|
|
ОБЗОР СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
НАЧАЛО 2000-Х
Под редакцией Т.М.Малевой
М., НИСП, 2007, 432 страницы
|
Государственные и частные расходы на здравоохранение
в России в 1994-2005 гг.
(стр. 34)
Виды расходов
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
Государственные расходы, млрд. руб.1
|
23,9
|
17,6
|
17,8
|
20,3
|
16,3
|
16,5
|
17,5
|
17,9
|
20,5
|
19,5
|
20,2
|
24,9
|
Частные расходы, млрд. руб.
|
2,7
|
4,1
|
4,9
|
7,2
|
5,3
|
7,1
|
8,2
|
10,2
|
11,2
|
12,5
|
14,2
|
16
|
Платные медицинские услуги2
|
0,6
|
1,1
|
1,6
|
2,2
|
2,1
|
2,6
|
3
|
3,4
|
3,6
|
3,8
|
4,2
|
4,5
|
Медикаменты3
|
2,1
|
3
|
3,4
|
5
|
3,2
|
4,4
|
5,2
|
6,8
|
7,5
|
8,7
|
10,1
|
11,5
|
Государственные и частные расходы, % ВВП
|
4,4
|
4,2
|
4,1
|
5,3
|
4,6
|
4,3
|
4,1
|
4,2
|
4,8
|
4,6
|
4,5
|
4,8
|
Доля расходов на здравоохранение в общих расходах домохозяйств,
%
|
0,8
|
1,2
|
1,4
|
1,8
|
2,2
|
2,5
|
2,6
|
2,6
|
2,7
|
2,8
|
н.д
|
н.д
|
1 Бюджетные расходы на здравоохранение и физическую
культуру и взносы на обязательное медицинское страхование
работающего населения, в ценах 1994 г. (использованы индексы-дефляторы
ВВП).
2 Рассчитано в ценах 1994 г. с использованием индекса
цен на платные медицинские услуги.
3 Рассчитано в ценах 1994 г. с использованием индекса
цен на медикаменты.
Анализ реально проведенных преобразований в системе
финансирования здравоохранения позволяет сделать вывод, что
федеральные органы управления здравоохранением проявляли исключительную
активность в осуществлении институциональных инновациий лишь
тогда, когда они удовлетворяли следующим условиям:
- Возможность получения для системы здравоохранения дополнительных
финансовых средств;
- Возможность создания или использования внебюджетных каналов
движения этих средств;
- Возможность обеспечения полного контроля сверху за движением
этих средств и их использованием.
Очевидно, что многие задачи назревших реформ этим условиям
не удовлетворяют.
Стр. 63.
Эволюция вариантов многоуровневой пенсионной системы
в России (стр. 168-169)
|
Концепция 1995 г.
|
Концепция 1997 г.
|
Программа 1998 г.
|
Концепция 2001 г.
|
1 уровень
|
Базовые пенсии для всех, дифференцирован-ные
по степени утраты трудоспособности
|
Социальные пенсии, представляемые на
основе проверки нуждаемости; те, кто не сумел заработать
пенсию во втором уровне
|
Социальные пенсии, представляемые на
основе проверки нуждаемости те, кто не сумел заработать
пенсию во втором уровне
|
Базовые пенсии для всех, дифференцированные
по степени утраты трудоспособности +
|
Пенсии в рамках государственного пенсионного
обеспечения
|
2 уровень
|
Трудовые пенсии, финансируемые на распределительной
основе, с сохранением прав на льготную пенсию
|
Трудовые пенсии, финансируемые исключительно
на накопительных принципах
|
Трудовые пенсии из двух источников:
условно-накопительные счета (распределительное финансирование)+
|
Трудовые пенсии из двух источников:
распределительные страховые пенсии (квази-условно-накопительные
счета)+
|
Индивидуальные накопительные счета
|
Индивидуальные накопительные счета
|
Обязательные накопительные профессиональные
пенсии взамен льготных пенсий
|
Обязательные накопительные профессиональные
пенсии взамен льготных пенсий
|
Обязательные накопительные профессиональные
пенсии взамен льготных пенсий
|
3 уровень
|
Добровольные профессиональные пенсионные
системы, и дополнительное частное пенсионное обеспечение
|
Добровольные профессиональные пенсионные
системы, и дополнительное частное пенсионное обеспечение
|
Добровольные профессиональные пенсионные
системы, и дополнительное частное пенсионное обеспечение
|
Добровольные профессиональные пенсионные
системы, и дополнительное частное пенсионное обеспечение
|
Примечание: курсивом выделены совпадающие трактовки
первого и второго уровней пенсионного обеспечения.
