Rambler's Top100

№ 291 - 292
4 - 17 июня 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2006/2007

Положение детей в мире, 2007 год

Право на здоровье: профилактика и лечение ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп

Законы истории: математическое моделирование развития мир-системы. Демография, экономика, культура

Материалы церковно-приходского учета населения как историко-демографический источник

По страницам журналов «Медико-социальная экспертиза и реабилитация», «Россия и современный мир»

Содержание журнала «Population & Sociétés»


Google
Web demoscope.ru

ДОКЛАД О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2006/2007

Регионы России: цели, проблемы, достижения

Программа развития ООН (ПРООН), 2007, 145 страниц

http://www.undp.ru/nhdr2006_07rus/NHDR_Russia_2006-07rus.pdf

Показатели ЦРТ по целям "Снижение материнской смертности и смертности детей до 5 лет" в 2000-2005 гг. (стр. 50)

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Материнская смертность, случаев на 100 тыс. родившихся живыми

25,3

20,6

19,2

44,2

9,5

20,0

Смертность детей до 5 лет, случаев на 1000 детей данного возраста

нет данных

нет данных

16,1

17,0

14,6

14,3

Младенческая смертность, случаев на 1000 родившихся живыми

16,0

14,2

13,9

13,9

11,9

11,1

Расчеты индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) за 2004 и 2003 гг. приведены в табл. 9.1 и 9.2. В подавляющем большинстве субъектов РФ индекс вырос, хотя динамика была разной. Быстрее всего рос ИРЧП ресурно-экспортных регионов, особенно нефтедобывающих, благодаря росту душевого ВРП. Небольшое снижение индекса в нескольких депопулирующих областях Центра связано с сокращением доли учащихся из-за малочисленности поколения, вошедшего в школьный возраст. Вторая причина - особенности налогового режима и переноса юридических адресов крупных компаний, оказывающие заметное влияние на показатель душевого ВРП отдельных регионов. Этим объясняется кратковременный рост и последующий спад показателей Чукотского АО и Магаданской области (в предыдущие годы - Республики Калмыкии). В 2004 г. кратковременным ростом ВРП по тем же причинам отличались Омская область и Республика Мордовия.

Сравнение индекса регионов и стран условно, но очень показательно для России. Москва сопоставима с Чехией и Мальтой, Тюменская область - с Венгрией и Польшей, Санкт-Петербург и Татарстан - с Болгарией, при этом северная столица заметно уступает странам Балтии. Слабейшие регионы России (республики Тыва и Ингушетия) сопоставимы с Монголией, Гватемалой и Таджикистаном. Огромный разрыв регионов России в развитии человеческого потенциала замедляет развитие всей страны.

Региональные различия усиливаются - такой вывод вытекает из анализа динамики ИРЧП регионов за 2002-2004 гг. Рост индекса в регионах с более высокими показателями был заметно выше, чем в регионах с низкими показателями, за исключением двух-трех слабейших, которые получили наиболее масштабную федеральную помощь. Расчеты, проведенные Независимым институтом социальной политики, показывают, что в период экономического роста увеличились региональные различия именно тех компонентов ИРЧП, по которым Россия отстает от развитых стран,- душевого ВРП и ожидаемой продолжительности жизни. Неравенство экономического и социального развития субъектов РФ усиливается, несмотря на возросшее перераспределение бюджетных ресурсов. Следовательно, эффективность политики перераспределения снижается, а медленное улучшение социальных индикаторов в подавляющем большинстве регионов указывает на низкое качество экономического роста.

Дифференциация может оцениваться и по доле населения, живущего в регионах с разным ИРЧП. Хотя такое сравнение условно из-за неравенства населения по доходам внутри регионов, оно все же позволяет оценить, для какой части жителей страны существуют более или менее благоприятные региональные условия для развития человеческого потенциала. Более 1/4 населения России живет в регионах с уровнем ИРЧП выше среднего по стране, в том числе 15% - в наиболее благополучных субъектах РФ (Москва, Тюменская область с автономными округами, Санкт-Петербург и Татарстан), индекс которых соответствует показателям развитых стран. Такие регионы могут опираться на собственные ресурсы и возможности для повышения человеческого потенциала. В регионах с худшими показателями (индекс ниже 0,730) живет около 6% населения России; это наиболее проблемная зона, которая не может развиваться без масштабной и долговременной федеральной помощи.

Расчеты индекса указывают на то, что для устойчивого наращивания человеческого потенциала Российской Федерации необходимо улучшить ситуацию в группе регионов с показателями несколько ниже среднероссийских. В данной группе проживает 2/3 населения страны, но экономические ресурсы этих регионов пока недостаточны для социального развития, а федеральная помощь в сбалансированной рыночной экономике не может перераспределяться таким образом, чтобы поддерживать большинство населения. Для таких регионов необходимо в первую очередь стимулирование роста собственных экономических ресурсов и активизации политики региональных властей в сфере социального развития. Федеральная поддержка требуется для ключевых направлений социального развития и улучшения институциональной среды. Такое разграничение ролей и ответственности требует пересмотра перераспределительных механизмов финансирования социальной политики и в особенности создания механизмов реального стимулирования преобразований, осуществляемых на региональном и местном уровне в сфере рынков труда, экономической реструктуризации и диверсификации, внедрения социальных инноваций и совершенствования как государственного управления, так и местного и общественного самоуправления. На данный момент политика федеральных властей в этой области проводится недостаточно интенсивно, и важно, чтобы механизмы стимулирования в возможное ближайшее время начали играть более значимую роль в региональной политике развития, чем механизмы концентрации в федеральном бюджете ресурсов для последующего перераспределения.

