Rambler's Top100

№ 295 - 296
2 июля - 19 августа 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Российский демографический барометр 

Начиная с 2000 года пожилых людей в России больше, чем детей

Каждый шестой россиянин 60 лет и старше экономически активен

На начало 2006 года в России насчитывалось 38,3 миллиона пенсионеров

Средний размер назначенных пенсий растет, но в некоторых регионах России остается ниже прожиточного минимума

Здоровье пенсионеров не улучшается


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Средний размер назначенных пенсий растет, но в некоторых регионах России остается ниже прожиточного минимума

В соответствии с российским законодательством, средства на выплату пенсий аккумулирует Пенсионный фонд Российской Федерации. Объемы поступления страховых взносов и налоговых платежей увеличиваются год от года и в 2003-2005 годах они устойчиво превышали суммы произведенных за счет фонда расходов (рис. 7).

В 2005 году объем поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов и налоговых платежей достиг почти 1350 миллиардов рублей, что больше, по сравнению с предыдущим 2004 годом, на 32,9%, а с корректировкой на индекс потребительских цен - на 23,6%. Общий объем поступлений составил 6% от валового внутреннего продукта (ВВП).

В том же году фондом было израсходовано 1299 миллиардов рублей, в том числе на финансирование выплат населению пенсий и пособий - 1144, на осуществление ежемесячной денежной выплаты - 121 миллиард рублей. Доля средств, израсходованных на эти виды выплат, составила, соответственно, 5,3% в ВВП (по сравнению с 2004 годом ниже на 0,2 процентного пункта) и 0,6%.

Рисунок 7. Поступление и расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации, 1992-2005 годы, млрд.рублей (до 1998 г. - трлн.рублей)

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, на конец 2005 года число пенсионеров, которым пенсии назначены в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях Российской Федерации", составило 36,2 миллиона человек (94,4% от общего числа пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации). Средний размер назначенных им месячных пенсий - 2575,2 рубля, что в 1,3 раза выше среднего размера пенсий, назначенных в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Об изменении среднего размера основных видов пенсий можно судить по данным, представленным в таблице 1. В июле 2007 года средний размер назначенных месячных пенсий5 возрос, по предварительным данным, до 3101 рубля, что на 13,6% больше по сравнению с июлем 2006 года.

Таблица 1. Средний размер назначенных месячных пенсий по видам пенсионного обеспечения6, на конец года; рублей (до 1998 г. - тыс.рублей)

 

1992

1995

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Пенсии всех пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения

3,5

242,6

521,5

823,4

1138

1462,3

1747,4

2026,3

2538,2

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по старости

3,7

258,5

549,2

894

1246,3

1589

1906

2213,9

2761,3

по инвалидности

3,2

218

466,9

698,5

940,4

1157,1

1363,4

1575,8

1984,1

по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи)

2,2

132,8

389,7

501,5

668,9

792,7

1010,1

1218,3

1493,8

за выслугу лет

4,5

277

488

673,7

846,5

-

-

-

-

социальные пенсии

2,1

160,1

395,3

496,7

631,7

1032

1179,8

1295,5

1798,4

госслужащие, получающие пенсию по старости (или по инвалидности) и за выслугу лет

-

-

-

-

-

3036,3

3368,5

3916,4

4389,4

Помимо государственного пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации действует негосударственное пенсионное обеспечение7. В 2005 году в стране насчитывалось 290 негосударственных пенсионных фондов (больше было только в предыдущем, 2004 году - 296). Они охватывали более 6,1 миллиона участников, из которых 705,7 тысячи человек являлись получателями дополнительных пенсий, что составляет 1,8% от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (рис. 8). По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, в 2005 году были осуществлены пенсионные выплаты на общую сумму 7569,0 млн.рублей, что в среднем составляет 893,8 рубля в месяц на одного получателя (в 2004 году - 825,9 рубля, в 2001 году - 258,5 рубля).

Рисунок 8. Число участников системы негосударственного пенсионного обеспечения и получателей негосударственных пенсий, 1996-2005 годы, тысяч человек

В 2006 году реальный размер8 назначенных месячных пенсий вырос на 5,1% по сравнению с предыдущим годом, а в 2005 году - на 9,6%. В итоге он достиг почти 70% к уровню 1990 года, заметно превышая уровень кризисных 90-х годов (рис. 9). Тенденция устойчивого роста реального размера назначенных пенсий наблюдается начиная с 2000 года, после того как в 1990 года он опустился до наиболее низкого уровня (30% к уровню 1990 года).

