… о голоде в Украине
1932-1933 годов
|
Почему Сталин нас уничтожал?
|
У этой статьи может быть другое название, которое находится
в научной и политико-правовой плоскости: "Голодомор 1932-1933
годов в Украине как геноцид". Задачей историков должно стать
доказательство научного, а юристов и государственных служащих -
правового и политического выводов о том, что Голодомор представлял
собой геноцид. Мы все вместе обязаны добиться от международного
содружества правовой оценки голода 1932 - 1933 гг. в Украине как
действия, предусмотренного Конвенцией ООН "О предупреждении
преступления геноцида и наказания за него". Это - наш моральный
долг перед памятью миллионов погибших от террора голодом наших соотечественников.
Погибших не от голода, а от террора голодом!
1. СУТЬ ВОПРОСА
12 октября в этом году в Институте Грамши (Рим) состоялся научный
семинар на тему: "Сталин, советский голод 1931 - 1933 гг. и
украинский Голодомор". Директор института проф. Сильвио Понс
и декан Неаполитанского университета проф. Андреа Грациози, которые
были инициаторами семинара, поставили на рассмотрение итальянских
русистов и украинистов лишь один вопрос: чем отличался украинский
Голодомор 1932 - 1933 гг. от голода, вызванного хлебозаготовками
с урожая 1931 года по всему Советскому Союзу (включая и Украину),
а также от голода, вызванного хлебозаготовками с урожая 1932 года
в советских республиках, за исключением Украины? Такая постановка
вопроса преследовала обнаружить, существуют ли убедительные научные
аргументы для того, чтобы рассматривать Голодомор как геноцид украинского
народа.
Состав иностранных участников семинара в Риме был ограничен: я представлял
Украину, а Олег Хлевнюк - Россию. Нужно отметить, что представитель
российской стороны более известен на Западе, чем в России или в
Украине, потому что его основные монографии опубликованы только
на английском языке. Он работает в Государственном архиве Российской
Федерации, имеет научную степень доктора наук и по праву считается
непревзойденным знатоком первоисточников сталинского периода истории
СССР.
Следует поблагодарить тех историков на Западе, которые приняли близко
к сердцу проблему, касающуюся только нас. 10 ноября 2003 года было
опубликовано Общее заявление 36 государств в связи с 70-й годовщиной
Голодомора 1932 - 1933 гг. в Украине как официальный документ 58-й
сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В нем нет определения украинской
трагедии как геноцида, хотя в представленном МИД Украины проекте
документа оно содержалось. 25 ноября этого года газета "День"
опубликовала интервью с Постоянным представителем Украины в ООН
Валерием Кучинским относительно работы над этим документом. Но в
нем нет ответа на то, почему дипломаты многих стран четко дали понять
украинским коллегам, что они не готовы включить в документ слово
"геноцид". Ответ прозвучал только на семинаре в Институте
Грамши: украинская сторона тогда не предоставила Третьему комитету
ООН доказательств того, что советский режим уничтожал украинцев.
Представленные документы свидетельствовали о том, что в 1932 - 1933
гг. в Украине погибли от голода миллионы людей. Но это было известно
и раньше.
По авторитетному утверждению О. Хлевнюка, документы советских архивов
не содержат в себе прямого ответа на вопрос о том, почему были уничтожены
миллионы украинских крестьян. Я также утверждал, что у нас есть
исчерпывающая документальная база для ответов на вопросы, КАК крестьян
уничтожали, но нет документов о том, ПОЧЕМУ их уничтожали. Исполнители
ужасающего преступления Кремля нуждались в инструкциях, и они сохранились
в архивах. Но Сталин никому не должен был докладывать, ПОЧЕМУ он
применил террор голодом, если употреблять термин, впервые использованный
английским исследователем Робертом Конквестом.
Убедительный ответ на вопрос о мотивах преступления возможен только
в ходе комплексного анализа многих документов. В 2005 году "Украинский
исторический журнал" опубликовал статьи одного из лучших на
Западе знатоков национальной политики КПСС профессора Кельнского
университета Герхарда Зимона и уже упомянутого выше Андреа Грациози,
в которых анализируется сталинский террор голодом. Используя выводы
своих зарубежных и отечественных коллег, а также собственный почти
20-летний опыт работы над проблемой украинского Голодомора, я хочу
сделать попытку ответить на вопрос о том, почему Сталин нас уничтожал.
