|
|
Взрослые дети и их родители:
интенсивность контактов
|
Над темой номера работали:
|
|
|
Оксана
СИНЯВСКАЯ
|
Екатерина ГЛАДНИКОВА
|
|
Что влияет на частоту встреч взрослых детей с родителями?
Понятно, что одним из наиболее весомых факторов, влияющих
на частоту встреч13 родителей и детей, выступает временная доступность
родителей: чем меньше времени приходится затрачивать на поездку
друг к другу, тем чаще взрослые дети видятся со своими родителями.
Далеко проживающие друг от друга родственники, какими психологически
близкими ни были бы их отношения, могут встречаться друг с другом,
лишь преодолевая временные и финансовые ограничения. Рис. 9 показывает,
что перелом в частоте встреч наступает на расстоянии 1 часа езды:
как только расстояние между родителями и детьми превышает этот порог,
частота встреч сокращается более чем в 3 раза.
Рисунок 9. Частота встреч респондентов со своими родителями
в зависимости от времени, затрачиваемого на поездку друг к другу
Примечание: респонденты в возрасте 18-59 лет, оба родных
родителя которых живы, а также проживающие отдельно от последних.
Психологическая близость родителей и детей определяет
желание видеться и, следовательно, также влияет на частоту встреч.
Обследование не содержит прямых вопросов о тесноте отношений, но
она может быть измерена косвенно - через возраст покидания родительского
дома и то, с кем из родителей жил респондент в возрасте 15 лет.
Не удивительно, что чем позже респондент уходит от родителей,
тем чаще он потом с ними встречается (рис. 10). Особо выделяется
группа людей, покинувших родительский дом в возрасте до 17 лет включительно:
они в 1,5-2 раза реже остальных видятся и с отцом, и с матерью.
Конечно, это связано отчасти с тем, что среди этой категории респондентов
больше тех, кто живет далеко от своих родителей (рис. 7). Но, даже
контролируя влияние расстояния (см. рис. 16 и 17), мы обнаруживаем,
что ранний уход из родительского дома значимо снижает частоту встреч.
Рисунок 10. Частота встреч респондентов со своими родителями
в зависимости от возраста ухода респондента из родительского дома
Примечание: респонденты в возрасте 18-59 лет, оба родных
родителя которых живы, а также проживающие отдельно от последних.
Еще заметнее на частоту встреч влияет то, с кем из родителей
респондент жил в детстве (в возрасте 15 лет), т.е. с кем проходила
его социализация (рис. 11). Если ребенок рос в семье с обоими родителями,
он видится с ними с почти одинаковой частотой. Но если его воспитывала
одна мать, контакты с отцом практически теряются, тогда как встречи
с матерью становятся интенсивнее. Интересно, что даже, если в возрасте
15 лет ребенок жил отдельно от матери и отца (с бабушкой, дедушкой,
другими родственниками и пр.), став взрослым, он продолжает поддерживать
отношения и видеться с матерью почти так же часто, как и дети из
полных семей, но с отцом контакты остаются редкими14.
Рисунок 11. Частота встреч респондентов со своими родителями
в зависимости от того, с кем жил респондент до 15 лет
Примечание: респонденты в возрасте 18-59 лет, оба родных
родителя которых живы, а также проживающие отдельно от последних.
Тенденции, представленные на рис. 10 и 11, подтверждают
предсказания теории обмена15, интерпретирующей отношения между поколениями
в терминах "реципрокности" (взаимообмена)16. Реципрокность
отношений подразумевает, что недополученное внимание и поддержка
со стороны родителей, в силу ли их развода, или более раннего выделения
из родительской семьи, компенсируется недостаточным вниманием взрослых
детей к своим родителям, и особенно отцам, живущим отдельно от них.
С позиций гендерных трактовок межпоколенных отношений, более редкие
встречи с отцом можно объяснить тем, что именно женщины остаются
хранительницами и держателями родственных уз и контактов между членами
семьи. Следовательно, мужчина после развода оказывается исключенным
из прежних родственных отношений и, как правило, не готов и не может
поддерживать их самостоятельно.
Еще один фактор, влияющий на частоту встреч взрослых
детей с родителями, - ценностные установки детей на взаимопомощь
поколений. С целью изучения этого фактора респондентам было предложено
высказать согласие или несогласие с двумя группами утверждений.
