписных участков и материалов Всероссийской
переписи населения 2010 года.
Минтранс России (Роскартография) обеспечивает методологическое
руководство изготовления картографического материала.
7.2. Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии
со своими полномочиями оказывают содействие Росстату в осуществлении
его полномочий: уточняют перечень и границы
муниципальных образований, обеспечивают наличие в муниципальных
образованиях указателей с названиями улиц, номерами домов, предоставляют
необходимые картографические материалы и другие сведения
(статья 5 Федерального закона от 25 января 2002
года № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», статьи 10, 11,
12 главы 2, положения статей 14, 15, 16, 17 главы 3 Федерального
закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Кроме того, исполнительные органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
предоставляют охраняемые помещения, оборудованные средствами связи
и пригодные для обучения и работы лиц, осуществляющих сбор сведений
о населении, хранения переписных листов и иных документов Всероссийской
переписи населения, автомобильные, водные, воздушные и иные транспортные
средства, средства связи.
Органы местного самоуправления оказывают содействие
Росстату в привлечении граждан, проживающих на территориях соответствующих
муниципальных образований, к сбору сведений о населении и исполнительным
органам государственной власти субъектов Российской Федерации в
осуществлении ими указанных полномочий на подготовку проведения
Всероссийской переписи населения.
Контроль за осуществлением исполнительными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий
в части подготовки проведения Всероссийской переписи населения осуществляется
Росстатом в пределах компетенции, установленной законодательством
Российской Федерации (положения проекта федерального закона «О внесении
изменений в Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения»).
7.3. Уровни
организации Всероссийской переписи населения 2010 года.
Организация Всероссийской переписи населения 2010 года
осуществляется на федеральном уровне, уровне субъекта Российской
Федерации, уровне района, города и полевом уровне.
На федеральном уровне методологическое и организационное
руководство работами по подготовке, проведению, обработке и публикации
итогов Всероссийской переписи населения 2010 года осуществляет
Росстат, в структуре которого непосредственное выполнение работ
по этим направлениям возложено на Управление статистики населения
и здравоохранения и Управление организации проведения переписей
и сплошных обследований.
Основные функции Управления статистики населения и здравоохранения
- координация и планирование работ по переписи населения, контроль
за ходом их реализации; организация работ по разработке нормативной
базы переписи населения; методологическое обеспечение подготовки
и проведения переписи населения, обработки материалов и подведения
итогов, их опубликования.
Основные функции Управления организации проведения переписей
и сплошных обследований - организация проведения, финансового и
материально-технического обеспечения переписи населения, подготовки
к автоматизированной обработке, автоматизированной обработки материалов
переписи и получения итогов, их распространения и хранения.
На уровне субъекта Российской Федерации деятельность
по проведению переписи населения обеспечивается территориальными
органами Росстата на основе установленных Росстатом методологических
и организационных положений переписи.
Основные функции территориальных органов Росстата:
- координация и организация работ в субъектах Российской Федерации,
районах, городах, муниципальных образованиях, контроль их выполнения;
- взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления, а также территориальными
органами федеральных органов исполнительной власти, ответственными
за проведение Всероссийской переписи населения 2010 года;
- подготовка материалов переписи населения к автоматизированной
обработке и проведение автоматизированной обработки на региональном
уровне;
- контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов
Российской Федерации полномочий в части подготовки проведения
Всероссийской переписи населения 2010 года в пределах компетенции,
установленной законодательством Российской Федерации, а также
за расходованием средств на осуществление этих полномочий из Федерального
фонда компенсаций, утвержденного федеральным законом о федеральном
бюджете на соответствующий год, в виде субвенций.
На уровне района, города деятельность по проведению
переписи населения обеспечивается силами специалистов территориальных
органов Росстата, работающих в районах, городах, и привлекаемых
временных работников. Их основные функции:
- координация и организация работ в районах, городах, муниципальных
образованиях, контроль их выполнения;
- взаимодействие с органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- контроль за осуществлением органами местного самоуправления
полномочий в части подготовки проведения Всероссийской переписи
населения 2010 года в пределах компетенции, установленной законодательством
Российской Федерации;
- организация на полевом уровне переписных, инструкторских,
счетных и стационарных участков и привлечение временных переписных
работников.
8. Координация деятельности федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления.
8.1. Государственная комиссия по проведению
Всероссийской переписи населения.
Основная задача Государственной комиссии по проведению
Всероссийской переписи населения – координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти, ответственных за проведение Всероссийской
переписи населения, и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации при осуществлении полномочий по подготовке и проведению
Всероссийской переписи населения 2010 года и оперативное решение
вопросов.
Государственная комиссия утверждает программу Всероссийской
переписи населения 2010 года и программу публикации ее итогов, основные
методологические и организационные положения ее проведения, состав
работ и сроки их выполнения, осуществляет контроль за ходом подготовки
и проведения Всероссийской переписи населения 2010 года, создает
временные рабочие группы для проработки предложений по проблемам,
связанным с решением возложенных на Комиссию задач.
В состав Государственной комиссии включаются представители
федеральных органов исполнительной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, иных государственных
органов, научных учреждений, средств массовой информации, ученые
и специалисты.
Положение о Государственной комиссии по проведению Всероссийской
переписи населения и ее состав утверждается постановлением Правительства
Российской Федерации.
Свою деятельность Комиссия осуществляет с 2009 года.