Повышению реального содержания пенсий способствовали проводимые индексации пенсий. На 1 января 2005 года размер базовой части трудовой пенсии по старости составлял 660 рублей в месяц, а с 1 марта 2005 года, в соответствии с Федеральным законом от 14 февраля 2005 года № 3-ФЗ, размер базовой части трудовой пенсии по старости был увеличен до 900 рублей в месяц. С 1 августа 2005 года была проведена дополнительная индексация базовой и страховой части трудовой пенсии: коэффициент увеличения был определен в размере 1,06, а коэффициент дополнительного увеличения размера страховой части трудовой пенсии - в размере 1,048. В результате размер базовой части трудовой пенсии по старости составил 954 рубля в месяц. Размер ежемесячных денежных выплат в течение года также дважды индексировался, как и размер пенсии. Большая часть пенсионеров имела право на получение этих ежемесячных денежных выплат.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие переход от предоставления ряда натуральных льгот отдельным категориям граждан к денежным компенсациям, а также разграничение расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по уровням бюджетной системы9.

Одновременно с увеличением реального размера назначенных пенсий устойчиво росло соотношение среднего размера пенсий с величиной прожиточного минимума: если в 1999 году средний размер назначенных пенсий составлял лишь 70% от величины установленного для пенсионеров прожиточного минимума, то в 2002 году они сравнялись, а в 2004 году средний размер пенсии превысил величину прожиточного минимума пенсионера на 6,3%. Поскольку ни в 2005, ни в 2006 году величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации не устанавливалась, нельзя определенно утверждать, что тенденция устойчивого роста сохранялась и в эти годы. Однако в пользу этого утверждения говорит сохраняющаяся тенденция роста реального размера назначенных пенсий (рис. 10).

Рисунок 9. Реальный размер средней назначенной пенсии (1990=100) и ее соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (в %), 1992-2006 годы

В первом полугодии 2007 года средний размер назначенных месячных пенсий составил 2968 рублей, а его реальный размер - 104,9% к соответствующему периоду 2006 года.

Соотношение среднего размера назначенных месячных пенсий (с учетом компенсации) и величины среднего размера начисленной заработной платы составило 23,7% (в первом полугодии 2006 году - 26,6%, в целом за год - 25,6%). Примерно таким же оно было в 1992 году - 26,0%, а затем возросло до 40% в 1995-1996 годах. После снижения до 29% в 1999 году оно немного увеличилось и оставалось на уровне около 32% в 2000-2002 годах, а затем начало постепенно снижаться, что говорит о замедлении роста среднего размера назначенных песий по сравнению со средним размером начисленной заработной платы.

Рисунок 10. Реальный размер средней назначенной пенсии (в % к декабрю 1994 года) и ее соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (в разах), по месяцам 1995-2007 годов

Сравнение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума, утвержденного региональными органами власти, показывает, что не во всех субъектах Российской Федерации пенсия может обеспечить даже самые минимальные жизненные потребности. Так, в 2005 году в 17 из 88 регионов-субъектов федерации средний размер назначенных пенсий был ниже величины утвержденного прожиточного минимума, причем особенно значительно в ряде регионов Крайнего Севера: Эвенкийском (69% от величины прожиточного минимума), Корякском (78%) и Чукотском автономных округах (82%). В половине регионов превышение среднего размера назначенных пенсий над величиной прожиточного минимума не превышало 19%, а наибольшим оно было в Республике Северной Осетии-Алании - на 42% (рис. 11).

Рисунок 11. Средний размер назначенных пенсий (рублей в месяц) и его соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (в %), по регионам-субъектам Российской Федерации в 2005 году
Список регионов


5 - Средний размер назначенных месячных пенсий определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.
6 - До 2002 года - с учетом компенсации.
7 - Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.
8 - Реальный размер назначенных пенсий - относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий период времени.
9 - К числу расходных обязательств Российской Федерации, которые финансируются из федерального бюджета, отнесены меры социальной поддержки, предоставляемые:

  1. инвалидам войны;
  2. участникам Великой Отечественной войны;
  3. ветеранам боевых действий;
  4. военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  5. лицам, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  6. лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  7. членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  8. инвалидам;
  9. детям-инвалидам;
  10. лицам, подвегшимся воздействию радиации.

Этим категориям граждан предоставляются ежемесячная денежная выплата, а также набор социальных услуг, включающий:

  • обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера);
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

К числу расходных обязательств субъектов Российской Федерации (финансируются из бюджетов субъектов Российской Федерации) отнесены меры социальной поддержки, предоставляемые:

  1. ветеранам труда;
  2. труженикам тыла;
  3. реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;
  4. другим категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.