|
"Миграция и дискриминация: защита
мигрантов и содействие толерантности". Международная летняя
школа
С 14 по 19 июля 2007 г. Центр
миграционных исследований (Россия) при участии Центрально-Европейского
университета и при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве провел Международную
летнюю школу по теме "Миграция и дискриминация: защита мигрантов
и содействие толерантности". Школа проводилась в рамках проекта
"Миграция как ресурс социального развития: положительный эффект
и риски", направленного на повышение уровня знаний преподавателей
высшей школы из стран СНГ о роли миграции в современном мире (в
глобальном и национальном аспектах), с международным подходом к
управлению миграционными процессами и защите мигрантов, о возможных
путях повышения толерантности и противодействия ксенофобии, экстремизму
и торговле людьми..
Занятия проходили в учебном центре "Доброе"
(Московская область, Пушкинский район). Слушателями школы стали
16 молодых преподавателей, аспирантов и соискателей в области миграции
и близких дисциплин высших учебных заведений России, Украины и Белоруссии.
Программа школы, включающая лекционные курсы, и ознакомление с методами
изучения миграций и источниками информации в этой области, а также
с подходами к построению программ лекционных курсов по миграции,
была построена на базе учебно-методического пособия "Методология
и методы изучения миграционных процессов", выпущенного в 2007
году при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве в качестве подготовительного
этапа к данному проекту.
Тематика лектория и состав преподавателей школы были
подобраны таким образом, чтобы дать представление слушателям о возможно
широком спектре актуальных миграционных проблем, а именно: глобализация
и международная миграция; международное право и защита прав мигрантов;
стратегии и программы Совета Европы в области интеграции мигрантов;
новая миграционная политика России; политика толерантности и противодействие
ксенофобии и др. Теоретические курсы комбинировались с курсами экспертов
международных организаций, давших слушателям представление о международных
подходах к защите прав мигрантов.
В работу школы были вовлечены известные исследователи и представители
международных организаций в области миграции. Среди них: д-р Жанна
Зайончковская (Центр миграционных исследований, научный руководитель
школы), д-р Ирина Молодикова (Центрально-Европейский университет,
директор школы), д-р Октавиан Мохореа (УВКБ ООН), проф. Валерий
Мошняга (Молдавский государственный университет), д-р Владимир Мукомель
(Институт социологии РАН), д-р Елена Тюрюканова (Институт социально-экономических
проблем народонаселения РАН), д-р Юлия Флоринская (Институт народнохозяйственного
прогнозирования РАН), д-р Сергей Хручиков (Совет Европы), д-р Алла
Ястребова (Международный Красный Крест).
Успешное проведение летней школы во многом стало возможным
благодаря четкой и заботливой работе членов оргкомитета проекта
- Натальи Галкиной и Елены Кирилловой, сотрудников Центра миграционных
исследований".
Важность проведения данной Международной летней школы
определяется большим влиянием миграционных процессов на экономическое,
политическое и социальное развитие всех стран СНГ, что соответственно
требует расширения знаний и усиления региональной сети экспертов
в области миграции. Ожидается, что с помощью молодых преподавателей,
прослушавших этот уникальный курс и повысивших свою компетенцию
в области защиты мигрантов и содействия толерантности, соответствующие
знания будут далее распространяться среди студенческой молодежи.
Фотогалерея
|
|
Участники летней школы
|
Жанна Зайончковская и Ирина Молодикова
|
|
|
Алла Ястребова, Валерий Мошняга, Ирина Молодикова
|
Владимир Мукомель
|
|
|
После занятий
|
Презентация
|
|
|
Елена Тюрюканова
|
Юлия Флоринская
|
|
|
Около учебного центра "Доброе"
|
Сергей Хручиков
|
Отзывы участников Международной летней
школы
Я очень признательна за приглашение на Школу, потому
что полученная информация оказалась очень полезной и интересной.
Все было организованно просто замечательно!
Как один из участников, хочу отметить высокий организационный
и научный уровень данного мероприятия. Несомненным плюсом является
междисциплинарный характер Школы, поскольку в результате были получены
знания не только из сферы собственной специализации, но и смежных
научных областей. Это способствовало более полному, комплексному
видению ключевых проблем миграционных отношений.
Форматом Школы предполагалось изучение вопросов как
теоретического, так и практического характера,а также различных
вариантов их решения, что сделало занятия интересными по содержанию.
