|
Во власти
зеленого змия
|
|
Над темой номера работал Александр НЕМЦОВ
|
Сколько жизней россиян спасла антиалкогольная кампания
1980-х годов?
Количество смертей довольно равномерно увеличивалось,
начиная с 1965 года и по 1984 год (рис. 2). За то же время, по экспертным
оценкам, реальное потребление алкоголя увеличилось с 9,8 до 14,0
литров7. Однако на этом этапе трудно
оценить вклад алкоголя в рост смертности, хотя он несомненен: с
1965 по 1984 год выросло не только общее число смертей при отравлении
алкоголем, но также их доля в общей смертности (с 1,1% в 1965 году
до 2,2% 1979 году).
Рисунок 2. Число умерших в России в 1965-2004 годах,
тысяч
Линия регрессии для 1965-1984 годов (пунктир на рис.
2) усреднено описывает прирост смертей в этот период. Эту линию
можно считать прогнозом количества смертей после 1984 года, если
бы в 1985 году не началась антиалкогольная кампания, которая дала
уникальную возможность определить количество сохраненных жизней
за счет снижения потребления алкоголя. Существенное снижение смертности
мужчин произошло уже в первый месяц кампании8, которая
началась 1 июня 1985 года.
Количество людей, которые могли умереть, но не умерли
во время антиалкогольной кампании, можно оценить по отклонениям
от прогностической линии регрессии 1965-1984 годов для мужчин и
женщин во время антиалкогольной кампании (рис. 3). Сумма отклонений,
или, по сути, количество сохраненных жизней составляет 919,9 тысячи
у мужчин (1985-1992 годы) и 463,6 тысячи у женщин (1986-1992 годы)
- всего 1383,4 тысячи человек или 181±16,5 тысяч в год. В целом
это составляет 11,4% по отношению ко всем умершим в этот период.
Рисунок 3. Изменение смертности мужчин (а) и женщин
(б) во время и после антиалкогольной кампании (столбики - отклонения
от линии регрессии 1965-1984 годов; пунктир - интервал прогноза
0,95 для остатков регрессии 1965-1984 годов)
Важно отметить, что 181 тысяча в год - это люди, которые
сохранили жизнь за счет снижения потребления спиртных напитков.
Они бы умерли, не случись антиалкогольная кампания. Но это был бы
не весь алкогольный урон, а только его часть за счет снижения потребления
на 2,1 литра (в среднем с 14,0 в 1980-1984 годах до 11,9 в 1985-1992
годах; табл. 1). Полный алкогольный урон был существенно выше, т.к.
потребление и во время кампании оставалось очень высоким (10,5-13
литров).
Этот результат можно интерпретировать и так: если бы
в 1980-1984 годах удалось снизить потребление алкоголя всего на
2,1 литра, то это сохранило бы 905 тысяч человеческих жизней (181
тысяча * 5 лет; предотвратимые потери).
Таким образом, во время антиалкогольной кампании сохранили
жизнь более 1 миллиона человек. Это главный позитивный итог антиалкогольной
кампании и показатель того, что снижение потребления алкоголя -
существенный фактор снижения смертности в России.
7 - Treml V. Op. cit.
8 - Андреев Е.М. Возможные причины колебаний продолжительности
жизни в России в 90-ые годы. Вопросы статистики. 2002, №11: 3-15.
|