… о сибирско-сибирском
транзите
|
Отрезанная Сибирь
|
Из России в Россию заставят ездить с загранпаспортом
Не исключено, что к лету российским анклавом, практически
отрезанным в транспортном отношении от метрополии, станет не только
Калининградская область, а вся Сибирь и Дальний Восток. Уже с 24
мая проходящий через территорию Казахстана 150-километровый участок
железнодорожной линии, связывающей российские Омск и Курган, может
стать настоящей стеной для российских граждан, не имеющих заграничных
паспортов. Под угрозой срыва оказались поездки сибиряков к Черному
морю, летний отдых детей, широко разрекламированная Минздравсоцразвития
программа по отправке ветеранов в санатории и здравницы и даже весенний
призыв в армию. Сотни тысяч людей в форме и без оной были поставлены
перед этой стеной на пути из России в Россию из-за традиционной
для нашей страны несогласованности в действиях ответственных министерств,
которые вовремя не просчитали бытовые последствия подписанного недавно
нового протокола о пересечении границ между Россией, Белоруссией,
Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.
Последний кирпич в эту пока еще виртуальную стену был заложен 24
марта этого года, когда главы государств Евразийского экономического
сообщества окончательно упразднили упрощенный порядок пересечения
некогда административных границ внутри бывшего Советского Союза.
В тот день в казахской Астане лидеры ЕврАзЭС договорились через
два месяца полностью отказаться от внутренних общегражданских паспортов
или свидетельств о рождении при путешествии граждан из одной страны
в другую. Вскоре для пересечения границ потребуются либо загранпаспорт,
либо дипломатический или служебный паспорт, либо паспорт моряка.
Особые условия для транзитных пассажиров в этом соглашении, которое
с российской стороны подписал премьер-министр Михаил Фрадков, не
оговаривались. Хотя договор впрямую касался не каких-то второстепенных
и безлюдных железнодорожных перегонов, а Транссибирской магистрали,
связывающей Европейскую Россию с Сибирью и Дальним Востоком, и затрагивал
интересы миллионов людей. По данным ОАО "Российские железные
дороги", только в 2004 году на направлениях Курган-Омск, Челябинск-Орск,
Саратов-Астрахань, где железнодорожное полотно проходит через Казахстан,
было перевезено 7,1 млн. транзитных пассажиров, в том числе 218
тысяч детей. Согласно графику движения пассажирских поездов на 2005
год, на этих участках постоянно курсирует более 60 пар составов,
которые в отличие от автомобилей по понятным причинам не могут обогнуть
территорию чужого государства.
Пограничные проблемы Транссиба не являются новостью для российских
властей. В 1996 году правительству даже пришлось принимать особое
соглашение с соседями "Об особенностях правового регулирования
деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного
транспорта". Однако о подписании нового договора ЕврАзЭС и
о его последствиях российские железнодорожники, как они сами уверяют,
были проинформированы постфактум, в конце марта. А пассажиры из
Сибири - накануне сезона массовых отпусков, когда пришел срок покупать
билеты на популярные летом направления: в Адлер, Новороссийск, Анапу,
Туапсе. Ограничений в продаже билетов сегодня нет - их можно приобрести
по российскому паспорту, но на проездной документ ставится штамп,
предупреждающий, что без заграничного паспорта он недействителен.
Между тем многочисленные жители Омска, Новосибирска, Красноярска,
Барнаула и других городов собирались провести отпуск в своей стране
и не позаботились заранее об оформлении загранпаспортов.
Как рассказали корреспонденту "Времени новостей" в пресс-службе
ОАО "РЖД", новые правила пересечения границ с Казахстаном
вызывают много вопросов - например, как отправлять призывников,
у которых не то что заграничного, но и обычного-то паспорта нет?
"Перевозки призывников на военную службу в Российскую армию
на участке Челябинск-Троицк-Карталы запланированы с мая по июль.
Сейчас они под угрозой срыва", - утверждают железнодорожники.
