|
|
Российская
модель рынка труда и заработная плата
(Часть 1) |
Над темой номера работали:
|
|
|
|
Владимир
ГИМПЕЛЬСОН
|
Ростислав
КАПЕЛЮШНИКОВ
|
Андрей
ПОЛЕТАЕВ
|
Незарплатная составляющая издержек на рабочую силу сжимается
Денежная заработная плата – главный, но далеко не единственный
элемент затрат на рабочую силу, на которые приходится идти предприятиям.
Помимо нее они предоставляют своим работникам дополнительные блага
и услуги; производят отчисления – как обязательные, так и добровольные
– в социальные фонды; нередко прибегают к выплатам в неденежной
(натуральной) форме и т.п. 14
В самом общем виде затраты на рабочую силу могут быть
разделены на два крупных блока – «зарплатный» (платежи, поступающие
работникам) и «незарплатный» (предоставляемые им блага и услуги).
В составе собственно заработной платы также можно выделить
две различных части – постоянную и переменную. Переменная оплата
может устанавливаться в зависимости как от индивидуальных результатов
деятельности работников, так и от общих результатов деятельности
предприятий, на которых они заняты. Обеспечивая более тесную привязку
к производительности, она стимулирует работников к тому, чтобы трудиться
с большей отдачей, но одновременно делает их заработки менее устойчивыми
и предсказуемыми. Можно сказать, что гарантированная оплата фактически
страхует работников от возможных колебаний в будущих доходах, в
то время как негарантированная выступает как специфическая форма
разделения риска между ними и нанявшими их фирмами. Чем выше доля
переменной части заработков, тем более чувствительными становятся
они по отношению к любым перепадам рыночной конъюнктуры.
Рис. 8 показывает, как в переходный период менялась
структура затрат на рабочую силу во всей российской экономике, а
также в промышленности15.
За период 1995-2005 годов структура затрат российских предприятий
на рабочую силу претерпела значительные изменения. Первоначально
«зарплатная» и «незарплатная» составляющие занимали в ней почти
равное место. В 1995 году на долю первой приходилось примерно 55%
от всех издержек на рабочую силу, на долю второй – 45%. К 2005 году
доминирование «зарплатной» составляющей стало абсолютным: ее удельный
вес увеличился почти на 20 процентных пунктов. Основная часть этого
прироста пришлась на оплату работников за отработанное время, доля
которой возросла с 44-45% до 64%. Относительное значение всех остальных
элементов фонда заработной платы изменилось мало: так, доля оплаты
за неотработанное время возросла примерно на 1 пункт, так же увеличилась
доля единовременных поощрительных выплат, в то время как доля расходов
на питание и проживание работников уменьшилась на 1 пункт.
Рисунок 8. Динамика уровня и структуры затрат организаций
на рабочую силу, 1995 и 2005 годы, вся экономика, в % к общим расходам
на рабочую силу
Источник: здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев,
Росстат.
За счет чего же стало возможно столь радикальное – почти
на 20 пунктов – сжатие «незарплатной» составляющей? Как следует
из представленных данных, решающая роль принадлежала здесь двум
факторам – во-первых, снижению (в относительном выражении) расходов
на социальную защиту работников и, во-вторых, сокращению налогов
на фонд оплаты труда. Падение доли расходов на социальную защиту
– с 27% в 1995 году до 20% в 2005 году – было связано с изменениями,
произошедшими в законодательстве. Как известно, начиная с 2001 года,
взносы в различные внебюджетные фонды были объединены в единый социальный
налог, причем совокупная ставка по ним была существенно снижена.
Кроме того, у предприятий появилась возможность перехода на упрощенную
систему налогообложения и уплату единого налога на вмененный доход,
которой многие из них воспользовались. Бремя, связанное с обязательными
(то есть законодательно обусловленными) выплатами на социальную
защиту работников, стало значительно меньше. И хотя сокращение коснулось
также и добровольных расходов на социальную защиту работников, оно
оказалось не столь существенным – порядка 1,0-1,5 пункта, и, по-видимому,
было связано с постепенным отказом предприятий от «страховых схем»,
которые активно использовались ими в 1990-е годы для сокращения
издержек, связанных с отчислениями в государственные социальные
фонды.
Не меньшее значение, с точки зрения облегчения нагрузки
на предприятия, имела почти полная отмена всех налогов и сборов
на фонд оплаты труда (в настоящее время из них продолжают действовать
только налоги, уплачиваемые при привлечении иностранной рабочей
силы). В результате этого доля «налоговых» расходов в общих затратах
предприятий на рабочую силу упала с 7% в 1995 году до почти нулевой
отметки в 2005 году.
