Rambler's Top100

№ 335 - 336
2 - 15 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование

Предотвращение и противодействие распространению рабства и торговли людьми В Российской Федерации

Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы

Labor migration from Armenia in 2005-2007: a survey

Миграция между Россией и Вьетнамом: история, современные тенденции и роль в социально-экономическом развитии стран

По страницам журналов «Акушерство и гинекология» и «Вопросы экономики»

Содержание журнала «Hommes et migrations»


Google
Web demoscope.ru

Ю.А. Горячев, В.Ф.Захаров, Л.Е.Курнешова, Е.А.Омельченко, Т.В.Савченко

ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ МОСКВЫ

М., Издательский дом "Этносфера", 2008, 112 страниц

http://www.unesco.ru/files/docs/integration_of_migrants_children_moscow_experience_layout.pdf

Национальный состав населения Москвы в ХХ веке по данным переписей и учетов населения (в % к итогу) (стр. 24)

Наиболее многочисленные национальности*

1912

1920

1923

1926

1933

1937

1939

1959

1970

1989

2002

Русские

95,3

84,8

87,2

87,5

87,5

87,4

87,4

88,6

89,2

89,7

84,83

Украинцы

0,2

0,2

0,4

0,8

1,5

1,8

2,2

2,3

2,6

2,8

2,44

Белорусы

Объединялись с русскими

0,3

0,2

0,7

0,6

0,6

0,6

0,7

0,7

0,8

0,57

Поляки

1,0

1,4

1,2

0,8

0,6

0,5

0,3

0,2

0,1

н.св.

0,04

Латыши

0,2

0,9

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

0,08

0,04

0,02

Литовцы

нет свед.

0,4

0,2

нет свед.

0,1

0,05

0,04

0,04

0,03

0,02

Немцы

1,3

0,6

0,5

0,4

0,2

0,3

0,2

0,07

нет свед.

0,05

Армяне

0,2

0,2

0,3

0,3

0,3

0,4

0,3

0,4

0,4

0,5

1,20

Евреи

0,4

2,7

5,6

6,5

6,6

6,2

6,0

4,7

3,6

2,0

0,77

Татары

0,6

0,2

0,8

0,8

1,0

1,3

1,4

1,6

1,6

1,8

1,60

Мордва

нет свед.

0,0

0,01

0,1

нет свед.

0,5

0,3

0,2

0,3

0,23

Чуваши

нет свед.

0,1

0,1

0,12

0,2

0,15

Грузины

нет свед.

0,1

0,1

0,13

0,2

0,52

Азербайджанцы

нет свед.

0,02

0,05

0,07

0,2

0,92

Узбеки

нет свед.

0,01

0,05

0,08

0,1

0,23

Прочие

0,8

7,4

2,1

1,7

1,5

1,4

1,3

0,5

1,2

0,8

6,41**

ВСЕГО

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

* По большинству переписей и учетов населения
** В эту цифру входят, например, молдаване (0,35%), таджики (0,34%), вьетнамцы (0,15%), чеченцы (0,14%), китайцы (0,12%), осетины (0,10%), корейцы (0,08%).

