В развитых странах грамотны практически все молодые
люди в возрасте от 15 до 25 лет, в Пакистане - 66% мужчин и 42%
женщин
Гендерные различия по охвату начальным и средним образованием
постепенно сокращаются, однако в некоторых странах Африки и Южной
Азии женщины заметно отстают от мужчин по этим показателям.
В целом по миру уровень грамотности людей 15-24 лет
составляет среди женщин 82%, а среди мужчин - 89%. Поскольку в развитых
странах проблема грамотности населения давно решена, а начальное
образование является обязательным и всеобщим, данный индикатор в
большинстве из них не используется. В развивающихся странах, если
исключить Китай, доля грамотных среди девушек 15-24 лет составляет
76%, а среди юношей того же возраста - 85%. В результате, уровень
грамотности девушей по отношению к уровню грамотности юношей в целом
по миру составляет теперь 92%, а в развивающихся странах (без Китая)
- 89%.
Грамотность молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет
близка к полной, помимо развитых стран, во всех странах Восточной
и Юго-Восточной Азии, а также в странах Южной Америки (рис. 9).
Наиболее низок уровень грамотности молодых и велики гендерные различия
по уровню грамотности в странах Центральной Африки (грамотны 64%
девушек и 79% юношей в возрасте 15-24 года) и Южной и Центральной
Азии (63% и 78%, соответственно). Из стран особенно выделяются Чад
(23% и 55%), Центрально-Африканская республика (47% и 70%), Бангладеш
(41% и 58%) и Пакистан (42% и 66%).
Рисунок 9. Грамотность мужчин и женщин 15-24 лет, 2000-2004
годы, %
Сокращаются различия в соотношении показателей охвата
мужчин и женщин средним школьным образованием5.
Если в 1995 году женский показатель составлял 90% мужского, то в
2005 году - 93% (62% женщин и 67% мужчин были охвачены средним школьным
образованием), а в менее развитых странах, исключая Китай - 82%
в 1995 году и 91% в 2005 году (53% женщин и 59% мужчин).
В развитых странах охват и мужского, и женского населения
программами среднего школьного образования превосходит 100%, причем
женщины в большей степени охвачены ими (в 2000-2004 - 103% женщин
против 101% мужчин). Это относится к большинству стран Северной
и Западной Европы, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и Японии. Если
в целом по Океании, Европе и Северной Америке охват мужчин и женщин
средним школьным образованием близок к 100% или превосходит его,
то в остальных регионах охват населения таким образованием не столь
полон, причем для стран Латинской Америки и Карибского бассейна
характерна большая вовлеченность женщин в среднее школьное образование
(рис. 10) - 90% женщин против 83% мужчин. В ряде стран Африки эта
показатели не используются или о них нет данных, но оценка в целом
для Африки составляет 36% женщин и 41% мужчин, а в Восточной Африке-
соответственно, 18% и 23%. В странах Южной и Центральной Азии положение
несколько лучше - 45% женщин и 55% мужчин охвачены средним школьным
образованием.
Рисунок 10. Охват мужского и женского населения средним
образованием, 2000-2003 годы, %
По сравнению с серединой прошлого десятилетия различия
между женщинами и мужчинами по степени охвата средним школьным образованием
сократились во всех регионах мира, исключая те, в которых женщины
и ранее были в большей степени охвачены данными образовательными
программами - страны Латинской Америки,Карибского бассейна и Европы
(рис. 11). В Северной Америке соотношение охвата женщин средним
школьным образованием по сравнению с мужчинами несколько снизилось
(со 101% до 98%) за счет США, а в Канаде осталось таким же сбалансированным
(99%).
Рисунок 11. Соотношение охвата женщин и мужчин средним
образованием, 1995 и 2000-2003 годы, в % к охвату мужчин
5 - Число обучающихся в средней школе относится
к численности населения соответствующего "нормативного"
для данной страны возраста (например, от 12 до 17 лет). Показатель
может превосходить 100%, если число обучающихся по программам средней
школы превосходит численность населения в возрастах, на которые,
как правило, приходится такое обучение.
|