Rambler's Top100

№ 297 - 298
20 августа - 2 сентября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Наркобизнес – глобальная проблема XXI века

Защита рынка трудовых ресурсов от распространения наркотиков

«Для нас это нормально»: исследование «рекреационного» употребления героина в культурной практике российской молодежи

Вероятностный прогноз численности населения России


Google
Web demoscope.ru

Защита рынка трудовых ресурсов от распространения наркотиков

К.К. Дубовиков
(Опубликовано в журнале "Народонаселение", 2006, №2, с. 53-60)

Рабочая сила, т.е. способность человека к труду — главный движущий фактор на всех этапах развития человечества. А человек-работник выступает главным звеном в технологическом процессе, его контролером и регулировщиком. Наличие в стране развитого рынка трудовых ресурсов служит одним из важнейших условий ее устойчивого развития и экономического благополучия.

Формирование рынка труда — процесс сложный, длительный и дорогой. Естественные потери, связанные с выбытием граждан по возрасту, требуют постоянного его пополнения за счет молодого поколения, которое необходимо подготовить к труду физически и профессионально. Рынок труда России в последние десятилетия несет существенные потери, связанные не только с естественными факторами, но и в результате прогрессирующей наркотизации населения. В октябре 2002 года на совещании с главами силовых ведомств по борьбе с наркоманией Президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что "обычных мер недостаточно, нужны новые предложения, которые привели бы к существенным изменениям в борьбе с наркотиками".

"Обычные меры" в борьбе с распространением наркотиков в России до создания Федеральной службы по контролю за наркотиками (ФСКН) находились в компетенции силовых структур и медицины. В рамках этих мер экономическая составляющая проблемы рассматривалась только с позиции финансирования проводимых антинаркотических мероприятий. Серьезного анализа ключевых причин, ее порождающих, эффективности использования выделенных ресурсов и поиска путей денаркотизации населения проведено не было. Разработка "новых предложений" по решению проблемы распространения наркотиков подразумевает поиск и обсуждение альтернативных программ. Можно соглашаться или не соглашаться с той или иной стратегией денаркотизации населения, но в любом случае потребуется ее разумное, немифологизированное обоснование, базирующееся на результатах исследований и дискуссий, а не на истерических лозунгах и популистских призывах.

Автор данной статьи предлагает для конструктивного обсуждения одну из возможных стратегий управления процессом денаркотизации населения, основанную на рыночных законах и современных технологиях конкуренции.

Рынок наркотиков развитый, криминальный и неконтролируемый со стороны государства, увы, существует, но это объективная реальность. Основой, которая позволяет наркобизнесу противостоять попыткам цивилизованных государств ограничить распространение наркотиков, является сверхприбыль. Понятно, что стратегия подавления наркобизнеса должна быть нацелена в первую очередь на устранение его основы.

В последние годы в рыночной экономике при разработке стратегий конкурентной борьбы все чаще используются идеи, заложенные в философии восточных единоборств айкидо1. Главный их принцип можно сформулировать следующим образом: "используй сильные стороны противника против него самого". Конечная цель принятой в айкидо защиты состоит в том, чтобы нейтрализовать противника и получить возможность контролировать его действия. Такой подход не подразумевает прямолинейного использования силы. В долгосрочной стратегии нейтрализация сильных сторон противника оказывается наиболее эффективной, так как позволяет менять правила игры. При этом защищающаяся сторона получает возможность спокойно и расчетливо обезоруживать атакующего. С точки зрения морали, наркомания — несомненное зло. Однако для того, чтобы понять экономический механизм и социальный эффект предлагаемой стратегии, придется хотя бы условно и на время отказаться от ее нравственных оценок2. К этому обязывают строгие требования научного метода.

С позиции рынка наркотик всего лишь товар, а наркоманы — его потребители3. Анализ рыночной ситуации, в которой наркобизнес, несмотря на существенные усилия многих государств, в том числе и России, в течение длительного времени остается сверхприбыльным, позволяет выявить ряд способствующих этому факторов, его сильных и слабых сторон.

