|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Руководитель Центра
по изучению проблем народонаселения экономического факультета
МГУ
Валерий ЕЛИЗАРОВ
|
Закон о материнском (семейном) капитале: сможет ли он
обеспечить семьям с детьми достойную жизнь?
Федеральный закон № 256-ФЗ "О
дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
был принят Государственной Думой 22 декабря 2006 г., одобрен Советом
Федерации 27 декабря 2006 г. и подписан Президентом 29 декабря 2006
г. (См. полный текст закона в рубрике "Законодательство
о семье и детях").
В соответствии с этим законом с 1 января
2007 года
- вводится государственный сертификат на материнский
(семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право женщин,
родивших (усыновивших) второго ребенка на дополнительные меры
государственной поддержки;
- определяются условия и порядок возникновения
у граждан Российской Федерации права на использование материнского
капитала;
- создается Федеральный регистр лиц, имеющих
право на дополнительные меры государственной поддержки и определяется
содержащийся в регистре перечень информации о лицах, имеющих право
на дополнительные меры государственной поддержки;
- устанавливается размер материнского (семейного)
капитала, условия распоряжения им, направления и порядок расходования
средств;
- определяется порядок передачи средств федерального
бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ и период действия закона.
По сравнению с проектом в тексте закона № 256-ФЗ
существенных изменений нет, скорее редакционные уточнения. Основные
положения повторяют предложения Послания-2006 и последующих разъяснений:
- величина материнского капитала определена
в сумме 250 тысяч рублей;
- право на материнский капитал возникает
после рождения второго ребенка;
- материнский капитал может быть использован
только по достижению ребенком 3-летнего возраста;
- в Послании-2006 изложены три варианта
использования материнского капитала:
- приобретение жилья с использованием
ипотеки или других схем кредитования,
- образование детей,
- увеличение накопительной части собственной
пенсии.
Условия на которых предлагается предоставлять 250-тысячный
"капитал", а также направления его использования, в том
виде, в котором они представлены в законе, не бесспорны, продолжают
вызывать немало вопросов и возражений. Закон есть закон, но, на
наш взгляд, можно и нужно будет ставить вопрос об уточнениях и поправках.
Может быть, не стоило спешить с принятием этого закона, все равно
ведь распоряжение капиталом начнется с 1 января 2010 года? А пока
было бы достаточно нормативных документов, устанавливающих форму
и процедуру выдачи государственного сертификата и определяющих порядок
ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные
меры государственной поддержки.
В преамбуле к закону утверждается, что закон "…устанавливает
дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей,
в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь".
Вряд ли можно согласиться, что реализацией данной версии закона
эти цели достигаются.
Единственный и несомненный плюс идеи материнского капитала
и закона, устанавливающего условия его назначения и использования
- это предоставление женщине (семье) выбора - впервые в практике
нашей демографической политики, хотя предлагалось это еще более
20 лет тому назад.
Но, выбор направлений использования капитала пока
слишком скуден, чтобы всем семьям (очень разным семьям) удалось
найти ему (капиталу) достойное применение в интересах конкретно
своей семьи и своих детей.
Изложенные в законе меры могут быть значимы прежде всего
для семей в регионах с низким жизненным уровнем, с дешевым жильем,
а в случае использования на оплату образования - на очень недорогое
образование (по сегодняшним расценкам) в далеко не самых престижных
государственных или в негосударственных ВУЗах.
Название капитала
Трудно согласиться и с тем, что капитал изначально был
назван материнским, а не семейным или родительским (что было
бы, на наш взгляд, куда более правильным и гендерно корректным)
или детским (все-таки право на капитал возникает лишь после рождения
детей и в связи с этим, да и в случае смерти родителей, правообладание
переходит к детям).
То, что в принятом тексте закона после материнский
все-таки появилось в скобках (семейный), свидетельствует
о готовности авторов хотя бы частично воспринимать предложения.
Но право использовать капитал на накопительную пенсию, даже, если
право распоряжения капиталом перейдет к отцу (ст.3,п.3), оставлено
только за женщинами (ст.12), т.е. он остается более материнским,
чем родительским. Желание с помощью материнского капитала сделать
женщин более независимыми (от мужей? от отцов своих детей?)
выглядит как поддержка матерей-одиночек (некоторые поначалу это
так и восприняли), а у нас и без того 30% детей рождается у матерей,
не состоящих в браке. Стимулировать, пусть и не умышленно, безотцовщину
- значить совершать ошибку. Интересы ребенка (детей) не менее (а
может, более) важны, чем интересы матери.
Размещение материнского (семейного)
капитала
В статье 2 материнский (семейный) капитал определяется
как "...средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных
мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным
законом".
