… об условиях труда в
России
|
За "порогом восприятия"
|
Многие ученые убеждены: эгоизм и алчность работодателей
порождает "общество риска", само существование в котором
приводит к снижению "порога восприятия" риска наемными
работниками. По данным Росстата и экспертов МОТ, в 2005 году в стране
практически треть рабочих трудятся в худших условиях, чем допускается
стандартами. Своим мнением на эту тему с читателями делится советник-эксперт
Совета Федерации РФ, доктор экономических наук, профессор Валентин
РОИК.
В нашей стране практически не изучаются, даже не регистрируются
целые группы крайне опасных для здоровья веществ, преднамеренно
замалчиваются последствия их воздействия. Примерно в 30-40 раз занижается
численность выявляемых профессиональных заболеваний по сравнению
с аналогичными показателями в развитых странах. В частности, в благополучных
США ежегодно регистрируется более 420 тысяч профзаболеваний, а в
России всего 9-12 тысяч.
Вместо выявления профзаболеваний на ранних стадиях и их профилактики
продолжает широко использоваться институт предоставления досрочных
пенсий за работу на вредных производствах. В столь широких масштабах
(каждый четвертый работник промышленности) такая практика не применяется
больше нигде в мире. В конечном итоге это приводит к снижению ответственности
и к стремлению работодателей сохранить существующие неблагоприятные
условия труда, поскольку они не несут никакой финансовой нагрузки
за предоставление досрочных пенсий.
Следует отметить, что согласно п.3 ст. 27 Федерального закона от
17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
с 1 января 2003 года для работников, занятых на работах с неблагоприятными
условиями труда, должны устанавливаться профессиональные пенсии,
регулируемые соответствующим законом. Но пока он не принят, ущемляются
пенсионные права 2,5-3 млн. работников.
Таким образом, круг опасностей при профессиональной деятельности
людей не только не уменьшается, но, как свидетельствует статистика,
постоянно расширяется, а его последствия становятся все более тяжелыми
и обременительными как с человеческих, так и с экономических позиций.
Например, специалисты МОТ и ВОЗ выделяют более 150 классов профессиональных
рисков и более 1000 их видов, которые представляют реальную опасность
для 2000 различных профессий. При этом считается, что данная классификация
является неполной и охватывает только отдельные аспекты безопасности
и гигиены труда.
Проблема формирования действенных механизмов социальной защиты работников
от профессиональных рисков для России особенно актуальна. Это связано
с высоким удельным весом в экономике страны добывающих отраслей
и отраслей первичной переработки ресурсов, предприятия которых расположены,
как правило, на территориях северных регионов со сложной природно-климатической
и экологической обстановкой.
До 70-80% рабочих мест на предприятиях добывающих отраслей (нефть,
газ, уголь, руда), черной и цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей
промышленности относится к производствам с тяжелыми и вредными условиями
труда. А на алюминиевых заводах, по недавним исследованиям, таких
мест даже более 80%.
Следует отметить и неблагоприятное положение с обновлением оборудования
и модернизацией производства. Резкое сокращение инвестиций в реальный
сектор экономики (за последние 10 лет в 4 раза в основной капитал,
а по отдельным отраслям - более чем в 10 раз) привело к кризисной
ситуации с износом основных фондов. По базовым отраслям экономики
(топливная, химическая, черная и цветная металлургия) он составляет
60 - 80%. Работающие там люди являются основной группой риска. Во
многом по этой причине у нас максимальные показатели нездоровья
и смертности именно в трудоспособном возрасте (в 4,5 раза выше,
чем по Евросоюзу).
Понятно, что полное исключение профессионального риска невозможно
и требует, с одной стороны, оценки и определения его приемлемых
уровней, а с другой - принятия мер по исключению чрезмерного или
недопустимого риска. Для этого помимо наблюдения за состоянием производственной
среды и трудового процесса необходимо оценивать здоровье, трудоспособность
работников, устанавливать взаимосвязь между состоянием условий труда
и вероятностью возникновения повреждающих эффектов.
Приходится констатировать, что России еще только предстоит освоить
эту область. Например, в США вопросы анализа и управления риском
на национальном уровне находятся в ведении Совместной комиссии президента
страны и конгресса, а разработка и обоснование управленческого решения
осуществляется в форме нормативного акта. При этом определение степени
риска в медицинских, социальных и экономических его аспектах и разработка
соответствующих управленческих мероприятий регламентируются шестиступенчатой
процедурой принятия и реализации решений, в ходе которой применяется
интеграционный подход.
Для формирования у нас государственной системы управления профессиональными
рисками, в частности, требуется разработать основы комплексной оценки
профессионального риска, определить перечень типовых рабочих мест
по основным профессиональным группам (500-800 рабочих мест) и силами
специальных федеральных структур организовать на них постоянный
и долгосрочный мониторинг.
Кроме того, крупные задачи в области охраны труда стоят перед законодателями
в связи с введением с 1 января 2003 года Федерального закона "О
техническом регулировании", вступившего в силу с 1 июля 2003
года. Введение обязательных норм переносится с ведомственного уровня
на государственный, то есть их правовой статус будет выше. Вместо
многочисленных межведомственных правил и норм по охране труда, стандартов
безопасности и т. д. будет функционировать два-три рамочных федеральных
закона и приблизительно 150-300 технических регламентов.
К сожалению, за три прошедших года ни одного регламента, касающегося
именно этих вопросов, принято не было. В то же время Минюст России
приостановил с 1 января процедуру регистрации межведомственных и
ведомственных актов по охране труда, что создало своего рода правовой
тупик: старые нормативные акты не регистрируются, а новые - законодателями
не принимаются. Поэтому важные вопросы сферы охраны труда остаются
без правового регулирования.
***
К сведению
* По данным МОТ, ежегодно по причинам, связанным с трудовой деятельностью,
в мире погибает около 2 млн. человек, еще около 160 млн. страдают
от профессиональных заболеваний.
* Экономическая стоимость последствий несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний оценивается в 1 трлн. 250 млрд. долларов
в год, или примерно 4% мирового ВВП.
"Экономика и жизнь", 17 декабря 2005 года
|