Отметим сильные стороны наркобизнеса

1. Монопольное положение на рынке и сопутствующая этому сверхприбыль. Будучи монополистом на незаполненном другими структурами пространстве, наркорынок устанавливает цены, которые легко покрывают потери, связанные с нелегальным положением его дельцов, и обеспечивают им не сравнимую с каким-либо другим видом деятельности прибыль. При этом сохраняются такие общие цели наркосиндикатов и картелей, как расширение рынка сбыта, формирование цен, лоббирование их интересов в госструктурах.

2. Развитая система сбыта, построенная по принципу сетевого маркетинга. В основе системы сбыта наркотиков лежит технология продвижения продукции, известная как сетевой маркетинг. Она представляет собой пирамиду, в которой нижние звенья не только продают, но и потребляют продукт. Наркозависимый член системы сбыта, чтобы заработать себе на "дозу", должен обеспечивать наркотиками 5—10 человек. Риск остаться без "дозы" вынуждает сбытчика прикладывать колоссальные усилия для поиска новых клиентов. Именно этот слой наркозависимых продавцов-потребителей, вовлеченных в наркобизнес, обеспечивает последнему гарантированный сбыт и эффективное продвижение товара.

3. Отсутствие у "хронических" наркоманов потребности покупать иные блага, кроме наркотиков. Существуют две группы потребителей, на которых направляют свои усилия наркоторговцы. Это, во-первых, наркозависимые (системные наркоманы), которые будут покупать товар в любом случае, и, во-вторых, потенциальные потребители. Для системного наркомана никакого другого товара, кроме наркотиков, не существует. Влечение к ним не только определяет умонастроение наркомана, но и диктует ему манеру поведения, подавляет и устраняет противоречащие пагубному пристрастию мотивы и контроль. Однако даже самый тяжелый наркоман способен проявлять интерес к жизни, переключать внимание на какую-то деятельность во время действия наркотика (на несколько часов или на сутки) после принятия "дозы".

4. Высокая степень заинтересованности участников системы сбыта, основанная на зависимости от наркотика.

5. Отсутствие у потребителя (системного наркомана) альтернативного источника удовлетворения потребности в наркотике.

6. Неограниченный рынок сбыта, состоящий из потенциальных потребителей, вовлеченных в легальную наркоманию (курение, алкоголизм).

Существует подтвержденная научными исследованиями так называемая "теория ключа". Согласно ей "замок" будущей наркозависимости открывается табаком, далее следуют алкоголь, потом марихуана, а затем остальные нелегальные наркотики4. Статистические данные, полученные учеными разных стран в различные периоды времени, показывают устойчивую связь между потреблением наркотиков и предшествующим наркомании потреблением психоактивных продуктов (табак, пиво, алкоголь). Практически у всех наркоманов (более 93%) употреблению героина предшествовала стадия, когда они курили "травку"5. И предшествовало этому потребление табака. А переход от него к "травке" и от "травки" к героину почти всегда происходил в обстановке опьянения пивом или более крепкими спиртными напитками.

7. Пассивность государства в вопросах ограничения потребления молодежью психоактивных продуктов.

8. Тесное переплетение рынка наркотиков с рынками психоактивных продуктов и "клубных" услуг.

Рассмотрим слабые стороны наркобизнеса.

1. Чрезвычайно высокая чувствительность потребителя (наркомана) к цене. Эта уязвимость обусловлена тем, что наркозависимый человек приобретает дорогой, по сравнению с его доходами, товар.

2. Отсутствие у потребителя гарантии на получение следующей "дозы".

3. Негарантированное качество приобретаемого товара (наркотика).

4. Невозможность обеспечить (в наибольшем числе случаев) комфортные и безопасные (легальные) условия потребления товара.

Известно, что любой рынок определяется тремя системообразующими факторами: спрос, предложение, конкуренция. Маркетологи приводят десятки рекомендаций, "как привлечь потребителей", "как продвинуть товар", "как раскрутить рынок". В рассматриваемом случае для достижения цели (ее характеризует выражение "прогрессирующее уменьшение количества наркозависимых") придется решить обратную задачу, т.е. свернуть нелегальный и неконтролируемый рынок наркотиков. Сделать это можно путем соответствующего воздействия на системообразующие факторы.

