Rambler's Top100

№ 237 - 238
6 - 19 марта 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Берегите женщин!  

Что ожидает российских женщин в XXI веке?

Как Россия выполняет требования Конвенции ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин


Google
Web demoscope.ru
Виктория Ивановна САКЕВИЧ

Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория Ивановна САКЕВИЧ

Как Россия выполняет требования Конвенции ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин

В преддверии 8 Марта Программа правовых инициатив для стран Центральной Европы и Евразии Американской ассоциации юристов (American Bar Association's Central European and Eurasian Law Initiative - ABA/CEELI) выпустила отчет о выполнении Российской Федерацией обязательств по выполнению требований Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Принятая ООН в 1979 году, Конвенция всесторонне определяет права женщин и является основным международным инструментом для решения проблем гендерной дискриминации. Ратифицируя эту Конвенцию, государства-участники принимают на себя обязательства не только установить формальное правовое равенство между мужчинами и женщинами, но также принимать меры для обеспечения реального осуществления женщинами своих прав наравне с мужчинами. На данный момент Конвенцию ратифицировали 180 стран, почти все государства - члены ООН. Российская Федерация приняла на себя обязательства по Конвенции без оговорок, выступая в качестве государства-правопреемника Союза Советских Социалистических Республик, который ратифицировал Конвенцию в 1981 году.

Рабочая группа юристов из Московского представительства ABA/CEELI, Центра гендерных исследований Самарского государственного университета при участии женских НПО провели оценку законодательства на предмет соответствия требованиям Конвенции, а также анализ фактической ситуации с выполнением положений Конвенции на территории России.

Рабочая группа провела детальные и подробные личные интервью с экспертами в различных областях жизни во всех федеральных округах России. Всего рабочая группа провела более 180 персональных интервью с экспертами в 32 городах и селах России, включая представителей женских и правозащитных НПО, лиц, принадлежащих к различным этническим группам и исповедующих разные религии, а также мигрантов, женщин с ограниченными возможностями и женщин из сельских районов. Проводились также интервью с представителями местных законодательных органов, министерств, правоохранительных органов, учреждений системы здравоохранения, кризисных центров и региональных уполномоченных по правам человека. Кроме того, рабочая группа провела семь фокус-групп (общее число участников составило 45 человек), посвященных положению женщин в соответствующих регионах и конкретным темам защиты прав женщин.

Основной вывод исследования заключается в признании того, что в России существует высокая степень терпимости к нарушению равноправия мужчин и женщин. Это является причиной неравного представительства в политике и на высоких постах государственной службы, нарушения трудовых прав женщин, сексуальных домогательств на рабочем месте, широко распространенных фактов домашнего насилия и торговли людьми.

Отчет состоит из 16 разделов, соответствующих 16 статьям Конвенции. В каждом разделе проводится анализ соблюдения Конвенции на уровне законодательства (обзор российских законов, относящихся к правам женщин, и их соответствия положениям Конвенции) и анализ фактического соответствия (оценка степени, в которой женщины фактически осуществляют свои права и пользуются защитой, предусмотренной в Конвенции). Кроме того, в каждом разделе описываются конкретные проблемные области и перечисляются вопросы, требующие срочного решения.

Полный текст отчета на английском и русском языках можно найти на сайте: www.abaceeli.org/cedaw

Американская ассоциация юристов
Программа правовых инициатив для стран Центральной Европы и Евразии

Отчет о выполнении требований Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Российская Федерация

Февраль 2006 г.

РЕЗЮМЕ

"Для того чтобы права человека стали реальностью для каждой женщины, необходима политическая воля на всех уровнях. Международное право также требует, чтобы государства обеспечивали осознание женщинами своих прав. Крайне важно, чтобы общество в целом признало свою роль в повышении уважения и внимания к соблюдению прав человека в отношении женщин. Государства должны принять все возможные меры по изменению культурных и социальных стереотипов, приводящих к дискриминации в отношении женщин… Государства также должны тщательно расследовать, преследовать и наказывать за нарушения прав женщин, даже когда они совершаются частными лицами. Женщины должны иметь доступ к правосудию и закон должен обеспечивать им равное отношение".

Луиз Арбур, Верховный комиссар ООН по правам человека,
Заявление по случаю Международного женского дня, 8 марта 2005 г.