Социально-демографический профиль бедности и дефицита
доходов, % (стр. 247)
Типы домохозяйств
|
Все домохозяйства, %
|
Бедные домохозяйства
|
% в общей численности бедных
|
% в общем дефиците располагаемых ресурсов
|
Семьи с детьми:
|
36,6
|
61,3
|
78
|
Супружеская пара с 1 ребенком
|
10,1
|
11,8
|
10,5
|
Супружеская пара с 1 ребенком и др. родственниками
|
6,6
|
9,9
|
12,4
|
Супружеская пара с 2 детьми
|
6,4
|
12,1
|
16,6
|
Супружеская пара с 2 детьми и др. родственниками
|
1,5
|
3,3
|
5,8
|
Супружеская пара с 3 и более детьми
|
1,1
|
3,2
|
7,7
|
Супружеская пара с 3 и более детьми и др. родственниками
|
0,3
|
0,8
|
2,3
|
Матери (отцы) с детьми
|
4,9
|
9,2
|
8,1
|
Матери (отцы) с детьми и др. родственниками
|
5,7
|
11
|
14,5
|
Семьи без детей:
|
63,4
|
38,7
|
22
|
Домохозяйства пенсионеров
|
28,7
|
9
|
1,7
|
Домохозяйства трудоспособных пенсионеров
|
34,7
|
29,8
|
20,4
|
Все семьи:
|
100
|
100
|
100
|
Динамика уровня бедности в результате монетизации
льгот, в зависимости от типа населенного пункта, % от численности
населения (стр. 342)
Тип населенного пункта
|
Доля бедных по показателю располагаемых ресурсов
|
с учетом стоимости льгот, но до монетизации
|
после монетизации и роста тарифов на транспорт и
услуги ЖКХ
|
Город, 1 млн. чел. и более
|
21.3
|
23.3
|
Город, 20-999,9 тыс. чел.
|
30.1
|
31.2
|
Населенный пункт менее 20 тыс. чел., ПГТ
|
38.0
|
37.2
|
Село
|
41.3
|
39.9
|
Итого
|
32.2
|
32.6
|
Лишение родительских прав, 1992-2004 гг. (стр.
363)
|
1992
|
1995
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
Численность детей, отобранных у родителей, лишенных
родительских прав1
|
10677
|
31403
|
46526
|
53073
|
56350
|
59618
|
60734
|
65180
|
Численность детей, родители которых ограничены в родительских
правах1
|
3401
|
6265
|
3492
|
4053
|
3409
|
3622
|
3540
|
4261
|
Число удовлетворенных исков по делам о лишении родительских
прав2
|
6724
|
19846
|
35454
|
42917
|
48222
|
49588
|
50810
|
56144
|
Источник: 1 Данные Рособразования; 2
Данные Судебного департамента при Верховном суде Российской
Федерации
|
Российское общество уже заплатило высокую цену за концептуальный
вакуум в социальной политике прошлого десятилетия. Его восполнение
предполагает серьезное научное осмысление предшествующего опыта.
Сегодня как никогда нужен анализ успехов и неудач, оценка действий
и цена бездействия, понимание уроков прошлого и осознание вызовов
будущего. В этом и состоит цель настоящей коллективной монографии.
Главный замысел Обзора в том, что в нем исследуются не только сами
процессы, но события и действия в социальной сфере со стороны экономических
субъектов. Авторы стремились заложить основы для системного и регулярного
анализа социальной политики как самостоятельной политической сферы.
Это первая попытка сфокусироваться именно на проблемах социальной
политики, охватив практически все ее основные компоненты (сферы)
и проанализировав их с единых методологических позиций.
