|
|
А.Г.Вишневский, М.Б.Денисенко,
В.В.Елизаров
ПРИОРИТЕТЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИИ
Под ред. А.Г. Вишневского
Доклады РЕЦЭП
№ 14, 2007
М., РЕЦЭП, 226 страниц
|
Принципиально важно, чтобы политики в области
рождаемости и поддержки семей с детьми включала:
- комплекс минимальных социальных гарантий, обеспечивающих
всем семьям (прежде всего молодым) понятную, доступную и
реально обеспеченную систему мер поддержки, реализуемых
при рождении и воспитании детей (оплачиваемые отпуска, пособия,
налоговые, пенсионные и жилищные льготы, доступность дошкольных
учреждений и т.д.), а также меры, направленные на подготовку
к семейной жизни, сохранение и укрепление репродуктивного
здоровья.
- специальные меры, которые могли бы стимулировать рождение
2-го и 3-го ребенка (без чего невозможно воспроизводство
населения);
- меры адресной социальной поддержки семей с детьми, находящихся
в особо трудных обстоятельствах (многодетные и неполные
семьи, семьи с детьми-инвалидами, семьи безработных и нетрудоспособных
родителей и т.п.).
Стр. 35.
Предлагаемые первоочередные меры
- Принять Закон "О минимальных социальных
стандартах", в котором поддержка семей с детьми будет
обозначена как одно из направлений социальной ответственности
государства, наряду с образованием, охраной здоровья, занятостью,
оплатой труда и социальным обеспечением.
- На его основе и в его развитие подготовить
и принять Закон "О государственных гарантиях поддержки
семей с детьми", устанавливающий понятную, доступную
и реально обеспеченную систему гарантий государственной
поддержки при рождении и воспитании детей.
…
- Учет в заработной плате семейных обязанностей
работающих. Необходимо привести планы увеличения минимального
размера оплаты труда (МРОТ) в соответствие со статьей 2
Трудового кодекса РФ.
…
- Информационное обеспечение демографической
политики.
…
- Демографическая экспертиза.
…
- Подготовка кадров. Научные исследования. Необходимо
повышать демографическую грамотность различных уровней органов
управления в сфере социальной политики.
…
- Демографическая пропаганда. Необходима активная
информационно-пропагандистская работа, направленная на пропаганду
ценностей семьи и детей, повышение информированности населения
о демографической ситуации и, главное, о ее последствиях.
Стр. 36-38.
Таблица 6. Оценка потерь населения России вследствие
кризиса смертности после 1965 года, тыс. человек (стр. 70)
|
Всего
|
Мужчины
|
Женщины
|
Всего
|
-16781
|
-10990
|
-5792
|
в т.ч. в возрасте:
|
дорабочем (0-15)
|
-803
|
-501
|
-303
|
рабочем (16-54/59)
|
-11660
|
-9275
|
-2385
|
послерабочем (55/60+)
|
-4318
|
-1214
|
-3104
|
Таблица 8. Средний возраст смерти от основных
классов причин в России (2000 г.) и странах "Запада"
(1999 г.), в годах (стр. 78)
Классы причин смерти
|
Мужчины
|
Женщины
|
Россия
|
Запад
|
Разница
|
Россия
|
Запад
|
Разница
|
Болезни системы кровообращения
|
67,6
|
78,6
|
11,0
|
77,6
|
84,2
|
6,6
|
Внешние причины
|
42,2
|
55,7
|
13,5
|
48,7
|
68,5
|
19,8
|
Новообразования
|
63,6
|
73,8
|
10,2
|
66,4
|
75,3
|
8,9
|
Болезни органов дыхания
|
59,8
|
80,8
|
21,0
|
65,2
|
83,8
|
18,6
|
Инфекционные болезни
|
44,0
|
68,9
|
24,9
|
41
|
76,6
|
35,6
|
Болезни органов пищеварения
|
55,8
|
71,1
|
15,3
|
64,3
|
79,9
|
15,6
|
Прочие болезни
|
32,7
|
73,1
|
40,4
|
41,9
|
80,4
|
38,5
|
Зарубежный опыт предоставляет достаточно материала
для выбора наиболее эффективных вариантов страховой медицины
и их адаптации к российским реалиям. Главная проблема, которую
надо решить, - это обеспечение эффективной обратной связи
между теми, кто финансирует, кто лечит и кого лечат. Чаще
всего ее решение основывается на принципе "деньги следуют
за пациентом" и в той или иной степени на принципе соучастия
потребителей медицинских услуг в их оплате. При этом вопрос
о государственных гарантиях медицинской помощи не ставится
под сомнение, речь идет лишь о выборе наиболее эффективных
механизмов предоставления таких гарантий.
В России сейчас, во многом из-за недофинансирования
здравоохранения, но также и из-за невнятной политики, как
раз такие гарантии отсутствуют или остаются чисто декларативными.
Нарастает платность медицинских услуг. По некоторым данным,
расходы населения на медицинскую помощь составляет 40-50%
совокупных (государственных и личных) расходов, причем это
происходит в условиях отсутствия контроля со стороны государства
за качеством платных услуг.
Стр. 129-130.
Как и в странах классической иммиграции, программа
постоянной миграции должна состоять из трех компонентов:
- экономическая миграция,
- воссоединение семей,
- беженцы.
Важными моментами в функционировании механизма
постоянной миграции являются эффективная система отбора кандидатов
и планирование общей численности и структуры иммиграционного
потока, а также связанных с ним интеграционных программ. Структурой,
ответственной за реализацию иммиграционных программ, должна
быть Федеральная миграционная служба Российской Федерации.
