Основные законодательные акты, обеспечивающие
реализацию комплекса мер, направленных на поддержку материнства
и детства, были приняты в декабре 2006 года, с последующим
внедрением в январе 2007 года и включают следующие меры:
a) увеличение пособий по уходу за ребенком в возрасте до полутора
лет;
b) материнский капитал;
c) льготы при оплате услуг детских дошкольных учреждений;
d) материальную поддержку опекунов и семей, взявших на воспитание
детей-сирот.
Стр. 2
Основные изменения, произошедшие в демографической
структуре семей России в промежуток времени между двумя переписями
населения (1989 и 2002 гг.), проявились в следующем:
- снижение доли семей с детьми в общей численности домохозяйств
(с 46,6% до 40,1%);
- рост доли однодетных семей (с 23,7% до 26,2%) и сокращение
доли двухдетных (с 18,3% до 11,3%) и многодетных (с 4,6%
до 2,6%), что привело к уменьшению среднего числа детей
в семье;
- рост доли неполных семей из)за роста разводов, внебрачной
рождаемости, а также случаев вдовства (с 15,2% до 21,7%).
В 2003 г. в России вторые рождения составляли
31% от всех рождений. Более низкий уровень вторых рождений
среди промышленно развитых стран наблюдался только в Украине,
Белорусии, Польше, Румынии и Франции, в то время как в Германии,
Греции, Чешской Республике и Швейцарии были более высокие
уровни (свыше 37%) . Снижение рождаемости происходит на фоне
повышения среднего возраста матерей и увеличения числа детей,
родившихся вне брака. Сейчас по доле внебрачных детей (около
30%) Россия занимает среднее положение в Европе: в Швеции
и Эстонии она превысила 55%, а в Греции не достигает 5%. Негативной
особенностью российской рождаемости является значительная
роль абортов как способа регулирования деторождения.
Стр. 4
Обратимся к характеристикам доходной обеспеченности
и бедности семей с детьми в декабре 2006 г. Согласно нашим
оценкам, общий уровень бедности в этот период составил 12,8%,
при этом дети имеют риск бедности, практически в 2 раза превышающий
среднероссийский уровень. Среди всех детей самой неблагополучной
группой с этой точки зрения являются дети в возрасте от 3
до 7 лет (24%), а также дети до 1,5 лет (22,5%).
Если рассматривать понятие "бедности" в комплексе,
используя показатели масштаба и глубины бедности, то мы можем
утверждать, что маленькие дети (до полутора лет) являются
самой уязвимой группой, следовательно, адресат первоочередных
мер поддержки в инициативах Президента и Правительства РФ
определен правильно. Вместе с тем, очевидно и то, что у более
старших возрастных групп детей показатели уровня жизни не
намного выше, и проблема повышения доходной обеспеченности
всего детского населения продолжает оставаться актуальной.
Кроме того, именно дети в возрасте от 3 до 7 лет имеют максимальный
риск бедности, но именно в этот период прекращают действие
большинство значимых мер государственной поддержки, делегированных
семьям с детьми.
Стр. 13
Проведенный анализ позволил выделить следующие факторы, способствующие
бедности:
- наличие в семье работников с заработной платой ниже прожиточного
минимума;
- высокая детская иждивенческая нагрузка (когда на двух
трудоспособных приходится более одного ребенка);
- наличие пенсионеров с пенсией ниже прожиточного минимума;
- отсутствие работы у трудоспособных, которые ищут работу;
- выход трудоспособных граждан из состава экономически активного
населения (не работают, не учатся, не получают пенсию и
не ищут работу).
Самыми распространенными причинами бедности детей
в возрасте до 3 лет являются, во)первых, низкая заработная
плата родителей, во)вторых, незанятость матери, которая ухаживает
за ребенком и поэтому временно уходит с рынка труда. В отношении
данных групп выход из бедности следует связывать с развитием
системы государственных социальных пособий.
Стр. 14
Комплекс мер, направленных на повышение доступности
программ государственной поддержки в сфере занятости, должен
включать следующие меры:
a) Объединение усилий служб занятости и социальной защиты
в трудоустройстве безработных из уязвимых групп. Для лиц с
ограниченным трудовым потенциалом наиболее эффективной видится
схема поддержки, стимулирующая экономическую активность: условием
предоставления определенного денежного пособия через систему
социальной защиты является некоторая приемлемая форма занятости
на низкооплачиваемых работах.
b) Попадание многодетных и неполных семей в приоритетную группу
при устройстве детей в детские дошкольные учреждения и на
режим продленного дня в школе.
c) В сельской местности развитие возможностей самообеспечения
уязвимых групп семей с детьми, в первую очередь, связано с
расширением доступности кредитных и лизинговых схем для личных
подсобных хозяйств, поскольку результаты нашего анализа показали,
что в структуре располагаемых ресурсов многодетных и неполных
семей денежные и неденежные поступления такого рода составляют
значимую часть. К сожалению, трудоспособные представители
уязвимых групп семей с детьми, проживающих в сельской местности,
как правило, имеют более низкий уровень образования, поэтому
не могут самостоятельно получить доступ к информационным источникам
и освоить поддержки материнства правила кредитования, включая
микрокредиты. Следовательно, реализация данной стратегии самообеспечения
сельских многодетных и неполных семей требует образовательной
и информационной поддержки. Товарному развитию личного подсобного
хозяйства будет способствовать укрепление институтов кооперации
мелких сельскохозяйственных производителей.
Стр. 23-24
|