|
Социально-экономическая роль денежных переводов мигрантов
в СНГ1
Андрей Коробков2,
Лев Палей3
(Опубликовано в: Тенденции международной миграции: Доклады, представленные
на секцию 143 XXV Конференции IUSSP - Международного союза научных
исследований в области народонаселения, 18-23 июля 2005 г., Тур,
Франция / Гл. ред. В.А. Ионцев. -М.: Макс Пресс, 2006. с. 151-171)
В докладе проанализирована роль миграции как фактора
социально-экономической стабилизации в регионе СНГ. Рассматривая
трудовую миграцию в качестве типичного элемента открытых обществ,
а рынок труда — как составную часть рыночной экономики, авторы концентрируются
на социально-экономических аспектах воздействия трудовой миграции
как на принимающие, так и на отдающие мигрантов страны. Особый интерес
представляют денежные переводы мигрантов — их масштаб, формы и территориальная
ориентация. Доклад также анализирует правительственную реакцию на
проблему финансовых потоков, порождаемых миграцией.
Идет второе десятилетие государственности стран-членов
Содружества независимых государств (СНГ). Хотя этот период относительно
короток с исторической точки зрения, текущая миграционная ситуация
качественно отличается от той, что сформировалась в 1991г., в момент
распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР) — как
с точки зрения роли основных факторов, порождающих миграцию, так
и интенсивности и направленности миграционных потоков, а также их
воздействия и на отдающие, и на принимающие мигрантов страны.
Настоящий доклад рассматривает возрастающую социально-экономическую
роль новой миграционной волны, концентрируясь на денежных переводах
мигрантов как факторе, способствующем финансовой стабилизации в
СНГ. Мы рассматриваем причины и последствия быстрого перехода от
этнических и политических к экономическим детерминантам миграции
в регионе СНГ, включая усиливающееся экономическое расслоение между
членами Содружества, а также трудности, с которыми сталкиваются
их правительства при формировании адекватных механизмов социальной
защиты. Два этих фактора в основном и определяют характер миграции
и стимулируют формирование крупномасштабных потоков денежных переводов
в регионе. Хотя получение надежной информации о переводах мигрантов
крайне затруднено, мы приводим ряд оценок величины подобных финансовых
потоков для стран СНГ, имеющих наиболее низкие среднедушевые уровни
доходов. Кроме того, мы сравниваем масштабы переводов с размерами
экономики, а также с другими источниками внешнего финансирования
малых стран СНГ. В заключение мы обращаемся к опыту других стран
и новейшим международным инициативам в сфере денежных переводов.
В завершение нашего доклада мы выдвигаем ряд предложений, касающихся
дальнейшей исследовательской и государственной деятельности в этой
сфере.
Динамика миграции в постсоветский период
Распад Советского Союза и последующий период (1991–1992
гг.) характеризовались преобладанием политических и этнических факторов
(таких, как дискриминационная политика новонезависимых государств
по отношению к этническим меньшинствам и опасения последних относительно
возможной утраты гражданства их вновь провозглашенных этнических
государств) в определении характера новых миграционных потоков.
Тем не менее, уже в 1993–1995 гг. в миграции проявились новые тенденции,
отразившие возрастающее значение социально-экономических факторов.
Прежде всего, односторонние миграционные потоки стали доминировать:
эмиграция из России резко сократилась, в то время как иммиграционный
приток продолжал последовательно возрастать. По сути дела, реальной
причиной нарастающего чистого миграционного прироста в Российской
Федерации стало именно сокращение эмиграции, а не приток иммигрантов.
Другой важной характеристикой этого периода было то, что данная
тенденция касалась как этнических русских, так и русскоговорящих4
(члены обеих этих групп часто опасались дискриминации в новонезависимых
государствах), а также представителей всех титульных наций СНГ.
Таким образом, уже на этой стадии этнические и политические
факторы стали действовать параллельно с социально-экономическими,
в первую очередь включавшими экономический спад и нарастающую социально-экономическую
дифференциацию среди новонезависимых государств. Соответственно,
в этот период шло формирование многочисленных новых типов миграции,
включая трудовую, временную и незаконную. Наряду с этническими факторами,
изменения социально-экономической ситуации привели к формированию
уже упомянутых ранее односторонних миграционных потоков в Россию
— страну, где социально-экономическое положение было относительно
лучше и стабильнее, чем в большинстве других стран СНГ.
Необходимо отметить в основном спонтанный характер перехода
от преимущественно этнической к экономической миграции — правительства
государств СНГ не оказали на него какого бы то ни было заметного
влияния. Результатом этого было формирование специфического рынка
рабочей силы, не регулируемого государством и способствующего формированию
стабильных потоков денежных переводов между странами СНГ.
Период после 1996 г. был отмечен относительной стабилизацией
миграционной ситуации в СНГ. Наиболее видимые черты данного периода
включают общее снижение миграционной активности, растущее значение
внешней эмиграции и все возрастающую роль социально-экономических
факторов в определении характера и интенсивности миграционных потоков.
Эти изменения связаны с политической стабилизацией во многих постсоветских
государствах, более гибкой политикой, проводимой по отношению к
меньшинствам местными правительствами, а также сокращением резервов
мобильного населения. Вместе с тем, немаловажно, что значительные
группы населения в СНГ утратили веру в способность и стремление
своих государств предоставить им какую бы то ни было социальную
или экономическую поддержку. В результате они все более опираются
на свою собственную инициативу, включая поиск источников существования
за рубежом. Одновременно с этим, развитие новых форм миграции замедляется
формированием все более неблагоприятной для мигрантов социально-политической
атмосферы во многих принимающих странах (включая Россию и, вследствие
событий 11 сентября 2001 г., страны Запада)
В течение этого третьего по счету периода еще более
усилилось доминирующее влияние России на формирование миграционных
потоков в регионе5.
Оставаясь основной страной приема мигрантов в регионе, Россия одновременно
становится и все более значительным поставщиком трудовых мигрантов
на Запад, а также выступает в качестве своеобразного «моста» для
тех, кто пытается попасть в Западную Европу через ее территорию.
