Rambler's Top100

№ 223 - 224
21 ноября - 4 декабря 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Из архивных папок 
Из истории переписи населения 1959 года

Почему так долго не было переписи

Граждане интересуются населением своей страны

На подходах к переписи 1959 года

Помешательство на секретности

«Это позволит отделить во времени учет населения от учета скота»

На подходах к переписи 1959 года

Письмо не в меру любопытного гражданина, как и очень своеобразная реакция на него со стороны статистического ведомства, могут казаться чем-то вроде курьеза, но бесконечно пренебрегать реальными требования жизни, нуждами экономики и т.п. было невозможно. В архивном фонде ЦСУ СССР хранятся многочисленные запросы различных ведомств о численности и составе населения страны или отдельных регионов и т.п. В ответах ЦСУ содержатся сведения только за 1939 год, причем "по новым территориям данные расчетные" (имеются в виду территориальные присоединения 1939-1945 годов). Видимо, понимая нелепость сложившейся ситуации, В.Н. Старовский и обратился к начальству с упомянутым выше письмом. Остановимся на нем более подробно.

Это письмо (его полный текст приводится ниже) Старовский направил, как положено, по иерархической лестнице, своему непосредственному начальнику - председателю Госплана СССР Н.А. Вознесенскому (до января 1948 года ЦСУ входило в состав Госплана СССР). В нем начальник ЦСУ предлагал провести отнюдь не перепись населения, а всего лишь специальный учет населения.

Это принципиальное различие. Цель учета узнать только численность населения, иногда с разделением по полу и возрасту, при этом можно не опрашивать самих людей, достаточно использовать какие-либо документы, наконец, не обязательна и гласность. Перепись же проводится по сложной программе, вопросы затрагивают многие характеристики населения - демографические, социальные и т.д., опрашиваются сами люди и, что самое важное, обязательна публичность и подготовки переписи и ее результатов.

В записке приводится две причины, по которым надо проводить не перепись, а именно учет:

  • "должен пройти довольно длительный срок, прежде чем создастся устойчивое территориальное размещение населения, нарушенное военными действиями на значительной части территории СССР";
  • "в отличие от итогов переписи населения итоги учета не будут подлежать публикации, как это принято для переписей в международной практике".

По-видимому, главной была все же вторая причина - Старовский заранее объяснял начальству, что предлагаемая акция поможет избежать огласки. Главный статистик страны предусматривал и секретность проведения, и секретность самих итогов учета "до рассмотрения их Правительством СССР". Попросту говоря, если итоги не удовлетворят "Правительство" (т.е. Сталина), их можно не рассекречивая, забыть.

В записке Старовского одновременно видны и профессиональная нужда в цифрах, хотя бы самых простых - численность, пол, возраст, и страх высунуться с опасной затеей - элементарный инстинкт самосохранения, боязнь показать чудовищную цену войны, и параноидальная тяга к секретности, охватывавшая все советское общество. Весь этот сплав и побудил свести идею всеобщей переписи населения "самой передовой страны мира" к некой современной версии "ревизской сказки", секретного воспроизведения средневекового опыта крепостнической России.

Но и этот вариант не прошел. Было получено верховное указание "отложить до конца пятилетки", т.е. до 1950 года, и уловивший настроение Старовский, скорее всего, решил не выступать с предложением провести новую перепись населения и в следующей пятилетке (1951-1955). А в 1953 году умер и сам Сталин, наложивший вето на проведение переписи. Но и после его смерти Старовский не спешит с резкими движениями. В записке к новому "хозяину" - Маленкову - "О получении приблизительных данных о численности населения СССР и его распределении по полу и возрасту" он повторяет "Последняя перепись населения СССР была произведена в 1939 году. В настоящее время точных данных о численности населения не имеется. Новую перепись вряд ли целесообразно проводить раньше, чем через 2-3 года. Для текущей плановой и хозяйственной работы, а также решения вопроса о том, когда следует проводить новую перепись населения, необходимо иметь хотя бы приблизительные данные о численности населения и о распределении его по полу и возрасту"8.

Это новое предложение о некоем учете, теперь уже совсем без опроса населения - на основе списков избирателей, добавив население до 18 лет в селе по сельсоветскому учету, а в городе - по домовым книгам.

"Для получения этих данных ЦСУ СССР просит разрешить:

А) провести в 1954 году статистическую разработку списков избирателей по выборам в Верховный Совет СССР. Списки избирателей в воинских частях и войсковых соединениях, составляющих отдельные участки, получать и разрабатывать не предполагается.
Последняя статистическая разработка списков избирателей по выборам в Верховный Совет СССР, за исключением списков по воинским частям и войсковым соединениям, была проведена в 1950 году на основе Распоряжения Совета Министров СССР от 30 января 1950г.;
Б) провести в городах и городских поселениях подсчет населения в возрасте моложе 18 лет. Подсчет будет проведен без опроса населения на основе домовых книг.

Данные о численности населения в возрасте до 18 лет по сельским местностям ЦСУ получит по отчетности сельсоветов, составляемой с разрешения Правительства без опроса населения ежегодно по состоянию на 1 января на основе ведущегося в сельских советах похозяйственного учета9 ..

Вероятно, представляя свои предложения, Старовский хотел понять настроения нового руководства и заручиться его поддержкой. Тем более что, судя по количеству информационных записок "наверх" по вопросам населения, в руководящих органах имелся интерес к этой тематике (Маленкову "О рождаемости и смертности населения СССР", "О росте заболеваемости дизентерией" "Мероприятия по обслуживанию детей", Хрущеву и Маленкову "Национальный состав областей Казахстана по данным переписи 1939", Кагановичу и Маленкову "О числе неграмотных", Микояну "О смертности населения"10).

По-видимому, официальное предложение ЦСУ о проведении новой переписи было направлено Старовским только в ноябре 1956 года. Сам документ нами не обнаружен, но Старовский упоминает об этом в своей записке в СМ СССР "О предварительных итогах переписи населения" от 26 января 1959:

"19 ноября 1956 года, внося предложение о проведении переписи населения, ЦСУ докладывало ЦК и СМ, что к моменту переписи население СССР составит примерно 207-208 млн."11.

Затем было проведено Всесоюзное совещание статистиков (июнь 1957), где обсуждались вопросы организации и программы переписи. Хотя было много предложений о расширении программы, ЦСУ настояло на принятии своего проекта программы, мало чем отличавшейся от программы переписи 1939 года.

Официально проведение переписи было узаконено постановлением Совмина СССР от 5 мая 1959.


8 - РГАЭ. Ф.1562. Оп.33. Д.1684. Л.93.
9 - РГАЭ. Ф.1562. Оп.33. Д.1684. Л.93.
10 - РГАЭ. Ф.1562. Оп.33. ДД.1684,1685, 2161.
11 - РГАЭ. Ф.1562. Оп.33. Д. 3992. Л.1.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.