Обоснование ответа нуждается в отдельной монографии, и эту книгу
еще придется писать. Но я спешу опубликовать газетный вариант работы.
Газета "День" выходит на трех языках и представлена во
всемирной сети, то есть имеет прямой выход на широкую общественность.
Это особенно важно, потому что Голодомор только в последнюю очередь
представляет историческую проблему. В первую очередь он является
глубокой и незаживающей раной на теле народа. Эта рана не заживет,
пока мы не поймем, какими были до Голодомора и какими стали после
него.
Мое выступление адресуется и власти. Нельзя сказать, что Институт
истории Украины устранен от принятия решений на соответствующую
тематику, реализующихся в форме указов Президента Украины. В подобных
случаях в НАН Украины обращаются, но рекомендации научного сообщества
не всегда учитываются. В частности, по Указу Президента Украины
от 11 июля 2005 г. Кабинет Министров должен представить на рассмотрение
парламента до 1 ноября законопроект "относительно политико-правовой
оценки голодоморов в истории украинского народа". Однако текст
законопроекта мне неизвестен. Кроме того, я убежден, что в истории
украинского народа был только один голодный мор, которого хватит
на все времена.
Данный указ предусматривает ко Дню памяти жертв Голодомора и политических
репрессий, который в 2005 году выпадает на 26 ноября, решить вопрос
о создании Украинского института национальной памяти (УИНП). Такое
учреждение действительно нужно, чтобы транслировать приобретенные
академической и вузовской наукой знания на все слои общества. Но
указ Президента Украины не предусматривает механизма создания УИНП.
Израильский и польский опыт работы идентичных учреждений свидетельствует
о том, что придется решить серьезные вопросы, связанные с материальным
и кадровым обеспечением создаваемого УИНП, определением его функций
и подготовкой законодательной базы для "вписывания" такого
учреждения в систему существующих организаций и ведомств. Нецелесообразно
ограничиваться только одним пунктом президентского указа, в каком
продекларировано образование УИНП.
В секретариате Президента Украины уже прорабатывают мероприятия
в связи с 75-й годовщиной Голодомора в 2008 году. Следует надеяться,
что такие мероприятия сломают устоявшуюся тенденцию заниматься на
государственном уровне темой Голодомора от одной "круглой даты"
к другой. Чтобы придать этой работе систематичность и результативность,
нужно, в первую очередь, развить Институт национальной памяти. Нужно
также, чтобы общественность Украины и мировое сообщество убедились
в том, что Голодомор 1932-1933 годов был не случайным явлением непонятного
происхождения, а следствием примененного тоталитарной властью террора
голодом, то есть геноцидом.
2. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОЛОДОМОРА КАК ГЕНОЦИДА
Отождествление Голодомора 1932 - 1933 гг. в Украине с геноцидом
наталкивается, в первую очередь, на терминологическую трудность.
Поэтому рассмотрение поставленной проблемы следует начинать с терминологии.
Термин "геноцид" (народоубийство) применил впервые польский
адвокат Рафаель Лемкин в книге "Правители стран Оси в оккупированной
Европе" (Axis Rulers in Occupied Europe), вышедшей в 1944 году.
Этим словом Лемкин назвал сплошное истребление евреев и рома на
подконтрольной нацистам территории. Подразумевая именно такое значение
термина, Генеральная Ассамблея ООН в одобренной 11 декабря 1946
года резолюции определила: "Соответственно с нормами международного
права геноцид является преступлением, которое осуждает цивилизованный
мир и за совершение которого главные виновники должны быть наказаны".
Поскольку массовые истребления людей были распространенным в истории
явлением, и угроза их повторения оставалась актуальной, Организация
Объединенных Наций признала необходимым внести понятие геноцида
в международное право. Это создавало юридическую базу для налаживания
международного сотрудничества в борьбе с подобными преступлениями,
в том числе со стороны лиц, наделенных по конституции высшей властью.
