|
Региональные аспекты оценки нелегальных мигрантов в
приграничных территориях России
В.А. Сивелькин1,
А.И. Спицын2
(Полностью опубликовано в журнале "Вопросы статистики",
2004, №10, с. 36-40)
В современных условиях актуальны исследования ненаблюдаемой
экономики в части региональных аспектов - особенностей, определений,
оценок скрытой, нелегальной миграции, которые играют важную роль
при получении объективной характеристики рынка труда и экономики.
Наиболее остро эта проблема возникает в приграничных зонах Российской
Федерации. В связи с особенностями географического расположения
Оренбургской области, то есть ее приграничья, с Казахстаном, она
может по праву претендовать на объект исследования нелегальной миграции
как приграничной территории России. Выполненное статистическое моделирование
и полученные результаты, выводы и рекомендации могут использоваться
при решении аналогичных задач другими приграничными территориями.
С целью определения
нелегальных мигрантов будем исходить из понятий и определений миграции
в части трудовой, незаконной и иммиграционного контроля как предупреждения
и пресечения незаконной миграции. Интеграция России и ее регионов
в международный рынок труда сопровождается привлечением иностранной
рабочей силы, основываясь на требованиях Федерального закона «О
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и
выданных пакетов документов разрешений на привлечение и использование
иностранной рабочей силы. Разграничения на законное и незаконное
основание использования иностранных граждан в различных сферах экономики
и соответственно пребывания их на территории области позволяют получить
одну из оценок нелегальных мигрантов.
Установление незаконного
использования иностранной рабочей силы, пребывания иностранных граждан
и лиц без гражданства на территории осуществляется на основании
контроля за порядком привлечения и использования иностранных работников.
Этот контроль организует и проводит Управление по делам миграции
УВД Оренбургской области в соответствии с указаниями ФМС МВД России.
При этом контролю подвергаются не только юридические и физические
лица, зарегистрированные Управлением в качестве работодателей, привлекающих
иностранных работников, но также и организации, учреждения и другие
объекты (стройки, рынки, индивидуальные предприниматели), на которых
используется труд иностранных граждан. Периодичность проведения
таких контролей - неделя, месяц, квартал. Дополнительно проводится
оперативно-профилактическое мероприятие «Нелегальный мигрант» с
целью выявления незаконных мигрантов, находящихся на территории
Оренбургской области, незаконно проживающих и т.п. Выявляются фирмы
и организации, занимающиеся нелегальным трудоустройством российских
граждан за рубежом.
Практика работы
по контролю за привлечением иностранных работников показывает, что
с нарушением установленного порядка они используются в основном
в торговле и частном строительстве. При этом работодателями на рынке
строительства выступают как физические, так и юридические лица,
которые, как правило, не оформляют в установленном порядке трудовых
отношений с иностранными работниками. Иностранные работники трудятся
на основе устной договоренности с работодателем, что не дает возможности
привлечь последнего к административной ответственности из-за отсутствия
доказательной базы для представления в суд.
Вместе с тем, пока
не будут ликвидированы пробелы в законодательстве, эффективность
этой работы будет невысока. Так, до сих пор не выработан механизм
административного выдворения иностранных граждан за нарушение порядка
привлечения и использования иностранной рабочей силы (ИРС). Без
решения этого вопроса проблема административного выдворения, даже
в случае положительного решения суда, заходит в тупик.
В пунктах пропуска
на российско-казахстанской границе иммиграционная обстановка остается
сложной. Основным направлением незаконной миграции из республик
среднеазиатского региона на территорию Российской Федерации, как
и раньше, остается железнодорожная станция «Илецк-1», через которую
проходят поезда: Бишкек - Москва, Алма-Ата - Москва, Ташкент - Москва,
Ташкент - Уфа. Тот факт, что на территории Акбулакского и Соль-Илецкого
районов Оренбургской области проходит участок казахстанской железной
дороги, которая не несет никакой ответственности за прибытие на
территорию России иностранных граждан с неисправными проездными
документами, еще более обостряет обстановку с незаконной миграцией.
С целью обеспечения
контролируемости потоков миграции и представления объективной информации
об этом процессе на пограничных пунктах пропуска и паспортно-визовых
службах с 14 февраля 2003 г. введены в действие миграционные карты.
Миграционная карта представляет собой бланк, состоящий из двух талонов:
первый - въездной «А» и второй - выездной «В». В миграционной карте
отражается основная информация об иммигранте: Ф.И.О., дата рождения,
пол, гражданство, № паспорта, цель визита, срок пребывания. Максимальный
срок действия миграционной карты типа «А» - три месяца.
По данным Управления
по делам миграции УВД Оренбургской области, нами выполнен экономико-статистический
анализ миграционных процессов в Оренбургской области. За 2003 г.,
с момента введения миграционной карты, в среднем за сутки въезжал
в область 1061 человек, за январь-апрель 2004 г. - 799, а нарастающим
итогом с момента ввода миграционной карты - 995 человек. Из вышеизложенного
следует, что иммиграционный поток в области очень высок.