Таким образом, проблема "существования криминального рынка наркотиков "сводится к ряду подпроблем. Среди них: наличие криминального предложения; наличие спроса на криминальном рынке; отсутствие конкуренции и возможности влиять на цены (а значит, и на прибыль наркобизнеса). Соответственно, "древо" целей будет включать в себя такие подцели, как: подавление криминальных поставок; снижение спроса; формирование конкурентной среды6.

Рассмотри подробнее перечисленные выше подпроблемы и подцели.

Так, если тем или иным способом прекратить поставки наркотиков (подавив предложение), то рынок свернется и цель будет достигнута. Но ситуация, сложившаяся в результате подавления поставок, окажется неустойчивой, так как сохраняется спрос, а значит, предложение в любой момент может восстановиться. Далее, если удастся устранить спрос (наркотики перестанут покупать и оплачивать), продать товар будет невозможно. Предложение прекратится автоматически, а следовательно, рынок свернется. Цель также будет достигнута. Однако положение останется неустойчивым, так как мотивация (возможность получения сверхприбыли) к восстановлению спроса сохранится. И при благоприятных обстоятельствах возможен рецидив, т.е. возобновление спроса. Немаловажно и то обстоятельство, что монопольное положение на рынке наркотиков позволяет наркобизнесу поддерживать высокие цены. Они не только перекрывают потери, связанные с его нелегальным положением, но и обеспечивают получение сверхприбыли. Внутренние разборки между дельцами-нелегалами не могут считаться конкуренцией, ибо сохраняются общие цели по вопросам расширения рынка, формирования цены и организации прикрытия в государственных органах.

При падении цены наркотиков до уровня, когда их криминальная поставка окажется невыгодной, последние прекратятся, и рынок свернется. Однако снижение цены до уровня бесприбыльности возможно только в случае, если появится оператор, для которого прибыль не будет главной целью присутствия на рынке. Более того, конкурировать с криминальным рынком, не нарушая закона, может только один оператор — государство. Если государство выйдет на рынок наркотиков, т.е. появится поставщик, обеспечивающий более высокие потребительские свойства товара (низкую цену, высокое качество, легальность употребления), то спрос перейдет с криминального рынка на легальный. Криминальные поставки окажутся невыгодными. Их рынок свернется, однако цель (уменьшение количества наркозависимых) не будет достигнута. При прямой замене криминального рынка легальным количество наркозависимых не уменьшится. Они просто перейдут с одного рынка на другой. Отсюда следует, что для достижения поставленной цели (путем воздействия на такой системообразующий фактор, как "конкуренция") замена криминального рын­ка легальным должна сопровождаться дополнительными мероприятиями и ограничениями.

Неизбежность выхода государства на рынок наркотиков достаточно подробно рассмотрена в работе Л. Тимофеева "Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли"7. Один из вариантов такого выхода прошел многолетнюю апробацию в Швейцарии, Германии, а в настоящее время используется в Эстонии. В этом случае официально зарегистрированный в медицинском учреждении наркоман ежедневно в специальном пункте получает необходимую ему инъекцию (бесплатно или за минимальную цену — в зависимости от обстоятельств). Важным ограничительным условием деятельности таких пунктов является то, что ни одна доза ни при каких обстоятельствах не должна покидать стены пункта; получает дозу в нем только официально зарегистрированное и прошедшее медицинское освидетельствование лицо. Организация регулярных инъекций зарегистрированным наркоманам может рассматриваться как форма выхода государства на рынок наркотиков для создания конкурентного рынка. Подобные меры позволяют: убрать с криминального рынка самую активную часть распространителей наркотиков — наркозависимых лиц и снизить давление на потенциально возможных их потребителей. Большинство наркоманов, обеспеченных гарантированной дозой (бесплатно или по доступной цене), прекратят либо значительно сократят свою деятельность по вовлечению в наркоманию других людей. Одновременно сократится число наркоманов, которые в поиске средств для приобретения очередной дозы совершают имущественные преступления. Это способно резко (на 30—40%) улучшить криминогенную обстановку в населенных пунктах. Высвободившиеся ресурсы силовые структуры смогут направить на усиленное подавление оставшейся части криминального рынка. Соответственно уменьшится и количество заболеваний СПИДом, распространение которого в значительной мере связано с антисанитарией при наркоинъекциях. Российская медицина сможет больше ресурсов направлять на лечение и реабилитацию лиц, которые захотят лечиться. Эффективность медицинских мероприятий резко возрастет, так как активность внешней среды по рецидивному вовлечению находящихся в состоянии ремиссии наркозависимых существенно сократится.

