|
|
Иммиграция в страны Европейского
Союза
|
|
Над темой номера работала
Ирина МОЛОДИКОВА
|
Мигранты нужны экономике
В докладе Фредерика Ришнера, генерального директора
Департамента занятости, социальных дел и равных возможностей ЕС14,
отмечается, что между 1997 и 2002 годами в период экономического
роста количество занятых в Европе возросло на 12 млн. человек. Несмотря
на тот факт, что доля мигрантов была менее 5% в общей занятости
по странам ЕС, их вклад в ВВП составил 15%. В противовес общему
мнению, что мигранты в основном заняты неквалифицированным трудом,
возросла занятость мигрантов в секторе среднеквалифицированных и
высококвалифицированных работников, где занятость у местного населения
тоже высока. В это время количество мигрантов средней квалификации
возросло на 50%, а высококвалифицированных - в два раза.
В докладе говорится, что в последние три года наблюдается
снижение темпов экономического развития ЕС. Средняя занятость в
ЕС стоит на уровне 63% (в США - 72%), а для мигрантов - существенно
ниже. Для ЕС была поставлена цель достичь в 2010 году уровня занятости
в 70%. Для этого в ЕС-25 необходимо к 2010 году создать более 20
млн. рабочих мест (в том числе в странах ЕС-15 - 15 млн.), что выглядит
весьма проблематичным.
В то же время ожидается, что общее количество людей
трудоспособного возраста между 2010 и 2030 годами будет сокращаться
в среднем на 1 млн. человек в год. Поэтому, даже если допустить,
что уровень занятости стабилизируется на уровне 70%, но не будет
возрастания миграции, вероятнее всего, экономический рост в ЕС упадет
до 0,5% в год, и рост ВВП на душу населения также значительно снизится,
что может отразиться на конкурентоспособности экономики ЕС. Во всех
демографических выводах весьма пессимистично говорится о судьбах
Европы, если мигранты не приедут. Политики также сетуют на эти обстоятельства,
однако понимание необходимости привлечения мигрантов не сопровождается
изменениями в миграционной политике.
Рисунок 5. Количество прибывших трудовых мигрантов в
1995 и 2003 годах (тысяч)
Рисунок 6. Общее количество трудовых мигрантов в странах
Западной Европы в 1995 и 2003 годах (тысяч)
Статистика свидетельствует о том, что и число прибывающих
трудовых мигрантов, и их накопленное число растет практически во
всех странах Евросоюза (рис. 5 и 6). Тем не менее, их миграционная
политика в целом не слишком гостеприимна. Сейчас мигрантам очень
непросто на законном основании попасть на рынок труда желаемых стран.
Основные способы легального проживания в странах ЕС лимитируют возможности
легального трудоустройства многих категорий мигрантов. В Западную
Европу официально можно попасть по определенным каналам:
- воссоединение семьи;
- предоставление статуса беженца (ищущего убежище);
- репатриация;
- обучение;
- высококвалифицированный персонал транснациональных
корпораций и международных организаций;
- личные контракты;
- собственный бизнес;
- трудовая миграция (на основе межгосударственных
соглашений):
- сезонные работы;
- приграничные миграции;
- тренинги и приглашение преподавателей;
- квоты на определенные специальности или виды деятельности.
Но многие из этих каналов не дают права на работу, даже
если мигранту и разрешается проживание в стране. Так, первые четыре
канала не дают возможности быстрого легального доступа на рынок
труда. Первые три канала не позволяют отбирать мигрантов по квалификации.
Возможности трудоустройства их также отложены, а для членов семей
всех категорий мигрантов, возможности попадания на легальный рынок
труда еще более проблематичны, поскольку наличие разрешения на работу
у одного из супругов-мигрантов не распространяется на членов его
семьи.
Таким образом, сетования чиновников Евросоюза на низкий
уровень занятости мигрантов прежде всего связаны с самой политикой
стран Евросоюза. Она подталкивает мигрантов к нелегальной трудовой
деятельности, несмотря на то, что Великобритании нужно заполнить
600 тысяч вакансий, а Португалия и Испания даже начали специальную
программу по привлечению мигрантов из Латинской Америки, которая
с точки зрения культуры, языка, традиция, исторических связей им
более близка, чем африканские страны. В докладе отмечается, что
некоторые группы и генерации мигрантов лучше интегрированы в рынок
труда. Особенно это касается квалифицированных мигрантов из стран
Восточной Европы, Балканских стран и Азии, которые хорошо работают
на европейском рынке труда. Мигранты из Балканских стран и Восточной
Европы имеют даже более высокие показатели занятости, чем местное
население. В то же время, отмечается в докладе, мигранты из стран
Северной Африки не так хорошо интегрируются, (это касается неквалифицированных
мигрантов и особенно женщин).
