|
На подходах к переписи 1959 года
Письмо не в меру любопытного гражданина, как и очень
своеобразная реакция на него со стороны статистического ведомства,
могут казаться чем-то вроде курьеза, но бесконечно пренебрегать
реальными требования жизни, нуждами экономики и т.п. было невозможно.
В архивном фонде ЦСУ СССР хранятся многочисленные запросы различных
ведомств о численности и составе населения страны или отдельных
регионов и т.п. В ответах ЦСУ содержатся сведения только за 1939
год, причем "по новым территориям данные расчетные" (имеются
в виду территориальные присоединения 1939-1945 годов). Видимо, понимая
нелепость сложившейся ситуации, В.Н. Старовский и обратился к начальству
с упомянутым выше письмом. Остановимся на нем более подробно.
Это письмо (его полный текст приводится ниже) Старовский
направил, как положено, по иерархической лестнице, своему непосредственному
начальнику - председателю Госплана СССР Н.А. Вознесенскому (до января
1948 года ЦСУ входило в состав Госплана СССР). В нем начальник ЦСУ
предлагал провести отнюдь не перепись населения, а всего лишь специальный
учет населения.
Это принципиальное различие. Цель учета узнать только
численность населения, иногда с разделением по полу и возрасту,
при этом можно не опрашивать самих людей, достаточно использовать
какие-либо документы, наконец, не обязательна и гласность. Перепись
же проводится по сложной программе, вопросы затрагивают многие характеристики
населения - демографические, социальные и т.д., опрашиваются сами
люди и, что самое важное, обязательна публичность и подготовки переписи
и ее результатов.
В записке приводится две причины, по которым надо проводить
не перепись, а именно учет:
- "должен пройти довольно длительный срок, прежде чем создастся
устойчивое территориальное размещение населения, нарушенное военными
действиями на значительной части территории СССР";
- "в отличие от итогов переписи населения итоги учета не
будут подлежать публикации, как это принято для переписей в международной
практике".
По-видимому, главной была все же вторая причина - Старовский
заранее объяснял начальству, что предлагаемая акция поможет избежать
огласки. Главный статистик страны предусматривал и секретность проведения,
и секретность самих итогов учета "до рассмотрения их Правительством
СССР". Попросту говоря, если итоги не удовлетворят "Правительство"
(т.е. Сталина), их можно не рассекречивая, забыть.
В записке Старовского одновременно видны и профессиональная
нужда в цифрах, хотя бы самых простых - численность, пол, возраст,
и страх высунуться с опасной затеей - элементарный инстинкт самосохранения,
боязнь показать чудовищную цену войны, и параноидальная тяга к секретности,
охватывавшая все советское общество. Весь этот сплав и побудил свести
идею всеобщей переписи населения "самой передовой страны мира"
к некой современной версии "ревизской сказки", секретного
воспроизведения средневекового опыта крепостнической России.
Но и этот вариант не прошел. Было получено верховное
указание "отложить до конца пятилетки", т.е. до 1950 года,
и уловивший настроение Старовский, скорее всего, решил не выступать
с предложением провести новую перепись населения и в следующей пятилетке
(1951-1955). А в 1953 году умер и сам Сталин, наложивший вето на
проведение переписи. Но и после его смерти Старовский не спешит
с резкими движениями. В записке к новому "хозяину" - Маленкову
- "О получении приблизительных данных о численности населения
СССР и его распределении по полу и возрасту" он повторяет "Последняя
перепись населения СССР была произведена в 1939 году. В настоящее
время точных данных о численности населения не имеется. Новую перепись
вряд ли целесообразно проводить раньше, чем через 2-3 года. Для
текущей плановой и хозяйственной работы, а также решения вопроса
о том, когда следует проводить новую перепись населения, необходимо
иметь хотя бы приблизительные данные о численности населения и о
распределении его по полу и возрасту"8.
Это новое предложение о некоем учете, теперь уже совсем
без опроса населения - на основе списков избирателей, добавив население
до 18 лет в селе по сельсоветскому учету, а в городе - по домовым
книгам.
"Для получения этих данных ЦСУ СССР просит разрешить:
А) провести в 1954 году статистическую разработку
списков избирателей по выборам в Верховный Совет СССР. Списки избирателей
в воинских частях и войсковых соединениях, составляющих отдельные
участки, получать и разрабатывать не предполагается.
Последняя статистическая разработка списков избирателей по выборам
в Верховный Совет СССР, за исключением списков по воинским частям
и войсковым соединениям, была проведена в 1950 году на основе Распоряжения
Совета Министров СССР от 30 января 1950г.;
Б) провести в городах и городских поселениях подсчет населения в
возрасте моложе 18 лет. Подсчет будет проведен без опроса населения
на основе домовых книг.
Данные о численности населения в возрасте до 18 лет
по сельским местностям ЦСУ получит по отчетности сельсоветов, составляемой
с разрешения Правительства без опроса населения ежегодно по состоянию
на 1 января на основе ведущегося в сельских советах похозяйственного
учета9 ..
Вероятно, представляя свои предложения, Старовский хотел
понять настроения нового руководства и заручиться его поддержкой.
Тем более что, судя по количеству информационных записок "наверх"
по вопросам населения, в руководящих органах имелся интерес к этой
тематике (Маленкову "О рождаемости и смертности населения СССР",
"О росте заболеваемости дизентерией" "Мероприятия
по обслуживанию детей", Хрущеву и Маленкову "Национальный
состав областей Казахстана по данным переписи 1939", Кагановичу
и Маленкову "О числе неграмотных", Микояну "О смертности
населения"10).
По-видимому, официальное предложение ЦСУ о проведении
новой переписи было направлено Старовским только в ноябре 1956 года.
Сам документ нами не обнаружен, но Старовский упоминает об этом
в своей записке в СМ СССР "О предварительных итогах переписи
населения" от 26 января 1959:
"19 ноября 1956 года, внося предложение о проведении
переписи населения, ЦСУ докладывало ЦК и СМ, что к моменту переписи
население СССР составит примерно 207-208 млн."11.
Затем было проведено Всесоюзное совещание статистиков
(июнь 1957), где обсуждались вопросы организации и программы переписи.
Хотя было много предложений о расширении программы, ЦСУ настояло
на принятии своего проекта программы, мало чем отличавшейся от программы
переписи 1939 года.
Официально проведение переписи было узаконено постановлением
Совмина СССР от 5 мая 1959.
8 - РГАЭ. Ф.1562. Оп.33. Д.1684. Л.93.
9 - РГАЭ. Ф.1562. Оп.33. Д.1684. Л.93.
10 - РГАЭ. Ф.1562. Оп.33. ДД.1684,1685, 2161.
11 - РГАЭ. Ф.1562. Оп.33. Д. 3992. Л.1.
|