В Министерстве обороны, впрочем, пока не разглядели драматизма ситуации
и склонны воспринимать ее с армейским юмором. "С нового года
железнодорожные войска вернули в подчинение Минобороны, поэтому
мы просто их напряжем и быстро соорудим крюк в обход Казахстана",
- пошутил в беседе с корреспондентом "Времени новостей"
один из офицеров министерства, подчеркнув затем уже всерьез, что
разрешение подобных проблем находится вне рамок компетенции оборонного
ведомства.
Гражданское же население Сибири находится не в столь воодушевленном
настроении - поскольку неизвестно, как быть с ежегодной отправкой
детей на юг, в летние лагеря. Организованные детские группы обычно
едут именно на поездах. Более того, в этом году ОАО "РЖД"
организовало 16 специальных "детских" поездов на Черноморское
побережье из регионов Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.
В них планируется перевезти на отдых более 15 тыс. юных россиян,
часть из которых не успеет до лета оформить загранпаспорта, а значит,
к морю не попадет. На себе уже испытали эту проблему и российские
турагентства. По сведениям Российского союза туриндустрии, от нового
порядка пересечения границы уже пострадала одна из столичных фирм,
организующая отдых сибирских детей в южных лагерях. Из Новосибирска
в Туапсе на первую смену эта компания собиралась отправить 100 детей.
Путевки были уже оплачены, но при покупке билетов выяснилось, что
без загранпаспортов дети на поезде ехать не смогут. У подавляющего
большинства собиравшихся на юг такого документа не оказалось, а
авиаперелет могут позволить себе далеко не все.
"Пассажиры ничего не понимают, путаются, обвиняют нас в том,
что мы усложняем им жизнь, - пожаловались корреспонденту "Времени
новостей" в пресс-службе железнодорожной компании. - А нам
самим пришлось в экстренном порядке оформлять 10 тысяч загранпаспортов
для всего персонала, который работает на восточном направлении.
Ведь сроки поджимают: меньше чем через месяц машиниста могут на
границе ссадить с его же поезда".
Железнодорожники на днях уже направили официальные письма в МИД,
погранслужбу ФСБ и Министерство транспорта с предложением сохранить
для российских граждан, пересекающих транзитом территорию Казахстана
на поезде, прежний порядок пересечения границы. Ответа на эти обращения
пока не поступило, и пока ОАО "РЖД" занимается лишь "оповещением
и информированием пассажиров". Раз в один-два часа на сибирских
вокзалах неприятную новость про необходимость загранпаспорта транслируют
среди объявлений о прибытии и отправлении поездов. Кроме того, на
стендах размещены адреса и телефоны дипломатических представительств
Казахстана в России. "По ним пассажиры могут получить дополнительную
консультацию", - уклончиво объясняют железнодорожники, надеясь,
видимо, что именно по этим телефонам в первую очередь россияне выскажут
все, что они думают о нововведениях.
Хотя едва ли жалобы простых граждан, туристических агентств и железнодорожной
компании повлияют на темы межгосударственных переговоров о судьбе
Транссиба и других "заграничных" участков, по которым
следуют российские поезда. Однако существует надежда, что дипломатические
ведомства сумеют договориться если не к началу сезона отпусков,
то хотя бы к его разгару. Как сообщил "Времени новостей"
заместитель директора департамента информации и печати МИДа Михаил
Троянский, "между Казахстаном и Россией готовятся консультации
о возможности сохранения для россиян, следующих железнодорожным
транспортом из России в Россию транзитом по территории Казахстана,
и граждан Казахстана, следующих из Казахстана в Казахстан транзитом
по территории России, в качестве транзитного документа обычного
паспорта и свидетельства о рождении для детей". "Интерес
сторон обоюден, ибо такой транзитный поток идет по 816 км территории
Казахстана и 313 км российской земли. Ожидается, что переговоры
завершатся к концу мая", - подчеркнул г-н Троянский.
Ирина БЕЛАШЕВА, Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Николай
ПОРОСКОВ. "Время новостей", 28 апреля 2005 года
|