|
|
Трудовая
миграция в Россию |
|
|
Над темой номера работала
Елена ТЮРЮКАНОВА
|
Дешевый труд - миф или реальность?
До 2007 года официальные данные о заработной плате трудовых
мигрантов (даже прошедших через официальные каналы) не собирались.
Поскольку большинство мигрантов и сейчас заняты «по теневой схеме»,
вряд ли такие данные смогут показать реальную картину. Как показало
исследование МОМ, на момент опроса (июль-сентябрь 2006 года) в среднем
мигранты получали около 11 тыс. рублей в месяц, что примерно эквивалентно
420 долл. США и равно средней зарплате в России (10,9 тыс. рублей
по данным Росстата на сентябрь 2006-го). Эти данные подтверждаются
рядом ранее проведенных исследований.
На первый взгляд доходы мигрантов кажутся немалыми (табл.
1). Однако следует учитывать, что мигранты работают в среднем на
15–20 часов в неделю больше, чем граждане России. Их рабочая неделя
составляет 55–60 часов, а более чем для трети мигрантов — 70 часов
и даже больше (т. е. они работают по 10 часов в день без выходных).
Таблица 1. Работа и зарплата мигрантов
Регион
|
Количество часов работы в среднем в день
|
Число дней работы в среднем в неделю
|
Среднемесячная зарплата (рублей)
|
Сколько Вы могли бы заработать в месяц у себя на родине
(долларов США)?
|
Москва
|
10,4
|
6,1
|
13337
|
111
|
Астрахань
|
8,9
|
6,4
|
8238
|
98
|
Карелия
|
8,7
|
6,4
|
8513
|
104
|
В среднем
|
9,6
|
6,3
|
10948
|
106
|
Интересно проанализировать различия в зарплате мигрантов
по регионам, а также «разрывы» между мигрантами и местными работниками.
Средняя зарплата мигрантов в Московском регионе в 1,6 раза выше,
чем в Астраханской области и Карелии. Между тем средняя зарплата
в Москве в июле 2006 года составляла 20,6 тыс. руб., что в два раза
выше среднероссийской, — иначе говоря, дифференциация доходов мигрантов
по регионам несколько более сглажена, чем соответствующий показатель
для россиян. Разрыв в зарплате между мигрантами и местными работниками
различается по регионам не столь сильно, но все же в Москве он несколько
выше (1,5 раза), чем в Астрахани и Карелии (1,3 раза). Примерно
о том же говорят и субъективные оценки.
Примерно половина мигрантов считает, что им платят столько
же, сколько платили бы местным за такой же труд, т.е. не отмечают
какой бы то ни было дискриминации в оплате труда (рис. 8). Но нельзя
забывать, что работают мигранты за эти деньги значительно больше.
Рисунок 8. Одинаково ли платят за одинаковый труд местным
работникам и мигрантам?
Источник: опрос МОМ, 2006 г.
Таким образом, данные опроса показывают, что расхожее
мнение о мигрантах как «дармовой рабочей силе» в значительной мере
является стереотипом, не всегда имеющим под собой реальную основу.
Средняя зарплата мигрантов действительно несколько ниже. Однако
разрыв не столь велик, чтобы говорить о даровом труде. Он во многом
связан со структурными моментами: уровень квалификации мигрантов
ниже, они сосредоточены в низовых секторах рынка труда, практически
выключены из наиболее высокооплачиваемых сфер занятости (финансового,
энергетики, управления бизнесом и т.п.). И лишь отчасти разрыв этот
объясняется дискриминацией как таковой. Подтверждением этому является
значительный объем денежных трансфертов, отправляемых мигрантами
на родину, который, кстати, не следует оценивать негативно — ведь
взамен этих денег Россия получила созданный трудом мигрантов продукт,
как правило, намного превышающий в стоимостном выражении выплаченную
сумму. Вопрос в том, куда идет эта «чистая прибыль». Явно не в карман
государства. «Экономия на зарплате» мигрантов, также как и гораздо
более существенная экономия работодателей на налогах, превращается
в доход теневой экономики и ее агентов.
Феномен «дешевого труда» — более сложное экономическое
явление, чем обычно представляют. Природа этого явления станет яснее,
если рассуждать с позиции работодателя. Для него реальную выгоду
дает не экономия на зарплате, а возможность неформального характера
занятости и ухода от налогов, которая гораздо выше в случае найма
мигрантов, чем местных работников, так как последние гораздо реже
соглашаются на неформальный труд. Согласие работать «по-черному»,
таким образом, является козырем мигрантов в конкурентной борьбе
за рабочие места между собой и с местными работниками. Есть и другие
источники экономии для работодателя при найме мигрантов, связанные,
например, с непритязательностью мигрантов, их пониженными требованиями
к условиям труда и быта.
Таким образом, прежде всего меры экономической (!) политики,
направленные на вывод из тени значительной части экономики, в частности
тех секторов, где заняты мигранты (строительство, торговля, коммунальное
хозяйство и др.) могут существенно ограничить «прибыль» теневых
работодателей от найма мигрантов и тем самым привести в некоторых
секторах к повышению конкурентных шансов местных работников на рынке
труда10. Другими
словами, местные работники также начнут претендовать на те рабочие
места, которые раньше были «серыми», а у работодателей, отказавшихся
от теневого найма, уже не будет такого сильного стимула нанимать
мигранта при наличии местного работника.
С другой стороны, втягивание мигрантов в «белую» экономику
может повысить нагрузку на социальные системы многих регионов, в
частности на государственную систему социального обеспечения, которая
сегодня минимальна в связи с преобладанием теневой занятости.
Важен и субъективный момент. Многие мигранты получают
в России вполне устраивающие их деньги. Зарплата мигрантов в России
в среднем в три (а в Москве почти в пять) раз выше, чем она могла
бы быть на родине, не говоря уже о том, как трудно получить в странах
выезда хоть какую-нибудь оплачиваемую работу. Так или иначе, более
70% мигрантов считают свой выезд на работу выгодным и собираются
продолжать эту деятельность. Не стоит игнорировать и гуманитарную
составляющую трудовой миграции, о которой часто забывают, увлекаясь
подсчетами экономических выгод и потерь. Огромному количеству населения
соседних с Россией стран эта миграция позволяет достойно жить. Не
будет преувеличением сказать, что она формирует средний класс этих
стран, тем самым способствуя поддержанию социальной стабильности
во всем евразийском регионе.
10 Подчеркнем необходимость
именно общих мер экономической политики, а не миграционных
ограничений, с помощью которых наше правительство в начале 2007
года безуспешно пыталось решить проблему теневой занятости на рынках,
запретив наем мигрантов на основные виды работ, что отразилось лишь
на потребителях, причем в основном средне- и малоимущих.
|