Rambler's Top100

№ 243 - 244
17 - 30 апреля 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Иммиграция в страны Европейского Союза

Без иммиграции Европе не обойтись

Куда и откуда?

Мигранты нужны экономике

Расширение ЕС и трансформация западноевропейской миграционной системы

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Эжен Делакруа. Арабский всадник, подающий сигнал. Eugene Delacroix. Arab Horseman Giving a Signal (1851)

Иммиграция в страны Европейского Союза

Ирина МОЛОДИКОВА

Над темой номера работала
Ирина МОЛОДИКОВА

Мигранты нужны экономике

В докладе Фредерика Ришнера, генерального директора Департамента занятости, социальных дел и равных возможностей ЕС14, отмечается, что между 1997 и 2002 годами в период экономического роста количество занятых в Европе возросло на 12 млн. человек. Несмотря на тот факт, что доля мигрантов была менее 5% в общей занятости по странам ЕС, их вклад в ВВП составил 15%. В противовес общему мнению, что мигранты в основном заняты неквалифицированным трудом, возросла занятость мигрантов в секторе среднеквалифицированных и высококвалифицированных работников, где занятость у местного населения тоже высока. В это время количество мигрантов средней квалификации возросло на 50%, а высококвалифицированных - в два раза.

В докладе говорится, что в последние три года наблюдается снижение темпов экономического развития ЕС. Средняя занятость в ЕС стоит на уровне 63% (в США - 72%), а для мигрантов - существенно ниже. Для ЕС была поставлена цель достичь в 2010 году уровня занятости в 70%. Для этого в ЕС-25 необходимо к 2010 году создать более 20 млн. рабочих мест (в том числе в странах ЕС-15 - 15 млн.), что выглядит весьма проблематичным.

В то же время ожидается, что общее количество людей трудоспособного возраста между 2010 и 2030 годами будет сокращаться в среднем на 1 млн. человек в год. Поэтому, даже если допустить, что уровень занятости стабилизируется на уровне 70%, но не будет возрастания миграции, вероятнее всего, экономический рост в ЕС упадет до 0,5% в год, и рост ВВП на душу населения также значительно снизится, что может отразиться на конкурентоспособности экономики ЕС. Во всех демографических выводах весьма пессимистично говорится о судьбах Европы, если мигранты не приедут. Политики также сетуют на эти обстоятельства, однако понимание необходимости привлечения мигрантов не сопровождается изменениями в миграционной политике.

Рисунок 5. Количество прибывших трудовых мигрантов в 1995 и 2003 годах (тысяч)

Рисунок 6. Общее количество трудовых мигрантов в странах Западной Европы в 1995 и 2003 годах (тысяч)

Статистика свидетельствует о том, что и число прибывающих трудовых мигрантов, и их накопленное число растет практически во всех странах Евросоюза (рис. 5 и 6). Тем не менее, их миграционная политика в целом не слишком гостеприимна. Сейчас мигрантам очень непросто на законном основании попасть на рынок труда желаемых стран. Основные способы легального проживания в странах ЕС лимитируют возможности легального трудоустройства многих категорий мигрантов. В Западную Европу официально можно попасть по определенным каналам:

  1. воссоединение семьи;
  2. предоставление статуса беженца (ищущего убежище);
  3. репатриация;
  4. обучение;
  5. высококвалифицированный персонал транснациональных корпораций и международных организаций;
  6. личные контракты;
  7. собственный бизнес;
  8. трудовая миграция (на основе межгосударственных соглашений):
  • сезонные работы;
  • приграничные миграции;
  • тренинги и приглашение преподавателей;
  • квоты на определенные специальности или виды деятельности.

Но многие из этих каналов не дают права на работу, даже если мигранту и разрешается проживание в стране. Так, первые четыре канала не дают возможности быстрого легального доступа на рынок труда. Первые три канала не позволяют отбирать мигрантов по квалификации. Возможности трудоустройства их также отложены, а для членов семей всех категорий мигрантов, возможности попадания на легальный рынок труда еще более проблематичны, поскольку наличие разрешения на работу у одного из супругов-мигрантов не распространяется на членов его семьи.