Нами проведен статистический
анализ помесячной динамики въезжающих в область иностранных граждан
(ИГ) и лиц без гражданства (ЛБГ), который позволил выявить основную
тенденцию развития наблюдаемого процесса, построить прогноз. Используя
«Кривые роста», построен полиномиальный тренд с достаточно высоким
коэффициентом аппроксимации (R2) и выполнен прогноз на
два месяца вперед (см. рис. 1).
Рисунок 1. Динамика численности въехавших иностранных
граждан и лиц без гражданства в Оренбургской области
Из рис. 1 следует,
что за период с марта по апрель 2003 г., с июля 2003 г. по
февраль 2004 г. прослеживалась тенденция снижения потоков ИГ и ЛБГ
при увеличении ее с апреля по июнь 2003 г. и с марта по апрель 2004
г. На основе прогнозных данных, в мае 2004 г. число ИГ и ЛБГ, прибывших
в область, будет составлять 20606 человек (верхняя граница - 28450,
нижняя - 12760 человек), в июне - 20458 (28470 и 12450 человек).
С целью получения
объективной оценки контингента въезжающих на территорию области
выполнена статистическая группировка талонов «А» миграционных карт
по полу, возрасту, цели визита, гражданству, сроку пребывания.
Таблица
1. Группировка талонов «А» миграционных карт Оренбургской области
по полу (человек)
Пол
|
Март-декабрь 2003
|
Удельный вес в %
|
Январь-алрель 2004
|
Удельный вес, в %
|
Мужской
|
252555
|
65,2
|
07131
|
69,5
|
Женский
|
134574
|
34,8
|
29512
|
30,5
|
Из данных таблицы
1 следует, что преобладающую часть въехавших на территорию области
составляют мужчины при наблюдающейся тенденции к их увеличению.
Рассмотрим группировку мигрантов по цели визита (см. таблицу 2).
Таблица
2. Группировка талонов «А» миграционных карт Оренбургской области
по цели визита (человек)
Цепь визита
|
Март-декабрь 2003
|
Удельный вес, в %
|
Январь-апрель 2004
|
Удельный вес, в %
|
Частная
|
260099
|
67,2
|
76316
|
79,0
|
Служебная
|
8S60
|
2,3
|
3829
|
4,0
|
Коммерческая
|
7005
|
1,8
|
1064
|
1,0
|
Работа
|
90754
|
23,4
|
10514
|
10,9
|
Транзит
|
7044
|
1,8
|
1998
|
2,1
|
Учебная
|
7227
|
1,9
|
2177
|
2,3
|
Туризм
|
6140
|
1,6
|
745
|
0,7
|
По данным, приведенным
в таблице 2, можно сделать вывод о том, что в основном сохранились
тенденции, наметившиеся в марте-декабре 2003 г., то есть мигранты
преследуют частную цель при переезде, они занимают наибольший удельный
вес от общего числа въехавших; второй по значимости целью визита
является работа. На остальные цели приходится незначительный удельный
вес в общем объеме мигрантов. Транзит - выезд за пределы России
- в январе-апреле 2004 г. составил 2,1% (в марте-декабре 2003 г.
- 1,8%).
Для получения информации
о гражданстве мигрантов проведена группировка миграционных карт
по гражданской принадлежности (см. таблицу 3).
Таблица
3. Группировка талонов «А» миграционных карт Оренбургской области
по гражданской принадлежности (человек)
Наименование страны
|
Март-декабрь 2003
|
Январь-апрель 2004
|
Наименование страны
|
Март-декабрь 2003
|
Январь-апрель 2004
|
Австралия
|
1
|
-
|
Греция
|
6
|
7
|
Австрия
|
1
|
-
|
Грузия
|
123
|
42
|
Аргентина
|
-
|
1
|
Дания
|
3
|
3
|
Азербайджан
|
3057
|
487
|
Египет
|
11
|
3
|
Армения
|
3132
|
764
|
Израиль
|
5
|
2
|
Афганистан
|
6
|
-
|
Индия
|
4
|
11
|
Беларусь
|
62
|
-
|
Иордания
|
34
|
11
|
Бельгия
|
-
|
14
|
Ирак
|
1
|
-
|
Болгария
|
17
|
-
|
Иран
|
1
|
-
|
Босния
|
6
|
10
|
Испания
|
1
|
-
|
Великобритания
|
25
|
17
|
Италия
|
26
|
17
|
Венгрия
|
1
|
2
|
Йемен
|
1
|
-
|
Вьетнам
|
21
|
-
|
Казахстан
|
80393
|
31167
|
Германия
|
1883
|
86
|
Канада
|
3
|
-
|
Китай
|
12
|
6
|
Словакия
|
5
|
8
|
Корея (КНДР)
|
2
|
2
|
Словения
|
2
|
-
|
Кыргызстан