Почему в бюджет Пенсионного фонда, а не в бюджет Фонда
социального страхования? Было бы логичнее! Ведь именно через
ФСС осуществляется финансирование всех основных федеральных материнских
пособий (?!). Эти средства в одинаковой степени не являются ни пенсионными,
ни страховыми взносами, они выделяются из бюджета целевым назначением
на поддержку семей, на стимулирование рождения второго ребенка.
Срок действия Закона
Статья 13, п.1 гласит:
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года
и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением
(усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года
по 31 декабря 2016 года.
Почему закон будет распространяется только на правоотношения,
возникшие в связи с рождением (усыновлением) ребенка в период с
1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года? Что, к 2017 году ситуация
улучшится и нужда в дополнительных мерах отпадет? Наоборот !!!
Моя версия - может быть это буквальная
трактовка фразы из Послания-2006, где было сказано, что нам
нужна программа, рассчитанная на срок не менее 10 лет (?!)
Почему это вводится как временная мера
- т.е. только на 10 лет? Должно быть какое-то объяснение срока,
в противном случае, это создает ощущение чего-то нестабильного.
Есть и вопросы, связанные со сроком действия права на капитал, например,
будет ли потеряно право на пенсию или образование, если к моменту
распоряжения кто-то из детей умрет, или сменит гражданство, или
будет жить в другой семье после развода, или ...???
И хотя в последующих после публикации закона выступлениях официальных
лиц утверждалось, что материнский капитал это всерьез и надолго,
аж до 2050 года - сомнения остаются. Зачем же написали в законе
"…по 31 декабря 2016 г."?
Срок начала распоряжения капиталом
Статья 7, п.1 гласит:
Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного)
капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи
3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, не
ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления)
второго, третьего ребенка или последующих детей.
Не очень понятно, почему только после трех лет, а
не ранее? Если законодатель предполагает, что эти средства помогут
улучшить жилищные условия, то почему нужно 3 года выдерживать семью
в стесненных обстоятельствах, а лишь потом разрешать улучшение?
Видимо, как обычно, боязнь нецелевого использования в группах
риска - родят, жилье купят, или иным способом обналичат деньги,
а ребенком заниматься не будут... Но зачем же тогда наказывать
и подозревать сотни тысяч семей нормальных, не собирающихся "пропивать"
детские деньги и материнский капитал? Отсутствуют механизмы
и средства контроля за целевым использованием средств? Но это же
относится ко всем видам материнских и детских пособий. Да, сегодня
есть семьи, где детские деньги могут пропить... Доведем эту мысль
до абсурда - может тогда первые три года никому ничего не платить?
Направление материнского (семейного)
капитала
на приобретение жилого помещения
При росте цен на жилье и достигнутым на сегодня запредельным
уровнем цен (в Москве - более 4 тыс.долл.США за 1 м кв.), порожденным
фиктивным спросом и покупкой жилья не для проживания, а для инвестирования
(видимо, это, вложение "лишних" денег, прежде всего нефтяных,
связанное с высокими мировыми ценами на нефть и газ), сумма средств,
которой будут располагать обладатели 250-тысячного капитала (даже
с какой-то индексацией) не позволит им купить в крупных городах,
где жилищная проблема особо остра, более 2-3 кв.м. в 2010 г. Эта
сумма не делает погоды как для тех, у кого есть средства на покупку
квартиры, так и для тех, у кого нет сбережений и зарплаты, позволяющей
взять кредит. В провинции, малых городах и селах - это, возможно
позволит "прибавить" 10-15 кв.м. Тогда получается, что
капитал, в части его использования на покупку жилья, будет значим
только для беднейших регионов и слоев населения. Там мы и простимулируем
рождение "дополнительного" ребенка.
Статья 10,п.1 гласит:
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в
соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на
приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое
гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону
сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных,
жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем
безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей
отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого
помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого
жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей
по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные
цели.
Не сомневаюсь, что за 3 года будут подготовлены (если
уже не готовы) способы "законной" обналички материнского
капитала через риэлтерские схемы. Попытка противодействовать им
приведет к необходимости подготовки сложных административных документов
о правилах и ограничениях на использование капитала, к огромным
расходам на администрирование реализации этой меры.
Направление материнского (семейного)
капитала на получение образования
Статья 11, п.1 гласит:
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в
соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение
образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении
на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание
соответствующих образовательных услуг.
Возможность вложить деньги в образование детей (дополнительное
образование, учеба на платной основе - это хорошо. Но бесплатное
образование, в т.ч. высшее, никто не отменял (!). У нас огромное
число бесплатных мест в ВУЗах, и все способные выпускники школ могут
найти возможность получения бесплатного образования, тем более -
в последующие годы, в условиях быстрого спада числа абитуриентов.
Кроме того, для финансирования образования и сейчас есть система
кредитов, который может взять непосредственно студент (а также родители).