Таким образом, сетования чиновников Евросоюза на низкий уровень занятости мигрантов прежде всего связаны с самой политикой стран Евросоюза. Она подталкивает мигрантов к нелегальной трудовой деятельности, несмотря на то, что Великобритании нужно заполнить 600 тысяч вакансий, а Португалия и Испания даже начали специальную программу по привлечению мигрантов из Латинской Америки, которая с точки зрения культуры, языка, традиция, исторических связей им более близка, чем африканские страны. В докладе отмечается, что некоторые группы и генерации мигрантов лучше интегрированы в рынок труда. Особенно это касается квалифицированных мигрантов из стран Восточной Европы, Балканских стран и Азии, которые хорошо работают на европейском рынке труда. Мигранты из Балканских стран и Восточной Европы имеют даже более высокие показатели занятости, чем местное население. В то же время, отмечается в докладе, мигранты из стран Северной Африки не так хорошо интегрируются, (это касается неквалифицированных мигрантов и особенно женщин).

Иерархия стран по привлекательности для трудовых мигрантов, совпадает с их распределением по количеству мигрантов. На первые места снова выходят Германия, Франция, Великобритания, а затем - Италия, Испания, Швейцария. В тех странах, которые провели программы амнистии, количество трудовых мигрантов выросло в несколько раз. В Греции, Франции, Испании, Италии, Бельгии, Португалии, Германии, Люксембурге и Великобритании в 1995-2002 годах были легализованы 2,5 млн. человек15.

В странах ЕС-15 количество официально зарегистрированных трудовых мигрантов составляло в 2003 году около 17 млн. человек16. Специалисты считают, что значительного притока мигрантов из вновь присоединившихся стран в "старые" страны ЕС не ожидается. По социологическим опросам, не более 5% населения этих стран выразило желание переселиться на запад. Однако это не касается намерений в отношении временной трудовой миграции17. Впрочем, пока присоединение к странам ЕС не дает этим странам право свободного доступа на рынок труда ЕС. Сейчас они могут попасть на рынок только нескольких стран - Великобритании, Швеции и Ирландии. За год после присоединения новых стран 230 тысяч мигрантов из них получили разрешения на работу в Великобритании, 128 тысяч в Ирландии и 16 тысяч в Швеции18. Для остальных стран ЕС-15 "новички" должны пройти ту же процедуру, что и другие иностранцы.

Пожалуй, несколько лучше чувствуют себя в Европе иммигранты - высококвалифицированные специалисты. В частности, страны ЕС начали проводить политику привлечения на постоянное проживание тех иностранцев, кто закончил вузы этих стран и нашел в них работу. Сейчас практически во всех европейских странах выпускникам, окончившим местные ВУЗы и нашедшим работу с высоким заработком, дается разрешение на проживание. Особенно такие возможности открываются у специалистов в области информационных технологий. Германия выдала первые 1500 "green cards" из предполагаемых 10,4 тысячи для таких специалистов. Этим же путем следуют и остальные страны ЕС.

Количество иностранных студентов в странах ЕС неуклонно растет, только с 1989 по 1999 год оно выросло с 887,6 тысячи до 1061,1 тысячи человек. Самое большое количество иностранных студентов обучается в Великобритании - 227 тысяч человек, Германии - 219 тысяч, Франции - 165,4 тысячи человек (в России - 70,2 тысячи)19.

Из всех мигрантов, официально по контрактам работающих в странах ЕС, российские специалисты характеризуются самой высокой долей имеющих высшее образование (47% от всех официально работающих, при среднем показателе - по Европе - 25%). Самым низким уровнем образования отличаются мигранты из стран южной Европы, Балкан, и стран - кандидатов (рис. 7).

Рисунок 7. Доля мигрантов с высшим образованием из данных стран, работающих в Европе по официальному разрешению на работу, %

При наличии большого числа зарегистрированных трудовых мигрантов, в странах ЕС повсеместно отмечается рост нерегулируемой миграции, масштабы которой трудно оценить достоверно. По оценкам разных экспертов, общее количество мигрантов с неурегулированным статусом колеблется от 100 тысяч человек до 2,6-6,4 млн. человек по Европе20. Только оценки числа нелегальных рабочих по Италии составили 569 тысяч человек, по Бельгии - около 90 тысяч, по Швейцарии - от 70 до 180 тысяч человек. По мнению западных экспертов21, основными группами стран, поставляющих нелегалов для Европы являются:

  1. Страны СНГ
  2. Средний Восток и Средняя Азия;
  3. Китай и Индийский субконтинент;
  4. Румыния, Молдавия;
  5. Страны бывшей Югославии.

