Rambler's Top100

№ 291 - 292
4 - 17 июня 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Труд в системе жизненных ориентаций россиян

Изменил ли экономический рост отношение россиян к труду?

Средство самореализации или способ получения денег?

Ценны не только высокие заработки, но и гарантии занятости

Удовлетворенность россиян работой повысилась, но и стрессы они испытывают чаще

Недоиспользованный потенциал малого и среднего бизнеса

Потенциальная трудовая мобильность довольно высока

Пост-материалистические трудовые установки встречаются чаще, но не у всех работников

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

А. Плотнов. На стройку.  A. Plotnov. En route pour le chantier (1951)

Труд в системе жизненных ориентаций россиян

Людмила ХАХУЛИНА

Над темой номера работала Людмила ХАХУЛИНА

Удовлетворенность россиян работой повысилась, но и стрессы они испытывают чаще

Признание важными тех или иных сторон труда отражает своего рода притязания и ожидания людей в сфере трудовой деятельности. То, в какой мере эти притязания оправдываются применительно к конкретной работе, не в последнюю очередь влияет на удовлетворенность трудом вообще и конкретной работой в частности.

Следует сказать, что наблюдается улучшение оценок своей работы по всем ее характеристикам, о которых спрашивали участников опроса (рис. 6).

Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: "Согласны ли Вы, что ваша основная работа …" (% ответивших "полностью согласен" и "скорее согласен")

Вместе с тем по-прежнему сохраняется заметное расхождение между притязаниями и реальными оценками своей работы по наиболее значимым параметрам. Как и можно было ожидать, самый большой разрыв по-прежнему сохраняется в оценках заработной платы. Если "высокий заработок" признается важной характеристикой работы практически всеми опрошенными, то лишь 29% среди них согласились с тем, что их работа обеспечивает им такой заработок. И хотя таковых стало на 7 процентных пунктов больше, чем 7 лет назад, разрыв между желаемым и реальным остается очень значительным, несмотря на постоянный рост заработной платы за эти годы.

Большой разрыв сохраняется и при оценке возможностей для продвижения. Лишь около четверти опрошенных отметили, что их работа дает такие возможности (в 1998 году таковых было лишь 11%), хотя важной признают эту сторону труда 2/3 опрошенных работников.

По мере снижения безработицы увеличились и положительные оценки гарантированности работы. Таковой считают свою работу около 2/3 среди опрошенных, однако признают важным гарантировать людям работу, которой они заняты, 87% среди них. И хотя разрыв между "желаемым" и " действительным" несколько сократился за эти годы, он по-прежнему значителен.

Более половины опрошенных работников (54%) находят свою работу "интересной" (в 1998 году - 46%). Однако же 72% и сейчас, и 7 лет назад, признают важным, чтобы работа была интересной. И хотя расхождение имеет тенденцию к сокращению, все же оно остается довольно заметным.

Лишь в оценках своей работы с точки зрения ее общественной значимости, возможности оказывать помощь людям и признанием важности этих сторон труда расхождений практически нет.

Участников опроса просили также оценить свою работу с позиций физической и нервной нагрузки (рис. 7).

Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: "Как часто Вы…?" (в % от числа ответивших)

В сравнении с данными прошлого исследования, оценки физической тяжести практически не изменились. Всегда или очень часто приходят с работы обессиленными 40% опрошенных, 28% выполняют тяжелую физическую работу, 23%, по их мнению, работают в опасных условиях, и эта доля чуть выше, чем 8 лет назад.

Заметно увеличилась доля тех, кто, по их оценкам, всегда или очень часто находится на работе в напряжении, состоянии стресса. Если в 1998 году на это указали 32% опрошенных, то в 2005 - 44%. При этом отношения на работе между начальником и подчиненными, между коллегами, по оценкам работников, улучшились. Так, ? опрошенных оценивают отношения между сотрудниками как "хорошие" или "очень хорошие" и 60% опрошенных дают такую же оценку отношениям между администрацией и работниками. Эти оценки по сравнению с данными прошлого исследования заметно улучшились. Следовательно, можно предположить, что стресс на работе чаще связан с содержанием самой работы, ее интенсивностью, чем с психологическим климатом в коллективе.

Состояние стресса, тяжелую нервную нагрузку в своей работе чаще других отмечали руководители, специалисты. На выполнение тяжелой физической нагрузки чаще ссылались рабочие и самозанятые. Обессиленными после работы чаще чувствовали себя руководители, рабочие. По-видимому, чувство обессиленности создается не только физическими нагрузками, но и повышенным нервным напряжением.

Немаловажная сторона работы - возможность реализовать полученные знания, накопленный опыт. Эта характеристика, безусловно, является одним из факторов, влияющих на отношение к труду как к самостоятельной ценности для человека.

Вместе с тем, за годы радикальных экономических реформ многим работникам пришлось поменять профессию, род занятий, чтобы приспособиться к изменившимся условиям на рынке труда. Тем, кто сохранил свою профессию, пришлось трудиться в принципиально новых условиях, что не могло не сказаться на содержании самого труда и, соответственно, на оценках полезности прошлых знаний и опыта.

Чуть менее половины опрошенных работников (45%) ответили, что они смогли использовать знания и опыт, полученные на прошлой работе, в то время как 8 лет назад считали свой прошлый опыт и знания полезными на новой работе более половины (58%). В то же время 2/3 опрошенных считают, что если бы им пришлось сейчас менять место работы, то их нынешние знания и опыт были бы для них полезны. Эти данные показывают, что большинство работников, по их ощущениям, сумели за эти годы адаптироваться к профессиональным требованиям рынка труда.

Оценки различных сторон труда с точки зрения ожиданий и притязаний, физических и нервных нагрузок, возможности применять полученные знания и опыт - это факторы, определяющие удовлетворенность работой. Уровень этой удовлетворенности оказался выше, чем можно было бы ожидать, если принять во внимание существенные расхождения между повышающимися требованиями к работе и реальной оценкой ее наиболее важных сторон. Вместе с тем, улучшение оценок почти всех сторон своей работы не могло, по-видимому, не сказаться на повышении удовлетворенности своей работой.

По сравнению с 1990-ми годами несколько увеличилась доля тех, кто удовлетворен своей работой - между 1998 и 2005 годами их доля среди опрошенных выросла с 57% до 63%. Но, как и раньше, 17% опрошенных не удовлетворены своей работой. Остальные 20% опрошенных их нынешняя работы в какой-то степени устраивает, а в какой-то нет (рис. 8).

Рисунок 8. "Если говорить в целом, в какой мере Вы удовлетворены Вашим нынешним местом работы?" (в % к числу ответивших)

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.