| Национальный 
                    состав населения Москвы в ХХ веке по данным переписей и учетов 
                    населения (в % к итогу) (стр. 24) 
                     
                      | Наиболее многочисленные национальности* | 1912 | 1920 | 1923 | 1926 | 1933 | 1937 | 1939 | 1959 | 1970 | 1989 | 2002 |   
                      | Русские | 95,3 | 84,8 | 87,2 | 87,5 | 87,5 | 87,4 | 87,4 | 88,6 | 89,2 | 89,7 | 84,83 |   
                      | Украинцы | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,8 | 1,5 | 1,8 | 2,2 | 2,3 | 2,6 | 2,8 | 2,44 |   
                      | Белорусы | Объединялись с русскими | 0,3 | 0,2 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,57 |   
                      | Поляки | 1,0 | 1,4 | 1,2 | 0,8 | 0,6 | 0,5 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | н.св. | 0,04 |   
                      | Латыши | 0,2 | 0,9 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,08 | 0,04 | 0,02 |   
                      | Литовцы | нет свед. | 0,4 | 0,2 | нет свед. | 0,1 | 0,05 | 0,04 | 0,04 | 0,03 | 0,02 |   
                      | Немцы | 1,3 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,07 | нет свед. | 0,05 |   
                      | Армяне | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 1,20 |   
                      | Евреи | 0,4 | 2,7 | 5,6 | 6,5 | 6,6 | 6,2 | 6,0 | 4,7 | 3,6 | 2,0 | 0,77 |   
                      | Татары | 0,6 | 0,2 | 0,8 | 0,8 | 1,0 | 1,3 | 1,4 | 1,6 | 1,6 | 1,8 | 1,60 |   
                      | Мордва | нет свед. | 0,0 | 0,01 | 0,1 | нет свед. | 0,5 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,23 |   
                      | Чуваши | нет свед. | 0,1 | 0,1 | 0,12 | 0,2 | 0,15 |   
                      | Грузины | нет свед. | 0,1 | 0,1 | 0,13 | 0,2 | 0,52 |   
                      | Азербайджанцы | нет свед. | 0,02 | 0,05 | 0,07 | 0,2 | 0,92 |   
                      | Узбеки | нет свед. | 0,01 | 0,05 | 0,08 | 0,1 | 0,23 |   
                      | Прочие | 0,8 | 7,4 | 2,1 | 1,7 | 1,5 | 1,4 | 1,3 | 0,5 | 1,2 | 0,8 | 6,41** |   
                      | ВСЕГО | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |   
                    * По большинству переписей и учетов населения** В эту цифру входят, например, молдаване (0,35%), таджики 
                      (0,34%), вьетнамцы (0,15%), чеченцы (0,14%), китайцы (0,12%), 
                      осетины (0,10%), корейцы (0,08%).
 Образовательные учреждения, реализующие этнокультурный 
                    компонент, можно условно разделить на пять групп.1) Учреждения, в которых обучаются дети преимущественно одной 
                    национальности (этнической принадлежности). Среди них - средняя 
                    общеобразовательная школа №1110 (с армянским компонентом образования), 
                    №1186 (с татарским компонентом образования), №1311, 1871, 
                    1621, 1812 (с еврейским компонентом образования), негосударственные 
                    образовательные учреждения "Абхазия", "Грузинский 
                    лицей".
 2) Учреждения с многонациональным составом учащихся, где определенный 
                    этнокультурный компонент изучается детьми самых разных национальностей. 
                    Среди таких школ наиболее известны средняя общеобразовательная 
                    школа №1650 с многонациональным компонентом образования, а 
                    также школа №157 - с азербайджанским, №223 и №1331 - с грузинским 
                    (в последней работают специальные группы для азербайджанских 
                    детей), №1086 - с корейским, №1247 - с литовским компонентом 
                    образования.
 3) Учреждения с многонациональным, но преимущественно русскоязычным 
                    контингентом учащихся, где предметы базового компонента преподаются 
                    в общем потоке, а для изучения предметов этнокультурного компонента 
                    формируются отдельные классы и группы (в том числе и для факультативных 
                    занятий). В качестве примера приведем школу №184 с грузинским 
                    этнокультурным компонентом, №189 и №959 - с татарским, №285 
                    - с молдавским, №551 - с классами, работающими по программам 
                    греческого этнокультурного компонента.
 4) Учреждения с многонациональным, но преимущественно русскоязычным 
                    составом обучающихся, в которых акцент делается на изучении 
                    языка, культуры, истории и традиций какого-либо одного народа. 
                    Это, например, школа №1948 с китайским этнокультурным компонентом 
                    образования, школа-интернат №19 (хинди), международная российско-турецкая 
                    школа, школа №1296 с еврейским этнокультурным компонентом 
                    образования, детский сад №225 с немецким этнокультурным компонентом 
                    образования.
 5) Учреждения со структурными подразделениями дополнительного 
                    образования - культурно-образовательными центрами, где организованы 
                    занятия для детей одной или нескольких национальностей, причем 
                    среди них могут быть и дети, не обучающиеся в данной школе. 
                    Это, например, дагестанский культурно-образовательный центр 
                    на базе школы №747, польский культурно-образовательный центр 
                    в школе №112, украинский культурно-образовательный центр в 
                    школе №124, цыганский культурно-образовательный центр, славянский 
                    культурно-образовательный центр в школе-интернате № 38, культурно-образовательные 
                    русские центры школ №167, 1849, 1881, детские сады №2025, 
                    1610 и ряд других.
 Стр. 30-31 В 2004/2005 учебном году в московских образовательных 
                    учреждениях обучалось, по самым осторожным оценкам, более 
                    25 тысяч детей мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. 
                    Большинство из них сосредоточено в Юго-Восточном, Южном, Восточном 
                    и Северо-Восточном округах столицы. Росло число школ с большой 
                    долей учащихся-мигрантов и в Северо-Западном и Северном столичных 
                    округах. При этом основная нагрузка по обучению таких детей 
                    и их социально-культурной адаптации ложилась на начальную 
                    ступень образования.Этнический состав детей мигрантов - учащихся московских школ 
                    всегда отражал многокультурное разнообразие мира. В 2004/2005 
                    учебном году выросло число учащихся из Молдавии, Латвии и 
                    Литвы (более чем в полтора раза), Казахстана и Туркменистана 
                    (в два раза), Узбекистана (в три раза), Киргизии и Вьетнама 
                    (в пять раз). Примерно на одном уровне, довольно значительном, 
                    сохранялась численность детей из Азербайджана, Армении и Украины. 
                    Постепенно стабилизировался приток в массовые школы детей 
                    мигрантов из Белоруссии, различных регионов Грузии, Таджикистана.
 Стр. 55 |