Rambler's Top100

№ 311 - 312
26 ноября - 9 декабря 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Население России 2005

Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе

Новые меры поддержки материнства и детства: рост уровня жизни семей с детьми или рост рождаемости?

The European Union and Russia. Statistical comparison

Лечение и помощь при ВИЧ/СПИДе

По страницам журналов «Социологические исследования» и «Журнал исследований социальной политики»

Содержание журнала «Population & Societes»


Google
Web demoscope.ru

НОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА: РОСТ УРОВНЯ ЖИЗНИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ ИЛИ РОСТ РОЖДАЕМОСТИ?

Анализ мер поддержки материнства и детства, внедренных в 2007 году в Российской Федерации

Исполнители: Л.Н.Овчарова, А.И.Пишняк, Д.О.Попова

М., НИСП, ЮНИСЕФ, 2007, 32 страницы

http://www.unicef.org/russia/ru/ru_ru_maternity-analysis_170907.pdf

Основные законодательные акты, обеспечивающие реализацию комплекса мер, направленных на поддержку материнства и детства, были приняты в декабре 2006 года, с последующим внедрением в январе 2007 года и включают следующие меры:
a) увеличение пособий по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет;
b) материнский капитал;
c) льготы при оплате услуг детских дошкольных учреждений;
d) материальную поддержку опекунов и семей, взявших на воспитание детей-сирот.

Стр. 2

Основные изменения, произошедшие в демографической структуре семей России в промежуток времени между двумя переписями населения (1989 и 2002 гг.), проявились в следующем:

  • снижение доли семей с детьми в общей численности домохозяйств (с 46,6% до 40,1%);
  • рост доли однодетных семей (с 23,7% до 26,2%) и сокращение доли двухдетных (с 18,3% до 11,3%) и многодетных (с 4,6% до 2,6%), что привело к уменьшению среднего числа детей в семье;
  • рост доли неполных семей из)за роста разводов, внебрачной рождаемости, а также случаев вдовства (с 15,2% до 21,7%).

В 2003 г. в России вторые рождения составляли 31% от всех рождений. Более низкий уровень вторых рождений среди промышленно развитых стран наблюдался только в Украине, Белорусии, Польше, Румынии и Франции, в то время как в Германии, Греции, Чешской Республике и Швейцарии были более высокие уровни (свыше 37%) . Снижение рождаемости происходит на фоне повышения среднего возраста матерей и увеличения числа детей, родившихся вне брака. Сейчас по доле внебрачных детей (около 30%) Россия занимает среднее положение в Европе: в Швеции и Эстонии она превысила 55%, а в Греции не достигает 5%. Негативной особенностью российской рождаемости является значительная роль абортов как способа регулирования деторождения.

Стр. 4

Обратимся к характеристикам доходной обеспеченности и бедности семей с детьми в декабре 2006 г. Согласно нашим оценкам, общий уровень бедности в этот период составил 12,8%, при этом дети имеют риск бедности, практически в 2 раза превышающий среднероссийский уровень. Среди всех детей самой неблагополучной группой с этой точки зрения являются дети в возрасте от 3 до 7 лет (24%), а также дети до 1,5 лет (22,5%).
Если рассматривать понятие "бедности" в комплексе, используя показатели масштаба и глубины бедности, то мы можем утверждать, что маленькие дети (до полутора лет) являются самой уязвимой группой, следовательно, адресат первоочередных мер поддержки в инициативах Президента и Правительства РФ определен правильно. Вместе с тем, очевидно и то, что у более старших возрастных групп детей показатели уровня жизни не намного выше, и проблема повышения доходной обеспеченности всего детского населения продолжает оставаться актуальной. Кроме того, именно дети в возрасте от 3 до 7 лет имеют максимальный риск бедности, но именно в этот период прекращают действие большинство значимых мер государственной поддержки, делегированных семьям с детьми.

