Rambler's Top100

№ 323 - 324
3 - 16 марта 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российская модель рынка труда и заработная плата (Часть 1)

Российский рынок труда: «щадящая» динамика занятости

«Евразийский подход»: занятость важнее зарплаты

О чем говорит показатель величины среднемесячной заработной платы

Действительно ли нам недоплачивают?

Что растет быстрее: оплата труда или его производительность?

Незарплатная составляющая издержек на рабочую силу сжимается

Структура затрат на рабочую силу в России – почти как в Европе

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Казимир Малевич. Работница. Kasimir Malevich. A working woman (1933) Российская модель рынка труда и заработная плата
(Часть 1)

Над темой номера работали:

Владимир ГИМПЕЛЬСОН Ростислав КАПЕЛЮШНИКОВ Андрей ПОЛЕТАЕВ

Владимир
ГИМПЕЛЬСОН

Ростислав
КАПЕЛЮШНИКОВ

Андрей
ПОЛЕТАЕВ

Незарплатная составляющая издержек на рабочую силу сжимается

Денежная заработная плата – главный, но далеко не единственный элемент затрат на рабочую силу, на которые приходится идти предприятиям. Помимо нее они предоставляют своим работникам дополнительные блага и услуги; производят отчисления – как обязательные, так и добровольные – в социальные фонды; нередко прибегают к выплатам в неденежной (натуральной) форме и т.п. 14

В самом общем виде затраты на рабочую силу могут быть разделены на два крупных блока – «зарплатный» (платежи, поступающие работникам) и «незарплатный» (предоставляемые им блага и услуги).

В составе собственно заработной платы также можно выделить две различных части – постоянную и переменную. Переменная оплата может устанавливаться в зависимости как от индивидуальных результатов деятельности работников, так и от общих результатов деятельности предприятий, на которых они заняты. Обеспечивая более тесную привязку к производительности, она стимулирует работников к тому, чтобы трудиться с большей отдачей, но одновременно делает их заработки менее устойчивыми и предсказуемыми. Можно сказать, что гарантированная оплата фактически страхует работников от возможных колебаний в будущих доходах, в то время как негарантированная выступает как специфическая форма разделения риска между ними и нанявшими их фирмами. Чем выше доля переменной части заработков, тем более чувствительными становятся они по отношению к любым перепадам рыночной конъюнктуры.

Рис. 8 показывает, как в переходный период менялась структура затрат на рабочую силу во всей российской экономике, а также в промышленности15. За период 1995-2005 годов структура затрат российских предприятий на рабочую силу претерпела значительные изменения. Первоначально «зарплатная» и «незарплатная» составляющие занимали в ней почти равное место. В 1995 году на долю первой приходилось примерно 55% от всех издержек на рабочую силу, на долю второй – 45%. К 2005 году доминирование «зарплатной» составляющей стало абсолютным: ее удельный вес увеличился почти на 20 процентных пунктов. Основная часть этого прироста пришлась на оплату работников за отработанное время, доля которой возросла с 44-45% до 64%. Относительное значение всех остальных элементов фонда заработной платы изменилось мало: так, доля оплаты за неотработанное время возросла примерно на 1 пункт, так же увеличилась доля единовременных поощрительных выплат, в то время как доля расходов на питание и проживание работников уменьшилась на 1 пункт.

Рисунок 8. Динамика уровня и структуры затрат организаций на рабочую силу, 1995 и 2005 годы, вся экономика, в % к общим расходам на рабочую силу

Источник: здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, Росстат.

За счет чего же стало возможно столь радикальное – почти на 20 пунктов – сжатие «незарплатной» составляющей? Как следует из представленных данных, решающая роль принадлежала здесь двум факторам – во-первых, снижению (в относительном выражении) расходов на социальную защиту работников и, во-вторых, сокращению налогов на фонд оплаты труда. Падение доли расходов на социальную защиту – с 27% в 1995 году до 20% в 2005 году – было связано с изменениями, произошедшими в законодательстве. Как известно, начиная с 2001 года, взносы в различные внебюджетные фонды были объединены в единый социальный налог, причем совокупная ставка по ним была существенно снижена. Кроме того, у предприятий появилась возможность перехода на упрощенную систему налогообложения и уплату единого налога на вмененный доход, которой многие из них воспользовались. Бремя, связанное с обязательными (то есть законодательно обусловленными) выплатами на социальную защиту работников, стало значительно меньше. И хотя сокращение коснулось также и добровольных расходов на социальную защиту работников, оно оказалось не столь существенным – порядка 1,0-1,5 пункта, и, по-видимому, было связано с постепенным отказом предприятий от «страховых схем», которые активно использовались ими в 1990-е годы для сокращения издержек, связанных с отчислениями в государственные социальные фонды.

Не меньшее значение, с точки зрения облегчения нагрузки на предприятия, имела почти полная отмена всех налогов и сборов на фонд оплаты труда (в настоящее время из них продолжают действовать только налоги, уплачиваемые при привлечении иностранной рабочей силы). В результате этого доля «налоговых» расходов в общих затратах предприятий на рабочую силу упала с 7% в 1995 году до почти нулевой отметки в 2005 году.