За последние десять лет в Российской Федерации произошли огромные структурные изменения, так как были ликвидированы старые экономические, социальные и политические системы. В то время как все население в целом было вынуждено адаптироваться к новым условиям, мужчины и женщины столкнулись с некоторыми специфическими трудностями. Всемирный банк описывает некоторые проблемы, характерные для женщин в России во время переходного периода, как «ухудшение социально-экономического положения женщин, вытеснение их из сферы принятия решений и феминизация бедности»1. Хотя в последние годы в России наблюдается экономический рост и права человека являются частью политической программы, тем не менее, страна характеризуется широко распространенным гендерным неравенством. Именно падение коммунизма стало основой для дискуссии о том, было ли вообще достигнуто гендерное равенство на самом деле.

Эмансипация женщин считалась существенным компонентом социализма, поэтому в первой Конституции нового Советского государства (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) от 1918 года провозглашалось, что «женщины имеют равные с мужчинами права». Государство приняло формальную политику равенства, но не создало условий, которые бы привели к действительному равенству женщин и мужчин. По наблюдениям ученых, «фактическое равенство по признаку пола в крестьянской, пролетарской, патриархальной стране не могло быть достигнуто»2. Таким образом, в то время как равенство «представлялось как достигнутое, оно было одновременно мифом и олицетворением победы пролетариата над старым временем».

Хотя жизнь женщин коренным образом изменилась в Советскую эпоху, их функции распространились из частной сферы жизни на общественную сферу – в обществе не произошло сопутствующего «пересмотра роли мужчины и женщины»3. Вместо этого при рассмотрении «женского вопроса» советское государство разработало теорию социального протекционизма, которая отражала точку зрения о том, что женщины выполняют в обществе две роли – «труженицы и матери»4. Женщины стали объектом государственной политики на основании представления о том, что специфические интересы женщин, по сравнению с мужчинами, требуют применения «специальных мер»5. Таким образом, в отношении неотъемлемых характеристик государство создало систему позитивной дискриминации (например, предоставляя женщинам социальную помощь), но не устранило лежащие в их основе причины дискриминации в отношении женщин6. В результате российские женщины добились прогресса в таких областях как трудовые отношения, образование и политика значительно раньше, чем это произошло в Западной Европе или Соединенных Штатах. Например, российские женщины одними из первых в мире, получили право голоса в 1917 году, лишь на 12 лет позже российских мужчин. Но более глубокий анализ показывает, что на женщин фактически возлагалась «двойная нагрузка», они несли основную ответственность за воспитание детей и выполнение домашней работы, а также должны были выполнять свои обязанности перед государством как работники вне своего дома.

После революции большое число женщин вошло в состав рабочей силы, однако, они не занимали руководящих должностей и получали небольшие зарплаты. Для представительства женщин в политической сфере были введены квоты. Так, в среднем, женщины составляли 26% партийных списков, но они не занимали должности, связанные с реальной властью. Например, в Центральном Комитете Коммунистической партии было очень немного женщин, и за период с 1917 по 1990 год в Политбюро женщины избирались лишь три раза7. Представительство женщин в Верховном Совете носило «декоративный характер», так как женщинами-депутатами были, преимущественно, молодые ткачихи или колхозницы, которые не проявляли активности и обычно избирались только на один срок. Таким образом, включением женщин в списки народных депутатов «одновременно решались проблемы репрезентации для рабочих и колхозников»8.

На женское движение в сегодняшней России очень большое влияние оказывает то, как в советском государстве формулировались вопросы прав женщин. В частности, все еще существует большой разрыв между юридическим или de jure равенством и способностью женщин в полной мере реализовать свои права человека. Более того, включение гендерного равенства как принципа официальной государственной политики, привело к определенной самоуспокоенности населения, посчитавшего, что равенство уже достигнуто, и поэтому не нужно принимать дополнительных мер. И, наконец, использование «позитивной дискриминации» – льгот, предоставляемых только женщинам, – остается руководящим принципом государственных программ социальных реформ как решение проблемы укоренившегося неравенства.

Обзор соответствия на уровне законодательства

В России давно существует юридическое равенство. Декларации о том, что женщины имеют равные права с мужчинами, сделанные в конституциях советской эпохи 1918 и 1936 годов открыли дорогу для современной формулировки о том, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола… Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»9. Хотя принцип гендерного равенства широко включен в российское законодательство, результаты настоящего исследования показывают, что в действительности женщины страдают от многих форм дискриминации и не могут в полной мере осуществить свои права на равные возможности.