В целом можно заключить, что современную миграционную
ситуацию в постсоветском пространстве характеризуют следующие основные
черты:
- переход от политических к социально-экономическим факторам формирования
миграционных потоков;
- снижение интенсивности миграционной активности в регионе;
- возрастание масштаба и значения трудовой, временной и недокументированной
миграции;
- изменение территориальной ориентации миграционных потоков, включая
постепенно возрастающее значение трудовой миграции за пределы
региона;
- все возрастающая роль России в качестве ключевого звена региональной
миграционной цепочки.
Трудовая миграция в постсоветском пространстве
Трудовая миграция стала основным по объему миграционным
потоком в России уже во второй половине 1990-х годов. С одной стороны,
это явилось результатом снижения значения первоначально очень сильных
политических выталкивающих факторов миграции, включая сокращение
резервов этнических репатриантов и более терпимую политику, которую
стали проводить по отношению к меньшинствам правительства новонезависимых
государств. В то же время, по всей видимости, возросло значение
новых, социально-экономических факторов миграции. В частности, снижение
жизненного уровня, ослабление социальной роли государства, развал
многих отраслей экономики и рост безработицы вынудили многих жителей
СНГ искать альтернативные источники дохода.
Эта новая, экономически мотивированная миграционная
волна стимулировалась как официальным признанием свободы выезда
и (в меньшей степени) въезда и началом рыночных реформ, так и все
расширяющимся разрывом между странами-членами СНГ в плане темпа
и направленности реформ.
Таким образом, ведущие причины иммиграции в Россию лежат
в настоящее время в экономической сфере. Они в первую очередь связаны
со значительным разрывом между странами СНГ с точки зрения уровней
дохода и интенсивности экономической активности (см. рис. 1). Среди
основных показателей в этой сфере — уровни безработицы, среднедушевого
дохода, почасовой зарплаты, а также доступность сферы социального
обслуживания. Между тем, подобная дифференциация идет даже дальше,
включая разделение постсоветских государств на те, что имеют относительно
слабую экономику и быстро растущее население, и те, что сталкиваются
с быстрым сокращением населения и недостатком рабочей силы6.
В подобных условиях трудовая миграция (будь она официальная или
недокументированная), является практически неизбежной и становится
составной частью рынка труда.
Современная Россия может рассматриваться в качестве
типичной страны с критическим недостатком трудоспособного населения
и сокращающимся совокупным населением: после 1992 г. иммиграция
стала единственным источником прироста населения в РФ, замещая до
80% естественных потерь в 1992–1994 гг., 40% в 1996–1998 гг. и около
20% в 1999–2000 гг.7.
Неблагоприятные тенденции в динамике демографической структуры населения
создают стабильный и значительный спрос на рабочую силу иммигрантов,
превращая создание хорошо организованного и регулируемого государством
рынка рабочей силы в постсоветском пространстве в экономическую
и политическую необходимость.
Рисунок 1. Величины ВВП на душу населения в странах
СНГ
Источник: IMF, World Economic Outlook, September 2004
database.
Тем временем все нарастающие административные барьеры
усложняют движение населения на территории СНГ и, прежде всего,
в Россию — основную принимающую страну в этом регионе. Данный процесс
приводит к изменению характера миграции: постоянная миграция все
более дополняется различными временными формами, которые нередко
превращают многих мигрантов в незаконных или даже нелегальных. Таким
образом, меняются не только динамика и взаимоотношение основных
факторов, порождающих миграцию, но и ее формы. Действительно, в
течение 1990-х и 2000-х гг. наблюдается быстрый рост числа временных,
трудовых и недокументированных мигрантов. Независимый исследовательский
центр СНГ и стран Балтии оценивает поток таких мигрантов в 10 миллионов
в год. Половина этого потока состоит из граждан России, другая половина
— из граждан иных стран СНГ. От полутора до двух из пяти миллионов
россиян, вовлеченных в трудовые миграции, выезжают за пределы СНГ,
а около трех миллионов находят работу на территории России. В то
же время около трех миллионов человек приезжают в Россию из других
постсоветских стран8.
Среди факторов, стимулирующих постсоветскую трудовую
миграцию, ведущую роль играют следующие:
- формирование рынка рабочей силы и открытие государственных границ,
способствующие относительной свободе передвижения населения;
- снижение уровня благосостояния и рост безработицы, в определенной
степени стимулируемый политикой «этнического замещения»;
- расширяющийся разрыв между постсоветскими государствами с точки
зрения жизненных стандартов и уровней социально-экономического
развития;
- утрата веры в способность и стремление государства обеспечить
адекватный прожиточный уровень своим гражданам значительными группами
постсоветского населения.
Вместе с тем, свобода выезда затрудняется ограничениями
на въезд в конкретные страны как внутри, так и за пределами СНГ,
а также растущей неприязнью по отношению к иммигрантам, даже принадлежащим
к местным этническим титульным группам. Еще более усложняет передвижение
потенциальных мигрантов растущая бедность.
Даже в тех случаях, когда миграция определяется преимущественно
этническими и политическими факторами, экономические стимулы все
равно играют определенную роль. Контролируемые государством миграции
советского периода, например, базировались, по крайней мере отчасти,
на экономических соображениях (хотя они и были преимущественно связаны
с экономическими интересами политического центра, а не индивидуальных
мигрантов)9. Одним
из наиболее заметных проявлений подобной экономической миграции
была сталинская политика индустриализации и урбанизации: только
в период 1917–1939 гг. городское население СССР более чем удвоилось,
а его доля в совокупном населении страны увеличилась с 17,9 процентов
до 31,7 процентов10.
Даже такие политические механизмы, как заключение в лагерь и ссылка
рассматривались в качестве средства создания резерва очень дешевой
и социально не защищенной рабочей силы для решения приоритетных
экономических задач11.
И действительно, изобилие подобной рабочей силы, получаемой государством
практически бесплатно и не имеющей каких бы то ни было политических
или экономических прав, сделало возможным развитие производства
в регионах и в условиях, которые бы не могли бы быть экономически
оправданными в иной ситуации.
