|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Средний размер назначенных пенсий растет, но в некоторых
регионах России остается ниже прожиточного минимума
В соответствии с российским законодательством, средства
на выплату пенсий аккумулирует Пенсионный фонд Российской Федерации.
Объемы поступления страховых взносов и налоговых платежей увеличиваются
год от года и в 2003-2005 годах они устойчиво превышали суммы произведенных
за счет фонда расходов (рис. 7).
В 2005 году объем поступивших в Пенсионный фонд Российской
Федерации страховых взносов и налоговых платежей достиг почти 1350
миллиардов рублей, что больше, по сравнению с предыдущим 2004 годом,
на 32,9%, а с корректировкой на индекс потребительских цен - на
23,6%. Общий объем поступлений составил 6% от валового внутреннего
продукта (ВВП).
В том же году фондом было израсходовано 1299 миллиардов
рублей, в том числе на финансирование выплат населению пенсий и
пособий - 1144, на осуществление ежемесячной денежной выплаты -
121 миллиард рублей. Доля средств, израсходованных на эти виды выплат,
составила, соответственно, 5,3% в ВВП (по сравнению с 2004 годом
ниже на 0,2 процентного пункта) и 0,6%.
Рисунок 7. Поступление и расходование средств Пенсионного
фонда Российской Федерации, 1992-2005 годы, млрд.рублей (до 1998
г. - трлн.рублей)
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, на
конец 2005 года число пенсионеров, которым пенсии назначены в соответствии
с Федеральным законом "О трудовых пенсиях Российской Федерации",
составило 36,2 миллиона человек (94,4% от общего числа пенсионеров,
состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации).
Средний размер назначенных им месячных пенсий - 2575,2 рубля, что
в 1,3 раза выше среднего размера пенсий, назначенных в соответствии
с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации". Об изменении среднего размера основных
видов пенсий можно судить по данным, представленным в таблице 1.
В июле 2007 года средний размер назначенных месячных пенсий5
возрос, по предварительным данным, до 3101 рубля, что на 13,6% больше
по сравнению с июлем 2006 года.
Таблица 1. Средний размер назначенных месячных пенсий
по видам пенсионного обеспечения6, на
конец года; рублей (до 1998 г. - тыс.рублей)
|
1992
|
1995
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
Пенсии всех пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной
защиты населения
|
3,5
|
242,6
|
521,5
|
823,4
|
1138
|
1462,3
|
1747,4
|
2026,3
|
2538,2
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по старости
|
3,7
|
258,5
|
549,2
|
894
|
1246,3
|
1589
|
1906
|
2213,9
|
2761,3
|
по инвалидности
|
3,2
|
218
|
466,9
|
698,5
|
940,4
|
1157,1
|
1363,4
|
1575,8
|
1984,1
|
по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного
члена семьи)
|
2,2
|
132,8
|
389,7
|
501,5
|
668,9
|
792,7
|
1010,1
|
1218,3
|
1493,8
|
за выслугу лет
|
4,5
|
277
|
488
|
673,7
|
846,5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
социальные пенсии
|
2,1
|
160,1
|
395,3
|
496,7
|
631,7
|
1032
|
1179,8
|
1295,5
|
1798,4
|
госслужащие, получающие пенсию по старости (или по инвалидности)
и за выслугу лет
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3036,3
|
3368,5
|
3916,4
|
4389,4
|
Помимо государственного пенсионного обеспечения граждан
в Российской Федерации действует негосударственное пенсионное обеспечение7.
В 2005 году в стране насчитывалось 290 негосударственных пенсионных
фондов (больше было только в предыдущем, 2004 году - 296). Они охватывали
более 6,1 миллиона участников, из которых 705,7 тысячи человек являлись
получателями дополнительных пенсий, что составляет 1,8% от общей
численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного
фонда Российской Федерации (рис. 8). По данным Федеральной службы
по финансовым рынкам, в 2005 году были осуществлены пенсионные выплаты
на общую сумму 7569,0 млн.рублей, что в среднем составляет 893,8
рубля в месяц на одного получателя (в 2004 году - 825,9 рубля, в
2001 году - 258,5 рубля).
Рисунок 8. Число участников системы негосударственного
пенсионного обеспечения и получателей негосударственных пенсий,
1996-2005 годы, тысяч человек
В 2006 году реальный размер8
назначенных месячных пенсий вырос на 5,1% по сравнению с предыдущим
годом, а в 2005 году - на 9,6%. В итоге он достиг почти 70% к уровню
1990 года, заметно превышая уровень кризисных 90-х годов (рис. 9).
Тенденция устойчивого роста реального размера назначенных пенсий
наблюдается начиная с 2000 года, после того как в 1990 года он опустился
до наиболее низкого уровня (30% к уровню 1990 года).