Принцип равенства прав, закрепленный в Конституции Российской Федерации, повторяется в региональных конституциях и уставах и цитируется в других положениях российского законодательства. Запрещена дискриминация по признаку пола в трудовых отношениях10, политические партии должны включать мужчин и женщин11, а в семейных отношениях супруги имеют равные права12. Эксперты в области права обычно знают положения о равенстве и его гарантии, но законы, в основном, считаются декларативными по своей природе. Конституционный Суд рассмотрел лишь несколько дел о дискриминации любого рода. Фактически, в постановлениях Суда разъясняется, что в Конституции РФ закреплен общий правовой принцип, а не субъективное право лица на свободу от дискриминации.

В России дискриминация по признаку пола, а также по другим неотъемлемым характеристикам влечет уголовное наказание в соответствии с Уголовным Кодексом РФ13. Однако с применением этого положения было возбуждено лишь несколько дел о дискриминационных практиках, частично это связано с низким уровнем информированности профессиональных юристов о существовании этого положения.

В российском законодательстве практически нет явно дискриминационных положений – в подавляющем большинстве законов применяется нейтральное упоминание прав каждого «гражданина», «всех» или «каждого человека» – с двумя заметными исключениями. Во-первых, в сфере трудовых отношений и образования закон ограничивает право женщин выполнять определенные работы, которые считаются вредными для здоровья или опасными, а внутренние уставы некоторых военных и оборонных институтов разрешают поступать в эти институты только лицам мужского пола. Во-вторых, специальное законодательство гарантирует женщинам особое обращение или льготы в связи с их репродуктивной функцией и роли в воспитании детей14. Отсутствие специализированного законодательства, направленного на решение тех проблем, к которым женщины особенно уязвимы, например, насилия в семье или сексуальных домогательств, указывает на то, что государство не придает приоритетного значения вопросу общего улучшения ситуации с соблюдением прав женщин. Кроме того, отсутствие гендерно-направленных законов в сферах, не относящихся к семейной жизни и воспитанию детей, отражает общее отсутствие понимания того, что представляет собой гендерная дискриминация.

Один эксперт-юрист объясняет, что «основным дефектом» российского законодательства «следует считать его гендерную нейтральность, отсутствие в нем норм, обеспечивающих выравнивание возможностей мужчин и женщин в реализации принадлежащих им прав и свобод, что провозглашено ч. 3 ст. 19 Конституции РФ»15. Российский закон четко гарантирует равные права, но во многих сферах отсутствует законодательство, которое позволило бы женщинам реализовать равные возможности. Таким образом, важное положение Конституции РФ не реализовано в законодательстве.

Обзор фактического соответствия

Участие России в Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, прошедшей в 1995 году в Пекине, привело к тому, что были приложены значительные усилия для улучшения статуса женщин. Правительство приняло Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе, а также Концепцию улучшения положения женщин в Российской Федерации. Позднее Министерство труда и социального развития разработало проект Гендерной стратегии Российской Федерации, но она не была официально принята Правительством России. В структуре федерального правительства был создан ряд специализированных советов, комиссий и департаментов, и аналогичные органы появились на уровне субъектов Российской Федерации.

Однако в последние несколько лет проблемы прав женщин стали исчезать из политической повестки дня. Срок действия Национального плана действий, якобы наиболее широкого документа о правах женщин, истекает в 2005 году. Неясно, возьмут ли органы власти регионов на себя инициативу по составлению новых местных планов действий без поддержки центра. Фактически, ряд таких региональных планов, принимавшихся с конца 1990-х годов до 2001 года, уже утратил силу.

Административная реформа 2004 года привела к реорганизации правительственных органов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Непреднамеренным последствием этой реформы стало расформирование многих институтов, которые занимались улучшением прав женщин. В том же году по инициативе Президента начался процесс, в ходе которого отменяются прямые выборы глав субъектов федерации, заменяясь назначением Президентом. Изменения избирательного законодательства, еще не вступившие в силу, приведут к отмене выборов в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам (теперь выборы в Государственную Думу будут проводиться только по партийным спискам) и к более строгим требованиям к регистрации политических партий. Хотя преждевременно рассуждать о том, как эти изменения повлияют на участие женщин в политической жизни, сокращение числа женщин в этой сфере вызывает озабоченность.

