|
|
Семья и рождаемость
в Украине
|
Над темой номера работали:
|
|
|
|
Ирина КУРИЛО
|
Людмила СЛЮСАР
|
Валентина СТЕШЕНКО
|
|
Стал ли недавний подъем рождаемости ответом на выплаты
пособий по рождению ребенка?
В 2006 году наблюдалось наиболее заметное за последние
годы увеличение числа родившихся (на 34,3 тысячи человек против
ежегодного прироста 17 тысяч рождений в среднем за 2002-2004 годы).
Мы не склонны относить это исключительно на счет введения в Украине
с 1 апреля 2005 значительной по размеру помощи женщинам в связи
с рождением ребенка5 и тем более - рассчитывать
на долговременную устойчивую результативность этой меры, поскольку
демографическая ситуация в целом и уровень рождаемости, в частности,
- конечный результат экономической деятельности, функционирования
и развития всех сторон жизнедеятельности общества. Именно поэтому
мы придерживаемся точки зрения, что наилучшая демографическая политика
- эффективная социально-экономическая политика. Низкий уровень заработной
платы как основного источника материального обеспечения воспроизводства
функционирующей и новой рабочей силы нельзя компенсировать даже
весьма ощутимой по величине помощью в связи с рождением детей. К
тому же динамика рождаемости обусловливается не только экономическим
фактором. Как известно, французские демографы пришли к выводу, что
если вообще освободить семью от расходов на содержание и воспитание
детей, суммарный показатель рождаемости повысится лишь на 0,5 ребенка.
Опыт Украины по усилению помощи семьям с детьми в 1982 году, который
состоял в основном во введении частично оплачиваемого отпуска по
уходу за ребенком в возрасте до 1 года, показал, что демографическая
результативность этой меры быстро падала. Если в 1983 году цена
прироста 1 ребенка6 составляла 2,8 тысячи
рублей, то уже в 1987 году - 8,3 тысячи рублей, а в 1988 году -
20,7 тысяч рублей.
Можно заметить также, что 2005 год - далеко не наилучшее
время для введения упомянутой выше меры, поскольку по времени ее
эффект "накладывается" как на вышеуказанный "демографический
прилив", так и на собственно послекризисный период компенсации
отложенных рождений, а, значит, она повлечет за собой более сильную,
чем обычно, дезорганизацию "календаря рождений" с весьма
вероятной последующей "демографической ямой".
Пока нет в наличии статистической базы для расчета повозрастных
и суммарного показателей рождаемости за 2006 год, которые наиболее
адекватно характеризуют детородную активность, для характеристики
результативности помощи матерям при рождении ребенка, рассмотрим
помесячную динамику родившихся за этот период в сопоставлении с
соответствующими данными за два предыдущих года (рис. 8). Это сопоставление
свидетельствуют о подъеме кривой числа рождений в недавно истекшем
году по сравнению с предыдущим, особенно ощутимое во втором его
полугодии.
Рисунок 8. Помесячные числа родившихся в Украине в 2004-2006
годах, тысяч человек
Источник: данные Госкомстата Украины
Следует отметить, что введение помощи матерям при рождении
ребенка в условиях высокого уровня бедности семей с детьми в Украине
имеет определенную социальную результативность, что, в частности,
подтверждает снижение уровня бедности среди семей, имеющих детей
в возрасте до 3 лет (рис. 9).
Рисунок 9. Доля бедных домохозяйств среди семей с детьми
в Украине
Источник: расчеты специалистов ИДСИ НАНУ по базе данных
обследования условий жизни домохозяйств Украины
5 - Речь идет о введении одноразовой
помощи матерям при рождении ребенка в сумме, кратной 22,6 размера
прожиточного минимума для детей в возрасте до шести лет, установленного
на момент рождения ребенка.
6 - Условный показатель "цены" прироста
родившегося рассчитан как соотношение ежегодных совокупных сумм
введенных пособий по отпускам в связи с уходом за ребенком в возрасте
до 1 года и ежегодных приростов численностей родившихся в 1983-1988
годах по сравнению с 1981 годом, то есть до введения упомянутых
выплат.
|