9 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла
"Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания
за него". В статье I Конвенции провозглашалось: "Договаривающиеся
стороны подтверждают, что геноцид, независимо от того совершен ли
он в мирное или военное время, является преступлением, нарушающим
нормы международного права, и против которого они обязуются принимать
предупредительные меры и карать за его осуществление". Статья
II давала определение геноцида: "Действия, совершаемые намеренно
уничтожить полностью или частично любую национальную, расовую или
религиозную группу как таковую". Под уничтожением понималось:
"а) убийство членов группы; б) нанесение серьезных телесных
повреждений или умственного разлада членам группы; в) умышленное
создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное
физическое уничтожение ее; г) совершение мероприятий, рассчитанных
на предупреждение деторождения в среде такой группы и, наконец,
д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в
другую".
Конвенция была принята 56 голосами имеющихся в наличии тогда членов
Генеральной Ассамблеи ООН и предложена для ратификации или присоединения
к ней. Она вступила в силу с 12 января 1951 года, то есть на 90-й
день после того, как у Генерального секретаря ООН были задепонированы
первые 20 актов о ратификации или присоединении. С тех пор эта Конвенция
стала инструментом предупреждения геноцида, действенность которого
существенно выросла после завершения "холодной войны".
Сформулированные в этом документе юридические нормы не давали 100-процентной
гарантии на идентификацию всех случаев массового уничтожения людей
как геноцида. Абсолютно отвечал им только Холокост времен Второй
мировой войны: нацисты или уничтожали евреев там и тогда, где и
когда их находили, или создавали им физически невозможные условия
для жизни. Собственно, Конвенция и была разработана по свежим следам
Холокоста. Случаи массового уничтожения людей, которые имели место
до Холокоста, не всегда идентифицировались как геноцид и по другой
причине. Специалисты правовой науки не желали делать исключений
при применении ключевой нормы юриспруденции: закон не имеет обратного
действия.
Голод 1932-1933 годов был в СССР запретной темой. Руководители государственной
партии осмелились рассказать на ХХ съезде КПСС (1956 год) о сталинском
терроре, направленном прежде всего против компартийно-советской
номенклатуры и интеллигенции, но скрывали до последней возможности
террор голодом в коллективизированном селе. Только после того, как
украинская диаспора добилась создания в Конгрессе США временной
комиссии по расследованию событий 1932-1933 годов в Украине, сталинское
табу на упоминание голода было упразднено.
Возглавляемая Дж. Мейсом комиссия Конгресса США не имела доступа
к советским архивам и работала по большей части с эмигрантами, пережившими
коллективизацию и голод, а после Второй мировой войны оказались
в Северной Америке. Конечно, очевидцы Голодомора не могли разобраться
в хитросплетениях сталинской политики, но инстинкт жертвы подсказывал
им, что советская власть намеревалась физически уничтожать их. Комиссия
Дж. Мейса воспроизвела на основании сотен свидетельств реальную
картину событий и в апреле 1988 года представила Конгрессу США окончательный
отчет.
Проводимые в Украине с 1988 года опросы подтверждали зафиксированную
Дж. Мейсом тенденцию: вспоминая события более чем полувековой давности,
свидетели Голодомора ощущали намерение власти наказать голодной
смертью "саботажников" хлебозаготовок. Отдельные документы,
случайно сохранившиеся в архивах, подтверждают наличие такого ощущения
у людей, переживавших голод. Анонимное письмо, пришедшее в августе
1933 года в редакцию газеты "Коммунист" из Полтавы и принадлежащее,
судя по содержанию и стилю, человеку с высшим образованием, даже
претендовало на определенное обобщение сталинской национальной политики:
"Физическое уничтожение украинской нации, истощение ее материальных
и духовных ресурсов является одним из важнейших пунктов нелегальной
программы большевистского централизма".
Комиссия Конгресса США назвала голод 1932-1933 годов в Украине геноцидом.