8.2. Комиссии по проведению Всероссийской
переписи населения в федеральных округах, комиссии по проведению
Всероссийской переписи населения 2010 года в субъектах Российской
Федерации и муниципальных образованиях образуются в целях обеспечения
организации и контроля выполнения комплекса работ по Всероссийской
переписи населения 2010 года в соответствующих регионах. Положения
о комиссиях и их состав утверждаются нормативными правовыми актами
соответствующих органов власти.
Свою деятельность комиссии осуществляют с 2008 года.
9. Категории работников, привлекаемых к работам по Всероссийской
переписи населения 2010 года, оформление договорных отношений.
9.1. На федеральном уровне и уровне субъекта
Российской Федерации, кроме специалистов, занимающихся
вопросами переписи населения, дополнительно привлекаются временные
внештатные работники для обеспечения подготовки и проведения Всероссийской
переписи населения 2010 года.
В Росстате с февраля 2007 г. по 31 декабря
2013 г. создается внештатная Служба по Всероссийской переписи
населения 2010 года при Управлении организации проведения переписей
и сплошных обследований.
Основные функции внештатной Службы при Управлении организации
проведения переписей и сплошных обследований:
- участие в разработке инструктивных и нормативных справочных
документов подготовки, проведения Всероссийской переписи населения
2010 года, автоматизированной обработки ее материалов, получения
итогов, их подготовки к официальному опубликованию и распространению;
- подготовка расчетов для финансового и материально-технического
обеспечения Всероссийской переписи населения 2010 года.
В территориальных органах Росстата привлекаются:
- с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2013 г. - специалисты
для организации проведения переписи населения на уровне субъекта
Российской Федерации, координации работ в районах и городах, подведения
предварительных итогов и публикации результатов;
- с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2013 г. - специалисты
для проведения информационно-разъяснительной работы и популяризации
итогов переписи;
- с 1 мая 2009 г. по 31 декабря 2011 г. - специалисты
для работы по привлечению временных переписных работников, оформлению
их на работу и оплате труда, контролю осуществления органами государственной
власти субъектов Российской Федерации полномочий в части подготовки
проведения Всероссийской переписи населения 2010 года в пределах
компетенции, установленной законодательством Российской Федерации;
- с 1 декабря 2010 г. по 31 мая 2011 г. - работники
для подготовки заполненных
переписных листов к автоматизированной обработке;
- с 1 декабря 2010 г. по 31 декабря 2013 г. -
специалисты для автоматизированной обработки материалов
переписи населения.
9.2. На уровне района, города привлекаются:
- с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2010 г. - уполномоченные
по вопросам переписи населения в районе, городе для взаимодействия
с органами местного самоуправления по выполнению подготовительных
мероприятий, организации работ по составлению списков домов, уточнению
картографического материала, разработке организационных планов
проведения переписи населения, привлечению и обучению временных
переписных работников, контролю за проведением переписи населения
и приемке материалов на полевом уровне, контроля за осуществлением
органами местного самоуправления полномочий в части подготовки
проведения Всероссийской переписи населения в пределах компетенции,
установленной законодательством Российской Федерации;
- с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. - заместитель
уполномоченного по вопросам переписи населения в районе, городе
для работы по уточнению организационных планов проведения переписи
населения, комплектованию переписной документации для работы на
полевом уровне, подбору помещений для размещения переписных участков,
обучению и оформлению на работу временных переписных работников;
- с 1 июля 2009 г. по 31 декабря 2010 г. - экономист
по вопросам переписи населения в районе, городе для выполнения
работ по контролю за ходом подготовки и проведения переписи населения,
оформления договорных отношений.
9.3. На полевом уровне для организации
и проведения опроса населения привлекаются временные переписные
работники: заведующие переписными участками, инструкторы, переписчики.
Для составления списков домов и проверки соответствия
изготовленного картографического материала наличию домов на реальной
территории привлекаются регистраторы.
Работникам, привлекаемым к подготовке и проведению Всероссийской
переписи населения 2010 года на уровне района, города и полевом
уровне (уполномоченным по вопросам переписи населения и их заместителям,
регистраторам, заведующим переписными участками, инструкторам и
переписчикам), выдается удостоверение со специальной защитой.
Сроки привлечения перечисленных работников приведены
в разделе 16.
9.4. Оформление
договорных отношений. С работниками,
которые привлекаются к работам по Всероссийской переписи населения
2010 года, заключаются трудовые договора:
- срочный трудовой договор - со специалистами внештатной Службы
территориальных органов Росстата, с уполномоченными по вопросам
переписи населения в районе, городе, заместителями уполномоченного
по вопросам переписи населения в районе, городе;
- гражданско-правовой договор - с заведующими переписными участками,
инструкторами, переписчиками, регистраторами, работниками для
подготовки переписных листов к автоматизированной обработке, специалистами
для автоматизированной
обработки материалов переписи населения.
Выплаты денежного вознаграждения временным переписным
работникам производятся по двум направлениям:
- для лиц, привлекаемых по срочным трудовым договорам – в соответствии
с приказом Росстата и Минздравсоцразвития России от 19 февраля
2007 года № 241/119 «Об установлении размеров оплаты труда работников,
осуществляющих подготовку и проведение Всероссийской переписи
населения 2010 года», которым также предусмотрены единовременные
премии за выполнение особо важных и сложных работ;
- для лиц, привлекаемых по гражданско-правовым договорам – в соответствии
с базовым размером цены договора, рассчитанным на основе единой
тарифной сетки.
