|
|
Дефицит рабочей силы:
русский крест-2?
|
Над темой номера работали:
|
|
Андрей
КОРОВКИН
|
|
Ирина
ДОЛГОВА
|
|
Иван
КОРОЛЕВ
|
|
Раньше всего дефицит наступит в экономически наиболее
развитых регионах
Оценка перспективного дефицита рабочей силы на региональных
рынках труда показывает, что острота рассматриваемой проблемы проявится
на них совершенно по-разному. Наиболее напряженная ситуация с обеспечением
региональной экономики рабочей силой будет складываться в рамках
тех регионов, где экономический рост и индуцированное им активное
расширение спроса на труд происходят в неблагоприятных демографических
условиях, выраженных, например, в отрицательных темпах прироста
численности населения в трудоспособном возрасте. В регионах, где
будет наблюдаться противоположная ситуация, вероятен избыток рабочей
силы и безработица. Такие субъекты Федерации — потенциальные регионы-доноры
рабочей силы. В остальных случаях тенденции менее однозначные.
Спрос на рабочую силу в регионе определялся как доля
соответствующего региона в общероссийской величине потребности в
рабочей силе. Соответствующая доля находилась путем усреднения тенденций
динамики сферы занятости в базовом периоде12.
Аналогичная методика применялась для оценки структурных изменений
всех прочих компонентов, учитываемых при оценке дефицита рабочей
силы (безработные, учащиеся и т.д.). В качестве базовых периодов
рассмотрены временные интервалы 1992–2004 годы и 1999–2004 годы.
В табл. 3 и 4 приведены значения уровня дефицита рабочей
силы по федеральным округам. Перспективный дефицит рабочей силы
является наиболее актуальной проблемой для: Центрального (ЦФО),
Уральского (УФО), Северо-Западного (СЗФО) и Приволжского (ПФО) федеральных
округов, а наименее актуальной – для Южного федерального округа
(ЮФО). При этом полученные результаты находятся в сильной зависимости
от выбранного варианта, а также от базового периода, на основе которого
рассчитывалась перспективная региональная структура занятости.
Таблица 3. Динамика «уровня дефицита» рабочей силы по
федеральным округам в зависимости от выбранных вариантов (базовый
период 1992-2004 годов), %
Федеральный округ
|
2005 год (оценка)
|
2010 год, вариант
|
2015 год, вариант
|
4
|
5
|
8
|
4
|
5
|
8
|
Центральный
|
-5,8
|
-3,1
|
-0,8
|
-3,0
|
0,9
|
11,0
|
3,3
|
Северо-Западный
|
-5,0
|
-0,2
|
2,0
|
-0,2
|
5,9
|
15,5
|
8,2
|
Южный
|
-15,9
|
-14,2
|
-11,6
|
-14,1
|
-9,7
|
1,5
|
-7,0
|
Приволжский
|
-6,0
|
-1,4
|
0,9
|
-1,4
|
5,5
|
15,2
|
7,8
|
Уральский
|
-3,0
|
2,2
|
4,4
|
2,2
|
8,6
|
17,9
|
10,8
|
Сибирский
|
-10,0
|
-5,5
|
-3,1
|
-5,4
|
1,5
|
11,6
|
3,9
|
Дальневосточный
|
-6,3
|
-4,4
|
-2,1
|
-4,4
|
-2,3
|
8,1
|
0,1
|
Так, для ЦФО при выборе в качестве базовых тенденций
периода экономического роста 1999-2004 годов дефицит рабочей силы
наступает уже к 2010 году вне зависимости от рассматриваемого варианта.
Анализ «структурных тенденций», сложившихся в 1992-2004 годах, показывает,
что дефицит рабочей силы в ЦФО проявляется после 2010 года. Еще
более наглядно значение выбора тенденций базового периода для Дальневосточного
(ДФО) и Сибирского (СФО) федеральных округов. Сохранение тенденций
периода 1999-2004 годов благоприятно сказывается на решении проблемы
обеспеченности трудовыми ресурсами в СФО, в то время как для ДФО
оно означает скорое (по варианту 5 – к 2010 году) наступление дефицита
на территории субъектов этого округа. Для остальных федеральных
округов различия в действии тенденций различных периодов выражены
не так явно.
Таблица 4. Динамика «уровня дефицита» рабочей силы по
федеральным округам в зависимости от выбранных вариантов, (базовый
период 1999-2004 годов), %
Федеральный округ
|
2005 год (оценка)
|
2010 год, вариант
|
2015 год, вариант
|
4
|
5
|
8
|
4
|
5
|
8
|
Центральный
|
-4,9
|
1,1
|
3,3
|
1,2
|
6,8
|
16,4
|
9,1
|
Северо-Западный
|
-5,0
|
-0,7
|
1,5
|
-0,7
|
4,7
|
14,5
|
7,0
|
Южный
|
-15,6
|
-12,3
|
-9,8
|
-12,3
|
-6,2
|
4,7
|
-3,6
|
Приволжский
|
-6,5
|
-4,0
|
-1,7
|
-4,0
|
1,6
|
11,7
|
4,0
|
Уральский
|
-3,3
|
0,8
|
3,0
|
0,8
|
6,3
|
15,8
|
8,5
|
Сибирский
|
-10,8
|
-9,4
|
-7,0
|
-9,4
|
-4,6
|
6,1
|
-2,1
|
Дальневосточный
|
-6,1
|
-2,1
|
0,2
|
-2,1
|
2,9
|
12,8
|
5,3
|
Как уже было отмечено выше (см. рис. 1), прогноз перспективного
дефицита рабочей силы различен по выбранным трем вариантам, что
подтверждается на уровне как федеральных округов, так и отдельных
субъектов Федерации. Так, по варианту 5 дефицит рабочей силы к 2015
году проявляется во всех федеральных округах, независимо от выбранного
периода и его «структурных тенденций» (см. табл. 3, 4).