В России женщины проявляют политическую активность, но они очень мало представлены в политической жизни страны. Один эксперт следующим образом охарактеризовал результаты избирательного цикла 2003-2004 (выборы в Государственную Думу и президентские выборы): «небольшое увеличение числа женщин в федеральных законодательных органах, почти абсолютный исход женщин из верхних эшелонов исполнительной власти…»16. В настоящее время женщины составляют менее 10% депутатов Государственной Думы. На местных выборах женщины добиваются большего численного представительства, чем на федеральном уровне, но и здесь, женщины в среднем составляют около 10% от числа местных законодателей. В России лишь немногие женщины назначены на политические должности. На федеральном уровне нет министров-женщин, а в тех случаях, когда женщины все же возглавляют министерства на уровне субъектов федерации, они, как правило, назначаются на должности, связанные с социальной защитой. Из всех российских регионов лишь один возглавляет женщина.

Причин неравного представительства женщин в политической жизни много, но большинство экспертов отмечают специфические и взаимосвязанные факторы. В то время как женщины являются членами известных политических партий, они обычно занимают нижние строки в партийных списках и нелидирующие позиции, что ограничивает их возможности по получению политической должности. При проведении индивидуальных независимых кампаний женщины оказываются в невыгодном финансовом положении, так как они непропорционально мало представлены на руководящих должностях в крупных предприятиях, что в настоящее время является критерием успешного кандидата в России. И, наконец, глубоко укоренившиеся стереотипы о том, что женщины не годятся для политики в силу своей природы и главной роли по воспитанию детей, удерживают самих женщин от борьбы за должности, а также сдерживают электорат от голосования за женщин.

В своем ежегодном докладе за 2004 год Уполномоченный РФ по правам человека заявил: «Несмотря на отдельные позитивные изменения в последние годы, в целом социально-экономическое положение женщин ухудшилось»17. Имеется много документальных свидетельств феминизации бедности в России. По данным некоторых исследований из общего числа бедных 43,3% приходится на женщин, в отличие от мужчин, на долю которых приходится 29,4% бедных18. Кроме того, в большинстве домохозяйств с одним родителем, женщины являются единственными, кто зарабатывает деньги и, следовательно, относятся к наибеднейшим слоям населения19.

В недавнее время Российское правительство выступило с инициативой о реструктуризации социальной сферы, но без обращения к Гендерной стратегии и без анализа гендерного воздействия программ реформ20. Например, после недавних законодательных изменений о монетизации льгот и внесении поправок с систему их распределения, положение различных сегментов населения, включая пенсионеров и инвалидов, несомненно, ухудшилось. Однако многие респонденты, участвовавшие в настоящем исследовании, отмечали отрицательное воздействие этих законодательных изменений на одиноких и многодетных матерей.

Низкий экономический статус женщин напрямую связан с широко распространенной дискриминацией в сфере труда. Несмотря на положения Трудового кодекса, запрещающие ограничение трудовых прав по признаку пола, женщины сталкиваются с дискриминацией в процессе приема на работу, при продвижении по службе и в вопросе оплаты труда. Женщины также сталкиваются с трудностями при найме на работу, так как работодатели часто не хотят их принимать, считая, что семейные обязанности женщин будут мешать им работать. По закону женщины могут получать пособия по беременности, родам и уходу за ребенком. Однако в действительности, женщины сообщают о многочисленных нарушениях их прав в этой сфере, например, о требованиях подписывать «обязательства» о том, что они не забеременеют в течение определенного времени, невыплатах пособий по беременности и родам и о незаконных увольнениях в связи с беременностью и материнством21. Хотя существуют механизмы защиты прав женщин в таких случаях через государственные инспекции труда или суды, женщины редко обращаются в эти органы, либо потому, что не знают о своих правах, либо из страха потерять работу.

Трудовые отношения в России остаются крайне сегрегированными, как по профессиональным признакам, так и в иерархии в рамках одной профессии. Определенные сферы, в которых доминируют женщины, например, образование, здравоохранение и бухгалтерское дело, характеризуются также самыми низкими уровнями заработной платы. В рамках одной профессии женщины концентрируются на нижних уровнях иерархии, что отражается в более низких зарплатах22. Кроме того, большое число женщин, особенно молодых женщин без образования, работает в теневом секторе, при этом повышается риск нарушений их трудовых прав.