Но это определение основывалось не на документах, а на субъективных
суждениях свидетелей Голодомора. Кроме того, эта комиссия призвана
была установить факты (с чем она блестяще справилась), а не давать
им правовую оценку. Поэтому после завершения ее работы украинские
организации Северной Америки решили обратиться к юристам. По инициативе
Всемирного конгресса свободных украинцев была создана Международная
комиссия по расследованию голода 1932-1933 годов в Украине под руководством
проф. Джейкоба Сандберга. Представители североамериканской диаспоры
обратились к наиболее выдающимся правоведам, общественный и научный
статус которых служил в глазах мировой общественности достаточным
основанием объективности их суждений.
В ноябре 1989 года комиссия Дж. Сандберга опубликовала свой вердикт.
Непосредственной причиной массового голода в Украине она назвала
чрезмерные хлебозаготовки, а его предпосылками - принудительную
коллективизацию, раскулачивание и жажду центрального правительства
дать отпор "традиционному украинскому национализму". Следовательно,
юристы увидели в Голодоморе не только стремление Кремля с помощью
террора голодом навязать крестьянству несвойственный ему образ жизни,
но и выделить в терроре национальную составляющую. Голодомор в Украине
был квалифицирован как геноцид.
Комиссия Сандберга определила, что принцип неприменения обратной
силы законов может быть распространен на Конвенцию ООН от 9 декабря
1948 года только формально. Они отметили, что этот принцип относится
к уголовному праву, а Конвенция находится вне его рамок, потому
что не выносит приговоров. Она только побуждает государства к сотрудничеству
в предупреждении и совершении геноцида.
Обращаясь к тем, кто отрицал идентификацию Голодомора с преступлением
геноцида только на основании отсутствия термина "геноцид"
до Второй мировой войны, Международная комиссия юристов поставила
вопрос: возможно ли было в довоенные времена свободно уничтожать,
в целом или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную
группу? Ответ очевиден. Из всей приведенной аргументации следовал
вердикт: "Комиссия считает оправданным свое мнение о том, что
геноцид украинского народа имел место и противоречил действующим
в то время нормам международного права".
Этот вердикт основывался на доступных комиссии фактах. Однако юристы
со свойственной им дотошностью заявили, что исследование Голодомора
должно быть продолжено, чтобы подтвердить вывод о геноциде другими
фактами, то есть укрепить его первоисточниками.
3. ПОЛИТИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОЛОДОМОРА
Мы помним, насколько важной была тема голода 1932 - 1933 гг. на
стыке 80-х и 90-х гг. Она помогала людям избавляться от стереотипов
и переосмысливать историю советского периода. Эта тема стала острым
оружием в руках тех, кто боролся за независимость республики. Смертные
приговоры для миллионов граждан Украины приходили из-за ее пределов.
Казалось, что после обретения независимости проблема Голодомора
целиком перейдет в подчинение историков. Действительно, историки
начали изучать ее системно и разносторонне. Но эта проблема стала
популярной и на политической арене. Каждая из противоборствующих
сторон изымала из научных трудов о голоде 1932-1933 годов нужные
факты, игнорируя содержание в целом. Ни одна из них не смогла убедить
другую в своей правоте, потому что никого не интересовала истина.
А результат соревнований между политиками всех направлений и учеными
нетрудно было предвидеть. Первые всегда пользовались средствами
массовой информации, формируя общественное мнение, а голос вторых
не доходил до общества, затухая в мизерных тиражах книг и брошюр.
Давайте внимательно прислушаемся к тому, что сказал долголетний
политзаключенный, народный депутат Украины и глава Ассоциации исследователей
голодоморов Левко Лукьяненко на научной конференции 15 ноября 2002
г.: "Сегодня членами Ассоциации исследователей голодоморов
в Украине и другими учеными собрано большое количество документов,
которые доказывают: Москва преднамеренно спланировала и осуществила
голодомор в Украине, чтобы укротить национально-освободительное
движение, уменьшить количество украинцев и разбавить украинский
этнос московитами, и этим предотвратить в будущем борьбу украинцев
за выход из-под власти Москвы".
