|
|
Брачность в России: история
и современность
|
|
Над темой номера работал Сергей ЗАХАРОВ
|
Брачный возраст на фоне социальных катастроф XX века
В истории нашей страны не раз бывали периоды, которые
никак нельзя назвать спокойными, и тогда процесс вступления в брак
испытывал сильные возмущения, а "нормальная" возрастная
модель брака деформировалась. Стоит ли говорить, что и с демографической
статистикой за эти годы дело обстояло неважно, а потому и углубленный
анализ брачности не был возможен.
Для того чтобы понять, как социальные катаклизмы сказались на среднем
возрасте вступления в брак и распространенности окончательного безбрачия,
требуется анализ возрастных характеристик вступления в брак на основе
таблиц брачности для реальных поколений россиян, прошедших
через все периоды XX века. Такие характеристики представлены на
рис. 1 - 3.
Рисунок 1. Доля вступивших в первый брак к указанному
возрасту, %
Источник: [Захаров С.В.] Меняющиеся параметры матримониального
поведения // Демографическая модернизация России 1900-2000. Под
ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. С.113.
Рисунок 2. Доля никогда не состоявших в браке, %
Источник: [Захаров С.В.] Меняющиеся параметры матримониального
поведения // Демографическая модернизация России 1900-2000. Под
ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. С.114.
Рисунок 3. Характеристики среднего возраста вступления
в первый брак поколений российских женщины 1900-1974 годов рождения
Источник: [Захаров С.В.] Меняющиеся параметры матримониального
поведения // Демографическая модернизация России 1900-2000. Под
ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. С.114.
Главные выводы, которые можно сделать из анализа тенденций
брачности для поколений, родившихся в XX веке, сводятся к следующему.
Вторая мировая война вызвала временную дестабилизацию брачности,
затронувшую в первую очередь женские поколения 1920-х годов рождения,
для которых возможности создания семей в годы войны были резко ограничены.
В послевоенные годы подавляющее большинство представительниц данных
когорт (почти 90%) все-таки смогло выйти замуж, но в более позднем
возрасте, по сравнению со старшими поколениями, и нередко за женихов
моложе себя, поскольку слишком многие ровесники мужского пола были
убиты на войне. В результате максимальное увеличение доли никогда
не состоявших в браке к 50 годам оказалось совсем небольшим - с
7-8% до 9-10%. А вот средний возраст первого брака для женщин, родившихся
в первой половине 1920-х годов, возрос существенно - на 2-3 года
по сравнению с поколениями, успевшими вступить в брак до войны.
По мере нормализации половых пропорций населения в молодом
возрасте, для чего потребовалось два-три десятилетия, прежняя модель
ранней брачности в России полностью восстановилась. Более того,
тенденция к омоложению брачности в дальнейшем даже усилилась - уже
в условиях нормального соотношения полов в бракоспособном возрасте.
Так, частота браков 18-летних женщин, рожденных в начале 1970-х
годов, достигла такого уровня, что превысила частоту браков во всех
остальных однолетних возрастных группах. В результате к началу 1990-х
годов возрастные характеристики первого брака оказались на уровне
второй половины XIX века, т.е. вернулись к тем, какими они были
когда-то у их прабабушек и прадедушек. Возраст сексуального дебюта,
возраст начала брачной жизни и возраст рождения первенца оказались
сближенными до предела. Мечта традиционалистов о слитности сексуального,
брачного и репродуктивного поведения была вновь воплощена - но не
в условиях пуританских "законов жизни" и "высокой
морали" позднего сталинизма, а в результате размывания традиционных
ценностей в эпоху брежневского застоя и горбачевской перестройки.
Причины парадоксального омоложения брачности в России
в 1960-1980-х годов заключаются, главным образом, в низкой культуре
планирования семьи на фоне снижения возраста начала регулярной половой
жизни, на которое указывали все, правда, не очень многочисленные
обследования8. Это приводило к высокой распространенности добрачных
зачатий, что в свою очередь стимулировало заключение ранних браков.
Известно, что среди всех детей, рожденных в 1960-1980-е годы в первом
браке, 30-40% были зачаты до официальной регистрации брака, а у
женщин до 20 лет эта пропорция составляла 50-60%. Можно не сомневаться,
что практически все эти беременности были незапланированными, а
зачастую и нежеланными. В результате главной причиной повышения
вероятности заключения брака до 20 лет стала малодоступность контрацептивных
средств и массовая безграмотность советских людей в сексуальной
и контрацептивной сфере на фоне официальной табуированности темы
для научных и общественных дискуссий. Даже между мужем и женой проблемы
предохранения от беременности должным образом не обсуждались.
Тем не менее, наиболее осведомленные отечественные демографы
уже тогда, более тридцати лет назад, понимали глубинную связь возраста
заключения брака и рождения первенца со специфическими особенностями
модели планирования семьи в России. М.С. Тольц в 1974 году писал:
"Переход к широкому применению высокоэффективных и простых
в употреблении гормональных контрацептивов, может быть, явится фактором,
повышающим как брачный возраст (для женщины), так и возраст при
рождении первого ребенка. Преждевременное наступление беременности
уже не будет стимулировать более раннее вступление в брак в тех
случаях, когда оно откладывается молодыми людьми. Эту возможную
тенденцию следует принимать во внимание при составлении прогнозов
рождаемости и брачности"9. Как показала практика, условия для
реализации этого прогноза появились в России лишь во второй половине
1990-х годов.
