Общие итоги внутренней миграции населения в России
(стр.10)
год
|
число прибывших
|
число выбывших
|
«миграционный прирост»
|
1992
|
3266778
|
3133266
|
133512
|
1993
|
2902835
|
2967249
|
-64414
|
1994
|
3016953
|
2985153
|
31800
|
1995
|
3130282
|
3046603
|
83679
|
1996
|
2886864
|
2798952
|
87912
|
1997
|
2724942
|
2698479
|
26463
|
1998
|
2581957
|
2560933
|
21024
|
1999
|
2477005
|
2457746
|
19259
|
2000
|
2302999
|
2274854
|
28145
|
2001
|
2140584
|
2131087
|
9497
|
2002
|
2017302
|
2008080
|
9222
|
2003
|
2039024
|
2039024
|
-
|
2004
|
1996364
|
1996364
|
-
|
2005
|
1911409
|
1911409
|
-
|
2006
|
1935691
|
1935691
|
-
|
Составлено по данным сборников Численность и миграция
населения Российской Федерации 1992-2005. Госкомстат, 1993-2006.
Нетто-миграция между федеральными округами Российской
Федерации в 1991-2005 годах, тысяч человек (стр. 14)
В обмене с территорией:
|
Сальдо внутриросийской миграции для округа
|
Россия, всего
|
Центра-льный
|
Северо-Запад-ный
|
Южный
|
Привол-жский
|
Ураль-ский
|
Сибир-ский
|
Дальне-восточ-ный
|
Россия, всего
|
0
|
1023,68
|
-127,3
|
106,14
|
200,98
|
-87,04
|
-319,49
|
-797,06
|
Центральный
|
-1023,68
|
0
|
-180,91
|
-181,43
|
-136,68
|
-90,18
|
-169,6
|
-264,88
|
Северо-Западный
|
127,3
|
180,91
|
0
|
19,24
|
54,4
|
-14,99
|
-42,88
|
-69,38
|
Южный
|
-106,14
|
181,43
|
-19,24
|
0
|
15,08
|
-24,61
|
-89,31
|
-169,49
|
Приволжский
|
-200,98
|
136,68
|
-54,4
|
-15,08
|
0
|
-49,32
|
-87,49
|
-131,37
|
Уральский
|
87,04
|
90,18
|
14,99
|
24,61
|
49,32
|
0
|
-45,21
|
-46,96
|
Сибирский
|
319,49
|
169,6
|
42,88
|
89,31
|
87,49
|
45,21
|
0
|
-115,09
|
Причины внутренней миграции в Российской Федерации
в 2005 году (стр. 26)
Сменили место жительство по причине
|
прибывшие, чел.
|
прибывшие, %
|
в связи с учебой
|
156774
|
9,3
|
в связи с работой
|
184991
|
10,97
|
возвращение к прежнему месту жительства
|
270450
|
16,04
|
из-за обострения межнациональных отношений
|
894
|
0,05
|
из-за обострения криминогенной обстановки
|
570
|
0,03
|
экологическое неблагополучие
|
3453
|
0,2
|
несоответствие природно-климатическим условиям
|
5217
|
0,31
|
причины личного, семейного характера
|
979455
|
58,08
|
иные причины
|
84588
|
5,02
|
Всего
|
1686392
|
100
|
В целом факторы, определяющие направления и масштабы
внутренних миграционных потоков, можно разделить на следующие
группы:
(1) показатели экономического развития (в том числе величина
валового регионального продукта в абсолютном исчислении и
в расчете на душу населения, темпы роста валового регионального
продукта и промышленного производства, отраслевая структура
производства и занятости, доля убыточных предприятий, величина
инвестиций в основной капитал, иностранные инвестиции в экономику
региона);
(2) показатели уровня жизни населения (в том числе величины
среднемесячных доходов и расходов жителей, средний размер
накоплений граждан, региональный прожиточный минимум, стоимость
базовой потребительской корзины, соотношение доходов и прожиточного
минимума, доля населения, живущего за чертой бедности);
(3) показатели демографического развития (в том числе численность
населения региона, темп естественного прироста населения,
ожидаемая продолжительность жизни для обоих полов (отдельно
для мужчин и женщин - при анализе миграционных потоков в гендерном
разрезе), доля городского населения, возрастно-половая, брачная,
этническая структуры населения региона, средний размер домохозяйства)
(4) показатели социального развития (в том числе индикаторы
развития региональных систем образования, здравоохранения,
культуры, сферы торговли, криминогенная обстановка в регионе);
(5) показатели, описывающие ситуацию на региональном рынке
труда (в том числе уровень и структура безработицы, число
имеющихся вакансий в расчете на одного безработного);
(6) показатели, описывающие ситуацию на жилищном рынке (в
том числе стоимость покупки или аренды квартиры, размер имеющейся
жилой площади, приходящейся на одного жителя, ввод нового
жилья в расчете на одного жителя);
(7) экологические и природно-климатические показатели (в том
числе средние температуры самого теплого и самого холодного
месяца года, климатический режим в регионе, величина вредных
выбросов в атмосферу, величина токсичных отходов производства);
(8) показатели, характеризующие федеральную и региональную
государственную политику (в том числе наличие специфических
региональных налогов и их величина, сложность процесса регистрации);
(9) индикаторы уровня социально-политической стабильности
в регионе (в том числе количество преступлений, межэтнических
конфликтов);
(10) материальные и нематериальные издержки, связанные с миграцией
(в том числе уровень развития транспортной инфраструктуры
региона, издержки перемещения в регион и из него);
(11) показатели прошлых миграционных потоков (в том числе
доля мигрантов и немигрантов в населении региона).
Стр. 83-84.
Для обеспечения оптимизации структуры и масштабов
внутрироссийских миграционных потоков в рамках государственной
миграционной политики могут применяться такие предусмотренные
нормативно-правовыми актами методы регулирования (меры миграционной
политики), как:
- административные (устанавливающие порядок смены места жительства
внутри страны и предусматривающие административную ответственность,
в том числе государственных служащих, за нарушение существующих
нормативных актов);
- экономические (предусматривающие налоговые льготы, предоставление
финансовой помощи на осуществление переезда и обустройство
на новом месте, регулирование стоимости аренды и покупки жилья
и др.);
- пропагандистские, социально-психологические (предусматривающие
целенаправленное воздействие на систему предпочтений и ценностных
ориентаций, формирующих миграционное поведение населения).
Стр. 96.
|