|
67833
|
12875
|
США
|
34
|
11
|
Латвия
|
82
|
1
|
Таджикистан
|
30045
|
8142
|
Ливан
|
80
|
51
|
Туркмения
|
129
|
15
|
Ливия
|
1
|
-
|
Турция
|
110
|
29
|
Литва
|
186
|
88
|
Узбекистан
|
195905
|
42012
|
Македония
|
3
|
-
|
Украина
|
2889
|
513
|
Марокко
|
1
|
-
|
Финляндия
|
2
|
-
|
Молдова
|
347
|
116
|
Франция
|
4
|
1
|
Монголия
|
-
|
1
|
Хорватия
|
5
|
1
|
Новая Зеландия
|
2
|
-
|
Чехия
|
19
|
4
|
Норвегия
|
2
|
1
|
Швейцария
|
1
|
-
|
Пакистан
|
7
|
1
|
Швеция
|
2
|
-
|
Палестина
|
3
|
8
|
Эстония
|
11
|
5
|
Польша
|
73
|
19
|
ЮАР
|
1
|
1
|
Румыния
|
32
|
8
|
Югославия
|
39
|
2
|
Сербия
|
-
|
2
|
Япония
|
1
|
1
|
Сирия
|
4
|
-
|
Лица без гражданства
|
431
|
75
|
За январь-апрель
2004 г. в Оренбургскую область прибыло 43% мигрантов из Узбекистана
(в марте-декабре 2003 г. - 51%), 32% - из Казахстана (21%), 13%
- из Кыргызстана (18%), 8% - из Таджикистана (8%), около 1% - из
Армении и Азербайджана (около 1%), 1,2% - прочие (0,5%). Таким образом,
наибольший приток мигрантов в область наблюдается из Средней Азии
- Узбекистана и Казахстана.
С целью получения
информации о мигрантах, остающихся в области, выполнена группировка
по адресности (см. таблицу 4).
Таблица
4. Группировка талонов «А» миграционных карт Оренбургской области
по адресности (человек)
|
Март-декабрь 2003
|
Удельный вес, в %
|
Январь-апрель 2004
|
Удельный вес, в %
|
Всего
|
387129
|
100
|
96643
|
100
|
г. Оренбург
|
55436
|
14,3
|
11731
|
12,1
|
Транзит
|
331693
|
85,7
|
84912
|
87,9
|
Наибольшая часть
мигрантов не задерживается в области при отмечающейся тенденции
к их увеличению, то есть в области остается незначительная доля
иностранцев и лиц без гражданства. Так, в январе-апреле 2004 г.
они составляли 12,1% (в марте-декабре 2003 г. - 14,3%).
Подробная характеристика
по сроку пребывания ИГ и ЛБГ представлена группировкой миграционных
карт по этому индикатору (см. таблицу 5).
Таблица
5. Группировка талонов «А» миграционных карт Оренбургской области
по сроку пребывания (человек)
|
Март-декабрь 2003
|
Январь-апрель 2004
|
человек
|
Удельный вес, в %
|
человек
|
удельный вес, в %
|
Менее 3 месяцев
|
62086
|
16,0
|
20352
|
21,1
|
3 месяца
|
308156
|
79,7
|
57248
|
59,2
|
3,1 месяца и до 1 года
|
14447
|
3,7
|
3959
|
4,1
|
1 год и более
|
2440
|
0,6
|
15084
|
15,6
|
В январе-апреле
2004 г. по сравнению с мартом-декабрем 2003 г. произошло незначительное
перераспределение ИГ и ЛБГ по сроку пребывания между периодами один
год и более и 3,1 месяца и до одного года.
Оценить возрастной
потенциал ИГ и ЛБГ позволила группировка миграционных карт по возрасту
(см. таблицу 6).
Таблица
6. Группировка талонов «А» миграционных карт Оренбургской области
по возрасту (человек)
|
Январь-апрель 2004
|
лица в возрасте 0-15 лет
|
удельный вес, в %
|
трудо-способное население
|
удельный вес, в %
|
старше трудо-способного возраста
|
удельный вес, в %
|
Всего
|
29021
|
100
|
64151
|
100
|
3471
|
100
|
Мужчины
|
18437
|
63,5
|
47612
|
74,2
|
1082
|
31,2
|
Женщины
|
105S4
|
36,5
|
16539
|
25,8
|
2389
|
68,8
|
Анализируя данные,
приведенные в таблице б, можно сделать вывод о том, что в январе-апреле
2004 г. наибольший удельный вес ИГ и ЛБГ составляли лица трудоспособного
возраста (66,4%), из них 74,2% - мужчины и лишь 25,8% - женщины.
Эта тенденция характерна и для детей и подростков. Наименьший удельный
вес составляют мигранты старше трудоспособного возраста (3,6%),
среди которых преобладают женщины (68,8%).
<…>
1 канд.
экон. наук, Оренбургский областной комитет государственной статистики.
2 канд.
экон. наук, Управление по делам миграции УВД Оренбургской области.
|