Иерархия стран по привлекательности для трудовых мигрантов,
совпадает с их распределением по количеству мигрантов. На первые
места снова выходят Германия, Франция, Великобритания, а затем -
Италия, Испания, Швейцария. В тех странах, которые провели программы
амнистии, количество трудовых мигрантов выросло в несколько раз.
В Греции, Франции, Испании, Италии, Бельгии, Португалии, Германии,
Люксембурге и Великобритании в 1995-2002 годах были легализованы
2,5 млн. человек15.
В странах ЕС-15 количество официально зарегистрированных
трудовых мигрантов составляло в 2003 году около 17 млн. человек16.
Специалисты считают, что значительного притока мигрантов из вновь
присоединившихся стран в "старые" страны ЕС не ожидается.
По социологическим опросам, не более 5% населения этих стран выразило
желание переселиться на запад. Однако это не касается намерений
в отношении временной трудовой миграции17.
Впрочем, пока присоединение к странам ЕС не дает этим странам право
свободного доступа на рынок труда ЕС. Сейчас они могут попасть на
рынок только нескольких стран - Великобритании, Швеции и Ирландии.
За год после присоединения новых стран 230 тысяч мигрантов из них
получили разрешения на работу в Великобритании, 128 тысяч в Ирландии
и 16 тысяч в Швеции18. Для остальных
стран ЕС-15 "новички" должны пройти ту же процедуру, что
и другие иностранцы.
Пожалуй, несколько лучше чувствуют себя в Европе иммигранты
- высококвалифицированные специалисты. В частности, страны ЕС начали
проводить политику привлечения на постоянное проживание тех иностранцев,
кто закончил вузы этих стран и нашел в них работу. Сейчас практически
во всех европейских странах выпускникам, окончившим местные ВУЗы
и нашедшим работу с высоким заработком, дается разрешение на проживание.
Особенно такие возможности открываются у специалистов в области
информационных технологий. Германия выдала первые 1500 "green
cards" из предполагаемых 10,4 тысячи для таких специалистов.
Этим же путем следуют и остальные страны ЕС.
Количество иностранных студентов в странах ЕС неуклонно
растет, только с 1989 по 1999 год оно выросло с 887,6 тысячи до
1061,1 тысячи человек. Самое большое количество иностранных студентов
обучается в Великобритании - 227 тысяч человек, Германии - 219 тысяч,
Франции - 165,4 тысячи человек (в России - 70,2 тысячи)19.
Из всех мигрантов, официально по контрактам работающих
в странах ЕС, российские специалисты характеризуются самой высокой
долей имеющих высшее образование (47% от всех официально работающих,
при среднем показателе - по Европе - 25%). Самым низким уровнем
образования отличаются мигранты из стран южной Европы, Балкан, и
стран - кандидатов (рис. 7).
Рисунок 7. Доля мигрантов с высшим образованием из данных
стран, работающих в Европе по официальному разрешению на работу,
%
При наличии большого числа зарегистрированных трудовых
мигрантов, в странах ЕС повсеместно отмечается рост нерегулируемой
миграции, масштабы которой трудно оценить достоверно. По
оценкам разных экспертов, общее количество мигрантов с неурегулированным
статусом колеблется от 100 тысяч человек до 2,6-6,4 млн. человек
по Европе20. Только оценки числа нелегальных
рабочих по Италии составили 569 тысяч человек, по Бельгии - около
90 тысяч, по Швейцарии - от 70 до 180 тысяч человек. По мнению западных
экспертов21, основными группами стран,
поставляющих нелегалов для Европы являются:
- Страны СНГ
- Средний Восток и Средняя Азия;
- Китай и Индийский субконтинент;
- Румыния, Молдавия;
- Страны бывшей Югославии.
Постоянно увеличивается торговля и контрабанда
людьми, несмотря на попытки правительств противодействовать
этому бизнесу. Однако слишком высок доход от данного вида деятельности,
так как цена на переправку одного человека из Африки в Европу в
зависимости от страны исхода и расстояния колеблется от 2 до 6,5
тысячи долларов США, из Азии она составляет уже от 6,3 до 26 тысяч.
