Rambler's Top100

№ 201 - 202
2 - 22 мая 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Известия науки" о потерях в Великой отечественной войне
"Русский журнал" о людских потерях в войнах XX века
"Труд" о здоровье россиян
"The Wall Street Journal" о смертности от курения
"Интерфакс" о 20-летии антиалкогольной кампании
"Российская газета" об условиях и охране труда в России
"RBC daily" о демографических проблемах России
"Комсомольская правда" о демографических "страшилках"
"Советская Белоруссия" о демографических проблемах Белоруссии
"Зеркало недели" о демографической политике и положении детей на Украине
"Le Figaro" о репродуктивных установках в Германии
"Новые известия" об экономической ситуации и населении Чечни
"Голос Армении" о демографическом будущем Армении и других стран
"Новое время" об "облигациях долгожительства"

"Новые известия", "Ведомости" и "Российская газета" о демографической ситуации и миграционной политике России
"Новые известия" о трудовых ресурсах и миграционной политике России
"Казахстанская правда" и "Gazeta.kz" о миграционной политике Казахстана
"Время новостей" о сибирско-сибирском транзите
"The Financial Times" об арабских иммигрантах в США
"Московские новости" о правах человека в России
"Новое время" об "инокультурной инвазии" и российской специфике
"Газета" о языках ЮАР
"Эхо планеты" об атеизме в Китае
"Новое время" о бедности
"Le Monde" о безработице в Польше
"Российская газета" о региональных аспектах монетизации льгот
"Газета" о брачном законодательстве в Туркмении

