 |
Мифы,
легенды и реальность российского высшего образования
|
 |
Над темой номера работала
Татьяна КЛЯЧКО
|
Решающий вклад в бум высшего образования
вносят государственные вузы
Рост числа вузов и студентов в 1990-е годы происходил
за счет как государственных, так и частных вузов, но все-таки решающую
роль играли государственные высшие учебные заведения (рис. 6).

Рисунок 6. Число поступивших в государственные и негосударственные
вузы.
1990-2002
В 2002 году в России было 369 студентов государственных
вузов на 10000 человек населения. На бюджетной основе училось уже
219 человек против законодательно установленной нормы в 170 студентов
госвузов на 10000 человек населения. При этом бюджетное финансирование
в расчете на 1 студента бюджетника не превышает даже на дневном
отделении 22 тысячи рублей, или 750 долларов США в год. Если говорить
о рациональной потребности в средствах, то бюджетные ассигнования,
несмотря на быстрый рост государственных расходов на образование
в последние годы, покрывают примерно 25%. Но при дефиците ресурсов
идет увеличение числа государственных вузов (рис. 7).

Рисунок 7. Рост числа государственных вузов
В чем причина этого, на первый взгляд, парадоксального
явления?
Можно было бы ответить просто: спрос рождает предложение.
Но было бы логично, чтобы это предложение носило, прежде всего,
негосударственный характер. Между тем, хотя число негосударственных
вузов в России, конечно, быстро росло в последние годы, но их контингент
не превышает 13% от общей численности студентов, более того, эта
доля стала сокращаться.
Работодатель традиционно ценит диплом "государственного образца",
поэтому негосударственные вузы в основном возникают в симбиозе с
государственными. И если территориальная мобильность молодежи невелика,
то в соответствующем регионе волей-неволей в ответ на спрос населения
должен появиться государственный вуз. Дальше он будет обрастать
негосударственными, обзаводиться филиалами и т.п.
Но, есть и другие причины, не только спрос. Если в среднем
по России на 10000 человек населения приходится 369 студентов, то
в некоторых субъектах Федерации эта цифра значительно выше. Так,
в республике Адыгея она вплотную приблизилась к цифре 400. Аналогичная
ситуация в Республике Дагестан и Северной Осетии - Алании (рис.
8).

Рисунок 8. Число студентов вузов на 10 тысяч населения.
Россия и некоторые российские регионы
В этих республиках вузы все больше выполняют роль "сейфов",
куда молодежь "сдается" на 5-6 лет, поскольку иного применения
ей в этих регионах трудно подыскать. Тем самым несколько уменьшается
социальная напряженность, сдерживается и молодежная безработица,
которая в указанных субъектах Федерации могла бы породить крайне
опасные процессы. Однако необходимо учитывать, что "сейфовая"
функция высшего образования отнюдь не беспредельна, а отложенные
проблемы рано или поздно придется решать.
Есть и еще одна причина роста и числа вузов и студенческих
контингентов - экономическая. Нехватка средств привела к тому, что
вузы стихийно стали эксплуатировать стратегию экстенсивного развития,
увеличивая и численность бюджетного и численность платного приема
с тем, чтобы экономить на масштабе.
Но резкое увеличение количества закономерно повлекло
за собой смену качества. Совокупность разрозненных процессов в сфере
высшего образования привела к тому, что в России стала постепенно
оформляться принципиально новая модель высшей школы.
|