|
|
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ
ВИЧ/СПИДУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Москва-Барнаул-Волгоград, Институт Комплексных Стратегических
Исследований, 2007, 58 страниц
|
http://www.undp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=2&cmd=publications1&id=62
Комплексный подход к противодействию
ВИЧ/СПИДу на региональном уровне характеризуется следующими
признаками:
- Широкий перечень проводимых мероприятий. Проводится
профилактика ВИЧ-инфекции (обеспечение безопасности крови,
донорских органов и тканей; безопасности медицинских инвазивных
манипуляций; лечение ИППП и наркозависимости; меры, направленные
на изменение рискованного сексуального поведения и снижение
вреда среди ПИН); осуществляется лечение и уход за ВИЧ-инфицированными
(в том числе профилактика и лечение оппортунистических заболеваний);
оказывается социальная поддержка ВИЧ-инфицированным и членам
их семей; проводится мониторинг и оценка. Наряду с этим,
осуществляются научные исследования, ведется обучение персонала
и укрепляется материально-техническая база диагностических
и лечебных медицинских учреждений.
- Охват различных групп населения. Мероприятия ориентированы
на различную целевую аудиторию: общее население, молодежь
или отдельные группы, характеризующиеся высоким риском инфицирования:
потребители инъекционных наркотиков, секс-работники, заключенные
и т. д.
- Межведомственное и межсекторное сотрудничество.
В разработку, осуществление и оценку комплекса мероприятий
вовлечены различные ведомства государственного аппарата
на национальном, региональном и муниципальном уровне, НПО,
частный бизнес. Необходимым условием этого взаимодействия
является политическая приверженность руководства на всех
уровнях.
- Нормативно-правовая база. По вопросам противодействия
распространению ВИЧ/СПИДа разрабатывается комплекс нормативно-правовых
документов, регламентирующих действия участников по осуществлению
конкретных мероприятий (законов, стратегий, концепций, программ,
планов, положений, приказов, распоряжений, межведомственных
соглашений, инструкций).
- Финансовое обеспечение. Действия участников финансируются
на основе согласованного использования средств федерального,
регионального и муниципального бюджетов с привлечением негосударственных
ресурсов (средства НПО и частного сектора), при участии
международных организаций-доноров.
- Мониторинг и оценка. Проводится наблюдение за эпидемиологической
ситуацией и оценка эффективности мероприятий, проводимых
в ответ на вызовы эпидемии. На основе этой информации принимается
решение о выделении ресурсов и, в случае необходимости,
осуществляется корректировка принимаемых мер.
Стр. 15-16.
В Алтайском крае финансирование
мероприятий по противодействию ВИЧ/ СПИДу осуществляется из
государственных бюджетов всех уровней, а также за счет частных
расходов и привлечения средств доноров. В настоящее время
доля бюджетных расходов в финансировании мероприятий по ВИЧ/СПИДу
является преобладающей и составляет около 80%. Особенностью
структуры источников го-сударственного финансирования является
существенный вклад муниципальных бюджетов, на долю которых
приходится около 60% от общего объема расходуемых средств.
Частные расходы являются вторым по значимости источником финансирования
после государственного бюджета. В их структуре основную часть
составляют прямые выплаты со стороны пациентов. Оставшаяся
часть (около 6%) приходится на расходы организаций и доноров.
В целом, на финансирование деятельности по борьбе с ВИЧ/СПИДом
в Алтайском крае из всех источников ежегодно направляется
около 60 млн рублей.
Источники финансирования
комплекса мероприятий по ВИЧ/СПИДу в Алтайском крае
Источник финансирования
|
Доля расходов, %
|
Государственный сектор
|
78,8
|
Частный сектор
|
14,9
|
Организации и доноры
|
6,3
|
Итого
|
100
|
Стр. 29.
Финансовое обеспечение мероприятий
по комплексному противодействию ВИЧ/СПИДу в Волгоградской
области осуществляется через государственный бюджет, а также
за счет привлечения средств организаций-доноров. Общий объем
расходов, направляемых в Волгоградской области на финансирование
деятельности по ВИЧ/СПИДу, включая средства доноров, составляет
около 40 млн рублей. Основным источником финансирования являются
бюджеты всех уровней, на долю которых приходится до 58% всех
выделяемых средств. В общем объеме государственных средств
доля регионального бюджета является преобладающей - 67,3%.
Расходы муниципальных бюджетов составляют 19,5%, на долю федерального
бюджета приходится 13,1% от объема государственного финансирования.
Источники финансирования
комплекса мероприятий по ВИЧ/СПИДу в Волгоградской области
Источник финансирования
|
Доля расходов, %
|
Государственный сектор, в том числе
|
58,0
|
Федеральный бюджет
|
13,1
|
Региональный бюджет
|
67,4
|
Муниципальные бюджеты
|
19,5
|
Организации и доноры
|
42,0
|
Итого
|
100
|
Основная часть государственных
средств направляется на диагностику (38%), на лечебную помощь
приходится 26%, на профилактику - 13%. При недостатке ресурсов,
выделяемых на профилактику, реализация проекта «Комплексные
стратегии противодействия распространению ВИЧ/СПИДа среди
молодежи в Российской Федерации» позволила привлечь дополнительные
средства международных организаций и доноров. До 85% средств
доноров направляется на осуществление профилактических мероприятий.