Высокий научный авторитет и профессионализм лекторов вызывает искреннее
восхищение. Участие в данном мероприятии было для меня весьма полезным.Полученные
знания важны для дальнейшего осуществления научной деятельности."
С уважением и надеждой на дальнейшее сотрудничество,
Плюгина Инна (Институт законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве РФ, научный сотрудник, аспирантка).
Для меня школа прошла очень успешно, оправдав все мои
ожидания. Хочу выразить благодарность организаторам проекта: Ирине
Николаевне, Жанне Антоновне и Вам. Все курсы, прослушанные на школе,
оказались для меня интересны и полезны: большой поток новой информации,
большинство из которой пригодится в дальнейшем в работе либо в любой
жизненной ситуации.
Помимо рабочей обстановки очень понравилось вечернее
общение и с участниками, и с преподавателями. Отдельное спасибо
Елене Кимовне за музыкальное сопровождение вечеров. Жаль, что школа
так быстро закончилась.
С уважением
Юля Петракова (Институт экономики НАН Беларуси, младший
научный сотрудник).
Спасибо огромное за организацию школы. Это было супер.
Похоже, что я даже уже определилась с кафедрой, по которой буду
писать диссертацию. Очень надеюсь, что наша встреча в Добром не
была последней!
Стащак Анжела (Харьковский национальный
университет внутренних дел, референт-переводчик отдела международных
связей, аспирантка).
Школа помогла мне окончательно расставить акценты в
красочной и запутанной миграционной картине Европы (как Европейского
Союза, так и стран СНГ). Многие частности, конечно, остались не
оговорены, но общая "карта" мигрантских перемещений и
основные положения миграционной политики оказались на редкость рельефны
и предельно просты для восприятия.
Все курсы школы были интересны в той или иной степени,
но материал прочитанный Владимиром Изявичем Мукомелем был интересен
вдвойне. Прежде всего, потому, что сказанное консультантом Аналитического
управления Президента РФ, имеет прямое отношение к нашему общему
этнополитическому будущему.
Особую благодарность хотелось бы выразить организаторам
за возможность не только слушать, но и участвовать. Кроме того,
организация школы предполагала наличие свободного времени, которое
с успехом тратилось в жарких спорах с другими участниками школы
во время совместных прогулок по живописным окрестностям гостиничного
корпуса. Еще раз огромное спасибо за приглашение, надеюсь не последнее,
принять участие в работе летней школы.
C уважением,
Сурков Павел (Экономический факультет МГУ, Центр по изучению
проблем народонаселения, младший научный сотрудник).
Летняя школа произвела на меня огромное впечатление!
Общение с такими известными в миграционной среде учеными, новейшая
информация, столь необходимая в профессиональной деятельности, интереснейшие
курсы, все это превзошло мои ожидания. Спасибо Вам за то, что у
тех, кто занимается миграционной проблематикой, появляются новые
возможности обменяться опытом, идеями!
С благодарностью, аспирантка Социологического
факультета МГУ
Блинова Марина (Московский государственный университет,
аспирантка).
Сразу скажу, что мои ожидания от этой летней школы более
чем оправдались! Все было намного лучше, чем я ожидала и могла себе
представить! Во-первых, приятно удивила сама организация мероприятия
- быт и условия, необходимые для комфортного пребывания, такого
пребывания, когда думаешь об учебе, а не о посторонних вещах, -
все было отлажено до мелочей. Приятные впечатления остались в первую
очередь от команды тренеров. После увиденного самому невольно хочется
достичь определенных вершин в деле, которое тебе нравится, которое
ты любишь, посвятить себя изучению определенных вопросов и, возможно,
даже принести этим пользу науке, государству и просто окружающим.
Конечно же, школа не прошла даром в плане личностного общения между
участниками, были установлены новые научные контакты, люди смогли
обменяться какими-то своими наработками, поделиться опытом. А как
показывает практика, такие приобретенные контакты, новые социально-научные
связи, являются одним из первейших двигателей науки, способствуя
формированию творческих коллективов, созданию новых разработок.
Сама школа, я думаю, помогла мне наконец-то определиться с темой
и даже с дисциплиной, по которой я бы хотела защититься. Надеюсь,
это не последнее мероприятие такого характера, а организаторам я
желаю всевозможных творческих и научных успехов, новых возможностей
сделать что-то полезное и просто удачи!
Стащак Анжела
Харьковский национальный университет внутренних дел
|