Кардинальные сдвиги произошли также в обеспечении работников социальными благами и услугами за счет предприятий, особенно – через принадлежащие им объекты социальной инфраструктуры. В основе этих сдвигов лежало несколько причин. Во-первых, в новых условиях такой механизм компенсации рабочей силы в значительной мере утратил смысл, поскольку многие из ранее труднодоступных благ и услуг стало легко получать по рыночным каналам. Во-вторых, освобождение предприятий от бремени социальных активов рассматривалось правительством как необходимое условие реструктуризации и повышения эффективности их деятельности. В разное время было принято множество законодательных и нормативных актов, которые требовали либо передачи объектов социального назначения (жилья и т.п.) с баланса предприятий на баланс местных органов власти, либо их приватизации. В-третьих, трансформационный кризис подорвал финансовое положение большинства предприятий, что вынуждало их уже по собственной инициативе ограничивать круг неденежных льгот и гарантий и отказываться от социальных активов. Наконец, в переходный период сформировался обширный сектор «созданных с нуля» новых частных предприятий, которые не имели ни стимулов, ни возможностей, чтобы обзаводиться собственной социальной инфраструктурой. В тех случаях, когда такие предприятия оказывали своим работникам социальную поддержку, они чаще всего предпочитали делать это не на базе собственной инфраструктуры, а по рыночным каналам16.

Только за 1992-1995 годы охват работников услугами, получаемыми по месту работы, уменьшился по различным их видам на 5-30%. В первую очередь, это было связано с крупномасштабный "сбросом" объектов социальной инфраструктуры. Согласно имеющимся данным, по сравнению с дореформенным периодом, количество объектов социального назначения, находящихся на балансе предприятий, сократилось за 1990-е годы на 90%17.

Постепенный отказ предприятий от предоставления социальных льгот продолжился и в 2000-е годы (табл. 2, рис. 9). Даже охват установленными законом льготами (такими как оплата очередных отпусков, оплата больничных листов и др.) со временем становился все уже. Еще более сильное сжатие наблюдалась по благам и услугам, которые предприятия предоставляли на добровольной основе (таким, как обеспечение медицинскими услугами, оплата отдыха, бесплатное питание, предоставление ссуд и кредитов и др.). Таким образом, даже вступление российской экономики в фазу подъема не смогло прервать тенденции к сокращению «социального бремени», которое готовы брать на себя предприятия.

Таблица 2. Охват работников социальными льготами, предоставляемыми по месту работы (% получателей от общего числа занятых)

Виды социальных льгот

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Оплаты очередных отпусков

91,5

89,8

89,8

88,7

87,0

88,2

Оплаты больничных листов

91,2

88,7

87,8

86,6

84,3

85,6

Оплаты отпусков по беременности, родам, уходу за ребенком до 3-х лет

89,7

82,8

83,6

81,5

76,6

77,1

Бесплатного лечение в ведомственных медицинских учреждениях, полная или частичная оплаты лечения в других медицинских учреждениях

37,4

41,8

38,9

32,2

26,8

26,9

Полная или частичная оплата путевок в санатории, дома отдыха и т.д.

43,8

52,4

49,5

38,8

31,5

30,7

Бесплатное содержания детей в ведомственных дошкольных учреждениях, полная и частичной оплата их содержания в других дошкольных учреждениях

13,0

16,4

14,1

8,8

7,6

6,0

Бесплатное или льготное питание или оплата питания

15,2

18,7

16,4

14,9

13,5

12,8

Дотации на транспорт, оплата проездных

14,2

17,6

16,4

14,8

13,3

11,7

Обучение за счет предприятия

21,3

29,4

29,3

26,0

24,3

22,7

Предоставление ссуд, кредитов

14,3

21,9

20,8

15,6

11,9

10,8

Оплата арендуемого жилья

-

-

-

-

1,9

2,1

Источник: РМЭЗ.

Рисунок 9. Охват работников социальными льготами, предоставляемыми по месту работы в 2000 и 2005 годах (% получателей от общего числа занятых)


14 Теоретический анализ проблема неденежных выплат дан в работе Р. Харта: Hart R. A. The economics of non-wage labour costs. L.: 1984. В контексте российской экономики эта работа обсуждается в работах: Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2001; Juurikkala. T. and O. Lazareva. Non-wage benefits, costs of turnover, and labor attachment: evidence from Russian firms. CEFIR Working paper 62. Moscow: CEFIR. 2006.
15 Первое обследование «О составе затрат организаций на рабочую силу» было проведено Госкомстатом РФ только в 1994 г., но и оно носило пилотный характер, так что оценки, относящиеся к этому году, оказываются не вполне сопоставимыми с оценками, относящимися к более позднему периоду. Следует также иметь ввиду, что эти обследования охватывают только крупные и средние предприятия и организации. Кроме того, за их рамками остаются сельскохозяйственные предприятия, а также отрасли бюджетной сферы (здравоохранение, образование, государственное управление). Подробнее о методологии этих обследований см.: О составе затрат на рабочую силу в 2005 году // Статистический бюллетень. 2007. №2 (132).
17 Starodubrovskaya, I. Trends in Divestiture: Issues, Instruments and Outlook for Russia. Paper presented at IFC Workshop on Local Management of Mineral Wealth. Moscow. 2002.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.