Тем не менее, всегда (и особенно после смерти Сталина)
присутствовали и личные экономические стимулы для добровольной трудовой
миграции, включая региональные коэффициенты к зарплате и доступ
к ограниченным ресурсам (квартирам, машинам, мебели, домашней электронике),
которые подталкивали людей к подписанию контрактов на работу в отдаленных
регионах и опасных условиях. Сохранялись и некоторые формы принудительных
миграций, включая использование труда заключенных и военнослужащих.
Применялись и более мягкие виды административного перемещения трудовых
ресурсов, включая труд сезонников, особенно в период сбора урожая,
который предусматривал временное перемещение государственных служащих,
студентов вузов и даже учащихся средних школ в сельскую местность.
Имелись и случаи временного добровольного сезонного перемещения.
Наконец, активно использовалась политическая пропаганда для того,
чтобы обеспечить приток рабочей силы на объекты высокой политической
значимости, такие как поднятие целины в Казахстане в 1950-е годы
или сооружение Байкало-Амурской магистрали в 1970-е гг. Тем не менее,
все эти явления имели ограниченный масштаб и жестко контролировались
бюрократическими структурами.
В настоящее время ключевой проблемой трудовой миграции
в регионе представляется ее легализация. Трудовым мигрантам фактически
необходимо иметь разрешения трех различных типов для того, чтобы
поддерживать свой легальный статус: на въезд в страну, на пребывание
в ней в течение определенного времени и на занятие трудовой деятельностью12.
На первый взгляд юридическая ситуация в СНГ может показаться относительно
благоприятной, поскольку в большинстве случаев визы для поездок
в пределах СНГ не требуются. И действительно, подавляющее большинство
мигрантов въезжают в другие страны СНГ на законных основаниях. Относительную
легкость въезда в страны СНГ может проиллюстрировать тот факт, что,
согласно недавнему исследованию МВФ по Молдове13,
лишь от 30% до 40% трудовых мигрантов из этой страны пробыли в Западной
Европе менее одного года. Между тем, доля аналогичных поездок в
Россию и Украину оценивается в 80%. Похожие тенденции наблюдаются
и в других странах СНГ.
Таким образом, основные проблемы трудовой миграции связаны
с легализацией длительного пребывания мигрантов в принимающих странах
и получением разрешения на занятие трудовой деятельностью. В настоящее
время приблизительно половина мигрантов в России имеют такие разрешения14.
Тем не менее, значительная доля трудовых поездок проходит под предлогом
учебы, туризма или других аналогичных видов деятельности, выталкивая
трудовых мигрантов за пределы легального поля. Данная тенденция
касается как поездок граждан стран СНГ в Россию, так и поездок российских
граждан за рубеж. И все же в большинстве случаев правильнее будет
говорить о недокументированной или по крайней мере незаконной, а
не о нелегальной миграции: совсем не работают лишь около 10% «нелегалов».
Таким образом, наиболее частые нарушения легального статуса мигрантами
в России связаны с пребыванием в стране после окончания разрешенного
срока или с трудоустройством в отсутствие юридического разрешения15.
С этой точки зрения, проблемы России в определенной степени аналогичны
тем, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты по отношению к трудовой
миграции из Латинской Америки.
Проблемы, связанные со статусом большинства мигрантов,
принадлежащих к этой категории, коренятся преимущественно в неэффективности
законодательства принимающих стран, которое в ряде случаев все еще
базируется на Советском трудовом законодательстве 1970 г., а не
в стремлении мигрантов участвовать в нелегальных видах деятельности.
Последствия данной ситуации включают широкое распространение коррупции
государственных служащих и злоупотреблений со стороны работодателей16,
которые целенаправленно нанимают социально не защищенных мигрантов,
не имеющих должного юридического статуса. Взаимодействие этих факторов
ведет к частому нарушению законодательных норм принимающих государств.
Соответственно, легализация недокументированных мигрантов
представляет сейчас наиболее важный аспект миграционной реформы
в постсоветском пространстве. Она близко связана с необходимостью
крупномасштабной рыночной реформы трудового законодательства, поскольку
тот факт, что значительная доля рынка рабочей силы в СНГ остается
в зоне теневой экономики, служит одним из основных источников коррупции
в постсоветских обществах.
Между тем, интенсивность трудовой миграции в ряде стран
СНГ уже достигла показателей, типичных для стран традиционной трудовой
эмиграции. В Армении и Азербайджане, например, каждое третье домохозяйство
направило трудового мигранта в РФ17.
Согласно данным Валерия Мошняги, около 500 тысяч молдаван18
работают в настоящее время за рубежом, что составляет более 10%
совокупного населения Молдовы. В Алма-Ате (Казахстан) в трудовые
миграции вовлечено каждое десятое домохозяйство. Аналогично, в России
тоже около 10% домохозяйств включают трудовых мигрантов. Это более
5 миллионов человек, из которых от 1,5 до 2 миллионов выезжают за
пределы России, а остальные перемещаются по ее территории19.
Видимо возрастает и финансовое воздействие трудовой
миграции как на мигрантские домохозяйства, так и на экономику принимающих
и отдающих мигрантов стран. Даже беглый взгляд на проблему денежных
переводов мигрантов говорит о том, что она связана со многими другими
проблемами, типичными для трудовой миграции в целом – значительная
часть финансовых переводов не регистрируется и обходит официальные
финансовые каналы. Для того чтобы лучше понять роль подобных переводов,
необходимо вспомнить об изменениях экономической и финансовой ситуации
в СНГ в период после 1991 г.
Финансовые аспекты трудовой миграции
Распад СССР привел к значительным трудностям для населения,
вновь формируемых национальных органов власти стран СНГ и всего
международного сообщества. Распад сопровождался неясностью в отношении
оптимальных решений в сферах валютной политики, международной торговли
и территориального движения населения.
Различия с точки зрения характера и темпа реформ, структуры
экономики и уровня обеспеченности природными ресурсами привели к
стремительной дифференциации среди стран СНГ. Страны, зависящие
от импорта энергоносителей, испытали экономический шок вследствие
перехода к более рыночно ориентированным ценам на энергоресурсы.
