Rambler's Top100

№ 275 - 276
5 - 18 февраля 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Социально-демографическая политика в документах и комментариях
Семейная политика: новости 2007 года
(часть II)

«Родовые сертификаты»: размер оплаты услуг женских консультаций и роддомов увеличен

Вводятся компенсации для оплаты услуг дошкольных учреждений


Google
Web demoscope.ru
Валерий ЕЛИЗАРОВ

Рубрику ведет кандидат экономических наук Руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ
Валерий ЕЛИЗАРОВ

Вводятся компенсации для оплаты услуг дошкольных учреждений

В Послании-2006, в последующих выступлениях Президента, обращалось внимание как на дефицит мест в дошкольных учреждениях, так и на рост цен на их услуги. Нерешенность этой проблемы затрудняет, как отметил Президент, "…своевременное возращение женщины к нормальной трудовой деятельности". Поэтому, было предложено "…ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание. Для первого ребенка - на сумму, равную 20 процентам, для второго - 50 процентам, для третьего - 70 процентам от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения. …При этом региональные и местные власти должны обеспечить потребности в детских садах и ясельных группах".

Выступая 20 июня 2006 года на совещании Совета Безопасности, посвященном мерам по реализации Послания Федеральному Собранию, Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А.Медведев назвал сумму, планируемую правительством на компенсацию в 2007 г. затрат на детское дошкольное воспитание - 8 миллиардов рублей. И отметил: "...возвращение женщины к полноценной трудовой деятельности во многом будет зависеть от скоординированных действий властей всех ветвей власти и всех уровней власти, от того, удастся ли приостановить необоснованный рост цен на услуги детских садов и предоставить в них место каждой семье, желающей отдать туда ребенка. Не секрет, что уже сегодня очередь в эти учреждения составляет около 900 тыс. человек. И с учетом предполагаемого роста рождаемости в 2007 и 2008 годах она может еще более возрасти".

Уже упоминавшийся нами Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ внес изменения и дополнения в статью 52 Закона Российской Федерации "Об образовании" (№3266-I от 10 июля 1992 года, с последующими изменениями), предусматривающие установление с 1 января 2007 года максимального размера родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных дошкольного учреждениях и определяющие права родителей на частичную компенсацию (ФЗ-207, Статья 3):

Статья 3 (фрагменты, с сокращениями)

…Родители (законные представители) детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение в установленном настоящим Законом порядке компенсации части платы за содержание детей в указанных учреждениях."

…Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат. За содержание детей с отклонениями в развитии, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

…В целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы (далее - компенсация) на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка - в размере 50 процентов и на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов размера указанной родительской платы.
Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении.

Законом определено, что порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Они же финансируют расходы, связанные с предоставлением компенсации. При этом
"…Российская Федерация обеспечивает софинансирование указанных расходов путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, рассчитываемых в соответствии с настоящим пунктом исходя из среднего сложившегося в субъекте Российской Федерации размера родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Предоставление субсидий осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год."

Статья 4 закона ФЗ-207 устанавливает, что "…размер субсидий, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации… на выплату компенсации части родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка, … на 2007 год рассчитывается исходя из среднего сложившегося в субъекте Российской Федерации размера родительской платы по состоянию на 1 декабря 2006 года с учетом прогнозного уровня инфляции на 2007 год. Размеры указанных субсидий на 2008 год и последующие годы определяются путем увеличения размера субсидий, установленных на 2007 год, на прогнозный уровень инфляции на 2008 год и последующие годы соответственно с учетом условий предоставления субсидий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации".

Итак, вводится новая мера поддержки семей с детьми, предусматривающая дифференцированный подход к определению размера компенсации расходов на оплату дошкольных учреждений. Принцип дифференциации отличается от того, который применяется при определении минимальных размеров пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Там 2 размера пособия, при этом пособие на второго и всех последующих детей вдвое выше, чем на первого. Здесь 3 размера компенсации: на первого ребенка в размере 20% родительской платы, на второго ребенка - в размере 50% и на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70%.

Пока не представляется возможным оценить средний размер оплаты и его дифференциацию в разных регионах (нужна либо новая форма статотчетности, либо выборочные исследования), и, следовательно, оценить реальный выигрыш, который получат семьи с детьми дошкольниками.
Дефицит дошкольных учреждений растет (на начало 2000 года - 193 тысяч мест, на начало 2005 года - 805 тысяч, на середину 2006 года - более 900 тысяч мест), качество их работы не улучшается, а затраты семьи на дошкольные учреждения возрастают, что опять же влияет на принятие семьей решений о рождении детей.

Введение компенсаций при наличии огромного дефицита мест поставит в неравные условия семьи, в которых дети посещают дошкольные учреждения (их около 4 млн.) и те семьи, которые стоят в очереди на место в детсаду (их около 1 млн.) и могут не дождаться своей очереди (дети вырастут, пойдут в школу). Первым повезло - в этих семьях мама может работать и приносить в семью доход, и им же достанется компенсация (пусть небольшая). Вторые либо лишены материнского дохода, либо должны оплачивать услуги няни (несут дополнительные и немалые расходы), и, конечно, право на компенсацию они смогут реализовать, лишь дождавшись места в дошкольном учреждении.

Выход видится во введении дополнительного пособия на детей, не посещающих дошкольные учреждения (такое пособие было в Москве в конце 80-х - начале 90-х годов при мэре Г.Х. Попове, составляло 70 рублей и равнялось минимальной зарплате). Близкое по смыслу пособие есть во Франции - пособие для частичной оплаты услуг няни. Каким бы ни было пособие на детей, не посещающих детсады, оно заведомо будет ниже затрат, которые будет нести государство на оплату расходов по содержанию детей (напомним, что в соответствии со статьей 3 ФЗ-207 родительская плата за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка).

Продолжение в следующем номере

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.