Функции работников, привлекаемых к работам по подготовке,
проведению Всероссийской переписи населения 2010 года и подведению
итогов, приведены в Приложении 5.
10. Подготовка Всероссийской переписи
населения 2010 года (2007
г. – сентябрь 2010 г.).
10.1. Подготовительный
период включает выполнение
мероприятий, обеспечивающих полноту и точность учета населения
при переписи.
10.1.1. Разработка
методологических и организационных положений, инструктивных материалов
по подготовке, проведению Всероссийской переписи населения 2010
года и обработке материалов (2007 г. – сентябрь 2010 г.).
10.1.2. Уточнение перечня и границ административно-территориальных
единиц и муниципальных образований (II полугодие 2007 г. – I полугодие
2009 г.).
10.1.3. Обеспечение наличия в городских и сельских
населенных пунктах указателей с названиями улиц, номерами домов
и квартир (II полугодие 2007 г. – I полугодие 2009 г.).
10.1.4. Проверка соблюдения Правил регистрации
и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по
месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской
Федерации (II полугодие 2007 г. – 2009 г.).
10.1.5. Тиражирование картографического
материала для обеспечения полноты учета населения при переписи (II
полугодие 2007 г. – 2009 г.).
Картографический материал для Всероссийской переписи
населения 2010 года включает в себя:
- схематические планы городских населенных пунктов и сельских
населенных пунктов с численностью населения 3000 и более человек
масштабом либо 1:5000, либо 1:2000 (для городских населенных пунктов
со сложной застройкой частного сектора, большой протяженностью);
- схематические карты районов масштабом 1:100000;
- схематические планы сельских населенных пунктов с численностью
населения от 500 до 3000 человек;
- цифровые топографические карты на отдельные города.
10.1.6. Составление списков домов в городских
и сельских населенных пунктах и списков сельских населенных пунктов
(июль – август 2009 г.).
Составление списков домов и списков сельских населенных
пунктов проводится для формирования базы данных о численности населения
по каждому дому (включая учреждения социального назначения
и здравоохранения, а также другие учреждения, где население проживает
постоянно), каждому населенному пункту и отдельно стоящим домам
вне населенных пунктов в целях учета при переписи всех категорий
населения.
Составление списков домов производится на основе картографического
материала, данных о числе жилых помещений и численности населения,
проживающего в домах. Для получения информация о численности
населения используются данные:
- органов местного самоуправления и Роснедвижимости о домах и
садовых (дачных) товариществах и кооперативах по индивидуальному
жилищному строительству;
- организаций - собственников жилищного фонда - списки домов
по государственному, муниципальному, частному жилому фонду с указанием
полного адреса каждого дома, года его постройки, числа жилых помещений
(квартир) и численности проживающих;
- о численности избирателей по домам, имеющиеся в территориальных
избирательных комиссиях, в том числе в ГАС «Выборы»;
- учреждений социального и медицинского назначения, временного
пребывания населения и пунктов скопления пассажиров о числе мест
в них;
- религиозных организаций (о численности проживающих в монастырях,
богадельнях, учебных заведениях и др.);
- соответствующих ведомств об отдельно стоящих строениях, связанных
с производственной деятельностью (железнодорожные будки, сторожки
и др.);
- служб газового хозяйства и водоснабжения, паспортно-визовых
служб, уличных комитетов, бюро технической инвентаризации
(для получения информации по домам, находящимся в частной собственности
граждан);
- похозяйственного учета населения в сельской местности (положения
проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» и в Федеральный
закон от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).
Информация, полученная в ходе составления списков домов
в населенных пунктах, является основой для составления организационных
планов проведения переписи населения.
10.1.7. Составление организационных планов
проведения Всероссийской переписи населения 2010 года на уровне
района, города, субъекта Российской Федерации и сводного организационного
плана по Российской Федерации (декабрь 2009 г. - апрель 2010 г.).
Организационные планы - основополагающие документы,
являющиеся основой для подготовки, проведения переписи и получения
итогов на всех уровнях, осуществления привлечения и обучения
временных переписных работников, расчетов финансового и материально-технического
обеспечения, объемов субвенций, направляемых субъектам Российской
Федерации из Федерального фонда компенсаций на осуществление полномочий
на подготовку проведения переписи населения, контроля за ходом работ
и подведения итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Организационные планы проведения Всероссийской переписи
населения 2010 года включают:
- переписное районирование (деление территории каждого населенного
пункта, района, субъекта Российской Федерации на переписные, инструкторские
и счетные участки на основе составленных списков домов, списков
сельских населенных пунктов, картографического материала,
а также дифференцированных средних норм нагрузки на временных
переписных работников);
- расчет потребности каждой категории временных переписных работников;
- график подбора и обучения временных переписных работников;
- определение необходимого количества помещений для размещения
переписных, инструкторских участков и транспортных средств.
10.1.8. Подбор и обучение работников, привлекаемых
к работам по Всероссийской переписи населения 2010 года (см. раздел
10.2).
10.1.9. Разработка схемы транспортного сообщения
до каждого населенного пункта - варианты маршрутов движения с указанием
их протяженности; расчеты стоимости доставки временных переписных
работников и документации в зависимости от вида используемого транспорта
(в том числе запасного).