Еще одним важным отрицательным фактором стало прекращение региональных
финансовых субсидий из Москвы, составлявших значительную долю валового
внутреннего продукта (ВВП) в ряде малых стран СНГ. Промышленные
структуры этих стран были тесно взаимосвязаны и многие традиционные
производственные и торговые связи оказались нарушенными. Результатом
стало резкое сокращение объема экономического сотрудничества в регионе.
В дополнение к этому, гражданские войны и региональные конфликты
в ряде стран СНГ привели к дополнительным экономическим потрясениям.
Все страны СНГ и Балтии столкнулись со значительным
сокращением валового внутреннего продукта — в среднем на 54% к середине
1990-х гг.20. Временная
стабилизация 1996–1997 гг. оказалась прерванной катастрофическим
финансовым кризисом в России в 1998 г. Обвал торговли с Россией
оказал разрушительное воздействие на экономику большинства государств
региона и вынудил их пересмотреть обменные курсы их валют вслед
за девальвацией российского рубля.
Воздействие этих кризисных явлений на малые страны СНГ,
включая Армению, Грузию, Киргизию, Молдову и Таджикистан, было особенно
сильным. Более половины их населения оказалось за чертой бедности.
Несмотря на ряд стабилизационных программ и крупномасштабное техническое
содействие, предоставлявшееся международными финансовыми организациями
в период после 1993–1994 гг., эти страны оказались не в состоянии
остановить глубокое падение производства и обеспечить необходимые
темпы экономического роста. К концу 2000 г. внешняя финансовая задолженность
малых стран СНГ возросла практически с нуля до такого уровня, который
вызвал серьезные вопросы относительно их финансовой состоятельности21.
Распад СССР и последующие события в экономической сфере
привели к формированию явных различий между странами СНГ с точки
зрения жизненного стандарта (см. рис. 1). ВВП на душу населения,
посчитанный на основе рыночного обменного курса, в Таджикистане
сейчас в 15 раз ниже, чем в России. В целом, ВВП на душу населения
в России в 5,5 раза превышает средние показатели по пяти малым странам
СНГ. Сравнения на основе паритета покупательной способности населения
дают аналогичную картину.
Многие постсоветские государства оказались к моменту
достижения независимости в противоречивой ситуации. С одной стороны,
Российская Федерация приняла на себя ответственность за все долги
бывшего СССР. Таким образом, для других постсоветских стран возник
«нулевой вариант»: они начали свое независимое существование без
каких-либо внешних долгов. С другой стороны, эти страны немедленно
столкнулись с глубоким экономическим кризисом, вызванным как развалом
системы централизованного планирования, так и разрывом традиционных
экономических связей. Соответственно, эти страны стали основной
принимающей мигрантов стране в СНГ, в 4–5 раз превышает среднюю
зарплату в странах исхода22.
Хотя мы не знакомы с систематизированными исследованиями
относительно влияния миграции и денежных переводов мигрантов на
борьбу с бедностью в отдающих мигрантов странах, некоторое представление
о масштабе их воздействия можно получить, используя коэффициент
Джини23
и сравнивая концентрацию доходов и потребительских затрат.
Например, в Армении в 2001 г. коэффициент Джини, основанный на распределении
доходов, оценивался в 0,535, тогда как аналогичный показатель, основанный
на потребительских затратах, был значительно ниже: 0,344. Различия
между двумя показателями могут в значительной степени объясняться
более высоким уровнем потребления групп населения с низкими доходами,
прежде всего в результате того, что переводы мигрантов не находят
адекватного отражения в статистике доходов.
Очевидно, что трудовая миграция стала одним из механизмов,
обеспечивающих приспособление общества к переходу экономики на рыночные
рельсы. Помимо этого, трудовые мигранты приобретают важные трудовые
и профессиональные навыки и часто готовы выполнять работу, которая
рассматривается как не престижная и отвергается местным населением.
Переводы мигрантов, обеспечивающие финансовую поддержку остающимся
дома семьям, также поддерживают и экономику стран исхода, способствуя
социально-экономической и политической стабилизации в СНГ.
Денежные переводы в странах СНГ
Слабость информационной базы и отсутствие адекватных
процедур отслеживания привели к ситуации, в которой денежные переводы
мигрантов — этот ключевой механизм приспособления к новым условиям
— в значительной степени были проигнорированы как политическим руководством
стран региона, так и научным сообществом. Хотя база данных по численности
трудовых мигрантов относительно слаба и не всегда надежна, есть
достаточно оснований утверждать, что объем переводов весьма значителен
по сравнению с размерами экономики малых стран СНГ, а также другими
источниками иностранной валюты, имеющимися в распоряжении этих стран.
Будет справедливо заключить, что Молдова является единственной
страной в СНГ, имеющей комплексную миграционную политику и располагающей
надежными данными в области миграции и денежных переводов. Доказательством
значительных успехов Молдовы в этой области стали результаты проведенного
в этой стране в октябре-ноябре 2004 г. социологического опроса24.
Результаты опроса подтвердили официальные оценки объема переводов,
представленные в данных платежного баланса, — отклонения были незначительны.
Согласно опросу, валовой объем переводов в Молдову равен приблизительно
25–30% ВВП. Это один из самых высоких показателей в мире. Данная
величина сравнима со стоимостью экспорта товаров и услуг и значительно
превосходит объем прямых инвестиций и официальной помощи развитию
этой бедной страны.
Важно и то, что переводы оказывают серьезное воздействие
на валютную политику и политику обменных курсов в Молдове. Они определяют
развитие событий в финансовой сфере, изменения структуры экономики
и имеют серьезные последствия для распределения доходов и развития
системы социального обеспечения. Результаты опроса содержали интересную
информацию относительно основных параметров миграции, половозрастной
структуры миграционных потоков, образовательного уровня мигрантов
и принимающих их стран. Опрос предоставил сравнительные данные по
относительным затратам, связанным с передвижением в различные страны,
объему переводов из основных регионов и основным каналам, используемым
для перевода денег.
Аналогичный опрос был проведен Международной Организацией
по Миграции в 2003 г. в Грузии25.
Это исследование оценило объем переводов в Грузию приблизительно
в 480 млн. долл. США, что составляет около 20% ВВП этой страны,
тогда как официальная оценка объема переводов была около 237 млн.