Отдельные субъекты РФ начнут испытывать дефицит труда
раньше и острее. Наиболее наглядный пример — Москва, где высокий
уровень спроса на труд в значительной степени удовлетворяется за
счет миграции из Подмосковья (маятниковой), из других регионов России,
а также из-за рубежа. При этом в данном субъекте Федерации сосредоточена
значительная часть вакантных рабочих мест, что также подтверждает
тезис о наличии неудовлетворенного спроса на рабочую силу. Судя
по прогнозным оценкам, складывающееся соотношение динамики спроса
на труд и численности населения в трудоспособном возрасте приводит
к усилению дефицита рабочей силы. Таким образом, уже в ближайшей
перспективе будет все более очевидной зависимость столичного рынка
рабочей силы от внешних источников его пополнения. В других субъектах
ЦФО ситуация с обеспечением рабочей силой гораздо менее острая.
В наибольшей степени дефицит рабочей силы проявляется в Курской,
Костромской, Липецкой, Ярославской областях, в них в 2015 году он
может составлять 5-10% прогнозируемой потребности в рабочей силе13.
Дефицит рабочей силы отмечается и в другом отечественном
мегаполисе – Санкт-Петербурге. Однако он формируется в отличных
от московского рынка труда условиях: невысоких (ниже средних по
стране) темпах роста потребности в рабочей силе в прогнозный период
и отрицательных темпах прироста численности населения в трудоспособном
возрасте. При этом тенденции оживления спроса на рабочую силу могут
еще более обострить проблему ее дефицита. Если рассматривать ситуацию
в СЗФО более подробно, то можно отметить, что вопрос нехватки рабочей
силы практически в равной степени актуален для всех регионов данного
округа. С одной стороны, это свидетельствует о некоторой синхронности
социально-экономических параметров развития региональных рынков
труда, что можно оценить позитивно. С другой стороны – отмеченная
синхронность не позволяет компенсировать возникающий в одном из
субъектов дефицит за счет миграционных потоков из ближайших регионов.
Для большинства субъектов УФО в перспективе также характерен
неудовлетворенный спрос на рабочую силу, особенно выраженный
к концу прогнозного периода, когда «уровень дефицита» может достигать
10-15% потребности в рабочей силе. Особенно будет заметен недостаток
рабочей силы в Тюменской и Челябинской областях.
Из остальных федеральных округов выделим, прежде всего,
ДФО. Как уже отмечалось, сохранение «структурных тенденций» периода
экономического роста ведет к серьезному обострению проблемы обеспечения
экономики региона рабочей силой, поскольку растущая потребность
в ней сдерживается заметным сокращением численности населения в
трудоспособном возрасте. Территории региона можно разделить на три
достаточно разнородные группы. В первой из них – Хабаровском и Приморском
краях, Сахалинской и Амурской областях – дефицит трудовых ресурсов
проявляется в первую очередь. Так, в Хабаровской крае «уровень дефицита»
к 2010 году может составить около 6%, при средней по округу нехватке
рабочей силы порядка 0,2% и отсутствии ее дефицита на общероссийском
рынке труда. Вторую группу формируют Магаданская область, Чукотский
автономный округ и Еврейская автономная область. Здесь нехватка
рабочей силы проявляется на два года позже, чем в первой группе.
Наконец, третья группа, в которую входят Камчатская область и Республика
Саха (Якутия), характеризуется умеренной потребностью в рабочей
силе относительно имеющихся в регионе ресурсов труда.
В ПФО проблема дефицита трудовых ресурсов приобретает
остроту в 2010-2012 годах. Если до этого периода в большинстве регионов
округа динамика спроса согласуется с имеющимся трудоресурсным ограничением,
то затем соответствие нарушается. Наибольший уровень обеспеченности
рабочей силой сохраняется в Республиках Марий Эл и Чувашия, Пензенской
и Оренбургской областях. На отмеченных региональных рынках труда
безработица может сохранится до 2012-2014 годов. Противоположная
ситуация возникнет на рынках труда Самарской, Нижегородской, Пермской
областей, в Республиках Татарстан и Башкортостан, где возможности
удовлетворения перспективного спроса на рабочую силу значительно
ниже.
В ЮФО и СФО дефицит рабочей силы проявляется только
в отдельных регионах, что позволяет в целом охарактеризовать их
(исходя из прогнозируемой потребности на труд) как трудоизбыточные,
хотя резерв рабочей силы со временем заметно сокращается. В то же
время следует ожидать интенсификации внутрирегиональной миграции,
которая может внести известные коррективы в динамику происходящих
на региональных рынках труда процессов.
В целом анализ полученных оценок региональных дефицитов
рабочей силы, сложившихся отраслевых структур занятости в регионах
и тенденций их изменения позволил получить оценки динамики дефицита
рабочей силы в отраслях экономики РФ.
12 Хорафас Д.И.
Системы и моделирование. М.: Мир, 1967; Зайкин В.С. Применение простых
цепей Маркова для прогнозирования расходов населения. // Проблемы
моделирования народного хозяйства. ч.3. Новосибирск, 1973.
13 Здесь и далее
(если не оговорено иное) при описании регионов количественные оценки
приводятся для варианта 5 и базового периода 1999-2004 годов.
|