Обзор рассчитан на широкий круг читателей, включая представителей
исполнительной и законодательной власти, ученых, бизнесменов, на
всех, кто проявляет интерес к вопросам социальной политики в России.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Этапы становления социальной политики в постреформенной России
2. Цель и структура Обзора социальной политики
Глава 1. Макроэкономический и демографический контекст
социальной политики
в 2000-х гг.
1.1. Макроэкономическая динамика и бюджетная политика
1.2. Демографические координаты
Глава 2. Политика в здравоохранении: бюрократический
прагматизм
2.1. Состояние здоровья населения и изменения в системе здравоохранения
2.2. Политика финансирования здравоохранения
2.3. Структурная политика в системе здравоохранения
2.4. Преобразования в механизмах финансирования и управления здравоохранением
2.5. Новые цели и средства государственной политики
Глава 3. Образование: на перепутье реформ
3.1. Изменения в уровне образования населения и в системе образования
3.2. Политика финансирования образования
3.3. Структурная политика в системе образования
3.4. Преобразования в механизмах финансирования и управления образованием
3.5. Новые цели и средства государственной политики
Глава 4. Политика на рынке труда на этапе экономического
роста
4.1. Экономическая активность и неактивность населения
4.2. Уровень и динамика занятости
4.3. Политика в отношении безработицы
4.4. Трудовая миграция и миграционная политика
Глава 5. Пенсионная реформа: компромисс или консерватизм?
5.1. Накануне пенсионной реформы: что повлияло на ее начало?
5.2. Характеристика российской пенсионной реформы
5.3. Результаты первых лет
5.4. Нерешенные проблемы и коррективы в пенсионной системе
5.5. Пенсионная реформа и монетизация социальных льгот 2005 г.
5.6. Итоги реформирования и будущие вызовы пенсионной системе
Глава 6. Восстановительный рост доходов населения: эффекты
экономического роста и социальной политики
6.1. Динамика доходов в макроэкономическом измерении
6.2. Государственная политика оплаты труда и ее влияние на динамику
и дифференциацию трудовых доходов
6.3. Влияние политики на уровень доходов домохозяйств с различным
уровнем материальной обеспеченности
6.4. Что дали экономический рост и социальные реформы бедным?
6.5. Что дали экономический рост и социальные реформы другим социально-доходным
группам?
Глава 7. Российское население: потребитель, заемщик,
кредитор
7.1. Общие тенденции и динамика расходов населения
7.2. Потребительские предпочтения и поведение домохозяйств с различными
социальным статусом и уровнем материальной обеспеченности
7.3. Влияние субъективно-психологических факторов на потребительское
и финансовое поведение населения
Глава 8. Доступность жилья: возможности населения и
поддержка государства
8.1. Общая характеристика жилищной обеспеченности: прошлые долги,
достигнутые успехи, экономические и институциональные барьеры
8.2. Социальный компонент жилищной реформы
8.3. Ипотечное кредитование и доступность жилья: возможности и
ограничения
8.4. Пути повышения доступности жилья для населения
Глава 9. Реформы в сфере социальной поддержки населения
9.1. Реформа социальной защиты в 2000-2006 гг.: календарь событий
9.2. Монетизация льгот - масштабная социальная реформа
9.3. Социальная поддержка детей
Глава 10. Социальное страхование
10.1. Изменения в доходной базе системы социального страхования
10.2. Регулирование размеров и порядка выплаты пособий
10.3. Финансирование мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию
и оздоровлению
10.4. Введение обязательного социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Глава 11. Социальное развитие и социальная политика
российских регионов
11.1. Факторы социального неравенства регионов
11.2. Социальное развитие: региональные тенденции 2000-х гг.
11.3. Динамика социального неравенства регионов: сглаживание или
усиление?
11.4. Монетизация льгот: "федерализм" для региональных
категорий льготников
11.5. Жилищные субсидии: что происходит с адресными выплатами
в регионах?
11.6. Социальные расходы бюджетов регионов: как работает основной
механизм социальной политики?
11.7. Национальные проекты: что получают регионы?
11.8. Социальная политика в российских регионах: что в итоге?
Заключение. Векторы социальной динамики и будущие вызовы
|