долл. Необходимо отметить, однако, что в последние годы официальные
оценки объема переводов в Грузию растут, и в будущем можно обоснованно
ожидать изменений в этой сфере.
Исходя из целей нашей работы, мы решили дать приблизительную
оценку вероятной величины объема переводов в малые страны СНГ. Мы
использовали данные по численности мигрантов из этих стран, опираясь
на оценки, содержащиеся в докладе MOM “Migration Trends in Eastern
Europe and Central Asia: 2001–2002 Review”. Затем мы предположили,
что каждый мигрант ежегодно посылает в страну исхода в среднем около
1000 долларов26.
Результаты представлены в таблице 1 и рис. 2.
Таблица 1. Оценка численности трудовых мигрантов (тысяч
человек)
Страна СНГ
|
Все трудовые мигранты
|
В т.ч. трудовые мигранты в России
|
Грузия
|
250-300
|
|
Армения
|
800-900
|
620
|
Азербайджан
|
|
600-800
|
Киргизия
|
|
400
|
Молдова
|
500
|
250
|
Таджикистан
|
350-650
|
350-650
|
Узбекистан
|
500-700
|
400-580
|
Источник: Migration Trends in Eastern Europe and Central
Asia, 2001-2002 review, 2002.
Конечно, сумма 1000 долл. достаточно произвольна, но
это относительно общепринятая оценка. Авторы опроса по Грузии, например,
обнаружили, что среднестатистический мигрант посылает домой 162,4
долл. в месяц (1949 долл. в год), а из России в среднем переводится
1338 долл. в год. Результаты опроса по Молдове также дают уверенность
в целесообразности использования цифры 1000 долл. в целях приблизительной
оценки.
Рисунок 2. Размер ежегодные денежных переводов мигрантов
Источник: Migration Trends in Eastern Europe and Central
Asia, 2001–2002 review, International Organization For Migration,
2002.
Таблица 2 показывает, что объем переводов в малых странах
СНГ значителен по сравнению с любыми другими источниками финансирования.
Почти во всех странах объем переводов более чем вдвое превышает
цифры официальной финансовой помощи. Как уже упоминалось ранее,
реальный объем переводов в Грузии значительно превосходит 7% ВВП
— особенно если учесть тот факт, что, согласно данным MOM, лишь
25% трудовых мигрантов из этой страны работают в России, тогда как
подавляющее большинство находится в более богатых странах Западной
Европы. Во всех малых странах СНГ объем поступающих переводов сравним
со стоимостью их экспорта. Этот объем также больше, чем прямые вложения
во всех странах, за исключением богатого нефтью Азербайджана.
Табл. 2. Роль денежных переводов мигрантов в «малых»
странах СНГ (на 2003 г.)
Страна
|
Переводы по данным платежного баланса
|
оценка величины переводов
|
Прямые иностранные инвестиции, млн. долл.
|
величина экспорта, млн. долл.
|
Иностранная помощь, млн. долл.
|
ВВП, млн. долл.
|
В млн. долларов США
|
Армения
|
162
|
850
|
121
|
678
|
293
|
2760
|
Азербайджан
|
156
|
700
|
2 352
|
2167
|
349
|
7341
|
Грузия
|
237
|
275
|
334
|
477
|
313
|
3984
|
Киргизия
|
100
|
400
|
46
|
582
|
186
|
1775
|
Молдова
|
464
|
500
|
58
|
806
|
142
|
1950
|
Таджикистан
|
146
|
500
|
32
|
791
|
168
|
1586
|
Узбекистан
|
n.a.
|
600
|
70
|
3240
|
189
|
8728
|
В % от ВВП
|
Армения
|
5,9
|
30,8
|
4,4
|
24,6
|
12,4
|
|
Азербайджан
|
2,1
|
9,5
|
32,0
|
29,5
|
5,7
|
|
Грузия
|
6,0
|
6,9
|
8,4
|
12,0
|
9,2
|
|
Киргизия
|
5,7
|
22,5
|
2,6
|
32,8
|
11,6
|
|
Молдова
|
23,8
|
25,6
|
3,0
|
41,4
|
8,7
|
|
Таджикистан
|
9,2
|
31,5
|
2,0
|
49,9
|
13,9
|
|
Узбекистан
|
n.a.
|
6,9
|
0,8
|
37,1
|
2,4
|
|
Источник: IMF, Balance of Payments Statistics Yearbook,
2004; IMF International Financial Statistics;World bank, Global
Development Finance 2004 database.
Низкое качество официальных данных говорит и о том,
что трудовая миграция и связанные с ней денежные переводы в значительной
степени остаются «черным ящиком» для политического руководства различных
уровней. За исключением Молдовы, ни одна страна СНГ не продемонстрировала
прогресса в решении проблем, связанных с этим социальным и экономическим
явлением. Эти вопросы требуют срочного внимания со стороны органов
власти и структур регионального сотрудничества, а также более широкого
международного взаимодействия. Учитывая высокие уровни задолженности
малых стран СНГ, денежные переводы, скорее всего, останутся для
них одним из основных источников иностранной валюты. Трудно ожидать
значительной переориентации с преимущественного использования переводов
в потребительских целях без попытки комплексного решения широкого
спектра проблем, включая формирование миграционной политики, мониторинг
территориального движения населения и систематизированный сбор информации.
В целях усиления воздействия переводов на экономическое развитие
власти этих стран должны признать их значение и разработать стратегию,
направленную на стимулирование их эффективного использования.
Экономическое и политическое значение денежных переводов
Международное сообщество в последние годы проявляет
все больший интерес к различным аспектам глобализации. Глобализация
с экономической точки зрения ассоциируется не только с быстро развивающейся
международной торговлей товарами и услугами, но и со значительной
трудовой миграцией. В этом смысле, миграционная динамика СНГ вполне
соответствует основным мировым тенденциям. Большинство как постоянных,
так и временных мигрантов покидают свои страны по экономическим
причинам, в поисках лучшей работы, более высоких доходов и стабильности
для своих семей. Потоки мигрантов тесно связаны с денежными потоками,
идущими от мигрантов к их семьям, т.е. с переводами из принимающих
в отдающие мигрантов страны27.
