Национальный
состав населения Москвы в ХХ веке по данным переписей и учетов
населения (в % к итогу) (стр. 24)
Наиболее многочисленные национальности*
|
1912
|
1920
|
1923
|
1926
|
1933
|
1937
|
1939
|
1959
|
1970
|
1989
|
2002
|
Русские
|
95,3
|
84,8
|
87,2
|
87,5
|
87,5
|
87,4
|
87,4
|
88,6
|
89,2
|
89,7
|
84,83
|
Украинцы
|
0,2
|
0,2
|
0,4
|
0,8
|
1,5
|
1,8
|
2,2
|
2,3
|
2,6
|
2,8
|
2,44
|
Белорусы
|
Объединялись с русскими
|
0,3
|
0,2
|
0,7
|
0,6
|
0,6
|
0,6
|
0,7
|
0,7
|
0,8
|
0,57
|
Поляки
|
1,0
|
1,4
|
1,2
|
0,8
|
0,6
|
0,5
|
0,3
|
0,2
|
0,1
|
н.св.
|
0,04
|
Латыши
|
0,2
|
0,9
|
0,6
|
0,5
|
0,4
|
0,3
|
0,2
|
0,1
|
0,08
|
0,04
|
0,02
|
Литовцы
|
нет свед.
|
0,4
|
0,2
|
нет свед.
|
0,1
|
0,05
|
0,04
|
0,04
|
0,03
|
0,02
|
Немцы
|
1,3
|
0,6
|
0,5
|
0,4
|
0,2
|
0,3
|
0,2
|
0,07
|
нет свед.
|
0,05
|
Армяне
|
0,2
|
0,2
|
0,3
|
0,3
|
0,3
|
0,4
|
0,3
|
0,4
|
0,4
|
0,5
|
1,20
|
Евреи
|
0,4
|
2,7
|
5,6
|
6,5
|
6,6
|
6,2
|
6,0
|
4,7
|
3,6
|
2,0
|
0,77
|
Татары
|
0,6
|
0,2
|
0,8
|
0,8
|
1,0
|
1,3
|
1,4
|
1,6
|
1,6
|
1,8
|
1,60
|
Мордва
|
нет свед.
|
0,0
|
0,01
|
0,1
|
нет свед.
|
0,5
|
0,3
|
0,2
|
0,3
|
0,23
|
Чуваши
|
нет свед.
|
0,1
|
0,1
|
0,12
|
0,2
|
0,15
|
Грузины
|
нет свед.
|
0,1
|
0,1
|
0,13
|
0,2
|
0,52
|
Азербайджанцы
|
нет свед.
|
0,02
|
0,05
|
0,07
|
0,2
|
0,92
|
Узбеки
|
нет свед.
|
0,01
|
0,05
|
0,08
|
0,1
|
0,23
|
Прочие
|
0,8
|
7,4
|
2,1
|
1,7
|
1,5
|
1,4
|
1,3
|
0,5
|
1,2
|
0,8
|
6,41**
|
ВСЕГО
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
* По большинству переписей и учетов населения
** В эту цифру входят, например, молдаване (0,35%), таджики
(0,34%), вьетнамцы (0,15%), чеченцы (0,14%), китайцы (0,12%),
осетины (0,10%), корейцы (0,08%).
Образовательные учреждения, реализующие этнокультурный
компонент, можно условно разделить на пять групп.
1) Учреждения, в которых обучаются дети преимущественно одной
национальности (этнической принадлежности). Среди них - средняя
общеобразовательная школа №1110 (с армянским компонентом образования),
№1186 (с татарским компонентом образования), №1311, 1871,
1621, 1812 (с еврейским компонентом образования), негосударственные
образовательные учреждения "Абхазия", "Грузинский
лицей".
2) Учреждения с многонациональным составом учащихся, где определенный
этнокультурный компонент изучается детьми самых разных национальностей.
Среди таких школ наиболее известны средняя общеобразовательная
школа №1650 с многонациональным компонентом образования, а
также школа №157 - с азербайджанским, №223 и №1331 - с грузинским
(в последней работают специальные группы для азербайджанских
детей), №1086 - с корейским, №1247 - с литовским компонентом
образования.
3) Учреждения с многонациональным, но преимущественно русскоязычным
контингентом учащихся, где предметы базового компонента преподаются
в общем потоке, а для изучения предметов этнокультурного компонента
формируются отдельные классы и группы (в том числе и для факультативных
занятий). В качестве примера приведем школу №184 с грузинским
этнокультурным компонентом, №189 и №959 - с татарским, №285
- с молдавским, №551 - с классами, работающими по программам
греческого этнокультурного компонента.
4) Учреждения с многонациональным, но преимущественно русскоязычным
составом обучающихся, в которых акцент делается на изучении
языка, культуры, истории и традиций какого-либо одного народа.
Это, например, школа №1948 с китайским этнокультурным компонентом
образования, школа-интернат №19 (хинди), международная российско-турецкая
школа, школа №1296 с еврейским этнокультурным компонентом
образования, детский сад №225 с немецким этнокультурным компонентом
образования.
5) Учреждения со структурными подразделениями дополнительного
образования - культурно-образовательными центрами, где организованы
занятия для детей одной или нескольких национальностей, причем
среди них могут быть и дети, не обучающиеся в данной школе.
Это, например, дагестанский культурно-образовательный центр
на базе школы №747, польский культурно-образовательный центр
в школе №112, украинский культурно-образовательный центр в
школе №124, цыганский культурно-образовательный центр, славянский
культурно-образовательный центр в школе-интернате № 38, культурно-образовательные
русские центры школ №167, 1849, 1881, детские сады №2025,
1610 и ряд других.
Стр. 30-31
В 2004/2005 учебном году в московских образовательных
учреждениях обучалось, по самым осторожным оценкам, более
25 тысяч детей мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья.
Большинство из них сосредоточено в Юго-Восточном, Южном, Восточном
и Северо-Восточном округах столицы. Росло число школ с большой
долей учащихся-мигрантов и в Северо-Западном и Северном столичных
округах. При этом основная нагрузка по обучению таких детей
и их социально-культурной адаптации ложилась на начальную
ступень образования.
Этнический состав детей мигрантов - учащихся московских школ
всегда отражал многокультурное разнообразие мира. В 2004/2005
учебном году выросло число учащихся из Молдавии, Латвии и
Литвы (более чем в полтора раза), Казахстана и Туркменистана
(в два раза), Узбекистана (в три раза), Киргизии и Вьетнама
(в пять раз). Примерно на одном уровне, довольно значительном,
сохранялась численность детей из Азербайджана, Армении и Украины.
Постепенно стабилизировался приток в массовые школы детей
мигрантов из Белоруссии, различных регионов Грузии, Таджикистана.
Стр. 55
|