Казалось бы, эти слова повторяют процитированный выше вывод анонимного
письма в редакцию газеты "Коммунист", который сегодня
мы уже можем обосновать документально. На самом деле, однако, между
ними качественное различие. Аноним с 1933 года вполне справедливо
и обоснованно возлагал вину за украинский Голодомор на вождей большевистской
партии. Л. Лукьяненко, имея на руках все документы, предоставленные
современной исторической наукой, неправомерно расширяет занятый
вождями большевиков Кремль до размеров Москвы, а российский народ
презрительно называет "московитами".
"Осаждение" господствующей в СССР нации в национальных
республиках (особенно в республиках Балтии и в Украине) не было
изобретением одного Сталина. Эта политика действительно преследовала
цель уничтожить под корень национально-освободительное движение.
Но переселенцы из числа россиян (военнослужащих, технической и гуманитарной
интеллигенции, квалифицированных рабочих) не задумывались над стратегическими
планами Кремля. Не задумывались над ними и русифицированные украинцы,
которые претерпевали ассимиляцию (порой стихийную, порой сознательно
направляемую) на протяжении веков, а не десятилетий. Как же могли
реагировать миллионы так называемых московитов непосредственно в
Украине на Голодомор в интерпретации Л. Лукьяненко? В результате
безответственных действий людей, которые беспокоились только о собственной
политической карьере, трагичное прошлое начало разъединять, а не
объединять граждан Украины. Мы в полной мере почувствовали это во
время президентских выборов 2004 года.
Свой вклад в раздувание межнациональных противоречий сделала и противоположная
сторона. На парламентских слушаниях, созванных в связи с 70-й годовщиной
Голодомора 12 февраля 2003 года, подал голос руководитель Компартии
Украины Петр Симоненко. Он уже не мог отрицать голода 1932-1933
годов, потому что его наличие подтвердил В. Щербицкий в 1987 году.
Однако, как и его предшественники, П. Симоненко назвал первой причиной
голода засуху, а второй - искривления в хлебозаготовках на местах
- в районах и областях. Политбюро ЦК ВКП(б) и советское правительство,
по версии Симоненко, осудили искривления и потребовали привлечения
виновных к уголовной ответственности. Так нагло врать можно было
до открытия архивов во времена горбачевской "перестройки".
В 70-ю годовщину Голодомора подобные заявления выглядят откровенным
кощунством.
Возникает закономерный вопрос: почему представители крайних политических
сил правого и левого направлений политизируют проблему Голодомора,
то есть, обмениваются противоположными по содержанию заявлениями,
нисколько не веря в них и вообще не беспокоясь об истине? Ответить
на это просто, потому что подобная ситуация сложилась и с некоторыми
другими историческими проблемами. Никто не ломает копий вокруг революции
1905-1907 годов, и ее столетний юбилей проходит незаметно. Другое
дело - Голодомор или проблема ОУН-УПА, входящие в жизненный опыт
современного поколения граждан Украины - непосредственных участников
событий или их детей. У людей различные мнения о событиях недавнего
прошлого, а политики, как всегда, играют на публику. Итак, посмотрим
на людей.
В обществе одновременно присутствуют представители трех поколений
- дедушки с бабушками, их дети и дети их детей. Вместе с ними живет
и небольшое количество представителей прилегающих поколений, то
есть прадеды и правнуки. Оценим жизненный опыт каждого из них.
Начну с прадедов, которые родились до 1920 года включительно. Это
поколение ровесников ХХ века, изведавшее в своей жизни бесчисленное
множество страданий и превратностей. На жизнь этого поколения пришлись
Великая война 1914-1918 годов, гражданские и межнациональные войны
после падения Российской империи, голод 1921-1923 годов, индустриализация,
коллективизация и Голодомор 1932-1933 годов, Большой террор 1937-1938
годов, Вторая мировая война 1939-1945 годов, послевоенная разруха,
включительно с голодом 1946-1947 годов. Это поколение я хорошо знаю
как из непосредственного общения, так и благодаря профессии историка.
С наиболее молодыми его представителями я и сейчас общаюсь, особенно
плодотворно - с последним командармом УПА Василием Куком, самым
пожилым из активно действующих журналистов Европы, берлинским профессором
Богданом Осадчуком, бывшим вице-премьер-министром УССР по гуманитарным
вопросам в течение 17 лет Петром Троньком.