Ежегодный объем одних только официально регистрируемых переводов
составляет около 100 миллиардов долл.
Широко признан тот факт, что переводы играют важную
роль в качестве альтернативной государственной сети социальной защиты
во многих развивающихся странах. Значительная доля подобных финансовых
поступлений используется получателями в целях текущего потребления.
Между тем, растущий объем денежных переводов постепенно создает
новые возможности для их использования, включая приобретение недвижимости,
вложения в человеческий капитал и развитие местной инфраструктуры.
Помимо этого, денежные переводы мигрантов оказывают заметное вторичное
воздействие на телекоммуникации, туризм и банковский сектор в отдающих
мигрантов странах28.
Экономическая роль переводов особенно ясно видна в тех странах,
которые потеряли посредством эмиграции значительную долю своего
населения и имеют весьма низкие показатели среднедушевого дохода.
Вопрос влияния переводов на экономическое развитие вызывает
все больший интерес в академической среде, среди политиков разных
стран и у международных организаций. Роль переводов в качестве важного
и стабильного источника внешнего финансирования экономического развития
подчеркивалась в 2003 г. в публикации МБРР Global Development
Finance29 и
была признана банками регионального развития. Банк Межамериканского
Развития (IADB) и его Фонд Взаимного Финансирования разработали
крупный проект по анализу денежных переводов в Латинской Америке
и странах Карибского бассейна30.
Банк Азиатского Развития (ADB) провел значительный объем исследований
по странам-членам этой организации. Этот банк также предоставляет
своим членам техническое содействие в сфере денежных переводов31.
В последние годы MOM предоставила поддержку ряду проектов, рассматривающих
роль переводов как инструмента экономического развития в отдельных
странах32.
Лидеры Большой Восьмерки во время их встречи на Морском
Острове в июне 2004 г. подчеркнули в заявлении «План действий: Использование
силы предпринимательства для ликвидации бедности», что денежные
переводы являются ключевым инструментом экономического развития.
Внимание со стороны Большой Восьмерки способствовало расширению
объема работ по проблемам переводов в ключевых международных финансовых
организациях.
Другой аспект проблемы переводов мигрантов, представляющий
интерес для международного сообщества, связан с финансированием
терроризма и организованной преступности. Поскольку денежные переводы
мигрантов часто обходят стороной формальные финансовые каналы, необходимы
дополнительные усилия для мониторинга этих финансовых потоков. Данная
работа также подразумевает совершенствование механизмов сбора информации
и усиление банковского сектора. После террористических атак на Соединенные
Штаты 11 сентября 2001г. Financial Action Task Force (FATF) расширила
свой список рекомендаций, включив в них выработку мер, направленных
на борьбу с терроризмом. Как и в случае с трудовой миграцией в целом,
легализация доходов трудовых мигрантов и их переводов, а также создание
простых, безопасных, открытых и дешевых механизмов перевода финансовых
средств должны способствовать решению как экономических, так и политических
проблем, связанных с этим все более значительным финансовым и социальным
явлением.
Задачи в научной и политической сферах
Трудовые миграции стали важным аспектом экономической
действительности и рыночных отношений в СНГ. То же можно сказать
и о потоках денежных переводов между членами Содружества. Более
того: оба этих потока представляют собой важный фактор поддержки
экономики стран-членов СНГ, способствующий стабилизации политических
систем этих стран. Даже в тех случаях, когда подобные потоки приводят
к вывозу значительных денежных сумм из принимающих мигрантов стран,
последствия в основном являются положительными, т.к. они способствуют
экономической стабилизации стран эмиграции, нередко располагающихся
(как это обычно имеет место в случае СНГ) вдоль границ принимающих
стран.
К сожалению, несмотря на возрастающий объем денежных
переводов в СНГ, этот регион в значительной степени остается за
пределами исследовательских программ международного сообщества в
этой сфере, которые становятся все более интенсивными. Исследований,
посвященных воздействию переводов на экономическое развитие и политику
в странах Содружества, очень мало. Срочно необходимы дополнительные
усилия, направленные на раскрытие потенциала переводов и трудовой
миграции с точки зрения стимулирования экономического развития стран-членов
СНГ. Нам хотелось бы перечислить некоторые ключевые элементы такого
вероятного комплексного подхода к этим проблемам:
- необходимо провести серию опросов, аналогичных тем, что
были проведены в недавнем прошлом в Грузии33
и Молдове34, в
других странах СНГ. Подобные опросы должны способствовать получению
первоначальной картины масштаба миграции и структуры миграционных
потоков, выявить основные принимающие страны, объем и важнейшие
каналы денежных переводов.
- требуются дополнительные усилия, направленные на сбор официальных
данных в сфере миграции и переводов, со стороны властей стран
СНГ. Внешнее техническое содействие в этой сфере могло бы способствовать
быстрому наращиванию необходимых мощностей.
- региональный подход должен обеспечить лучшее понимание
проблемы трудовых миграций и переводов мигрантов в рамках СНГ.
Имеющиеся данные говорят о том, что территориальное движение населения
и денежные переводы мигрантов способствуют созданию эффективной
взаимосвязи стран Содружества. Кроме того, многие из этих стран
сталкиваются с аналогичными проблемами. Координация усилий властей
стран СНГ могла бы обеспечить сбалансированный подход к проведению
необходимых реформ.
- было бы трудно обеспечить максимальное положительное воздействие
трудовой миграции и денежных переводов на экономическое развитие
в отсутствие более комплексных институциональных реформ. Комплексная
миграционная политика на основе четко сформулированного законодательства
в этой сфере не имеет альтернативы.
- необходимо уделять особое внимание развитию финансового сектора.
Существующие системы международных платежей и денежных переводов
должны быть реформированы с тем, чтобы способствовать переводу
денег мигрантами. Для достижения этих целей необходимы как односторонние
меры заинтересованных государств, так и согласованные международные
действия, направленные на создание легко доступных, дешевых и
открытых сетей перевода денег.
- целью стран-членов СНГ должно быть не ограничение трудовой
миграции или предотвращение потока денежных переводов, а трансформация
этих потоков с целью сделать их более прозрачными и усилить их
положительное воздействие на экономическое развитие при одновременном
ослаблении потенциального отрицательного воздействия, связанного
с такими явлениями как отмывание денег и финансирование организованной
преступности и/или террористической деятельности.