Несмотря на региональные различия, по всей стране наблюдается высокий уровень безработицы среди женщин. Больше женщин, чем мужчин, ищут работу через Государственные центры занятости населения, но, по сообщениям, вакансии, представленные в базах данных таких центров, обычно ориентированы на мужчин. Число женщин, занимающихся коммерческим сексом или ставших жертвами схем торговли людьми, прямо связано с ограниченными для женщин возможностями трудоустройства, особенно для женщин из сельской местности.

В противоположность женской безработице, на первый взгляд кажется, что в сфере образования женщины редко сталкиваются с дискриминацией. На долю женщин сейчас приходится более половины студентов высших учебных заведений. Однако, тот факт, что больше женщин, чем мужчин, получают высшее образование («каждая четвертая работающая в России женщина имеет университетский диплом по сравнению с каждым пятым мужчиной»23) прямо связан с дискриминацией в сфере труда. В частности, женщины должны иметь высшее образование, чтобы получить высоко оплачиваемую работу, в то время как «мужчины получают достаточные экономические преимущества от своего образования, даже в рабочих профессиях, для которых требуется только среднее специальное образование… [Таким образом] на рынке труда обесценивается высокий уровень образования женщин»24. Профессия преподавателя очень «феминизирована», но обесценена с точки зрения зарплат. В то время как женщины составляют большинство преподавателей как на уровне обязательного образования, так и в вузах, лишь немногие из них занимают должности директора или декана…

…В российском обществе преобладают стереотипы, приводящие к твердо укоренившимся взглядам о традиционных ролях мужчин и женщин. Считается, что женщины, в первую очередь, несут ответственность за воспитание детей и семейные обязанности. Это оказывает большое влияние на их способность продвижения в публичной сфере, например, в политике, при работе на государственных или руководящих должностях. Стереотипные представления о гендерных ролях укрепляются в школе, в СМИ и даже в правительственных инициативах, где основное внимание уделяется репродуктивным функциям женщин, а другие насущные проблемы не упоминаются.

Женское репродуктивное здоровье является одной из немногих областей, привлекших внимание государства в связи с ростом озабоченности тем, что характеризуется как «демографический кризис» в России, вызванный снижением продолжительности жизни населения в сочетании с низким уровнем рождаемости. В то время как меры, принятые в области охраны материнства привели к снижению материнской смертности, другие показатели репродуктивного здоровья женщин менее позитивны. Аборты остаются самой распространенной формой контрацепции [Аборт не является методом контрацепции - Демоскоп], планирование семьи не входит в обязательную программу школьного обучения, и женщины часто получают мало информации о процедуре родов. Связанные с родами расходы могут быть высокими, так как за счет государства оплачиваются только базовые процедуры.

В противоположность официальной политике, направленной на укрепление семьи, многие сообщают, что государство не создает необходимых условий, которые бы стимулировали женщин иметь детей. Доступные детские учреждения, которые раньше создавались по месту работы, сейчас повсеместно закрываются или переводятся на коммерческую основу. В сельских районах особенно остро ощущается влияние сокращения государственных расходов на здравоохранение. Это приводит к закрытию специализированных медицинских учреждений и к потере таких специалистов как гинекологи и акушеры. На систему центров планирования семьи, созданную правительством в середине 1990-х годов, больше не выделяются средства из федерального бюджета. Как обсуждалось в связи с трудовыми правами женщин, работодатели часто нарушают закон, предусматривающий особое отношение к беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Выплачиваемые государством детские пособия недостаточны в современных экономических условиях и, более того, выплаты таких пособий часто задерживаются или вообще не производятся...

…Насилие по гендерному признаку остается болезненной проблемой для российских женщин. Широко распространено насилие, проявляющееся в форме домашнего насилия, изнасилований и сексуальных домогательств, однако государство обращает на эти проблемы лишь минимальное внимание. Данные опросов показывают, что нередким явлением в браке является психологическое и физическое насилие. По данным исследований, 56% процентов женщин получали угрозы физического насилия или, как минимум, один раз стали жертвами насилия со стороны своих мужей25. Почти четверть от опрошенных женщин подвергались сексуальному насилию, и около 80% испытывали психологическое насилие. Хорошо известно, что в России редко сообщается об изнасиловании, частично это связано с общественным осуждением, направленным на жертв, когда те возбуждают уголовное преследование против своих обидчиков. Женщины сообщают, что сексуальные домогательства на рабочем месте настолько распространены, что они воспринимаются почти как «норма». Помимо отсутствия правовых норм, направленных на решение вопросов насилия по гендерному признаку, в правоохранительных органах, судебной системе и среди населения широко распространено представление о том, что насилие в отношении женщин является «частной» проблемой.