Образовательные учреждения, реализующие этнокультурный компонент, можно условно разделить на пять групп.
1) Учреждения, в которых обучаются дети преимущественно одной национальности (этнической принадлежности). Среди них - средняя общеобразовательная школа №1110 (с армянским компонентом образования), №1186 (с татарским компонентом образования), №1311, 1871, 1621, 1812 (с еврейским компонентом образования), негосударственные образовательные учреждения "Абхазия", "Грузинский лицей".
2) Учреждения с многонациональным составом учащихся, где определенный этнокультурный компонент изучается детьми самых разных национальностей. Среди таких школ наиболее известны средняя общеобразовательная школа №1650 с многонациональным компонентом образования, а также школа №157 - с азербайджанским, №223 и №1331 - с грузинским (в последней работают специальные группы для азербайджанских детей), №1086 - с корейским, №1247 - с литовским компонентом образования.
3) Учреждения с многонациональным, но преимущественно русскоязычным контингентом учащихся, где предметы базового компонента преподаются в общем потоке, а для изучения предметов этнокультурного компонента формируются отдельные классы и группы (в том числе и для факультативных занятий). В качестве примера приведем школу №184 с грузинским этнокультурным компонентом, №189 и №959 - с татарским, №285 - с молдавским, №551 - с классами, работающими по программам греческого этнокультурного компонента.
4) Учреждения с многонациональным, но преимущественно русскоязычным составом обучающихся, в которых акцент делается на изучении языка, культуры, истории и традиций какого-либо одного народа. Это, например, школа №1948 с китайским этнокультурным компонентом образования, школа-интернат №19 (хинди), международная российско-турецкая школа, школа №1296 с еврейским этнокультурным компонентом образования, детский сад №225 с немецким этнокультурным компонентом образования.
5) Учреждения со структурными подразделениями дополнительного образования - культурно-образовательными центрами, где организованы занятия для детей одной или нескольких национальностей, причем среди них могут быть и дети, не обучающиеся в данной школе. Это, например, дагестанский культурно-образовательный центр на базе школы №747, польский культурно-образовательный центр в школе №112, украинский культурно-образовательный центр в школе №124, цыганский культурно-образовательный центр, славянский культурно-образовательный центр в школе-интернате № 38, культурно-образовательные русские центры школ №167, 1849, 1881, детские сады №2025, 1610 и ряд других.

Стр. 30-31

В 2004/2005 учебном году в московских образовательных учреждениях обучалось, по самым осторожным оценкам, более 25 тысяч детей мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Большинство из них сосредоточено в Юго-Восточном, Южном, Восточном и Северо-Восточном округах столицы. Росло число школ с большой долей учащихся-мигрантов и в Северо-Западном и Северном столичных округах. При этом основная нагрузка по обучению таких детей и их социально-культурной адаптации ложилась на начальную ступень образования.
Этнический состав детей мигрантов - учащихся московских школ всегда отражал многокультурное разнообразие мира. В 2004/2005 учебном году выросло число учащихся из Молдавии, Латвии и Литвы (более чем в полтора раза), Казахстана и Туркменистана (в два раза), Узбекистана (в три раза), Киргизии и Вьетнама (в пять раз). Примерно на одном уровне, довольно значительном, сохранялась численность детей из Азербайджана, Армении и Украины. Постепенно стабилизировался приток в массовые школы детей мигрантов из Белоруссии, различных регионов Грузии, Таджикистана.

Стр. 55

В настоящей книге представлен в обобщенном виде опыт московской системы образования, накопленный в сфере этнокультурного образования и социально-культурной адаптации учащихся из семей мигрантов. Важное внимание уделяется вопросам обучения государственному (русскому) языку и развития системы воспитания московских школьников в духе межнационального согласия.

Практическая значимость работы обусловлена актуальностью темы и ее раскрытием на основе опыта учреждений образования московского мегаполиса. Авторы опираются на широкий круг источников, международные и российские нормативные документы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Актуальность поликультурного подхода к теме
От империи до федерации: национальное (этнокультурное) образование в России
Как все начиналось
Многообразие форм становления
Содержание и опыт развития
От этнокультурного к поликультурному

ГЛАВА 2. МОСКОВСКАЯ СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ

Обучение государственному (русскому) языку
Подготовительные классы языковой адаптации
Программа социокультурной адаптации и интеграции
"Школы русского языка" - центры социокультурной адаптации

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ - УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Школа межнационального согласия
Повышение квалификации педагогов
Этнологические знания и идея "культуры мира"
Клубы интернациональной дружбы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО (ПОЛИКУЛЬТУРНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

INTEGRATION OF MIGRANTS' CHILDREN BY MEANS OF EDUCATION: MOSCOW EXPERIENCE (SUMMARY)

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.