Повышению реального содержания пенсий способствовали
проводимые индексации пенсий. На 1 января 2005 года размер базовой
части трудовой пенсии по старости составлял 660 рублей в месяц,
а с 1 марта 2005 года, в соответствии с Федеральным законом от 14
февраля 2005 года № 3-ФЗ, размер базовой части трудовой пенсии по
старости был увеличен до 900 рублей в месяц. С 1 августа 2005 года
была проведена дополнительная индексация базовой и страховой части
трудовой пенсии: коэффициент увеличения был определен в размере
1,06, а коэффициент дополнительного увеличения размера страховой
части трудовой пенсии - в размере 1,048. В результате размер базовой
части трудовой пенсии по старости составил 954 рубля в месяц. Размер
ежемесячных денежных выплат в течение года также дважды индексировался,
как и размер пенсии. Большая часть пенсионеров имела право на получение
этих ежемесячных денежных выплат.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ
были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации,
предусматривающие переход от предоставления ряда натуральных льгот
отдельным категориям граждан к денежным компенсациям, а также разграничение
расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки
гражданам по уровням бюджетной системы9.
Одновременно с увеличением реального размера назначенных
пенсий устойчиво росло соотношение среднего размера пенсий с величиной
прожиточного минимума: если в 1999 году средний размер назначенных
пенсий составлял лишь 70% от величины установленного для пенсионеров
прожиточного минимума, то в 2002 году они сравнялись, а в 2004 году
средний размер пенсии превысил величину прожиточного минимума пенсионера
на 6,3%. Поскольку ни в 2005, ни в 2006 году величина прожиточного
минимума в целом по Российской Федерации не устанавливалась, нельзя
определенно утверждать, что тенденция устойчивого роста сохранялась
и в эти годы. Однако в пользу этого утверждения говорит сохраняющаяся
тенденция роста реального размера назначенных пенсий (рис. 10).
Рисунок 9. Реальный размер средней назначенной пенсии
(1990=100) и ее соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (в
%), 1992-2006 годы
В первом полугодии 2007 года средний размер назначенных
месячных пенсий составил 2968 рублей, а его реальный размер - 104,9%
к соответствующему периоду 2006 года.
Соотношение среднего размера назначенных месячных пенсий
(с учетом компенсации) и величины среднего размера начисленной заработной
платы составило 23,7% (в первом полугодии 2006 году - 26,6%, в целом
за год - 25,6%). Примерно таким же оно было в 1992 году - 26,0%,
а затем возросло до 40% в 1995-1996 годах. После снижения до 29%
в 1999 году оно немного увеличилось и оставалось на уровне около
32% в 2000-2002 годах, а затем начало постепенно снижаться, что
говорит о замедлении роста среднего размера назначенных песий по
сравнению со средним размером начисленной заработной платы.
Рисунок 10. Реальный размер средней назначенной пенсии
(в % к декабрю 1994 года) и ее соотношение с прожиточным минимумом
пенсионера (в разах), по месяцам 1995-2007 годов
Сравнение среднего размера назначенных пенсий с величиной
прожиточного минимума, утвержденного региональными органами власти,
показывает, что не во всех субъектах Российской Федерации пенсия
может обеспечить даже самые минимальные жизненные потребности. Так,
в 2005 году в 17 из 88 регионов-субъектов федерации средний размер
назначенных пенсий был ниже величины утвержденного прожиточного
минимума, причем особенно значительно в ряде регионов Крайнего Севера:
Эвенкийском (69% от величины прожиточного минимума), Корякском (78%)
и Чукотском автономных округах (82%). В половине регионов превышение
среднего размера назначенных пенсий над величиной прожиточного минимума
не превышало 19%, а наибольшим оно было в Республике Северной Осетии-Алании
- на 42% (рис. 11).
Рисунок 11. Средний размер назначенных пенсий (рублей
в месяц) и его соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (в
%), по регионам-субъектам Российской Федерации в 2005 году
Список регионов
5 - Средний размер назначенных месячных пенсий
определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на
численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного
фонда Российской Федерации.
6 - До 2002 года - с учетом компенсации.
7 - Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая
форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным
видом деятельности которой является негосударственное пенсионное
обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном
пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников
фонда. Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных
пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного
обеспечения населения.
8 - Реальный размер назначенных пенсий - относительный
показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера
(т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) пенсий на индекс
потребительских цен за соответствующий период времени.
9 - К числу расходных обязательств Российской Федерации,
которые финансируются из федерального бюджета, отнесены меры социальной
поддержки, предоставляемые:
- инвалидам войны;
- участникам Великой Отечественной войны;
- ветеранам боевых действий;
- военнослужащим, проходившим военную службу в воинских
частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в
состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября
1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные
орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- лицам, награжденные знаком "Жителю блокадного
Ленинграда";
- лицам, работавшим в период Великой Отечественной
войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной
обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских
баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ
действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых
участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей
судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной
войны в портах других государств;
- членам семей погибших (умерших) инвалидов войны,
участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий,
члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа
личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд
местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших
работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
- инвалидам;
- детям-инвалидам;
- лицам, подвегшимся воздействию радиации.
Этим категориям граждан предоставляются ежемесячная денежная выплата,
а также набор социальных услуг, включающий:
- обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам
врача (фельдшера);
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на
санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте,
а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
К числу расходных обязательств субъектов Российской Федерации (финансируются
из бюджетов субъектов Российской Федерации) отнесены меры социальной
поддержки, предоставляемые:
- ветеранам труда;
- труженикам тыла;
- реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими
от политических репрессий;
- другим категориям граждан в соответствии с нормативными
правовыми актами и региональными программами субъектов Российской
Федерации.
|