Даже из Европы в Европу уровень цен от 2,5 до 4 тысяч долларов США22.
Поток из стран Центральной и Восточной Европы по торговле и контрабанде
людьми перекрыл традиционный поток из Азии, Африки и Латинской Америки.
Например, основными странами исхода, депортированных проституток,
по данным турецких спецслужб, являлись Азербайджан, Молдавия, Грузия,
Румыния, Россия и Украина. Отмечается возрастание также транзитного
трафика женщин и детей. Европейская Комиссия считает, что торговля
женщинами и детьми ежегодно достигает 120 тысяч человек23.
Если по всему миру размах торговли и контрабанды людьми
оценивается в размерах от 1 до 4 млн. человек, то для ЕС - порядка
300-400 тысяч, для стран СНГ - порядка 100 тысяч человек. Однако
есть оценки экспертов, согласно которым только из Украины таким
образом было вывезено за 1994-2001 годы около 400 тысяч человек24.
Говоря о потоках мигрантов, направляющихся в ту или
другую страну, следует подчеркнуть, что миграционные потоки не размазываются
равномерно по территории стран приема, а идут в конкретные города
и регионы. Трудовая миграция, как правило, ориентирована на современные
секторы экономики и сферу обслуживания, поэтому иммигранты концентрируются,
в первую очередь, в крупных городах и городских агломерациях. Например,
в Великобритании мигранты из Азии проживают в основном в районе
Большого Лондона, Большого Манчестера, Бирмингема и прилегающей
зоны Йоркшира (город Бредфорд называют "маленький Пакистан").
Во Франции насчитывается, по крайней мере, 10 млн. граждан, у которых
как минимум один из родителей иностранец. Большая часть их живет
в Большом Париже (38,3%), районах Rhone-Alpes, с центром в Лионе
(12%) и Alpes-Cote d'Azur, между Марселем и Ниццей (8,4%)25.
В Германии отмечаются сходные тенденции: самое большое количество
мигрантов в абсолютном выражении проживает в больших городах (Берлине,
Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте на Майне, Кёльне, Штутгарте). В последних
трех городах, а также в Оффенбахе доля мигрантов достигает 20% всего
населения. В больших городах оседают и нелегальные мигранты, так
как там они менее заметны. По оценкам экспертов, около 40 тысяч
нелегальных мигрантов в Голландии работает в Амстердаме, Роттердаме,
Гааге, Утрехте26.
Рисунок 8. Распределение иммигрантов в Лондоне по регионам
выхода
Источник: Knox P & Pinch St.(2000) Urban Social Geography,
Prentice Hall, UK.
В западных городах уже сложились районы этнических анклавов
- чайна-тауны, арабские кварталы, индо-пакистанские и т.д. (рис.
8). Этому во многом способствовали программы строительства социального
жилья для малоимущих, которые были развернуты в Западной Европе,
начиная с 30-х годов. Максимальная концентрация мигрантов отмечается
именно там.
14
- ОБСЕ, второй подготовительный семинар. Миграция с точки зрения
безопасности, экономических, экологических перспектив. Алматы, 24-25
января 2005 года. 2PS13EF PlenSea 2/3_B.
15 - Munz R. Migrants, labor markets and integration
in Europe: a comparative analysis. Regional Report for the Global
Commission on International Migration (GCIM), Working paper, Regional
Hearing on Europe. Budapest, December, 2004.
16 - Ивахнюк И. Международная миграция, М., 2005.
17 - Munz R. Migrants, labor markets and integration
in Europe: a comparative analysis. Regional Report for the Global
Commission on International Migration (GCIM), Working paper, Regional
Hearing on Europe. Budapest, December, 2004.
18 - Migration Policy Institute / Migration information
source December 1 2005: http://www.migrationinformation.org
19 - Salt J. Op.cit.
20 - Trafficking in Migrants, n.23, IOM 2001:6,
Heckmann F.& Wunderlich T., 2000, Transatlantic workshop smuggling:
a conference report.Georgetown Imigration Law Journal, 15 p.167-182
21 - Salt J. Op.cit.
22 - Там же.
23 - Там же.
24 - Там же.
25 - Bade Klaus J. History of European Migration.
Blackwell, US, 2003. p. 278.
26 - Bade Klaus J. Op. cit.
|