- эти процессы должны опираться на результаты научных исследований,
направленных на изучение экономических и социальных последствий
трудовой миграции и переводов мигрантов. Особое внимание необходимо
уделять воздействию денежных переводов на экономическое развитие
и борьбу с бедностью, состояние финансовой сферы и макроэкономики,
а также изучению положительного опыта других стран интенсивной
трудовой миграции.
1 Выраженные в данной
работе взгляды принадлежат только ее авторам и не являются отражением
официальной позиции или политики Международного валютного фонда.
2 Профессор политологии,
Университет штата Теннесси, США
3 Старший советник
исполнительного директора, Международный валютный фонд.
4 Проживающие в нерусских
этнических регионах люди, не принадлежащие к титульным этническим
группам и использующие русский в качестве основного языка общения.
5 Согласно данным
Ж.А. Зайончковской, доля России в общем числе иммигрантов, принимаемых
странами СНГ, возросла с 42% в 1989 г. до 73% в 2000 г. (Вишневский,
А.Г. (ред.) (2002) Население России 2001: Девятый ежегодный демографический
доклад. Москва: Центр демографии и экологии человека, Институт народнохозяйственного
прогнозирования РАН.).
6 Согласно оценкам
ООН, в течение 2000–2050гг. население России, Грузии и Латвии может
сократиться приблизительно на 30%, Украины — на 40%, а Эстонии —
почти вдвое. Доля людей старше 60 лет в России может возрасти с
18,5% в 2000 г. до 37,2% в 2050г. (World Population Prospects: The
2000 Revision. United Nations, New York. 2001. Vol. 1: Comprehensive
Tables.). Эта проблема актуальна для большинства постсоветских государств.
Многие из них, за исключением Азербайджана и государств Средней
Азии, теряют сейчас население. В результате неблагоприятных демографических
тенденций и эмиграции, совокупное население стран СНГ сократилось
в 1991–2001гг. на 1,6 миллиона человек, или на 0,6% (Топилин, А.
Демографическая ситуация в странах СНГ. Демоскоп Weekly №63-64 2002,
http://www.demoscope.ru.).
Ситуация в странах Балтии оказалась еще более неблагоприятной, чем
в СНГ: среднегодовое сокращение населения в Латвии составило 0,6%,
а в Эстонии — 1,1%, что является рекордный мировым показателем (Эстония
— самая быстро вымирающая страна мира / Демоскоп Weekly №91-92 2002,
http://www.demoscope.ru).
7 Труд и миграция:
трансформация занятости населения и миграционных процессов в России
в 90-х годах // «Миграция в России» №2 / Ред О.Д. Воробьева, М.:
2000. c.44-50. К сожалению, даже иммиграция утрачивает способность
компенсировать значительные демографические потери населения в России:
коэффициент замещения сократился до 7,7 % в 2001 г. и лишь 4,7 %
в первой половине 2003 г. (Миграция сокращается повсеместно / Демоскоп
Weekly №95–96, http://www.demoscope.ru;
На постсоветском пространстве сформировались полюса «притяжения»
и «выталкивания» / Демоскоп Weekly № 51–52, http://www.demoscope.ru)
8 См. Обсуждение данного
проекта в: Тенденции в области миграции в странах Восточной Европы
и Центральной Азии. Обзор за 2001-2002гг., 2002. Женева: Международная
организация по миграции; Korobkov, Andrei V. and Zhanna A. Zaionchkovskaia.
The Post-Soviet Labor Migrations: The Socio-Economic, Legal, and
Financial Aspects. Paper presented at the International Studies
Association 45th annual meeting. Montreal, Quebec, Canada. 2004.
9 См. обсуждение эволюции
советской этнической и миграционной политики в: Korobkov Andrei.
State and Nation Building Policies and the New Trends in Migration
in the Former Soviet Union // In: The Carl Beck Papers in
Russian and East European Studies. Pittsburgh, PA: University of
Pittsburgh.2003.
10 Население СССР:
Справочник. / Под ред. Л. Володарского. Москва: Издательство политической
литературы. 1983; См. обсуждение политических и экономических целей
Сталина в рамках его политики урбанизации в: Latsis, Otto R. and
Andrei V. Korobkov. Political Revolutions and Changes in Social
Values: Stalin's Victory and the Post-Soviet Transition. Paper presented
at the American Association for the Advancement of Slavic Studies
36th annual meeting. Boston, MA. 2004.
11 Характерным в
этом смысле является заявление руководителя Северного крайкома ВКП
(б) Сергея Бергавинова, писавшего Сталину в марте 1930г., что ссылка
на север сотен тысяч кулаков «не только будет способствовать...
решению проблемы колонизации края, не только обеспечит гигантское
усиление края трудовыми ресурсами, но и... обеспечит развитие производительных
сил новых территорий…» (Ивницкий, Н.А. Коллективизация и раскулачивание:
начало 30-х гг. Москва: Магистр, 1996).
12 Российские правительственные
источники упоминают от 700 тысяч до 1,5 миллиона нелегальных мигрантов
из приблизительно 60 стран, находящихся на территории России (Волох
В. Незаконная иммиграция: причины и следствия // «Миграция в России»
№2 (январь) 2002.). Между тем, некоторые авторы приводят цифры от
3,5 до 15 миллионов человек, находящихся в России без соответствующего
юридического статуса (см., например, Иванов В. 19 миллионов иностранных
рабочих — запал социальной мины, взрыв которой может прогреметь
до конца десятилетия. http://www.voskres.ru
2002; Террорист не будет просить гражданство. Российская газета.
18 сентября 2004 г.; Tiuriukanova Elena. Forced Labour in the Russian
Federation Today: Irregular Migration and Trafficking in Human Beings.
Moscow: International Labour Organization Office. 2004). Как и в
аналогичной ситуации с незаконной иммиграцией в США (где подобные
оценки числа нелегалов, предоставляемые различными источниками,
колеблются от 5 до 15 миллионов), оценки числа незаконных мигрантов
(особенно когда они даются политиками или представителями правительственных
органов) часто зависят от политических предпочтений их авторов.