В Волгоградской области все учреждения
и организации, участвующие в реализации комплексного подхода
к противодействию ВИЧ/СПИДу в рамках единой региональной стратегии,
получают финансирование согласно собственному бюджету или
из средств утвержденной целевой программы. Объем финансирования
областной целевой программы «Анти-ВИЧ/СПИД» в 2006 г. был
запланирован на уровне 13 млн рублей и исполнен в объеме 11,6
млн рублей или на 88,6%.
Стр. 41.
В рамках проекта «Комплексные
стратегии противодействия распространению ВИЧ/СПИДа среди
молодежи в Российской Федерации» в результате взаимодействия
различных ведомств, при активной поддержке администраций Алтайского
края и Волгоградской области, удалось повысить доступность
профилактических услуг для молодежи. Опыт Алтайского края
и Волгоградской области позволяет рекомендовать к применению
в других регионах следующие меры по профилактике:
- включение в образовательные программы для школьников и
учащихся учреждений начального профессионального образования
блоков, посвященных репродуктивному здоровью и проблемам
ВИЧ/СПИД/ИППП;
- проведение на базе служб занятости консультаций и тренингов
по вопросам здорового образа жизни и профилактики ВИЧ/СПИДа;
- реализация программ снижения вреда среди потребителей
инъекционных наркотиков, включая открытие пунктов доверия,
предоставление консультационно-диагностических услуг, осуществление
аутрич-программ;
- организация кабинетов «Социальное бюро» с целью медико-социального
сопровождения заключенных, освобождающихся из мест лишения
свободы;
- развитие стационарных и мобильных клиник, дружественных
молодежи, обеспечивающих доступ подростков и молодых людей,
в том числе из групп риска, к профилактической, социально-психологической
и лечебно-диагностической помощи;
- формирование сети молодежных информационных центров для
распространения знаний в области охраны здоровья и оказания
консультационных услуг молодежи, родителям, педагогам и
другим специалистам, работающим с молодежью;
- проведение широких информационных кампаний по проблемам
ВИЧ/ СПИДа в СМИ, организация массовых мероприятий с привлечением
волонтеров;
- обучение специалистов государственных и негосударственных
учреждений передовым технологиям в области противодействия
ВИЧ/СПИДу
Стр. 51
|
Представленная работа является своеобразным итогом проекта
"Комплексные стратегии противодействия распространению ВИЧ/СПИДа
среди молодежи в Российской Федерации", инициированного шестью
агентствами и секретариатом ЮНЭЙДС в 2003-2005 году в двух регионах
России - Алтайском крае и Волгоградской области.
В ней раскрывается содержание комплексного подхода к
противодействию ВИЧ/СПИДу и рассматриваются возможности его практической
реализации в российских регионах. Подробно представлен опыт Алтайского
края и Волгоградской области по формированию и осуществлению комплексного
подхода, в том числе в рамках проекта "Комплексные стратегии
противодействия распространению ВИЧ/СПИДа среди молодежи в Российской
Федерации". Приводятся рекомендации по применению опыта этих
регионов.
Данная работа не только помогает нам познакомиться с
собственным опытом профилактики ВИЧ/СПИДа в молодежной среде, но
и предлагает перспективные направления будущих исследований и практических
шагов на этом сложном маршруте - создания моделей и стратегий, которые
бы превентивным образом свели к минимуму риски заболевания ВИЧ/СПИДом
и его последствия.
Предназначена для государственных служащих, работников
сферы здравоохранения и социальной защиты, представителей неправительственных
организаций, вовлеченных в противодействие ВИЧ/СПИДу, а также других
заинтересованных лиц и организаций.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Комплексный ответ эпидемии ВИЧ/СПИДа на региональном
уровне
1.1. Основные направления противодействия ВИЧ-инфекции
1.2. Комплексный подход к противодействию ВИЧ/СПИДу в регионе:
понятие, содержание, применение
1.3. Формирование на региональном уровне нормативно-правовой базы
по вопросам противодействия ВИЧ/СПИДу
1.4. Система учреждений и организаций, осуществляющих деятельность
по противодействию ВИЧ/СПИДу в регионе
1.5. Финансовые основы региональной политики противодействия ВИЧ/СПИДу
1.6. Создание в регионе системы мониторинга и оценки в области
противодействия ВИЧ/СПИДу
Глава 2. Опыт реализации мер по профилактике ВИЧ/СПИДа
в Алтайском крае
2.1. Краткий обзор эпидемиологической ситуации
2.2. Нормативно-правовая база и взаимодействие участников
2.3. Объемы и источники финансирования комплекса мероприятий
2.4. Профилактика ВИЧ/СПИДа в целевых группах
2.5. Мониторинг и оценка программ в области ВИЧ/СПИДа
Глава 3. Опыт реализации мер по профилактике ВИЧ/СПИДа
в Волгоградской области
3.1. Краткий обзор эпидемиологической ситуации
3.2. Нормативно-правовая база и взаимодействие участников
3.3. Объемы и источники финансирования комплекса мероприятий
3.4. Профилактика ВИЧ/СПИДа в целевых группах
3.5. Мониторинг и оценка программ в области ВИЧ/СПИДа
Выводы и рекомендации
Список литературы
Приложение. Материалы компакт-диска: региональные
нормативно-правовые акты и публикации в рамках проекта "Комплексные
стратегии противодействия распространению ВИЧ/СПИДа среди молодежи
в Российской Федерации"
|