10.1.10. Обеспечение охраняемыми помещениями
для обучения и работы лиц, осуществляющих сбор сведений о
населении, хранения переписных листов и иных документов Всероссийской
переписи населения 2010 года, транспортными средствами, средствами
связи осуществляется (июль – ноябрь 2010 г.) во взаимодействии с
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления на основе специально разработанных
и утвержденных нормативов по помещениям для размещения инструкторских
и переписных участков в районах и городах, складских помещений для
хранения переписной документации и средств материально-технического
назначения и служебных помещений для обработки материалов переписи
населения и их хранения.
10.1.11. Тиражирование переписной документации
и изготовление (приобретение) средств материально-технического
назначения, доставка их в территориальные органы Росстата и обеспечение
временных переписных работников - 2008 г. - октябрь 2010 г. (см.
раздел 17.1).
10.1.12. Проведение предпереписной проверки (август
- сентябрь 2010 г.) осуществляется для контроля реализации выполнения
мероприятий, перечисленных в пунктах 1 - 12 настоящего раздела,
определения готовности к Всероссийской переписи населения 2010 года
и принятия оперативных мер по устранению недостатков. В ходе предпереписной
проверки уточняется информация о числе домов, жилых помещений, численности
населения, числа инструкторских и счетных участков.
10.2. Подбор работников, привлекаемых
к Всероссийской переписи населения 2010 года, и их обучение.
10.2.1. Источники и организация привлечения
временных переписных работников. Возможные источники
привлечения временных переписных работников определяются
исходя из специфики и реальной ситуации в субъекте Российской Федерации
(число учебных заведений, наличие предприятий с неполной занятостью
или работой в режиме неполного рабочего дня, недели, национальные
традиции и т.д.). К ним относятся:
- студенты, учащиеся и преподаватели учебных заведений;
- работники предприятий, учреждений, социальных служб и общественных
организаций;
- безработные и незанятые граждане, зарегистрированные в службе
занятости;
- другие категории населения (пенсионеры, домохозяйки, незанятые
граждане).
В целях привлечения указанных категорий в 2008 - 2010
гг. осуществляются следующие организационные мероприятия:
- заключение соглашений Росстата с Минобрнауки России и
другими министерствами и ведомствами, имеющими учебные заведения,
по содействию в привлечении студентов, учащихся и преподавателей
учебных заведений, включению участия в переписи населения
в учебные планы и их обучению на технической базе учебных заведений;
- взаимодействие с администрациями субъектов Российской Федерации
и администрациями муниципальных образований;
- составление списков граждан, желающих принять участие в переписи
населения в качестве временных переписных работников;
- мониторинг хода подбора временных переписных работников.
10.2.2. Организация и методы обучения
работников, привлекаемых к работам по Всероссийской переписи населения
2010 года.
Организация обучения работников, привлекаемых к Всероссийской
переписи населения 2010 года, осуществляется дифференцированно по
категориям персонала и по уровням обучения в соответствии с Порядком
обучения лиц, привлекаемых к работам по Всероссийской переписи населения
2010 года.
Обучение осуществляется на всех этапах: при проведении
подготовительных работ (составление списков домов в населенных пунктах,
составление организационных планов проведения переписи населения);
проведении опроса населения и заполнении переписных листов; автоматизированной
обработке (подготовка материалов к автоматизированной обработке,
ввод, экранное кодирование, контроль и редактирование первичных
данных, получение итогов переписи населения).
Темы обучения
|
Число
дней
обучения
|
Сроки
обучения
|
1. Обучение на федеральном уровне: руководство и специалисты
территориальных органов Росстата, специалисты министерств
и ведомств, имеющих специальные контингенты населения:
|
|
|
1.1. Составлению списков домов в населенных пунктах, организационного
плана проведения переписи населения;
|
5
|
апрель 2009 г.
|
1.2. Порядку проведения переписи населения и заполнения переписной
документации;
|
5
|
май 2010 г.
|
1.3. Подготовке материалов переписи к автоматизированной
обработке;
|
5
|
август 2010 г.
|
1.4. Эксплуатации, техническому и программному обслуживанию
комплекса АС ВПН 2010;
|
6
|
июнь-июль 2010 г.
|
1.5. Программным средствам по оформлению на работу временных
переписных работников и оплате их труда;
|
5
|
II кв. 2010 г.
|
1.6. Программным средствам автоматизированной системы контроля.
|
5
|
III кв. 2008 г.
|
2. Обучение на уровне субъекта Российской Федерации: специалисты
территориальных органов Росстата в районах и городах, уполномоченные
по вопросам переписи населения в районах и городах и их заместители;
специалисты территориальных органов министерств и ведомств,
имеющих специальные контингенты населения, кодировщики:
|
|
|
2.1. Составлению списков домов в населенных пунктах, организационного
плана проведения переписи населения;
|
5
|
II кв. 2009 г.
|
2.2. Порядку проведения переписи населения и заполнения переписной
документации;
|
5
|
Ш кв. 2010 г.
|
2.3. Подготовке материалов переписи к автоматизированной
обработке.
|
5
|
декабрь 2010 г.
|
3. Обучение временных переписных работников полевого уровня:
|
|
|
3.1. Регистраторов по составлению списков домов в населенных
пунктах;
|
1
|
июль-август 2009 г.
|
3.2 Порядку проведения переписи населения и заполнения переписной
документации.
|
5
|
II - III кв.