А вот разрешить использовать эти средства на образование
матерям (отцам), которые не успели получить хорошее образование
до рождения второго (последующего) ребенка, было бы наверно справедливо.
Реальная поддержка статуса родителей! К тому моменту, как подрастут
дети, повысившие образование родители будут иметь больше возможности
поддержать своих детей.
Направление материнского (семейного)
капитала
на формирование накопительной части трудовой пенсии
Трудно представить себе, что кто-то изначально захочет
распорядиться своим капиталом таким образом: добровольно (!) доверить
(!) "свой капитал" любому государственному и тем более
негосударственному пенсионному фонду на 25-35 или более лет
(возраст выхода на пенсию наверняка вырастет). Это может только
женщина, не знакомая с современной историей России - обесценением
накоплений в 1991 г., дефолтом 1998 г., крахами банков, проблемами
ФОМС, отзывами лицензий у негосударственных пенсионных фондов и
т.д. - т.е. неграмотная, недумающая, неадекватная… - нужно ли таких
подталкивать к рождению детей?
Даже предусмотренный (статья 12, п. 2) отказ от направления
средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной
части трудовой пенсии ситуацию особо не улучшает. Заявление об отказе
может быть подано не чаще одного раза в год (что следует
из п.6 статьи 7).
Если ребенок нуждается в операции или дорогостоящем
лечении, а у семьи (матери) нет для этого необходимых и немалых
средств, то семье (матери) будет не до будущего образования ребенка
(до этого дожить надо) и не до увеличенной пенсии через фантастически
далекие для 25-30-летней женщины годы (до них тоже дожить надо).
Если бы сегодня государство гарантировало бесплатные лечение и операции,
то можно было бы это и не предлагать, но в рамках ОМС (обязательного
медицинского страхования) и даже Национального проекта "Здоровье"
эти проблемы пока не решаются.
На наш взгляд, было бы правильно разрешить использовать
"материнский капитал" или его часть на лечение детей (операции,
реабилитацию), если в том будет безотлагательная нужда, подтверждаемая
авторитетным медицинским заключением. Минздравсоцразвития категорически
против. Аргумент 1-й: на высокотехнологичные операции выделяется
(вот-вот будет выделяться) достаточно денег. Аргумент 2-й: если
разрешим тратить капитал на лечение и операции, врачи начнут вымогать
(!) эти деньги, за бесплатно не захотят делать, что положено…
На наш взгляд, в дополнение к сказанному, было бы целесообразно
разрешить родителям использовать средства материнского (семейного)
капитала и на оплату договоров добровольного медицинского страхования
детей.
Если уж новую и весомую меру поддержки семьи и стимулирования
рождения 2-го ребенка назвали капиталом, то капитал должен работать,
приносить прибыль, а не лежать в Пенсионном фонде (даже с обещанной
индексацией с учетом инфляции - за счет чего? За счет бюджета? Или
эти деньги будут вложены в какие-то финансовые инструменты? Под
какие %% ?). Почему бы не дать семье право разместить эти деньги
на долгосрочном банковском депозите в Сбербанке РФ или в каком-либо
из нескольких наиболее авторитетных банков? Если запретить трогать
собственно капитал (250 тыс.) до того момента, когда семья решит
им распорядиться по тем направлениям, которые разрешает новый закон
(надеюсь, направлений будет все же больше, чем на данный момент),
то уж проценты вполне можно было бы разрешить использовать на текущие
нужды, тогда бы 250 тыс.рублей при 6 % годовых (более, чем
реальная ставка в консервативных банках с хорошей и устойчивой репутацией
и минимальными рисками) давали бы 15 тыс.рублей прироста в год
(т.е. 1250 руб. ежемесячно). В 10-15 раз больше, чем сегодняшнее
ежемесячное пособие (!).
При этом ограничение по доходам (сейчас ежемесячное
пособие назначается только на детей в бедных семьях, с доходом на
члена семьи ниже прожиточного минимума), конечно же, снималось бы
само собой, поскольку право на материнский (семейный) капитал не
зависит от доходов.
Резюме. Возможно
авторы идеи материнского капитала "хотели как лучше",
есть ведь у других: фонды будущих поколений, накопительные счета
и что-то похожее. Да и наличные давать людям с небезупречной репутацией
ох как не хотелось… А так, деньги под надежным приглядом Пенсионного
фонда (да и дыру в сотню миллиардов рублей пока прикроют). Деньги
хорошие, большие, длинные… сразу отдавать не придется. Чем не капитал?
Было бы интересно познакомиться с замечаниями и предложениями
коллег (по всему, сказанному в трех частях), а также молодых родителей,
готовящихся к принятию решения о рождении второго (последующего
ребенка). Помогут ли им в этом новые законы?
|