Постоянно увеличивается торговля и контрабанда людьми, несмотря на попытки правительств противодействовать этому бизнесу. Однако слишком высок доход от данного вида деятельности, так как цена на переправку одного человека из Африки в Европу в зависимости от страны исхода и расстояния колеблется от 2 до 6,5 тысячи долларов США, из Азии она составляет уже от 6,3 до 26 тысяч. Даже из Европы в Европу уровень цен от 2,5 до 4 тысяч долларов США22. Поток из стран Центральной и Восточной Европы по торговле и контрабанде людьми перекрыл традиционный поток из Азии, Африки и Латинской Америки. Например, основными странами исхода, депортированных проституток, по данным турецких спецслужб, являлись Азербайджан, Молдавия, Грузия, Румыния, Россия и Украина. Отмечается возрастание также транзитного трафика женщин и детей. Европейская Комиссия считает, что торговля женщинами и детьми ежегодно достигает 120 тысяч человек23.

Если по всему миру размах торговли и контрабанды людьми оценивается в размерах от 1 до 4 млн. человек, то для ЕС - порядка 300-400 тысяч, для стран СНГ - порядка 100 тысяч человек. Однако есть оценки экспертов, согласно которым только из Украины таким образом было вывезено за 1994-2001 годы около 400 тысяч человек24.

Говоря о потоках мигрантов, направляющихся в ту или другую страну, следует подчеркнуть, что миграционные потоки не размазываются равномерно по территории стран приема, а идут в конкретные города и регионы. Трудовая миграция, как правило, ориентирована на современные секторы экономики и сферу обслуживания, поэтому иммигранты концентрируются, в первую очередь, в крупных городах и городских агломерациях. Например, в Великобритании мигранты из Азии проживают в основном в районе Большого Лондона, Большого Манчестера, Бирмингема и прилегающей зоны Йоркшира (город Бредфорд называют "маленький Пакистан"). Во Франции насчитывается, по крайней мере, 10 млн. граждан, у которых как минимум один из родителей иностранец. Большая часть их живет в Большом Париже (38,3%), районах Rhone-Alpes, с центром в Лионе (12%) и Alpes-Cote d'Azur, между Марселем и Ниццей (8,4%)25. В Германии отмечаются сходные тенденции: самое большое количество мигрантов в абсолютном выражении проживает в больших городах (Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте на Майне, Кёльне, Штутгарте). В последних трех городах, а также в Оффенбахе доля мигрантов достигает 20% всего населения. В больших городах оседают и нелегальные мигранты, так как там они менее заметны. По оценкам экспертов, около 40 тысяч нелегальных мигрантов в Голландии работает в Амстердаме, Роттердаме, Гааге, Утрехте26.

Рисунок 8. Распределение иммигрантов в Лондоне по регионам выхода

Источник: Knox P & Pinch St.(2000) Urban Social Geography, Prentice Hall, UK.

В западных городах уже сложились районы этнических анклавов - чайна-тауны, арабские кварталы, индо-пакистанские и т.д. (рис. 8). Этому во многом способствовали программы строительства социального жилья для малоимущих, которые были развернуты в Западной Европе, начиная с 30-х годов. Максимальная концентрация мигрантов отмечается именно там.


14 - ОБСЕ, второй подготовительный семинар. Миграция с точки зрения безопасности, экономических, экологических перспектив. Алматы, 24-25 января 2005 года. 2PS13EF PlenSea 2/3_B.
15 - Munz R. Migrants, labor markets and integration in Europe: a comparative analysis. Regional Report for the Global Commission on International Migration (GCIM), Working paper, Regional Hearing on Europe. Budapest, December, 2004.
16 - Ивахнюк И. Международная миграция, М., 2005.
17 - Munz R. Migrants, labor markets and integration in Europe: a comparative analysis. Regional Report for the Global Commission on International Migration (GCIM), Working paper, Regional Hearing on Europe. Budapest, December, 2004.
18 - Migration Policy Institute / Migration information source December 1 2005: http://www.migrationinformation.org
19 - Salt J. Op.cit.
20 - Trafficking in Migrants, n.23, IOM 2001:6, Heckmann F.& Wunderlich T., 2000, Transatlantic workshop smuggling: a conference report.Georgetown Imigration Law Journal, 15 p.167-182
21 - Salt J. Op.cit.
22 - Там же.
23 - Там же.
24 - Там же.
25 - Bade Klaus J. History of European Migration. Blackwell, US, 2003. p. 278.
26 - Bade Klaus J. Op. cit.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.