Подобная конкуренция резко уменьшит прибыль наркобизнеса, а это самое главное. (Зачем покупать наркотики, если их можно получить бесплатно или почти бесплатно? Кто повезет товар туда, где его нельзя с выгодой продать?)

Значит, государство, создав альтернативный контролируемый источник удовлетворения потребности наркозависимых людей, т.е. образовав фактически подконтрольный себе конкурентный рынок, нейтрализует как минимум четыре из восьми сильных сторон наркобизнеса. Оно разрушает систему сбыта криминального рынка наркотиков; делает наркобизнес бесприбыльным; ослабляет давление его сбытовой системы на потенциально возможных потребителей, ослабляет наркобизнес конкурентной борьбой.

Противники предложенной схемы, очевидно, сочтут ее аморальной. Дескать, государство эксплуатирует наркозависимых. Безусловно, мало хорошего в том, что врачи вводят наркотики, чтобы избавить больных от "ломки". О какой морали может идти речь, когда заранее известно, что альтернативная ситуация для наркозависимого — это темный подъезд, грязная игла и последующая гибель человека, как правило, молодого и работоспособного. Профессиональная помощь в клинических условиях или липкий шприц в нечистых руках — это две стороны морали. Какая из них аморальней? Наркозависимые на этот вопрос не ответят. Его должны решить те, кто пока здоров. Предложенная схема станет аморальной лишь в случае, если будет использована для извлечения личной прибыли при финансировании соответствующих проектов. Но такое развитие событий устранимо, коль скоро контроль за использованием средств будет осуществлять ФСКН.

Какие перспективы появятся в случае реализации рассматриваемой модели? Вслед за избравшим ее первым регионом, к схеме будут вынуждены присоединиться все близлежащие (встретив конкуренцию, наркобизнес именно туда перекачает ресурсы), отпадет необходимость перехватывать наркокурьеров, исчезнет основа для наркокоррупции.

Если придать этой программе государственный уровень, то к ней, скорее всего, присоединятся страны из ближайшего окружения Российской Федерации. Следствием станет разрушение международных структур, для которых наркобизнес служит доходной базой.

Заранее, но с большей долей уверенности можно говорить о том, что наркобизнес окажет колоссальное сопротивление и примет все меры, чтобы "задушить" программу на корню. Будут использованы средства массовой информации, авторитетные специалисты, апеллирующие к нравственности и имиджу России, пугающие международной финансовой и гуманитарной блокадой, вплоть до попытки "санитарного" уничтожения. Будут задействованы всевозможные рычаги, дезорганизующие деятельность медицинских наркопунктов, вплоть до террора. Вполне вероятно появление информации, порочащей медработников. Быть по-другому просто не может, ибо "цена вопроса" только в России (по разным оценкам) от 6 до 10 млрд. долларов в год8.

Жизнеспособная стратегия борьбы с наркобизнесом должна объединить интересы здоровой и больной части российского общества, что потребует принятия компромиссных решений. Многих молодых россиян, попавших в руки наркодельцов, уже не спасти. Помогая тем, кто захочет избавиться от болезни, общество призвано подумать и о том, как жить и трудиться здоровым людям рядом с наркозависимыми. Понятно, что, обслуживая больных, официальный рынок наркотиков будет закрыт для здоровых.

Сегодняшняя нормативная база, к сожалению, далека от совершенства. При отсутствии альтернативы она загоняет больных людей на криминальный рынок. Другими словами, существующий закон фактически поддерживает наркобизнес и способствует распространению наркотиков в России. Правовое признание предложенной схемы позволяет исправить ситуацию. Более того, существование альтернативного рынка предусматривает введение уголовной ответственности за хранение даже одной дозы наркотиков, что не предусмотрено ныне действующим законом.