… о сибирско-сибирском транзите

Отрезанная Сибирь

Из России в Россию заставят ездить с загранпаспортом

Не исключено, что к лету российским анклавом, практически отрезанным в транспортном отношении от метрополии, станет не только Калининградская область, а вся Сибирь и Дальний Восток. Уже с 24 мая проходящий через территорию Казахстана 150-километровый участок железнодорожной линии, связывающей российские Омск и Курган, может стать настоящей стеной для российских граждан, не имеющих заграничных паспортов. Под угрозой срыва оказались поездки сибиряков к Черному морю, летний отдых детей, широко разрекламированная Минздравсоцразвития программа по отправке ветеранов в санатории и здравницы и даже весенний призыв в армию. Сотни тысяч людей в форме и без оной были поставлены перед этой стеной на пути из России в Россию из-за традиционной для нашей страны несогласованности в действиях ответственных министерств, которые вовремя не просчитали бытовые последствия подписанного недавно нового протокола о пересечении границ между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.
Последний кирпич в эту пока еще виртуальную стену был заложен 24 марта этого года, когда главы государств Евразийского экономического сообщества окончательно упразднили упрощенный порядок пересечения некогда административных границ внутри бывшего Советского Союза. В тот день в казахской Астане лидеры ЕврАзЭС договорились через два месяца полностью отказаться от внутренних общегражданских паспортов или свидетельств о рождении при путешествии граждан из одной страны в другую. Вскоре для пересечения границ потребуются либо загранпаспорт, либо дипломатический или служебный паспорт, либо паспорт моряка.
Особые условия для транзитных пассажиров в этом соглашении, которое с российской стороны подписал премьер-министр Михаил Фрадков, не оговаривались. Хотя договор впрямую касался не каких-то второстепенных и безлюдных железнодорожных перегонов, а Транссибирской магистрали, связывающей Европейскую Россию с Сибирью и Дальним Востоком, и затрагивал интересы миллионов людей. По данным ОАО "Российские железные дороги", только в 2004 году на направлениях Курган-Омск, Челябинск-Орск, Саратов-Астрахань, где железнодорожное полотно проходит через Казахстан, было перевезено 7,1 млн. транзитных пассажиров, в том числе 218 тысяч детей. Согласно графику движения пассажирских поездов на 2005 год, на этих участках постоянно курсирует более 60 пар составов, которые в отличие от автомобилей по понятным причинам не могут обогнуть территорию чужого государства.
Пограничные проблемы Транссиба не являются новостью для российских властей. В 1996 году правительству даже пришлось принимать особое соглашение с соседями "Об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта". Однако о подписании нового договора ЕврАзЭС и о его последствиях российские железнодорожники, как они сами уверяют, были проинформированы постфактум, в конце марта. А пассажиры из Сибири - накануне сезона массовых отпусков, когда пришел срок покупать билеты на популярные летом направления: в Адлер, Новороссийск, Анапу, Туапсе. Ограничений в продаже билетов сегодня нет - их можно приобрести по российскому паспорту, но на проездной документ ставится штамп, предупреждающий, что без заграничного паспорта он недействителен. Между тем многочисленные жители Омска, Новосибирска, Красноярска, Барнаула и других городов собирались провести отпуск в своей стране и не позаботились заранее об оформлении загранпаспортов.
Как рассказали корреспонденту "Времени новостей" в пресс-службе ОАО "РЖД", новые правила пересечения границ с Казахстаном вызывают много вопросов - например, как отправлять призывников, у которых не то что заграничного, но и обычного-то паспорта нет? "Перевозки призывников на военную службу в Российскую армию на участке Челябинск-Троицк-Карталы запланированы с мая по июль. Сейчас они под угрозой срыва", - утверждают железнодорожники. В Министерстве обороны, впрочем, пока не разглядели драматизма ситуации и склонны воспринимать ее с армейским юмором. "С нового года железнодорожные войска вернули в подчинение Минобороны, поэтому мы просто их напряжем и быстро соорудим крюк в обход Казахстана", - пошутил в беседе с корреспондентом "Времени новостей" один из офицеров министерства, подчеркнув затем уже всерьез, что разрешение подобных проблем находится вне рамок компетенции оборонного ведомства.
Гражданское же население Сибири находится не в столь воодушевленном настроении - поскольку неизвестно, как быть с ежегодной отправкой детей на юг, в летние лагеря. Организованные детские группы обычно едут именно на поездах. Более того, в этом году ОАО "РЖД" организовало 16 специальных "детских" поездов на Черноморское побережье из регионов Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. В них планируется перевезти на отдых более 15 тыс. юных россиян, часть из которых не успеет до лета оформить загранпаспорта, а значит, к морю не попадет. На себе уже испытали эту проблему и российские турагентства. По сведениям Российского союза туриндустрии, от нового порядка пересечения границы уже пострадала одна из столичных фирм, организующая отдых сибирских детей в южных лагерях. Из Новосибирска в Туапсе на первую смену эта компания собиралась отправить 100 детей. Путевки были уже оплачены, но при покупке билетов выяснилось, что без загранпаспортов дети на поезде ехать не смогут. У подавляющего большинства собиравшихся на юг такого документа не оказалось, а авиаперелет могут позволить себе далеко не все.
"Пассажиры ничего не понимают, путаются, обвиняют нас в том, что мы усложняем им жизнь, - пожаловались корреспонденту "Времени новостей" в пресс-службе железнодорожной компании. - А нам самим пришлось в экстренном порядке оформлять 10 тысяч загранпаспортов для всего персонала, который работает на восточном направлении. Ведь сроки поджимают: меньше чем через месяц машиниста могут на границе ссадить с его же поезда".
Железнодорожники на днях уже направили официальные письма в МИД, погранслужбу ФСБ и Министерство транспорта с предложением сохранить для российских граждан, пересекающих транзитом территорию Казахстана на поезде, прежний порядок пересечения границы. Ответа на эти обращения пока не поступило, и пока ОАО "РЖД" занимается лишь "оповещением и информированием пассажиров". Раз в один-два часа на сибирских вокзалах неприятную новость про необходимость загранпаспорта транслируют среди объявлений о прибытии и отправлении поездов. Кроме того, на стендах размещены адреса и телефоны дипломатических представительств Казахстана в России. "По ним пассажиры могут получить дополнительную консультацию", - уклончиво объясняют железнодорожники, надеясь, видимо, что именно по этим телефонам в первую очередь россияне выскажут все, что они думают о нововведениях.
Хотя едва ли жалобы простых граждан, туристических агентств и железнодорожной компании повлияют на темы межгосударственных переговоров о судьбе Транссиба и других "заграничных" участков, по которым следуют российские поезда. Однако существует надежда, что дипломатические ведомства сумеют договориться если не к началу сезона отпусков, то хотя бы к его разгару. Как сообщил "Времени новостей" заместитель директора департамента информации и печати МИДа Михаил Троянский, "между Казахстаном и Россией готовятся консультации о возможности сохранения для россиян, следующих железнодорожным транспортом из России в Россию транзитом по территории Казахстана, и граждан Казахстана, следующих из Казахстана в Казахстан транзитом по территории России, в качестве транзитного документа обычного паспорта и свидетельства о рождении для детей". "Интерес сторон обоюден, ибо такой транзитный поток идет по 816 км территории Казахстана и 313 км российской земли. Ожидается, что переговоры завершатся к концу мая", - подчеркнул г-н Троянский.

Ирина БЕЛАШЕВА, Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Николай ПОРОСКОВ. "Время новостей", 28 апреля 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.