В России для реализации программы переселений
необходимо:
- утвердить основные категории потенциальных переселенцев:
воссоединение семей, экономические иммигранты, беженцы.
В законе "Об иммиграции" определить каждую категорию
иммигрантов, правила переселения лиц, относящихся к данной
категории, различия в статусе иммигрантов разных категорий;
- легализовать положение тех мигрантов, которые фактически
переселился в Россию и проживают на ее территории без серьезных
нарушений российского законодательства в течение нескольких
лет;
- разработать меры по содействию ускоренной интеграции постоянных
иммигрантов. Речь идет как о мерах по культурной адаптации
(русский язык, история страны), кому это необходимо, так
и об экономической (получение работы, земельного надела,
создание условий для предпринимательской деятельности, включение
в систему социального страхования и пенсионного обеспечения
и др.) и о социально-политической интеграции (доступ к школам,
вузам, больницам, участие в местном самоуправлении, воинская
обязанность и др.);
- разделить полномочия федеральных и региональных органов
власти в сфере регулирования постоянной иммиграции;
- разработать целевые государственные и региональные программы
по постоянной иммиграции и расселению иммигрантов.
Стр. 190.
|
Объединенный доклад трех независимых российских экспертов,
выполнивших каждый свою часть работы. В задачу экспертов входила
разработка рекомендаций по созданию условий для повышения рождаемости
и снижения смертности в Российской Федерации, а также для привлечения
и ассимиляции мигрантов с учетом европейского опыта.
Работа велась экспертами согласованно, в процессе работы
ее основные разделы были обсуждены на специальных семинарах с приглашением
соответствующих специалистов из всех основных московских научных
центров, изучающих демографические и смежные проблемы.
В работе представлен также необходимый с точки зрения
авторов перечень мер политики по оптимизации процессов рождаемости,
смертности и миграции в Российской Федерации
Оглавление
Предисловие
А. Создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию
детей [В. Елизаров]
Формулировка проблемы
Рекомендации международных организаций и вытекающие из них обязательства
государства по поддержке семей с детьми.
Политика поддержки семей с детьми в странах Европы
Семейная политика и изменение модели семьи
Концептуальные основы политики расширения поддержки семей с детьми
Предлагаемые первоочередные меры
Предлагаемый комплекс мер по созданию системы государственных гарантий
поддержки семей с детьми
1. Пособия семьям с детьми
2. Налоговые льготы
3. Помощь семьям в улучшении жилищных условий
4. Пенсионные льготы матерям
5. Льготы детям из многодетных семей при поступлении в вузы и
ссузы
6. Дополнительные меры поддержки семей с детьми, реализация которых
обеспечит условия для повышения рождаемости
Приложения А.
Приложение А-1. Пособия семьям с детьми в России (1991-2005 гг.)
Приложение А-2. Расходы на семейные и материнские пособия в России
(1995-2004 гг.)
Приложение А-3. Оценка расходов на материнские и семейные пособия
при принятии предлагаемых мер
Приложение А-4. Социальные выплаты в европейских странах
Приложение А-5. Коэффициент суммарной рождаемости в некоторых странах
(1950- 2003 гг.)
Б. Снижение смертности от управляемых причин [А.
Вишневский]
I. Кризис смертности в России
Долговременное снижение продолжительности жизни
Демографические потери от высокой смертности
II. Главные уроки мирового опыта
Почему Россия отстает от Запада?
Новые задачи - новая стратегия
Проблема выбора приоритетов
Особенности российской структуры причин смерти
Некоторые направления практической политики
Борьба со злоупотреблением алкоголем
Борьба с курением
Рационализация питания
Борьба с несчастными случаями
III. Главные препятствия для преодоления кризиса смертности
Социальное неравенство
Недостаточность ресурсов.
Нереформированность системы здравоохранения
Необходимость реформ
Организация систем здравоохранения в некоторых странах
В. Приоритеты миграционной политики Российской Федерации
[М. Денисенко]
I. Миграционная политика в России в 1990-х ~ начале 2000-х годов
Современная миграционная ситуация
Структурные особенности внешней миграции
Новая роль миграции как источника демографического роста в России
Современная миграционная политика в России
Законодательные основы миграционной политики
Информационное обеспечение миграционной политики
Опыт проведения миграционной политики в России
Прием временных мигрантов
Политика интеграции и расселения мигрантов
II. Опыт миграционной политики в странах Запада
Миграционная политика в странах Запада до начала реформ
Страны классической иммиграции
Старый Свет
Необходимость миграционных реформ
Кризис систем иммиграционного контроля
Кризис интеграционных процессов
Демографическая необходимость реформ
Экономическая необходимость реформ
Национальная безопасность и международное сотрудничество
Пересмотр определения миграционной политики
Направление реформ миграционной политики в странах Запада
Экономическая миграция
Учебная миграция
Политика интеграции
Политика предупреждения нелегальной миграции
Кто такие нелегальные мигранты
Где заняты нелегальные мигранты
Последствия нелегальной миграции
Борьба с нелегальной миграцией
Будущее миграционных амнистий
Направления развития иммиграционной политики России
Главное направление - введение программ постоянной иммиграции
Экономическая иммиграция
Воссоединение семей
Беженцы
Будущее программ репатриации
Реформирование программ временной миграции в Российской Федерации
Проблема "утечки умов"
Интеграция мигрантов
Взаимосвязь внешней и внутренней миграции
Заключение
Приложение. Меры политики по оптимизации процессов
рождаемости, смертности и миграции в Российской Федерации. Сводная
таблица
|