… о мусульманах в Германии
|
Германский праздник Рамадан
|
В календаре немцев может появиться новый красный день
В Германии, где, по оценкам экспертов, проживает около
3,5 млн. мусульман, разгорелась оживленная политическая дискуссия
о роли и месте этого религиозного меньшинства в немецком обществе.
Толчком для нее послужило убийство 2 ноября в Нидерландах кинорежиссера
Тео ван Гога, выступавшего с критикой ислама. "Мы сидим на
бочке с порохом", - заявил генсек немецкого оппозиционного
Христианско-демократического союза Лауренц Майер.
Бывший канцлер социал-демократ Гельмут Шмидт признал ошибочной политику
60-х годов, когда в Западную Германию были приглашены гастарбайтеры
"из других культур". В современном немецком обществе "многокультурность"
все больше вытесняет "ведущую культуру". Достаточно сказать,
что во многих начальных школах Берлина удельный вес детей-иностранцев,
не владеющих на первых порах немецким языком, достигает 90%. Неожиданное
"покаяние" Гельмута Шмидта вызвало шквал протестов немецких
политиков турецкого происхождения.
Рутинным заклинаниям высших политиков о необходимости улучшения
интеграции иностранцев в немецкое общество вице-шеф фракции "зеленых"
в бундестаге Ханс Кристиан Штребеле противопоставил весьма конкретное
предложение. Он заявил о необходимости введения официального общегерманского
мусульманского праздника, который можно было бы отмечать "где-то
в конце Рамадана". По мнению г-на Штребеле, ради этого можно
было бы пожертвовать даже одним из христианских праздников - Пасхальным
понедельником или, скажем, понедельником в Троицу.
В священный месяц Рамадан мусульмане постятся в светлое время суток,
а вечером разговляются. В конце месяца в честь окончательного разговения
они устраивают большой праздник жертвоприношения (ид аль-фитр).
Проблема, однако, в том, что дата праздника - гибкая, она передвигается
в соответствии с лунным календарем.
С воодушевлением восприняли данную идею главным образом сами немецкие
мусульмане. Или Эмари, председатель исламской общины в Гамбурге,
призвал немецких христиан отказаться от одного из своих праздников.
Его поддержал и Аскар Махмут, генсек Союза турко-исламских культурных
объединений в Европе: "Мы, мусульмане, являемся частью общества.
И если права меньшинств еще для кого-то имеют значение, то мусульманский
праздник в Германии крайне необходим".
Коалиционные партнеры "зеленых" в правительстве социал-демократы
отреагировали на предложения г-на Штребеле уклончиво: идея, может,
и неплохая, однако нынешняя трудная экономическая ситуация не позволяет
даже думать о каком-то новом празднике для Германии. Но оппозиция
в лице христианских демократов (ХДС) и свободных демократов (СвДП)
в эти дни не скупится на критику "зеленой" идеи "общегерманского
Рамадана". Глава ХДС Ангеля Меркель призвала к благоразумию,
отметив, что ни в одной мусульманской стране никому в голову не
придет учреждать официальный христианский праздник, да еще и делать
его нерабочим днем. Вице-председатель СвДП Райнер Брюдерле добавил,
что "негоже торговаться о праздниках, как на восточном базаре".
Сдержанно реагировали высшие представители христианских церквей
Германии. Один из них в своем выступлении в СМИ даже горячо поддержал
идею передачи одного дня из христианских праздников в пользу "сограждан-мусульман".
И в самом деле, рассудил протестантский священник, кто теперь в
Германии знает истинный смысл Троицы?
Юрий ШПАКОВ. "Время новостей", 26 ноября
2004 года
|