Одной из самых позитивных сил в стране является женское участие в гражданском обществе. Женские неправительственные организации (НПО) в России разнообразны и широко распространены, они служат важным катализатором социальных перемен. Многие меры, принимавшиеся в последние годы для улучшения жизни женщин, прямо связаны с деятельностью НПО, либо самостоятельной, либо в партнерстве с государственными органами. Однако будущее гражданского общества в России остается неясным. Если раньше государство, возможно, не понимало роль НПО, теперь оно относится к гражданскому обществу с осторожностью и, в некоторых случаях, с подозрением. Движение в этом направлении может привести к значительному сокращению деятельности женских групп в России.


1 Гендерные проблемы в России: по национальным публикациям 1993-2003 гг., Документ Всемирного банка, 2004, М., С. 21.
2 Людмила Завадская. Дорога к равенству: проблемы дискриминации по признаку пола в: Дискриминация женщин в современной России, Московская Хельсинкская группа (под ред. Т. Локшиной), 2003, см. на сайте: http://www.mhg.ru/publications/2079F18
3 Гэйл Варшофски Лапидус. Гендер и реструктуризация: воздействие перестройки и ее последствий на советских женщин, в: ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА И ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ПЕРЕХОДНЫХ ЭКОНОМИКАХ ,(под ред. В. Могадам), 1993, С.138.
4 Аннет Хуланд. Западные стандарты для пост-коммунистических женщин, EUMAP, см. на сайте: http://www.eumap.org/journal/features/2001/dec/westernst
5 О. А. Хасбулатова. Обзор опыта советской государственной политики в отношении женщин, в: ГЕНДЕРНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ (под ред. Н. Степановой и Е. Кочкиной), 2004, с. 403.
6 Людмила Завадская. Дорога к равенству: проблемы дискриминации по признаку пола, см. выше.
7 О. А. Хасбулатова. Обзор опыта советской государственной политики в отношении женщин, с. 407.
8 Е. В. Кочкина. Политическая система преимуществ для граждан мужского пола в России, 1917-2002гг.: Гендерная реконструкция политических систем (под ред. Н. Степановой и Е. Кочкиной), 2004.
9 Конституция Российской Федерации, часть 1статьи 19.
10 Трудовой кодекс, статьи 3 и 64.
11 Федеральный закон «О политических партиях», статья 8.
12 Семейный кодекс, статья 1
13 Уголовный кодекс, статья 136.
14 Следует отметить, что недавний пересмотр Семейного кодекса привел к тому, что действие многих льгот, связанных с воспитанием детей, было распространено на отцов, а также на других родственников и опекунов.
15 С. Поленина. Проблемы гендерного равенства, Доклад о соблюдении прав человека в Российской Федерации в 2004 году, Московская Хельсинкская группа, 2005. См. на сайте: http://www.mhg.ru/publications/54F3049
16 Светлана Айвазова и Григорий Кертман. Мы выбираем, нас выбирают… Гендерный анализ парламентских и президентских выборов 2003-2004 годов в России. М., 2004., С. 47.
17 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации за 2004 год (2005) см. на сайте: http://www.ombudsman.gov.ru/doc/ezdoc/04.shtml
18 Гендерные проблемы в России: По национальным публикациям 1993-2003 гг., Документ Всемирного банка, 2004, М., С. 18.
19 Там же
20 Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации (2005), Программа развития ООН, С. 68.
21 См. в общем: Дискриминация женщин в современной России, Московская Хельсинкская Группа (под ред. Т.Локшиной) (2003) см. на сайте: http://www.mhg.ru/publications/2039961
22 См. в общем: Гендерные проблемы в России: По национальным публикациям 1993-2003 гг., Документ Всемирного банка, М., 2004. и Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации (2005), Программа развития ООН.
23 Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации (2005), Программа развития ООН, С. 64.
24 Там же, С. 65.
25 И.Д.Горшкова и И.И.Шурыгина. Насилие над женами в современных российских семьях. Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова. Совет Женщин МГУ, 2003, С. 13

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.