Стр. 13

Проведенный анализ позволил выделить следующие факторы, способствующие бедности:

  • наличие в семье работников с заработной платой ниже прожиточного минимума;
  • высокая детская иждивенческая нагрузка (когда на двух трудоспособных приходится более одного ребенка);
  • наличие пенсионеров с пенсией ниже прожиточного минимума;
  • отсутствие работы у трудоспособных, которые ищут работу;
  • выход трудоспособных граждан из состава экономически активного населения (не работают, не учатся, не получают пенсию и не ищут работу).

Самыми распространенными причинами бедности детей в возрасте до 3 лет являются, во)первых, низкая заработная плата родителей, во)вторых, незанятость матери, которая ухаживает за ребенком и поэтому временно уходит с рынка труда. В отношении данных групп выход из бедности следует связывать с развитием системы государственных социальных пособий.

Стр. 14

Комплекс мер, направленных на повышение доступности программ государственной поддержки в сфере занятости, должен включать следующие меры:
a) Объединение усилий служб занятости и социальной защиты в трудоустройстве безработных из уязвимых групп. Для лиц с ограниченным трудовым потенциалом наиболее эффективной видится схема поддержки, стимулирующая экономическую активность: условием предоставления определенного денежного пособия через систему социальной защиты является некоторая приемлемая форма занятости на низкооплачиваемых работах.
b) Попадание многодетных и неполных семей в приоритетную группу при устройстве детей в детские дошкольные учреждения и на режим продленного дня в школе.
c) В сельской местности развитие возможностей самообеспечения уязвимых групп семей с детьми, в первую очередь, связано с расширением доступности кредитных и лизинговых схем для личных подсобных хозяйств, поскольку результаты нашего анализа показали, что в структуре располагаемых ресурсов многодетных и неполных семей денежные и неденежные поступления такого рода составляют значимую часть. К сожалению, трудоспособные представители уязвимых групп семей с детьми, проживающих в сельской местности, как правило, имеют более низкий уровень образования, поэтому не могут самостоятельно получить доступ к информационным источникам и освоить поддержки материнства правила кредитования, включая микрокредиты. Следовательно, реализация данной стратегии самообеспечения сельских многодетных и неполных семей требует образовательной и информационной поддержки. Товарному развитию личного подсобного хозяйства будет способствовать укрепление институтов кооперации мелких сельскохозяйственных производителей.

Стр. 23-24

Опираясь на результаты исследования по детской бедности, проведенного в 2005 году Независимым институтом социальной политики при поддержке ЮНИСЕФ, авторы провели исследование (изложенное в настоящем документе) с целью оценки влияния мер в области поддержки материнства и детства на уровень жизни семей с детьми с возможным потенциальным эффектом влияния на рождаемость. В работе также рассматривается, как эти меры могут быть усилены и дополнены с целью увеличения их потенциальной эффективности.

Содержание

1. Демографические процессы и "кризис семьи" в России

2. Обзор прогресса в области реализации президентских инициатив по поддержке семей с детьми

3. Эффекты и меры государственной политики поддержки материнства и детства: международный опыт

4. Меры государственной политики в области поддержки материнства и детства, нацеленные на сокращение детской бедности

4.1 Бедность и доходная обеспеченность
4.2 Плохие жилищные условия

5. Оценка влияния новых президентских и правительственных инициатив в области поддержки материнства и детства на уровень жизни семей с детьми

5.1. Изменение правил выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет
5.2 Президентская программа "материнский капитал": охват, бюджет, эффективность

6. Рекомендации для политики: как усилить эффект мер правительства в отношении сокращения бедности семей с детьми и повышения рождаемости

6.1 Детские пособия: достижение цели существенного влияния пособий на уровень жизни малообеспеченных семей с детьми.
6.2 Материнский капитал: более гибкое использование средств
6.3 Дополнительные меры политики, которые должны быть реализованы параллельно
6.3.A Пропаганда стратегий самообеспечения среди малообеспеченных семей с детьми: меры в сфере занятости
6.3.Б. Формирование дружественного отношения в обществе к семье, материнству и детству

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложение

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.