2010 г.
|
4. Обучение в территориальных центрах обработки информации
временного персонала по автоматизированной обработке материалов
переписи, эксплуатации, техническому и программному обслуживанию
комплекса АС ВПН 2010.
|
5
|
декабрь 2010 г.
|
5. Обучение специалистов территориальных органов Росстата:
|
|
|
5.1. Порядку расчетов стоимости гражданско-правовых договоров,
заключаемых с лицами, привлекаемыми к работе по ВПН 2010,
на условиях договоров подряда;
|
3
|
июнь 2009 г.
июнь 2010 г.
|
5.1. Порядку расчетов объема субвенций, выделяемых субъекту
Российской Федерации из федерального Фонда компенсаций
|
3
|
май-июнь
2010 г.
|
Обучение на федеральном уровне, уровне субъекта Российской
Федерации, уровне района, города, полевом уровне осуществляется
различными методами в зависимости от оснащенности техническими средствами:
мультимедийной обучающей программой с использованием ПЭВМ или видеотехники,
а в случае отсутствия техники - диалоговым обучением.
Способы организации обучения лиц, привлекаемых к работам
по Всероссийской переписи населения 2010 года:
- централизованное обучение;
- проведение кустовых совещаний;
- обучение на полевом уровне;
- с использованием средств дистанционного обучения.
Обучение временных работников, привлекаемых к автоматизированной
обработке материалов переписи населения, проводится на местах специалистами
территориальных органов Росстата, обученными централизованным способом,
с использованием штатных средств обработки информации на контрольном
примере.
11. Проведение Всероссийской переписи населения
2010 года.
11.1. Предварительный обход помещений. В
течение четырех дней переписчики осуществляют предварительный обход
всех строений и помещений счетного участка (как жилых, так и помещений,
занятых предприятиями, учреждениями и организациями, других помещений,
где может проживать население), выверяют данные о составе счетного
участка и записывают число фактически проживающих в каждом помещении.
По результатам предварительного обхода инструктор проводит,
согласно установленному порядку, отбор жилых помещений с постоянно
проживающим населением, в которых будет проводиться перепись по
программе выборочного наблюдения.
11.2. Опрос населения. В течение периода
опроса переписчик повторно обходит все без исключения помещения,
где живет или может жить население, проводит опрос населения и заполняет
переписные листы со слов опрашиваемых без требования предъявления
документов, подтверждающих правильность ответов.
11.3. Контрольные мероприятия. Для обеспечения
полноты и правильности учета населения при Всероссийской переписи
населения 2010 года (избежания недоучета или двойного счета) проводятся
контрольные мероприятия.
В период проведения опроса населения составляются контрольные
документы: контрольный переписной лист, контрольная фишка
и справка о прохождении переписи.
После окончания опроса населения инструктором в течение
пяти дней проводится выборочный (10%) контрольный обход жилых помещений
счетного участка с целью проверки полноты и правильности учета населения.
11.4. Приемка - сдача заполненных переписных
документов и иных материалов. После проведения опроса
населения и контрольных обходов переписные работники подсчитывают
сводные итоги и сдают переписные документы:
- переписчики - инструктору;
- инструктор - заведующему переписным участком;
- заведующий переписным участком - уполномоченному по вопросам
переписи населения в районе, городе;
- уполномоченный по вопросам переписи населения в районе, городе
- территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации.
12. Особенности переписи отдельных категорий населения
12.1. Организация и проведение переписи
специальных контингентов населения осуществляют федеральные
органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении такие группы
населения (см. п.7.1.). Особенности организации переписи определяются
образом жизни или порядком содержания этих категорий населения
и оговариваются в специальных инструктивных материалах, разрабатываемых
соответствующими федеральными органами исполнительной власти совместно
с Росстатом.
Работа по организации переписи специальных контингентов
населения включает в себя:
- подготовку и принятие ведомственных нормативных документов по
организации Всероссийской переписи населения 2010 года;
- разработку, согласование и утверждение Плана-графика взаимодействия
Росстата и министерств и ведомств по подготовке и проведению Всероссийской
переписи населения 2010 года (включая мероприятия по разграничению
объектов переписи между министерствами и ведомствами, имеющими
спецконтингенты населения, и Росстатом; разработке руководств
а
о порядке переписи соответствующих спецконтингентов населения;
определению порядка передачи ТОГС заполненных переписных листов
и других материалов переписи; разработке порядка присоединения
материалов переписи спецконтингентов населения к основным итогам
переписи; обучению специалистов министерств и ведомств, переписных
работников; обеспечению переписной документацией и средствами
материально-технического обеспечения;
- подготовку и подписание соглашений между Росстатом и министерствами
и ведомствами о выполнении мероприятий по подготовке и проведению
Всероссийской переписи населения 2010 года (исходя из мероприятий,
определенных Планом-графиком);
- разработку и утверждение Порядка организации и проведения Всероссийской
переписи населения 2010 года граждан Российской Федерации, находящихся
в служебных командировках или выполняющих служебные обязанности
по линии органов государственной власти Российской Федерации за
границей, независимо от срока командировки или службы.
12.2. Организация переписи населения в труднодоступных
районах (районы Крайнего Севера, высокогорные районы,
степные и таежные районы). Особенности организации переписи этих
групп населения определяются природно-климатическими условиями,
отсутствием постоянного транспортного сообщения, удаленностью территорий
и т.д.
Перечень труднодоступных и отдаленных территорий составляется
территориальными органами Росстата по согласованию с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Перечень утверждается приказом Росстата.