13 Republic of Moldova:
Selected Issues, IMF Country Report No. 05/54, available at wvvw.imf.org.
р.38
14 Korobkov, Andrei
V. and Zhanna A. Zaionchkovskaia. The Changes in the Migration Patterns
in the Post-Soviet States: The First Decade, Communist and Post-Communist
Studies 37, 2004. p. 481–508.
15 Легальная трудовая
миграция на основе контрактов и лицензий составляет относительно
небольшую часть совокупного миграционного потока: в 2001 г., например,
этим путем в Россию приехало 283,7 тысячи иностранных работников
(Korobkov, Andrei V. and Zhanna A. Zaionchkovskaia (2004b) The Post-Soviet
Labor Migrations: The Socio-Economic, Legal, and Financial Aspects.
Paper presented at the International Studies Association 45th annual
meeting. Montreal, Quebec, Canada. 2004).
16 23% трудовых
мигрантов в России были вынуждены жить на рабочем месте, 39% сталкивались
с недоплатой или задержками зарплаты, 24% столкнулись с отказом
платить зарплату. 38% были вынуждены работать или предоставлять
услуги по принуждению, а у 20% была ограничена свобода передвижения
(Tiuriukanova Elena. Forced Labour in the Russian Federation Today:
Irregular Migration and Trafficking in Human Beings. Moscow: International
Labour Organization Office. 2004).
17 Зайончковская
Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи и личности
// Ред. О.Д. Воробьева Миграция населения, том 2: Трудовая миграция
в России, Москва. 2001.
18 Население Молдовы
и трудовая миграция: состояние и современные формы./ Под ред.
В. Мошняги В. Кишинев: Молдавский госуниверситет. 2000.
19 Зайончковская
Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи и личности
// Ред. О.Д. Воробьева Миграция населения, том 2: Трудовая миграция
в России, Москва. 2001.
20 Fischer Stanley
and Rama Sahay. The Transitional Economies after Ten Years, IMF
Working Paper WP/00/30. 2000
21 Helbling Thomas
Ashoka Mody and Ratna Sahay Debt Accumulation in the CIS-7 Countries:
Bad Luck, Bad Policies, or Bad Advice? IMF Working Paper, WP/04/93.
2004
22 Эти показатели
вполне сравнимы с теми, что характеризуют разрыв между США и Мексикой:
в 2002 г. среднедушевой ВВП в США был приблизительно в четыре раза
выше, чем в Мексике. Результатом является крупномасштабная трудовая
миграция (преимущественно незаконная) в США (Huntington Samuel P.
The Hispanic Challenge. Foreign Affairs (March-April) 2004. р. 30-44).
23 Коэффициент Джини
оценивает степень неравенства в распределении доходов (затрат).
Ноль соответствует идеально равномерному распределению, а 1 — идеально
неравномерному.
24 Анализ результатов
этого опроса приводится в последних докладах МВФ по Молдове (Republic
of Moldova: 2004 Article IV Consultation—Staff Report; Public Information
Notice on the Executive Board Discussion; and Statement by the Executive
Director for the Republic of Moldova, IMF Country Report No. 05/48
2005, available at www. imf.org. и Republic of Moldova: Selected
Issues, IMF Country Report No. 05/54 2005, available at wvvw.imf.org.).
Работа была проведена опросным агентством CBS-AXA с участием регионального
представительства МВФ при поддержке MOM и Программы продовольственного
обеспечения Европейской Комиссии.
25 Labour
Migration From Georgia, Report by the IOM and Association for Economic
Education. 2003
26 Данная цифра
согласуется и с оценками российских экспертов, согласно которым
среднестатистический мигрант за время своего пребывания в России
посылает домой 1700 долл., или около 80 долл. в месяц. Официальные
каналы при этом обычно не используются. См. обсуждение этих оценок
в: Korobkov, Andrei V. and Zhanna A. Zaionchkovskaia (2004b) The
Post-Soviet Labor Migrations: The Socio-Economic, Legal, and Financial
Aspects. Paper presented at the International Studies Association
45th annual meeting. Montreal, Quebec, Canada. 2004.
27 Согласно методологии
Платежного баланса (Balance of Payments) Международного Валютного
Фонда, финансовые переводы рабочих-мигрантов классифицируются как
«компенсация занятых», если они работают за рубежом в течение менее
одного года, и «переводы», если они остаются за границей на более
длительный срок. Исходя из целей данной работы, мы рассматриваем
эти категории вместе и используем термины «переводы» и «компенсация
занятых» для описания совокупного объема переводов.
28 Orozco Manuel.
The Remittances Marketplace: Prices, Policy and Financial Institutions.
Pew Hispanic Center Report. 2004, www.pewhispanic.org.
29 Ratha Dilip.
Workers' Remittances: An Important and Stable Source of External
Development Finance, Chapter 7 in: Global Development Finance, World
Bank. 2003.
30 Project on Remittances,
The Multilateral Investment Fund of the IADB, Materials available
on internet at http VAvww.iadb.org.mif/v2/remittances .html.
2003
31 Mellyn Kevin.
Worker Remittances as a Development Tool: Opportunity for Philippines.
Asian Development Bank 2003.
32 De Bruyn, Tom
and Umbareen Kuddus. Dynamics of Remittance Utilization in Bangladesh,
IOM Migration Research Series, No. 18 2005, January available at
www. iom.org; Hansen Peter. Migrant Remittances as a Development
Tool: The Case of Somaliland, Migration Policy Research, No.3,
June 2004, IOM Working Papers Series; Sorensen, Ninna Nyberg. The
Development Dimension of Migrant Remittances, Migration Policy Research,
No. 1, June 2004, IOM Working Papers Series; Sorensen, Ninna
Nyberg. Migrant Remittances as a Development Tool: the Case of Morocco,
Migration Policy Research, No.2, June 2004, IOM Working Papers
Series.
33 Labour Migration
From Georgia, Report by the IOM and Association for Economic Education.
2003.
34 Republic of Moldova:
Selected Issues, IMF Country Report No. 05/54 2005, available at
wvvw.imf.org.
|