Rambler's Top100

№ 273 - 274
22 января - 4 февраля 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Социально-демографическая политика в документах и комментариях
Семейная политика: новости 2007 года
(часть I)

Президентские обещания в действии

Изменен принцип назначения пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, увеличены его размеры, расширен круг получателей

Уточнены условия и порядок обеспечения женщин пособием по беременности и родам и установлен его новый максимум


Google
Web demoscope.ru
Валерий ЕЛИЗАРОВ

Рубрику ведет кандидат экономических наук Руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ
Валерий ЕЛИЗАРОВ

Уточнены условия и порядок обеспечения женщин пособием по беременности и родам и установлен его новый максимум

Из уже упоминавшегося Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ) прямое отношение к семейной политике имеет только Глава 3. Обеспечение пособием по беременности и родам, включающая две статьи: 10-ю и 11-ю.

Статья 10. "Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам"

  1. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
  2. При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей - 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).
  3. В случае, если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков.

Ничего нового в этой статье нет. Она, по сути, повторяет положения Статей 7 и 13 закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года.

Статья 11. Размер пособия по беременности и родам

  1. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
  2. Размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по беременности и родам не может превышать указанный максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы.
  3. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Эта статья отличается от Статьи 8 закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года, имеющей точно такое же название. В ней нет упоминания о том, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. Но при этом устанавливается размер пособия - 100% среднего заработка.

Новым является то, что узаконена сложившаяся практика установления федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год максимального размера пособия по беременности и родам.

Верхний предел выплаты пособия по беременности и родам установлен и действует с 2002 г. Так пособие по беременности и родам (как и оплата больничного листа по болезни или по уходу за больным ребенком) в 2004 г. не могло превышать 11700 руб. в месяц, в 2005 г. - 12480 руб. в месяц, в 2006 г. - 15000 руб. в месяц.

Увеличение предельного размера оплаты в 2006 г. (на 20% по сравнению с 2005 г.) не повлекло за собой пропорционального роста расходов на пособие. Более того, если в бюджете ФСС на 2005 г. расходы на пособие по беременности и родам были запланированы в размере 16467,5 млн. рублей (на 36,3% больше, чем в бюджете 2004 г.), то в бюджете ФСС на 2006 г. - только 15870 млн. рублей (на 3,6% меньше, чем в бюджете 2005 г.). Видимо, при оценке возможных расходов исходили из того, что из-за некоторого сокращения числа родившихся в 2005 г. (на 2,8% по сравнению с 2004 г.), вместо ожидавшегося роста, фактические расходы ФСС в 2005 г. оказались ниже запланированных.

В соответствии с Федеральным законом "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год"(№ 234-ФЗ от 19 декабря 2006 г.) максимальный размер пособия по беременности и родам увеличивается с 15 тыс.рублей до 16125 рублей за полный календарный месяц (Статья 13). Прирост максимального размера пособия составит всего 7,5% - это даже меньше, чем официальная инфляция в 2006 г. - 9%, и в 2-3 раза меньше прироста средней зарплаты. При этом, в бюджете ФСС на 2007 г. расходы на пособие по беременности и родам запланированы в размере 23760,2 млн. (в 1,5 раза больше, чем в бюджете 2006 г.). По нашему мнению, и в этой позиции расходы завышены. Трудно ожидать, что средний размер пособия (и, соответственно, средней зарплаты за последние 12 месяцев перед уходом в отпуск) вырастет в 1,5 раза. Получается, что те, кто планировал бюджет ФСС на 2007 г., верят в существенный (процентов на 20-30) рост числа рождений. Но тогда и запланированные на 2007 г. расходы на выплату единовременного пособия при рождении ребенка (13147,2 млн.рублей) должны были бы быть существенно выше, чем в бюджете 2006 г. (11440 млн.рублей). Здесь же запланированный прирост составляет всего 14,9% (размер пособия - 8 тыс. рублей - на 2007 г. не изменился).

Вообще, идея установления максимума при оплате отпусков по беременности и родам (и по уходу за ребенком) при всей ее кажущейся социальной справедливости, юридически не безупречна. С одной стороны, почему матери, находящиеся в отпуске по беременности и родам должны получать пособия, которые при нашей огромной дифференциации в зарплатах, будут разниться в десятки раз? Кто-то получит 2-3 тыс. рублей, а кто-то 80-100 тыс. рублей. При этом зарплата платится работодателем, а пособие - из Фонда социального страхования. Но, с другой стороны, пособие страховое. И работодатель, по крайней мере, 12 месяцев до ухода матери в отпуск, не только платил ей большую зарплату, но и соответствующие выплаты единого социального налога делал в большем размере.

Недавно одна из молодых матерей с зарплатой выше средней, уже обратилась в Конституционный суд с требованием проверить конституционность такого ограничения права на страховое возмещение в случае нетрудоспособности (а беременность и роды у нас законом приравниваются к болезни, к нетрудоспособности)2. Новый Федеральный закон № 255-ФЗ от 29 декабря 2006 г. так и называется: "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".

Пункт 3 Статьи 11 устанавливает минимальную продолжительность страхового стажа, дающую право на установление пособия в размере среднего заработка, - не менее шести месяцев. При этом застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. (Напомним, на сегодня это 1100 рублей).

С точки зрения буквы закона, такая формулировка имеет право на существование, но с точки зрения духа законов, призванных создать наилучшие условия для рождения детей, а не подталкивать к откладыванию рождения (в том числе и путем прерывания беременности), данный пункт следовало бы изменить. Да, мало проработавшая молодая женщина (например, родившая после окончания ВУЗа), не обеспечила большого вклада социального налога в Фонд социального страхования. Но после рождения (возможно, единственного) она будет работать много-много лет и социальный налог будет поступать в ФСС, с запасом перекрывая не столь уж большие расходы на несколько месяцев выплат в период беременности и родов. Минимальный размер оплаты труда, в том виде, в котором он существует, анахронизм. Он не несет в себе никакого экономического содержания. По нашему мнению, вне зависимости от стажа, пособие по беременности и родам не должно быть меньше прожиточного минимума трудоспособной женщины (на сегодня это около 4 тыс. рублей в среднем по России).

Продолжение в следующем номере


2 - См.: Почему женщины должны терять в зарплате, уйдя в декрет? - Известия, 19.01.2007, с.1,9.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.