Особенностями проведения переписи населения в отдаленных
и труднодоступных районах является:
- отступления от общепринятых сроков проведения переписи (до или
после срока проведения переписи населения);
- проведение переписи населения на установленную для всего района
дату, если район отнесен к труднодоступным полностью;
- установление даты переписи населения на момент проведения опроса
в конкретном населенном пункте, если район отнесен к труднодоступным
частично;
- перепись населения в труднодоступных районах не предполагает
проведение предварительных и контрольных обходов;
- первоочередное обеспечение переписной документацией и средствами
материально-технического обеспечения.
13. Конфиденциальность данных, полученных в ходе Всероссийской
переписи населения 2010 года
Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах,
являются персональными данными и информацией
ограниченного доступа, не подлежат распространению и обрабатываются
для статистических целей с обязательным их обезличиванием
в целях формирования соответствующих государственных информационных
ресурсов.
Обработка сведений о населении, содержащихся в переписных
листах, осуществляется в условиях, обеспечивающих их защиту от несанкционированного
доступа и предотвращение их хищения, утраты, подделки или иного
искажения.
Формирование и использование информационных ресурсов
Всероссийской переписи населения 2010 года осуществляется в соответствии
с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006
года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации» и нормативными документами Гостехкомиссии России.
Организация доступа пользователей к информационным ресурсам
переписи осуществляется в соответствии с Правилами доступа к базе
данных Всероссийской переписи населения 2010 года, утверждаемыми
приказом Росстата.
14. Автоматизированная обработка материалов
Всероссийской переписи населения 2010 года
Для автоматизации отдельных этапов подготовки и проведения
Всероссийской переписи населения 2010 года, полного цикла обработки
ее материалов и распространения итогов Росстатом с привлечением
внешнего подрядчика создается комплексная автоматизированная система
АС ВПН 2010 на базе новейших технологических решений с учетом отечественного
и зарубежного опыта.
Автоматизированная обработка материалов переписи населения
осуществляется в 2 этапа:
I этап автоматизированной обработки проводится
на уровне отдельных субъектов Российской Федерации (региональный
уровень) и заключается в первичной обработке переписных документов
по соответствующим территориям и подготовке их к передаче на федеральный
уровень.
II этап автоматизированной обработки проводится
на федеральном уровне. На этом этапе создается федеральный информационный
ресурс Всероссийской переписи населения 2010 года – сводная база
данных по всем субъектам Российской Федерации, по которой формируются
итоговые таблицы для официального опубликования. После этого неперсонифицированная
база данных переписи населения по субъектам Российской Федерации
передается в соответствующие территориальные органы Росстата для
информационного обеспечения региона.
Для проведения автоматизированной обработки организуются
67 региональных и 1 федеральный центры обработки информации (Приложение
6). В каждом из 67 региональных центров обрабатываются материалы
переписи населения либо только соответствующего субъекта Российской
Федерации, либо нескольких территориально близких субъектов Российской
Федерации.
Подготовка материалов переписи населения к автоматизированной
обработке – контроль и кодирование ответов на отдельные вопросы
переписных листов по специальным справочникам – осуществляется в
каждом субъекте Российской Федерации.
15. Формирование итогов Всероссийской переписи
населения 2010 года, их публикация и распространение
Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года формируются
в два этапа:
- предварительные итоги о численности переписанного населения
(в том числе мужчин и женщин) с разбивкой на городское и сельское
население формируются на основе итогов сводных ведомостей, составленных
переписным персоналом (I кв. 2011 г.);
- окончательные итоги формируются согласно Программе публикации
итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по тематическим
очередям из базы первичных данных (в 2011-2013 гг. – по специальному
графику формирования таблиц каждой очереди);
- дополнительные итоги формируются на основе базы данных
по запросам пользователей, превышающим объем опубликованных данных
(с 2013 г. по мере поступления запросов).
Публикация итогов Всероссийской переписи населения 2010
года осуществляется в форме официальных печатных тематических изданий
Росстата и его территориальных органов, а также на электронных носителях
с использованием ГИС-технологий (на русском и английском языках),
популярных изданий для широкого круга пользователей (брошюры, пресс-релизы,
атласы, презентационные материалы), размещения базы данных официальных
публикаций на сайте Росстата. Для распространения итогов переписи
населения используются специальные стандартные программные средства,
обеспечивающие регламентируемый Web-доступ пользователей к неперсонифицированной
базе данных для формирования дополнительных запросов, с условием
обеспечения конфиденциальности данных.
16. Основные нормативы Всероссийской переписи населения
2010 года, использованные при расчете Ориентировочной сметы
расходов на 2007 - 2013 годы по подготовке, проведению Всероссийской
переписи населения 2010 года, автоматизированной обработке (включая
создание территориальной выборки многоцелевого назначения), подведению
итогов переписи, их официальной публикации и хранению материалов
переписи.
Показатели
|
Нормативы
|
Оценка численности населения России (по данным прогноза),
тыс. человек
|
142025,0
|
- городское население
|
105421,0
|
- сельское население
|
36604,0
|
Из общей численности постоянного населения:
|
|
- численность населения в отдаленных и труднодоступных
территориях (по данным ВПН-2002), тыс. человек
|
452,0
|
- численность населения субъектов РФ с численностью населения
менее 500 тыс. человек (по данным прогноза), тыс. человек
|
3180,0
|
- численность населения районов проживания коренных малочисленных
народов Севера (оценка на 1.01.2006 г.), тыс. человек
|
1357,3
|
Оценка численности незарегистрированных мигрантов, тыс.
