|
|
Региональные рынки труда России: сходство непохожих |
|
Над темой номера
работала
Наталья ЗУБАРЕВИЧ
|
Региональные рынки труда: зависимость от макроэкономических
факторов
Состояние национальных, региональных и локальных рынков
труда определяется соотношением двух основных компонентов: предложения
рабочей силы (численности экономически активного населения1,
его образования, возрастной и профессиональной структуры, территориального
размещения и мобильности) и спроса на рабочую силу, т.е. существующего
количества рабочих мест.
Спрос на рабочую силу зависит в первую
очередь от макроэкономических тенденций. При росте экономики рабочих
мест становится больше, при кризисе или спаде их число сокращается.
Кроме того, спрос на рабочую силу, как, впрочем, и ее предложение,
зависит от уровня оплаты труда. В странах и регионах с "дешевой"
рабочей силой ниже издержки создания новых рабочих мест и поэтому
чаще размещаются новые трудоемкие производства. При высоком уровне
оплаты труда работодатели стремятся снизить свои издержки путем
автоматизации производства или его вывода в "дешевые"
страны или регионы, тем самым ограничивая предложение новых рабочих
мест на региональных или локальных рынках труда
Значительную роль в формировании спроса играет структура экономики,
в том числе соотношение трудоемких и нетрудоемких отраслей. В современной
экономике наиболее трудоемки отрасли услуг, поэтому в крупных городах,
где сектор услуг развивается опережающими темпами, предложение рабочих
мест больше, что способствует лучшему состоянию рынков труда. В
небольших монофункциональных городах рынки труда зависят от положения
градообразующего предприятия и поэтому наиболее уязвимы и нестабильны.
Еще один фактор спроса на рабочую силу - политика государства
в сфере занятости.
Во-первых, государство выступает в качестве регулятора
рынка труда, определяя "правила игры" - найма и увольнения
работников, социальных гарантий и социального страхования занятых.
При более жестком государственном регулировании и высоком уровне
социальной защиты занятых, характерном для западноевропейских стран,
работодатели, как правило, стремятся минимизировать риски дополнительных
издержек и ограничивают наём работников, что приводит к росту безработицы.
При более мягком регулировании, характерном для США, занятые менее
защищены при ухудшении ситуации в экономике, но при благоприятной
экономической конъюнктуре облегчается создание новых рабочих мест,
в результате рынок труда оказывается более гибким. В России трудовые
отношения регулируются федеральным законодательством. В начале 2000-х
годов был принят Трудовой кодекс с достаточно жесткой регламентацией
отношений работника и работодателя в целях социальной защиты занятых.
Однако побочным негативным эффектом стала скрытая дискриминация
при найме на работу тем категориям занятых, которые защищаются законом
(женщин с несовершеннолетними детьми, инвалидов и др.).
Во-вторых, государство влияет на рынок труда как крупнейший
работодатель, оплачивающий за счет госбюджета занятых в сфере -
социальных услуг, обороне и охране общественного порядка, государственном
управлении и др. Политика государства, определяющего число и структуру
занятых в этих отраслях, уровень оплаты их труда, также влияет на
занятость. Если повышение оплаты не сопровождается мерами по снижению
неэффективной занятости, результатом, как правило, становится рост
числа работников бюджетного сектора. В российских регионах со слаборазвитой
экономикой, особенно высокодотационных, бюджетный сектор стал ведущим
по численности работников и занятость в нем продолжает расти.
Предложение рабочей силы зависит от динамики
численности населения и половозрастного состава. В регионах с незавершенным
демографическим переходом и растущей численностью населения проблемы
занятости наиболее остры. Они обусловлены, в частности, количественной
диспропорцией между возрастной когортой молодежи, входящей на рынок
труда, и меньшей по численности возрастной когортой уходящих на
пенсию. Такая ситуация характерна для слаборазвитых республик Северного
Кавказа и юга Сибири, она усугубляется незначительным предложением
новых рабочих мест.
Диспропорция может быть не только количественной, но
и структурной, когда спрос на рабочую силу не совпадает с предложением
по полу, профессиональной структуре, уровню образования и квалификации.
Многие структурные несовпадения можно ослабить с помощью переподготовки
имеющихся кадров, но это возможно не всегда. К тому же такая активная
политика в сфере занятости весьма затратна.
Поведение населения на рынке труда зависит также от
уровня образования, социокультурных особенностей, в том числе эмансипации
женщин, территориальной мобильности. В регионах и городах с более
высоким уровнем образования населения его адаптация к изменениям
спроса на рынке труда идет быстрее, поэтому безработица, как правило,
ниже. В регионах нового освоения, заселенных недавними мигрантами,
при ухудшении ситуации на рынке труда быстрее начинается миграционный
отток, так как мобильность населения выше.
