|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Руководитель Центра
по изучению проблем народонаселения экономического факультета
МГУ
Валерий ЕЛИЗАРОВ
|
Уточнены условия и порядок обеспечения женщин пособием
по беременности и родам и установлен его новый максимум
Из уже упоминавшегося Федерального закона "Об обеспечении
пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"
(от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ) прямое отношение к семейной политике
имеет только Глава
3. Обеспечение пособием по беременности и родам, включающая
две статьи: 10-ю и 11-ю.
Статья 10. "Продолжительность выплаты пособия по
беременности и родам"
- Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной
женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам
продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84)
календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86,
при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после
родов.
- При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех
месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его
усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления
двух и более детей - 110) календарных дней со дня рождения ребенка
(детей).
- В случае, если в период нахождения матери в отпуске
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у
нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право
выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих
отпусков.
Ничего нового в этой статье нет. Она, по сути, повторяет
положения Статей 7 и 13 закона "О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей" № 81-ФЗ
от 19 мая 1995 года.
Статья 11. Размер пособия по беременности и родам
- Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной
женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
- Размер пособия по беременности и родам не может превышать
максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный
федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской
Федерации на очередной финансовый год. В случае, если застрахованное
лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по беременности
и родам не может превышать указанный максимальный размер указанного
пособия по каждому месту работы.
- Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее
шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в
размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального
размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в
районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются
районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем
минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Эта статья отличается от Статьи 8 закона "О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей" № 81-ФЗ
от 19 мая 1995 года, имеющей точно такое же название. В ней нет
упоминания о том, что пособие по беременности и родам устанавливается
в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние
12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления
отпуска по беременности и родам. Но при этом устанавливается размер
пособия - 100% среднего заработка.
Новым является то, что узаконена сложившаяся практика
установления федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на очередной финансовый год максимального
размера пособия по беременности и родам.
Верхний предел выплаты пособия по беременности и родам
установлен и действует с 2002 г. Так пособие по беременности и родам
(как и оплата больничного листа по болезни или по уходу за больным
ребенком) в 2004 г. не могло превышать 11700 руб. в месяц, в 2005
г. - 12480 руб. в месяц, в 2006 г. - 15000 руб. в месяц.
Увеличение предельного размера оплаты в 2006 г. (на
20% по сравнению с 2005 г.) не повлекло за собой пропорционального
роста расходов на пособие. Более того, если в бюджете ФСС на 2005
г. расходы на пособие по беременности и родам были запланированы
в размере 16467,5 млн. рублей (на 36,3% больше, чем в бюджете 2004
г.), то в бюджете ФСС на 2006 г. - только 15870 млн. рублей (на
3,6% меньше, чем в бюджете 2005 г.). Видимо, при оценке возможных
расходов исходили из того, что из-за некоторого сокращения числа
родившихся в 2005 г. (на 2,8% по сравнению с 2004 г.), вместо ожидавшегося
роста, фактические расходы ФСС в 2005 г. оказались ниже запланированных.
В соответствии с Федеральным законом "О
бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007
год"(№ 234-ФЗ от 19 декабря 2006 г.) максимальный
размер пособия по беременности и родам увеличивается с 15 тыс.рублей
до 16125 рублей за полный календарный месяц (Статья 13).
Прирост максимального размера пособия составит всего 7,5% - это
даже меньше, чем официальная инфляция в 2006 г. - 9%, и в 2-3 раза
меньше прироста средней зарплаты. При этом, в бюджете ФСС на 2007
г. расходы на пособие по беременности и родам запланированы
в размере 23760,2 млн. (в 1,5 раза больше, чем в бюджете 2006 г.).
По нашему мнению, и в этой позиции расходы завышены. Трудно ожидать,
что средний размер пособия (и, соответственно, средней зарплаты
за последние 12 месяцев перед уходом в отпуск) вырастет в 1,5 раза.
Получается, что те, кто планировал бюджет ФСС на 2007 г., верят
в существенный (процентов на 20-30) рост числа рождений. Но тогда
и запланированные на 2007 г. расходы на выплату единовременного
пособия при рождении ребенка (13147,2 млн.рублей) должны были бы
быть существенно выше, чем в бюджете 2006 г. (11440 млн.рублей).
Здесь же запланированный прирост составляет всего 14,9% (размер
пособия - 8 тыс. рублей - на 2007 г. не изменился).
Вообще, идея установления максимума при оплате отпусков
по беременности и родам (и по уходу за ребенком) при всей ее кажущейся
социальной справедливости, юридически не безупречна.
С одной стороны, почему матери, находящиеся в отпуске по беременности
и родам должны получать пособия, которые при нашей огромной дифференциации
в зарплатах, будут разниться в десятки раз? Кто-то получит 2-3 тыс.
рублей, а кто-то 80-100 тыс. рублей. При этом зарплата платится
работодателем, а пособие - из Фонда социального страхования. Но,
с другой стороны, пособие страховое. И работодатель, по крайней
мере, 12 месяцев до ухода матери в отпуск, не только платил ей большую
зарплату, но и соответствующие выплаты единого социального налога
делал в большем размере.
Недавно одна из молодых матерей с зарплатой выше средней,
уже обратилась в Конституционный суд с требованием проверить конституционность
такого ограничения права на страховое возмещение в случае нетрудоспособности
(а беременность и роды у нас законом приравниваются к болезни, к
нетрудоспособности)2. Новый Федеральный
закон № 255-ФЗ от 29 декабря 2006 г. так и называется: "Об
обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности
и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
Пункт 3 Статьи 11 устанавливает минимальную продолжительность
страхового стажа, дающую право на установление пособия в размере
среднего заработка, - не менее шести месяцев. При этом застрахованной
женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по
беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за
полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. (Напомним,
на сегодня это 1100 рублей).
С точки зрения буквы закона, такая формулировка
имеет право на существование, но с точки зрения духа
законов, призванных создать наилучшие условия для рождения детей,
а не подталкивать к откладыванию рождения (в том числе и путем прерывания
беременности), данный пункт следовало бы изменить. Да, мало проработавшая
молодая женщина (например, родившая после окончания ВУЗа), не обеспечила
большого вклада социального налога в Фонд социального страхования.
Но после рождения (возможно, единственного) она будет работать много-много
лет и социальный налог будет поступать в ФСС, с запасом перекрывая
не столь уж большие расходы на несколько месяцев выплат в период
беременности и родов. Минимальный размер оплаты труда, в том виде,
в котором он существует, анахронизм. Он не несет в себе никакого
экономического содержания. По нашему мнению, вне зависимости от
стажа, пособие по беременности и родам не должно быть меньше прожиточного
минимума трудоспособной женщины (на сегодня это около 4
тыс. рублей в среднем по России).
Продолжение в
следующем номере
2 - См.: Почему женщины должны терять в зарплате,
уйдя в декрет? - Известия, 19.01.2007, с.1,9.
|