человек
|
10000,0
|
Средние нормы нагрузки по категориям временных переписных
работников:
|
|
- на регистратора при составлении списков домов в населенных
пунктах (регистрация 30 домов в день при 21-дневной работе,
в т.ч. 1 день - обучение), домов
|
600
|
- на переписчика счетного участка (число переписанных
за весь период работы), человек
|
370
|
- на переписчика в отдаленных и труднодоступных районах
(число переписанных за весь период работы), человек
|
260
|
- на переписчика в субъектах Российской Федерации с численностью
населения 500 тыс. человек и менее (число переписанных за
весь период работы), человек
|
280
|
- на переписчика в районах проживания коренных малочисленных
народов Севера (число переписанных за весь период работы),
человек
|
280
|
- переписчики для опроса населения в специально выделенных
помещениях (стационарный участок):
|
|
в городских населенных пунктах
|
1 человек на инструкторский участок
|
в сельской местности
|
2 человека на переписной участок
|
- на инструкторский участок (инструктор руководит
работой переписчиков), участков
|
4 счетных участка и 1 стационарный счетный участок
|
- на переписной участок (заведующий переписного участка
руководит работой инструкторов), участков
|
4 инструкторских участка
|
- проводники и переводчики, человек:
|
|
проводники и переводчики для переписи лиц, проживающих в
труднодоступных районах и районах проживания коренных малочисленных
народов Севера
|
2 человека на каждый труднодоступный район
|
переводчики для переписи иностранных граждан и перевода вопросов
переписных листов
|
по 1-2 человека на субъект РФ
|
- на кодировщика (подготовка материалов переписи
к автоматизированной обработке, за 5 месяцев работы), тыс.
человек
|
15,0
|
- бригадир кодировщиков (руководит работой кодировщиков
по каждому из 4-х циклов подготовки материалов переписи к
автоматизированной обработке)
|
в среднем 1 бригадир с учетом общего числа кодировщиков
|
- диспетчер портфелей (для приемки материалов в ТОГС и контроля
движения портфелей при подготовке к обработке и автоматизированной
обработке материалов переписи)
|
в среднем по 2 человека на ТОГС
|
Резерв лиц, привлекаемых к работе по переписи населения:
|
|
Регистраторы
|
10% общего числа регистраторов
|
Переписчики
|
15% общего числа переписчиков
|
Инструкторы
|
1 человек на переписной участок
|
Заведующие переписными участками
|
2 человека на район, город, городской район, округ
|
Организаторы переписи населения в районах и городах:
|
|
Уполномоченный по вопросам переписи населения в районе, городе
(с учетом городских районов и округов, муниципальных районов
гг. Москвы и Санкт-Петербурга и ЗАТО)
|
по 1 человеку на район, город
|
Заместитель уполномоченного по вопросам переписи населения
в районе, городе (с учетом городских районов и округов, муниципальных
районов гг. Москвы и Санкт-Петербурга и ЗАТО)
|
по 1 человеку на район, город
|
Экономист по вопросам переписи населения в районе, городе
(с учетом городских районов и округов, муниципальных районов
гг. Москвы и Санкт-Петербурга и ЗАТО)
|
по 1 человеку на район, город
|
Ориентировочная общая потребность во временных переписных
работниках, специалистах, занятых подготовкой материалов к автоматизированной
обработке, автоматизированной обработкой и получением итогов Всероссийской
переписи населения 2010 года, сроки их привлечения:
|
Всего,
тыс. человек
|
Период
привлечения
|
Уполномоченные по вопросам переписи населения в районах
и городах
|
3,6
|
с 01.01.2009 г. по 31.12.2010 г.
|
Заместители уполномоченных по вопросами переписи населения
в районах и городах
|
3,6
|
с 01.07.2010 г. по 31.12.2010 г.
|
Экономисты по вопросам переписи населения в районах и городах
|
3,6
|
с 01.07.2009 г. по 31.12.2010 г.
|
Заведующие переписными участками
|
33,5
|
с 23.08.2010 г. по 02.11.2010 г.
|
переписные участки
|
26,0
|
|
резерв*)
|
7,5
|
|
Инструкторы
|
119,5
|
с 20.09.2010 г. по 28.10.2010 г.
|
инструкторские участки
|
103,9
|
|
резерв*)
|
15,6
|
|
Переписчики
|
567,6
|
с 27.09.2010 г. по 25.10.2010 г.
|
счетные участки
|
415,4
|
|
стационарные участки
|
89,9
|
|
резерв*)
|
62,3
|
|
Регистраторы
|
37,4
|
с 01.07.2009 г. по 31.08.2009 г.
(0,7 месяца)
|
регистраторские участки
|
33,9
|
|
резерв*)
|
3,5
|
|
Кодировщики
|
10,2
|
с 01.01.2011 г. по 31.05.2011 г.
|
Бригадиры кодировщиков
|
0,4
|
с 01.01.2011 г. по 31.05.2011 г.
|
Диспетчеры (хранилищ портфелей)
|
0,2
|
с 01.11.2010 г. по 31.10.2011 г.
|
Начальник смены
|
0,147
|
5 мес. 2011 г.
**)
|
Специалист по эксплуатации СВТ
|
0,344
|
2010 г. - 2011 г.
**)
|
Оператор ввода МЧД
|
0,766
|
5 мес. 2011 г.
**)
|
Экономист ФЛК
|
3,950
|
5 мес. 2011 г.