Стр.126-127.

15 мая 2007 года Программа развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации представила Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2006/2007 годы "Регионы России: цели, проблемы, достижения", одиннадцатый в серии национальных докладов, начатой в 1995 году совместно ПРООН и Правительством Российской Федерации. Новый Доклад является логическим продолжением Доклада 2005 года, посвященного Целям развития тысячелетия (ЦРТ), адаптированным для России.

Сегодня темпы роста российской экономики являются одними из самых высоких в мире, однако при этом страна сталкивается с серьезными проблемами, связанными с неравным распределением результатов экономического роста среди населения и резкой дифференциацией в развитии регионов. Этим объясняется мозаичная региональная картина развития человеческого потенциала и уровня достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ), провозглашенных в Декларации тысячелетия и адаптированных для России.

В Докладе предпринята попытка представить комплексный обзор проблем развития человеческого потенциала на региональном уровне и выявить положительные примеры социально-экономической политики субъектов РФ, направленной на их решение. Авторы доклада подчеркивают различие приоритетов регионального развития и мер по улучшению качества жизни людей в условиях, когда экономическое развитие одних регионов находится на уровне стран Африки, а других - на уровне стран Центральной Европы. Кроме этого, в Докладе приведены примеры успешной реализации государственных, региональных и муниципальных программ, которые способствуют достижению Целей развития тысячелетия на региональном и национальном уровнях.

В настоящем Докладе предпринята попытка дать комплексный обзор проблемных вопросов развития человеческого потенциала на региональном уровне и выявить существующие положительные примеры социально-экономической политики субъектов РФ, направленные на решение данных вопросов. Доклад имеет несколько важных особенностей. Во-первых, вопросы человеческого потенциала рассматриваются в контексте Целей развития тысячелетия (ЦРТ). Во-вторых, Доклад преломляет по отношению к регионам не глобальные ЦРТ, а те, которые были в 2005 году специально адаптированы для социально-экономических условий России. В-третьих, в Докладе использованы материалы как независимых экспертов, так и представителей органов исполнительной власти субъектов Федерации, которые были заинтересованы в том, чтобы поделиться с читателями примерами своих проблем развития и найденных на сегодняшний день решений. Результаты проведенного анализа и обзор примеров региональной политики развития человеческого потенциала, как надеются авторы, могут быть использованы всеми субъектами РФ и органами местного самоуправления для принятия эффективных мер в целях оптимального использования человеческого потенциала, для выравнивания возможностей развития человека и придания нового импульса росту благосостояния населения.

Содержание

Предисловие

Вставка 1. Цели развития тысячелетия, адаптированные для России

Общий обзор

Глава 1. Центральный федеральный округ. Больше, чем Москва

Вставка 1.1. Достижение Целей развития тысячелетия в Тверской области
Вставка 1.2. Цели развития тысячелетия в Белгородской области

Глава 2. Северо-Западный федеральный округ. Европейский вектор

Вставка 2.1. Достижение Целей развития тысячелетия в Республике Коми
Вставка 2.2. Развитие человеческого потенциала в Вологодской области

Глава 3. Приволжский федеральный округ. Развитие в разнообразии

Вставка 3.1. Пермский край в контексте Целей развития тысячелетия
Вставка 3.2. Качество жизни населения в Самарской области в контексте Целей развития тысячелетия

Глава 4. Южный федеральный округ. Особый вызов

Вставка 4.1. Цели развития тысячелетия для Ростовской области
Вставка 4.2. Цели развития тысячелетия. Актуальность для Республики Адыгеи
Вставка 4.3. Проблемы развития человеческого потенциала в Чеченской Республике
Вставка 4.4. Цели развития тысячелетия для Республики Дагестан

Глава 5. Уральский федеральный округ. Хребет экономики страны

Вставка 5.1. Цели развития тысячелетия в Свердловской области
Вставка 5.2. Социально-экономическое развитие Тюменской области в контексте Целей развития тысячелетия

Глава 6. Сибирский федеральный округ. Приращение богатства

Вставка 6.1. Развитие человеческого потенциала в Иркутской области и достижение Целей развития тысячелетия
Вставка 6.2. Республика Алтай в контексте Целей развития тысячелетия
Вставка 6.3. Томская область в контексте Целей развития тысячелетия
Вставка 6.4. Республика Бурятия и перспективы реализации Целей развития тысячелетия
Вставка 6.5. Байкал. Что это значит для России?
Вставка 6.6. Проект содействия реформе местного самоуправления в Сибири

Глава 7. Дальневосточный федеральный округ. Не быть периферией

Вставка 7.1. Цели развития тысячелетия и социально-экономическая политика Хабаровского края
Вставка 7.2. Цели развития тысячелетия в Республике Саха (Якутия)
Вставка 7.3. Развитие человеческого потенциал а как стратегическая цель Сахалинской области

Глава 8. Учет регионального фактора при оценке благосостояния и бедности населения России

Глава 9. Индекс развития человеческого потенциала в регионах России

Заключение. Можно ли в России проводить единую политику в интересах развития человеческого потенциала?

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.