Как было уже отмечено выше, существенным фактором роста наркомании является развитый в России и плохо управляемый государством рынок таких психоактивных продуктов, как табак, пиво и алкоголь. В то же время эта устойчивая связь между потреблением запрещенных наркотиков и психоактивных продуктов, как правило, остается вне рассмотрения существующими программами денаркотизации населения. Игнорируется тот факт, что практически все наркозависимые люди начинали свой путь к наркотикам с первой сигареты и первой банки пива. Только от 2 до 6% (по разным данным) потребителей нелегальных наркотиков не пробовали до этого табак и алкоголь. Для снижения спроса на нелегальные наркотики весьма эффективна ранняя профилактика курения и алкоголизма (именно это делают в США). При этом повышаются цены на табак и алкоголь и сокращается число точек их реализации.

Проблемы, связанные с наркотизацией населения в России, своим появлением в значительной мере обязаны отечественным СМИ. Специфика российского законодательства такова, что ограничение на демонстрацию процессов курения и употребления алкоголя в рекламе не коснулось "художественной" видеопродукции. Отечественные шедевры типа "Особенности национальной охоты" и т.п. открыто пропагандируют с экранов государственных телеканалов образ жизни, основанный на пьянстве. Квалификация многих сценаристов и исполнителей столь специфична и так откровенно низка, что отразить душевный мир своих персонажей они способны только используя клише с присутствием табака и алкоголя. Каменская и другие "звезды" российского телеэкрана в кратчайшие сроки сформировали моду на курение и обучили молодежь "оттягиваться с Клинским". С помощью средств массовой информации, и в первую очередь телевидения, была создана молодежная субкультура, основанная на праздности и употреблении психоактивных продуктов.

Для повышения иммунитета российского населения по отношению к наркотикам, снижения и профилактики их спроса автор настоящей публикации полагает целесообразным неотложное проведение ряда мероприятий. Крайне важно:

  • уменьшить доступность психоактивных продуктов для молодежи путем повышения возрастного ценза на употребление табака, пива и алкоголя до 21 года (как в США) и повышения цены на эти продукты;
  • усилить административные меры, ограничивающие доступность психоактивных продуктов за счет уменьшения количества точек их реализации, ужесточения контроля за соблюдением правил продажи;
  • ввести дискриминационные меры, связанные с потреблением психоактивных продуктов, при поступлении (курящей) молодежи в военные, медицинские, спортивные и педагогические вузы;
  • полностью запретить рекламу психоактивных продуктов в СМИ, которые имеют широкий круг пользователей;
  • ввести дополнительное налогообложение при демонстрации в художественных фильмах процессов употребления психоактивных продуктов при показе их по TV;
  • рассматривать клубные заведения как общественные места, ввести административную ответственность их владельцев (вплоть до лишения лицензии) за присутствие в помещении лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, пьяных или курящих.

Перечисленные мероприятия способны разрушить остальные составляющие наркобизнеса, связанные с наличием неограниченного рынка сбыта, потенциально возможных потребителей наркотиков, ослабленных в результате употребления психоактивных продуктов. При правильной реализации они позволят также пополнить бюджет значительными средствами, безусловно повысят имидж здорового образа жизни, а также укрепят потенциал рынка трудовых ресурсов России — гаранта ее устойчивого развития и экономического благополучия.


1 Пино Роберт. Корпоративное айкидо / Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001 (Серия "Теория и практика менеджмента").
2 Редакция журнала не разделяет такое мнение автора и предлагает обсудить этот вопрос в последующих номерах журнала.
3 Кисселшан Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма; Тимофеев Л.М. Наркобизнес: Начальная теория отрасли. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Медицинская пресса, 2001.
4 Андреева Т. Склонны ли курильщики к употреблению других наркотиков? // Бюллетень АНТИ № 14.
5 Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: Доклад Министерства образования РФ / Под общ. ред. зам. министра образования РФ Е.Е. Чепурных. М.: Изд-во "ОПТИМ ГРУПП", октябрь 2003.
6 Дубовиков К.К. Рыночная концепция управления процессами денаркотизации населения. Изд. 2 е, доп. Челябинск, 2006.
7 Тимофеев Л.М. Наркобизнес: Начальная теория отрасли. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Медицинская пресса, 2001.
8 Виктор Черкесов против легализации марихуаны в России. РОССБАЛТ. http://www. rosbalt.ru/2003/06/26/104966.html

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.