Представители этого поколения, за исключением тех, кто до 1939 -
1940 гг. жил за пределами Советского Союза, были "строителями
социализма". Большевики, которых В. Ленин называл "каплей
в народном море", строили свою "государство-коммуну"
(по определению, опять же, Ленина) вместе с народом. Единство действий
партии и народа достигалось с помощью двух крылатых фраз: "Кто
не с нами - тот против нас!" и "Если враг не сдается,
его уничтожают!"
Массовые репрессии были основным методом построения "государства-коммуны".
Они продолжались даже после того, как это государство было построено
и выдержало испытание на прочность в ходе советско-немецкой войны,
- вплоть до смерти И. Сталина. При помощи репрессий политическая
активность общества была сведена почти к нулю, кремлевские вожди
поставили на первый план другие методы управления - пропаганду и
воспитание.
Я принадлежу к поколению тех, кто родился с 1921 до 1950 гг. Это
воспитанники советской школы, которых не коснулись массовые репрессии.
Старшие представители этого поколения являются ветеранами Великой
Отечественной войны и сейчас заслуженно пользуются уважением общества.
Как правило, их представления о прошлом отличны от представлений
следующих поколений, и это объясняется не только понятной идеализацией
своей молодости.
Когда из ГУЛАГа возвращались домой сотни тысяч "реабилитированных"
преемниками Сталина политических узников, Лидия Чуковская сказала
свою знаменитую фразу: встретились две России - та, что сидела,
и та, что садила. Была, однако, и третья Россия (а также - Украина,
Казахстан и т.д.), которая не принимала участия в репрессиях и не
переживала их. Среди таких людей становились наиболее многочисленными
представители моего поколения. Возвращаясь из ГУЛАГа, наши родители,
как правило, молчали. Молчали, наверное, не только потому, что давали
при освобождении "подписку о неразглашении". Они боялись
усложнить жизнь детям, если те начали бы по неопытности говорить
что-то нехорошее о советской власти. В конце концов, они боялись
и за себя, потому что в этой стране родители отвечали за детей,
а дети - за родителей. Такая ответственность воспринималась как
норма. Мы жили в королевстве кривых зеркал, но не понимали этого.
Нас уже не нужно было репрессировать, потому что мы уважали или
даже любили советскую власть. Мы точно знали, о чем можно говорить
на людях, и нам казалось нормальным, что существуют такие вещи,
которые каждый должен держать в себе. Прекрасной иллюстрацией к
этому утверждению является голод 1932 - 1933 гг. Все от мала до
велика знали, что он таки был, но знали и то, что о нем говорить
нельзя. Нельзя, и точка! Мои зарубежные коллеги, изучающие Голодомор
(а таких становится все больше), этого не понимают. Они находят
объяснение в национальном характере или утверждают о запуганности
населения агентами КГБ. Чтобы до конца понять поведение и образ
мышления советских людей, им нужно было бы родиться и жить в этой
стране.
Зависимость граждан от советской власти закреплялась не только и
даже не столько стандартными репрессиями - уничтожением или арестами.
Власть была работодателем, и почти каждому человеку в случае необходимости
могла "перекрыть кислород", то есть лишить его работы.
Почти каждый в случае непослушного поведения мог оказаться в положении
рыбы, выброшенной на песок.
Нужно принять во внимание и то, что наиболее активную часть населения
чекистские селекционеры арестовывали или уничтожали на протяжении
десятков лет. Общество становилось конформистским вследствие двух
основных причин: во-первых, в нем постоянно уменьшалась доля протестующих,
во-вторых, увеличивалась в результате естественных причин доля воспитанников
советской школы.
Воспитание и пропаганда срабатывали после прекращения массовых репрессий
потому, что советский строй мог продемонстрировать людям много весомых
преимуществ над дореволюционным строем. Он порабощал человека политически,
но беспокоился о минимальном уровне его материального и культурного
благосостояния - желал он того или нет. В советские времена алкоголики
"перевоспитывались" в ЛТП, а бомжей практически не существовало.