Утверждения первой группы касались отношения к тому, насколько и
чем старшее поколение должно помогать младшему; второй - к тому,
какой должна быть помощь младшего поколения старшему17.
Анализ ответов показал, что дети, которые видятся со
своими родителями (особенно с отцом) чаще, чем раз в неделю, в целом
больше ориентированы на взаимопомощь поколений. Если допустить,
что ценностные ориентации и установки меняются в течение жизни человека
медленнее, чем его поведение, и формируются в довольно раннем возрасте,
полученные результаты свидетельствуют о том, что ориентация на сильную
межпоколенную поддержку увеличивает частоту встреч родителей и их
взрослых детей.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что выявленные различия
значимы только для установок в отношении помощи, которую должны
оказывать родители детям, но не наоборот. Это можно объяснить, с
одной стороны, тем, что реальные трансферты между поколениями, в
силу разных причин, включая низкую продолжительность жизни и, следовательно,
непродолжительное пребывание в пожилых и старческих возрастах, направлены
от старших младшим.
С другой стороны, данные обследования РиДМиЖ показывают,
что степень согласия с тем, что дети должны помогать престарелым
и нуждающимся родителям выше, чем с тем, что помощь должна поступать
от родителей детям. Более того, 56% респондентов из нашей подвыборки
согласны с тем, что дети должны организовать свою работу так, чтобы
она не мешала им заботиться о престарелых родителях. А 68% согласны
с тем, что дети должны жить вместе с престарелыми родителями, когда
те уже не могут сами ухаживать за собой18.
Можно высказать предположение, что отсутствие значимых
различий в установках относительно помощи детей родителям между
теми, кто видится с родителями редко и часто, связано с тем, что
взрослые дети, чьи родители вследствие возраста или состояния здоровья
нуждаются в помощи и уходе, съезжаются с ними и, соответственно,
не попадают в нашу подвыборку. Но эта гипотеза нуждается в проверке.
13 - Учитывая, что почти половина респондентов
видит своих родителей не реже одного раза в неделю, мы взяли неделю
в качестве пороговой величины, отделяющей редкие встречи с родителями
(реже 1 раза в неделю) от частых (1 раз в неделю и чаще). Далее
мы будем оперировать только этим показателем, говоря о частоте (или
интенсивности) встреч.
14 - Случаев, когда респондент воспитывался одним
отцом, в нашей выборке немного, однако данные аналогичного исследования
во Франции доказывают, что даже если ребенок воспитывался без матери
отцом или другими родственниками, он в дальнейшем видится с ней
не намного реже, чем дети, воспитанные только матерью или обоими
родителями [Regnier-Loilier A. (2006) How often do adult children
see their parents? // Population & Societies, No. 427, October.
http://www.ined.fr/en/resources_documentation/publications/pop_soc/bdd/publication/1211/].
15 - Подробнее о теориях, объясняющих отношения
между поколениями, см. [Lye D.N. (1996) Adult Child-Parent Relationships
// Annual Review of Sociology, Viol. 22, pp. 79-102].
16 - Мы используем здесь введенный К. Поланьи и
прочно вошедший в научный язык российской социологии термин, который
может быть определен следующим образом: "Взаимообмен дарами
между членами социальной горизонтальной сети представляет собой
особый тип социальной интеграции - реципрокность (reciprocity)"
(Барсукова С.Ю. Реципрокные взаимодействия. Сущность, функции, специфика.//
Социологические исследования. №9 2004, с. 20-29. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/216150.html).
17 - Возможные варианты помощи охватывали альтернативы
от заботы, денежной помощи до изменения графика работы, жизни, совместного
проживания. Ответы ранжировались по шкале от 1 "полностью согласны"
до 5 "совсем не согласны". В первый блок входило три утверждения,
во второй - пять ().
Учитывая высокую согласованность ответов (
для первого индекса и 0,637 для второго), мы построили два индекса,
суммировав ответы на каждое утверждение из названных блоков. Диапазон
значений первого индекса мог варьировать между 3 (полное согласие
со всеми утверждениями) и 15 (полное несогласие со всем); второго
индекса - между 5 и 25. Среднее значение первого индекса в нашей
подвыборке составило 7,1; второго - 11,2. Коэффициент корреляции
Пирсона между двумя индексами оказался равен 0,337 (значимость на
уровне 1%).
18 - Во всей выборке РиДМиЖ согласных с данными
утверждениями, соответственно, 58% и 70%.
|