Региональные и локальные рынки труда обладают большим
потенциалом саморегуляции. Количественные и структурные диспропорции
предложения и спроса могут сглаживаться территориальной мобильностью
экономически активного населения: переездом на новое место жительства,
сезонной или маятниковой трудовой миграцией в регионы и города с
более значительным предложением рабочих мест. Однако на фоне стран
с развитым рынком труда территориальная мобильность населения современной
России пока еще невелика. Она вдвое ниже и по сравнению с советским
периодом, когда трудовые миграции стимулировались государством или
были принудительными. Основные причины низкой мобильности в современной
России - редкая сеть городов и слаборазвитая транспортная инфраструктура,
препятствующие маятниковым миграциям, огромные перепады цен на локальных
рынках жилья и высокие затраты на смену места жительства, непосильные
для большинства домохозяйств.
Пока только большой "градиент" социально-экономических
различий, создаваемый одновременно притягивающими и выталкивающими
факторами, может стимулировать территориальную мобильность, что
и наблюдается, например, в Московской агломерации с ее огромным
спросом на труд и его высокой оплатой. Именно поэтому она стала
крупнейшим центром притяжения рабочей силы. Резко расширился радиус
трудовых миграций в столицу: маятниковая миграция распространилась
за пределы столичной агломерации на соседние области Центра, растет
трудовая миграция, особенно из регионов российского юга.
Именно "градиент" социально-экономических
различий привел к увеличению с конца 1990-х годов трудовой миграции
в Россию титульного населения стран СНГ, заполняющего рабочие места
с более низкой оплатой труда, сделал экономически мотивированными
возвратные миграции русского населения из этих стран, причем переселенцы
постепенно перемещаются в крупные городские агломерации России.
Особенно ярко выражены контрасты в северо-восточных
регионах нового освоения: в ведущих нефтегазодобывающих округах
с более высокой оплатой труда до середины 2000-х годов сохранялся
приток трудовых мигрантов, в то время как остальные северные и восточные
регионы теряют население с 1990-х годов. Многочисленные примеры
территориальной мобильности населения, обусловленной экономическими
факторами, подтверждают развитие механизмов саморегуляции на региональных
рынках труда.
Экономическая активность и занятость.
Развитие и федерального, и региональных рынков труда сильнее всего
зависит от макроэкономических факторов. Общим для всех субъектов
РФ было значительное сокращение экономической активности и занятости
в кризисный период 1992-1998 годов, а затем постдефолтный рост активности
и занятости, обусловленный экономическим подъемом. Однако уже в
2001 году этот рост перестал быть общим и сменился новым спадом
в 63 регионах (71% субъектов РФ). Несмотря на продолжение роста
экономики, этап "восстановительного" роста экономической
активности и занятости после финансового кризиса 1998 года в основном
завершился.
До середины 2000-х годов экономическая активность увеличивалась
незначительно, а занятость даже сокращалась в отдельные годы. При
этом географическая картина стала еще более мозаичной, поскольку
динамика занятости все сильнее зависит от региональных факторов.
В агломерациях федеральных городов рост занятости стимулировался
созданием новых рабочих мест в отраслях рыночных услуг. В слаборазвитых
республиках этому способствовало увеличение числа рабочих мест в
социальной сфере, финансируемое за счет федерального бюджета, но
такой рост не может быть устойчивым. В остальных регионах уровень
занятости до середины 2000-х годов почти не менялся, а в 2002-2004
годах в половине из них даже сокращался.
Только с 2005 года началась вторая волна роста занятости,
охватившая подавляющее большинство регионов. Она стала следствием
устойчивого роста спроса на рабочую силу во всех секторах экономики.
В целом за 1990-2006 годы уровень экономической активности
населения сократился незначительно - с 70 до 66,2% в возрасте 15-72
года. Территориальные различия в экономической активности инерционны,
т.к. они зависят от унаследованных особенностей - демографических,
расселенческих и социокультурных. Более половины субъектов РФ имеют
среднероссийские показатели, однако сохранились две контрастные
группы: северные и северо-восточные регионы нового освоения, а также
агломерации федеральных городов с высоким уровнем экономической
активности населения (68-80%); более аграрные и слаборазвитые регионы
Европейского юга и юга Сибири с пониженной экономической активностью
(40-60%).
Региональные различия в уровне занятости схожи, но они
более сильно зависят от состояния экономики и динамики рабочих мест
в субъектах РФ. В целом по стране уровень занятости в 2006 году
составлял 61,4% населения в возрасте 15-72 лет, а в республике Ингушетия
- 17%, в Чечне - 20%. Уровень занятости в крупнейших агломерациях
(68-70%) намного выше среднероссийского, в Москве и С.-Петербурге
работает почти все экономически активное население. Максимальные
показатели занятости в некоторых малонаселенных автономных округах
Крайнего Севера (71-80%) обусловлены очень высокой долей трудоспособного
населения.
Территориальные различия в экономической активности
и занятости во многом "запрограммированы" и зависят от
унаследованных особенностей региона - демографических, социокультурных,
расселенческих, сложившейся структуры экономики. Рыночные реформы
переходного периода усилили преимущества и усугубили дефекты сложившегося
территориального неравенства условий на рынке труда, но экономическая
активность населения изменилась незначительно.
1 - По классификации Международной организации
труда (МОТ) к экономически активному населению относится население
в возрасте 15-72 лет, занятое в экономике и ищущее работу - безработные.
|