Забота о человеке, чего не понимают антикоммунисты, была не моральным
долгом власти, а предпосылкой ее существования. Чтобы возникнуть,
коммунистический строй должен был уничтожить частное предпринимательство
во всех его проявлениях, то есть возложить на самого себя долг кормить,
лечить, учить и развлекать все население. "Государство-коммуна"
настолько радикально отличалось от государств, где граждане политически
свободны, что его нужно считать цивилизационно отличным. Это государство
даже не скрывало отсутствия у себя политической и национальной свободы
в общепринятом значении. Но оно клеймило эти свободы как "буржуазную
демократию" и "буржуазный национализм", а своих граждан
убеждало в том, что в нем и только в нем существуют высшие ценности
- "социалистическая демократия" и "социалистический
интернационализм".
Свои "весомые достижения" коммунизм демонстрировал не
только в человеческом измерении, но и на уровне республик. Он дал
Украине признанную международным содружеством советскую государственность
(член-учредитель ООН!), многократно увеличил дореволюционные достижения
в промышленном развитии, превратил ее в культурно развитую республику
и осуществил мечту многих поколений украинского народа о воссоединении
этнических земель.
Очень тяжело убеждать многих представителей моего поколения в том,
что цивилизация, в которой они прожили большую часть своей жизни,
построена на крови и костях предыдущего поколения. Многие мои ровесники
не верят a priori, что советская власть могла целеустремленно уничтожать
людей. Много и таких, которые до сих пор верят в то, что "враги
народа" действительно существовали. Постгеноцидное общество
(определение Джеймса Мейса) - это больное общество.
Те, кто родился между 1950 и 1980 годами, принадлежат к третьему
поколению граждан Украины. Это поколение давно уже превышает другие
по численности, а после оранжевой революции оно почти оттеснило
своих родителей от управления государственными и общественными делами.
Между ним и предыдущим поколением не существовало барьера в виде
"подписки о неразглашении". Поэтому оно нередко разделяет
стереотипы и предрассудки своих родителей. Тем более, что оно живет
во времена перемен, то есть нестабильности основных жизненных основ.
Когда под влиянием растущих внутренних и внешних нагрузок "государство-коммуна"
распалось и исчезло, его заменило не социальное государство западноевропейского
образца, а первичный капитализм. Вполне естественно, что у многих
представителей третьего поколения, так же, как у поколения его родителей,
чувствуется тоска по советскому прошлому. Гражданам трудно принять
на веру утверждение историков о том, что советский строй в ленинско-сталинские
времена мог быть построен только железом и кровью. Большой кровью...
Все это мы должны принимать во внимание, если хотим убедить общество
в том, что террор голодом был таким же орудием "социалистического
строительства", как и все другие формы террора. Не нужно жаловаться
на Верховную Раду за то, что она до 2002 года вообще не интересовалась
Голодомором. Парламент - это зеркало общества. Нужно радоваться
уже сделанному. На специальном заседании 14 мая 2003 года Верховная
Рада Украины приняла Обращение к украинскому народу в связи с голодом
1932-1933 годов. Голодомор определялся в нем как геноцид украинского
народа. В присутствие 410 избранников народа документ был принят
голосами лишь 226 депутатов, то есть минимально необходимым количеством.
В четвертую субботу ноября 2003 года, которая была Днем памяти жертв
Голодомора, только государственный канал УТ-1 посвятил 70-й годовщине
этого события 30-минутную программу "Дзвони народної пам'яті".
Частные телеканалы в мемориальную субботу транслировали, как всегда,
развлекательные шоу, кинокомедии, эротику.
Ничто не изменилось и сегодня. Комментируя проект засаживания днепровских
склонов в Киеве калиновыми кустами в память жертв Голодомора, журналистка
газеты "Сегодня" в номере за 17 августа 2005 года задала
себе и своим читателям вопрос, вынесенный в аршинный заголовок:
"А не много ли скорби для Киева?"
Для историков достаточно работы, чтобы убедить общество в необходимости
повернуться лицом к проблемам Голодомора. Только тогда, когда это
будет сделано, маргинальные политики выпустят эту тему из рук.
Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, профессор, доктор исторических
наук. "День", 20 октября 2005 года
|