Другим, более известным фактором, стала активизация
государственной семейной политики начала 1980-х годов (предоставление
ранее не существовавших отпусков по уходу за ребенком, появление
официальной категории "молодая семья" с соответствующими
льготами), которая значительно увеличила рождаемость в молодом возрасте,
и тем самым интенсифицировала процесс омоложения брака. Само наличие
свидетельства о браке повышало доступность некоторых социальные
льгот, например, жилья.
Наконец, нельзя не упомянуть и об официально не декларированной
политике государства по сдерживанию доступа к высшему образованию,
проявившей себя с особой силой со второй половины 1970-х годов.
Высшее образование становилось все более популярным, особенно в
городах. В то же время плановые и перспективные балансы трудовых
ресурсов обнаруживали растущий дефицит рабочих рук, что воспринималось
экономистами того времени весьма болезненно, учитывая экстенсивный
характер развития советской экономики и гипертрофированно индустриальную
структуру занятости. Так, один из ведущих советских экономистов
писал в то время: "Желание нашей молодежи получать высшее образование
- явление прогрессивное, и по мере создания необходимых материальных
предпосылок оно будет реализовываться. Однако необходимо преодоление
чрезмерной ориентации молодежи, окончившей среднюю школу, на поступление
в высшие учебные заведения"10.
Государственные и партийные органы требовали от школы
выполнения спущенного сверху плана поступления в ПТУ. Заметим, что
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1972 г. "О завершении
перехода к всеобщему среднему образованию" не предполагало
всеобщность среднего образования в стенах общеобразовательной школы,
тем более, что ПТУ, ориентированные прежде всего на выпускников
8-х классов, были в течение десятилетия реорганизованы таким образом,
чтобы давать "полное" среднее образование. Закон 1984
г. гласил, что ориентация учащихся после 8-класса будет осуществляться
в зависимости от "потребностей экономики, регионов, городов
и сёл".
Широко развернувшаяся кампания по развитию профессионально-технического
образования (ПТУ), установление более жестких барьеров для обучения
в 9-х - 10-х классах средней школы и при приеме в ВУЗы должны были
увеличить приток молодежи в рабочие профессии11,
что на самом деле и произошло. Примерно каждый второй человек из
поколений, начавших учиться в школе во второй половине 1970-х годов,
завершал свое образование в ПТУ12,
т.е. в 17-18-летнем возрасте. Торможение распространенности полноценного
высшего профессионального образования, как и задумывали идеологи
реформы, было достигнуто. Комментаторы того времени с удовлетворением
отмечали: "в последние годы наблюдалась тенденция к преодолению
однобокой ориентации молодежи на высшие учебные заведения",
"возрастает процент восьмиклассников, поступающих в техникумы
и профтехучилища, и уменьшается процент восьмиклассников, продолжающих
учиться в 9-х классах полной средней школы"13.
В результате средний возраст выхода молодежи из системы профессионального
образования если и не снизился, то едва ли увеличился, что не способствовало
повышению возраста вступления в брак: в советское время возраст
заключения брака был теснейшим образом связан с возрастом завершения
образования. Вместе с тем, как показывали обследования, в начале
1980-х годов до одной трети новобрачных еще продолжали учиться либо
совмещали учебу с работой14, и процент
семейных студентов увеличивался15.
Удивительный феномен позднего советского периода - возникновение
"студенческих семей" - объясняется также снижением возраста
сексуального дебюта, все еще по традиции требующего легитимации
вступлением в брак, особенно если в результате этих отношений наступала
беременность. Либерализация сексуального поведения в студенческой
среде протекала очень активно, что вызвало снижение
возраста заключения брака в реальных поколениях женщин с высшим
образованием, родившихся в 1955-1964 годах. Расширившаяся практика
предоставления специальных общежитий для семейных еще больше подталкивала
к раннему заключению брака. Кроме того, в заключении брака до завершения
учебы, нередко, был и меркантильный интерес исключительно советского
свойства: избежать обязательного распределения после получения диплома,
остаться (прописаться) в большом городе и т.п.16
8 - Обзор и анализ результатов обследований сексуального
поведения в России см.: Кон И.С. Сексуальная культура в России:
клубничка на березке. М.: ОГИ, 1997. С. 262-271; Голод С.И. Что
было пороками стало нравами. Лекции по социологии сексуальности.
М.: Ладомир, 2005.
9 - Тольц М. Характеристика некоторых компонент
рождаемости в большом городе // Демографический анализ рождаемости.
М.: Статистика, 1974. С.53.
10 - Сонин М. Оценка уровня и структуры образования.
Образовательная и социально-профессиональная структура населения
СССР. /Ред. колл.: Д.И.Валентей (гл. ред.) и др. М.: Статистика,
1975. С.4.
11 - Белая книга российского образования. Ч.1.
Проект Тасис "Управление образованием". М.: Издательство
МЭСИ, 2000. С.13, 47.
12 - Там же, с. 47.
13 - Жильцов Е. Роль средних учебных заведений
в повышении образовательного и профессионального уровня населения
//Образовательная и социально-профессиональная структура населения
СССР. /Ред. колл.: Д.И.Валентей (гл. ред.) и др. М.: Статистика,
1975. С.22.
14 - Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М.:
Мысль, 1986. С.125.
15 - Социально-демографический портрет студента.
/ Ред. Елисеева И.И. М.: Мысль, 1987. С.46, 58.
16 - Головако Б.И. Студенческая семья. М.: Мысль,
1988. С.54-55.
|