**)
|
Оператор АРМ
|
0,174
|
3 мес. 2011 г. -
2013 г. **)
|
Оператор ЛВС
|
0,136
|
2010 г. - 2013 г.
**)
|
Итого
|
785,2
|
х
|
*) временные переписные работники из числа резерва проходят обучение
и привлекаются к работе для замены выбывшего персонала.
**) будет уточнен при разработке нормативного акта по организации
региональных и федерального центров обработки информации.
Организуются участки следующих видов:
Вид участка
|
Норматив площади, кв. м
|
Финансирование
|
Переписной участок для работы заведующего переписным участком
|
25
|
За счет субвенций
|
Инструкторский участок для работы инструктора и переписчиков
|
25
|
За счет субвенций
|
Регистраторский
|
-
|
Не финансируется
|
Счетный
|
-
|
Не финансируется
|
Стационарный
|
-
|
Не финансируется
|
17. Материально-техническое и финансовое обеспечение
Всероссийской переписи населения 2010 года.
17.1. Материально-техническое обеспечение
осуществляется с 2008 г. по октябрь 2010 г. на основе специально
разработанных и утвержденных нормативов для обеспечения работы всех
категорий работников, привлекаемых к подготовке и проведению Всероссийской
переписи населения 2010 года, обработке ее материалов, получению
и опубликованию итогов. Для материально-технического обеспечения
Всероссийской переписи населения 2010 года будут проведены закупки
в соответствии с нижеприведенной таблицей:
№ п/п
|
Наименование продукции
|
Единицы измерения
|
Коли-чество
|
Закупка
|
1.
|
Машиночитаемые переписные листы (строгая отчётность)
|
млн. листов
|
430
|
централизованная
|
2.
|
Немашиночитаемые документы
|
млн. листов
|
253
|
централизованная
|
3.
|
Офисная техника
|
штук
|
711
|
централизованная
|
4.
|
Калькуляторы
|
тыс. штук
|
33,1
|
централизованная
|
5.
|
Технические средства для автоматизированной обработки материалов
переписи
|
|
|
централизованная
|
6.
|
ПЭВМ
|
штук
|
642
|
централизованная
|
7.
|
Удостоверения переписчиков (строгая отчётность)
|
тыс. штук
|
477,9
|
централизованная
|
8.
|
Портфели
|
тыс. штук
|
477,9
|
централизованная
|
9.
|
Папки
|
|
|
централизованная
|
10.
|
Канцелярские принадлежности
|
|
|
централизованная
|
11.
|
Гелевые ручки
|
тыс. штук
|
5849,1
|
централизованная
|
12.
|
Свистки
|
тыс. штук
|
477,9
|
централизованная
|
13.
|
Фонарики
|
тыс. штук
|
477,9
|
централизованная
|
14.
|
Наградные знаки
|
тыс. штук
|
852,9
|
централизованная
|
15.
|
Публикация итогов
|
|
|
централизованная, ТОГС
|
16.
|
Автомобили (запрос потребности в ТОГСЫ)
|
штук
|
90
|
централизованная
|
17.
|
Стеллажи и мебель (запрос потребности в ТОГСЫ)
|
компл.
|
160
|
ТОГС
|
18.
|
Бумага для ТОГС
|
тыс. пачек
|
269,0
|
ТОГС
|
19.
|
Картриджи
|
тыс. штук
|
54,2
|
ТОГС
|
20.
|
CD и DVD для ТОГС
|
|
|
ТОГС
|
Предприятия-изготовители определяются в соответствии
с законодательством Российской Федерации об организации размещения
заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для
государственных нужд, в соответствии с утвержденными Планами-графиками
размещения заказов.
17.2. Финансовое обеспечение.
Финансирование расходов на мероприятия, связанные с Всероссийской
переписью населения 2010 года, производится за счет средств федерального
бюджета, предусмотренных Росстату на период 2007-2013 гг. на осуществление
указанных мероприятий, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской
Федерации, федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий
год и сводной бюджетной росписью, утвержденной Минфином России.
Финансирование расходов, связанных с осуществлением
полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из Федерального
фонда компенсаций, утвержденного федеральным законом о федеральном
бюджете на соответствующий год.
18. Работы по Всероссийской переписи населения
2010 года, выполняемые с привлечением внешних подрядчиков на
основе проведенных конкурсов по закупкам товаров и услуг:
- проведение научно-методологических и проектно-технологических
работ;
- информационно-разъяснительная работа среди населения;
- тиражирование картографического материала;
- тиражирование переписной документации;
- материально-техническое обеспечение;
- обеспечение техническими средствами и офисной техникой.
Управление статистики населения и здравоохранения
Управление организации проведения переписей
и сплошных обследований
1 Перечень вопросов,
входящих в ту или иную программу, будет определен позднее, после
доработки проекта Программы по результатам пробной переписи населения
2008 года.
2 Процент охвата населения
программой выборочного наблюдения будет определен на основе научно-методологической
работы по определению объема выборки, необходимого и достаточного
для обеспечения репрезентативности и надежности итогов переписи
населения.
3 Население коллективных
домохозяйств и домохозяйств бездомных переписывается на формах Д
с заполнением только вопросов, относящихся к программе сплошного
наблюдения.
4 Предел численности
населения, при котором возможно применение выборочного метода для
субъектов Российской Федерации, зависит от объема выборки и размерности
итоговых таблиц и будет определен на основе соответствующей
научно-методологической работы
|