Кардинальные сдвиги произошли также в обеспечении работников
социальными благами и услугами за счет предприятий, особенно – через
принадлежащие им объекты социальной инфраструктуры. В основе этих
сдвигов лежало несколько причин. Во-первых, в новых условиях такой
механизм компенсации рабочей силы в значительной мере утратил смысл,
поскольку многие из ранее труднодоступных благ и услуг стало легко
получать по рыночным каналам. Во-вторых, освобождение предприятий
от бремени социальных активов рассматривалось правительством как
необходимое условие реструктуризации и повышения эффективности их
деятельности. В разное время было принято множество законодательных
и нормативных актов, которые требовали либо передачи объектов социального
назначения (жилья и т.п.) с баланса предприятий на баланс местных
органов власти, либо их приватизации. В-третьих, трансформационный
кризис подорвал финансовое положение большинства предприятий, что
вынуждало их уже по собственной инициативе ограничивать круг неденежных
льгот и гарантий и отказываться от социальных активов. Наконец,
в переходный период сформировался обширный сектор «созданных с нуля»
новых частных предприятий, которые не имели ни стимулов, ни возможностей,
чтобы обзаводиться собственной социальной инфраструктурой. В тех
случаях, когда такие предприятия оказывали своим работникам социальную
поддержку, они чаще всего предпочитали делать это не на базе собственной
инфраструктуры, а по рыночным каналам16.
Только за 1992-1995 годы охват работников услугами,
получаемыми по месту работы, уменьшился по различным их видам на
5-30%. В первую очередь, это было связано с крупномасштабный "сбросом"
объектов социальной инфраструктуры. Согласно имеющимся данным, по
сравнению с дореформенным периодом, количество объектов социального
назначения, находящихся на балансе предприятий, сократилось за 1990-е
годы на 90%17.
Постепенный отказ предприятий от предоставления социальных
льгот продолжился и в 2000-е годы (табл. 2, рис. 9). Даже охват
установленными законом льготами (такими как оплата очередных отпусков,
оплата больничных листов и др.) со временем становился все уже.
Еще более сильное сжатие наблюдалась по благам и услугам, которые
предприятия предоставляли на добровольной основе (таким, как обеспечение
медицинскими услугами, оплата отдыха, бесплатное питание, предоставление
ссуд и кредитов и др.). Таким образом, даже вступление российской
экономики в фазу подъема не смогло прервать тенденции к сокращению
«социального бремени», которое готовы брать на себя предприятия.
Таблица 2. Охват работников социальными льготами, предоставляемыми
по месту работы (% получателей от общего числа занятых)
Виды социальных льгот
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
Оплаты очередных отпусков
|
91,5
|
89,8
|
89,8
|
88,7
|
87,0
|
88,2
|
Оплаты больничных листов
|
91,2
|
88,7
|
87,8
|
86,6
|
84,3
|
85,6
|
Оплаты отпусков по беременности, родам, уходу за ребенком
до 3-х лет
|
89,7
|
82,8
|
83,6
|
81,5
|
76,6
|
77,1
|
Бесплатного лечение в ведомственных медицинских учреждениях,
полная или частичная оплаты лечения в других медицинских учреждениях
|
37,4
|
41,8
|
38,9
|
32,2
|
26,8
|
26,9
|
Полная или частичная оплата путевок в санатории, дома отдыха
и т.д.
|
43,8
|
52,4
|
49,5
|
38,8
|
31,5
|
30,7
|
Бесплатное содержания детей в ведомственных дошкольных учреждениях,
полная и частичной оплата их содержания в других дошкольных
учреждениях
|
13,0
|
16,4
|
14,1
|
8,8
|
7,6
|
6,0
|
Бесплатное или льготное питание или оплата питания
|
15,2
|
18,7
|
16,4
|
14,9
|
13,5
|
12,8
|
Дотации на транспорт, оплата проездных
|
14,2
|
17,6
|
16,4
|
14,8
|
13,3
|
11,7
|
Обучение за счет предприятия
|
21,3
|
29,4
|
29,3
|
26,0
|
24,3
|
22,7
|
Предоставление ссуд, кредитов
|
14,3
|
21,9
|
20,8
|
15,6
|
11,9
|
10,8
|
Оплата арендуемого жилья
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1,9
|
2,1
|
Источник: РМЭЗ.
Рисунок 9. Охват работников социальными льготами, предоставляемыми
по месту работы в 2000 и 2005 годах (% получателей от общего числа
занятых)
14 Теоретический
анализ проблема неденежных выплат дан в работе Р. Харта: Hart R.
A. The economics of non-wage labour costs. L.: 1984. В контексте
российской экономики эта работа обсуждается в работах: Капелюшников
Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.:
Издательский дом ГУ ВШЭ. 2001; Juurikkala. T. and O. Lazareva. Non-wage
benefits, costs of turnover, and labor attachment: evidence from
Russian firms. CEFIR Working paper 62. Moscow: CEFIR. 2006.
15 Первое обследование
«О составе затрат организаций на рабочую силу» было проведено Госкомстатом
РФ только в 1994 г., но и оно носило пилотный характер, так что
оценки, относящиеся к этому году, оказываются не вполне сопоставимыми
с оценками, относящимися к более позднему периоду. Следует также
иметь ввиду, что эти обследования охватывают только крупные и средние
предприятия и организации. Кроме того, за их рамками остаются сельскохозяйственные
предприятия, а также отрасли бюджетной сферы (здравоохранение, образование,
государственное управление). Подробнее о методологии этих обследований
см.: О составе затрат на рабочую силу в 2005 году // Статистический
бюллетень. 2007. №2 (132).
17 Starodubrovskaya,
I. Trends in Divestiture: Issues, Instruments and Outlook for Russia.
Paper presented at IFC Workshop on Local Management of Mineral Wealth.
Moscow. 2002.
|