|
Крайние формы трудовой эксплуатации мигрантов в России:
принудительный труд и торговля людьми 1
Е.В. Тюрюканова
(специально для "Демоскопа")
Огромная разница в уровне жизни и экономических возможностях
в разных странах - основная движущая сила и одновременно источник
противоречий современной межстрановой миграции. Являясь для многих
людей часто единственным спасением от нищеты и упадка, миграция
населения представляет серьезный вызов для государств и в целом
для либерально-демократической традиции и системы ценностей.
Миграция труда превратилась в необъемлемую часть мировой
экономики. Постоянно воспроизводящаяся потребность развитых наций
в труде мигрантов из менее развитых стран формирует современный
миграционный режим, который является модулем глобального экономического
порядка, поддерживает и обслуживает его. Основную часть потребности
богатых стран в мигрантах составляет спрос на низкоквалифицированный
труд массовых профессий в сферах неавтоматизированного производства
и услуг, хотя часть спроса на высокотехнологичный и интеллектуальный
труд также покрывается за счет привлечения мигрантов (иногда это
квалифицируют как "переманивание" или "охота за умами").
Одновременно с ростом мобильности труда растут и развиваются
техники манипулирования людьми, каковыми являются торговля людьми,
организация нелегальной миграции с целью использования рабского
труда мигрантов. Мигранты представляют наиболее уязвимую категорию
населения для дельцов, наживающихся на сделках с людьми. Чем жестче
миграционные барьеры, тем больше мигрантов оказываются в положении
нелегалов, рабочие места для которых в принимающей стране есть,
а гарантий достойного труда и соблюдения элементарных прав человека
- нет. Такова одна из общих характеристик современного миграционного
режима.
Исследование МОТ, проведенное в 2003 году в трех регионах
России (Московском, Ставропольском и Омском) было направлено на
выявление и анализ отношений принудительного труда в России, связанных
с занятостью нелегальных мигрантов и торговлей людьми. Методом выборочного
опроса исследовались элементы принудительного труда, которые распространены
на открытом социальном пространстве и практически встроены в нормальные
трудовые отношения (объем выборки = 442 мигранта); методом изучения
случая - крайние формы рабского труда и торговли людьми, связанные
с похищением человека, завладением человеком путем обмана, психологическим
и физическим насилием.
В российском профессиональном сообществе существование
принудительного труда воспринимается как реальная ситуация. Отмечается
рост распространенности особенно циничных форм принуждения к труду
в последнее время. Эти изменения связываются с такими новыми для
России явлениями как нелегальная миграция, рост асоциальных элементов
и маргинальных групп в обществе (проститутки, бомжи, беспризорные
дети, нищие, безработные, больные, алкоголики), распространение
различных криминальных практик манипулирования людьми (торговли
людьми, организации нелегальной миграции и пр.). Мигранты, в первую
очередь, нелегальные, представляют основной контингент принуждаемых
к труду и подвергающихся различным формам сверхэксплуатации.
Россия вышла на международную сцену трудовой миграции
в начале 1990-х. Сегодня мы можем с полным основанием отметить,
что российский рынок труда структурируется так же как рынки труда
многих принимающих стран; идет процесс разделения труда между местными
и приезжими работниками на основе сегрегации труда по национальному
признаку. Это говорит о том, что Россия включается в современный
глобальный экономический порядок, неотъемлемую часть которого составляет
использование труда мигрантов и через какое-то время российская
экономика будет так же зависеть от притока труда мигрантов, как
сегодня зависят от него экономики развитых стран.
Хотя в России в целом выделение и оформление мигрантских
ниш занятости только начинается, во многих регионах, труд мигрантов
уже начинает "впитываться" в экономику и жизнь локального
социума. Этот процесс заметнее в Москве и крупных городах, приграничных
районах, традиционных районах иммиграции. Таким образом, в России
формируется экономический режим, "резервирующий" за мигрантами
определенные экономические ниши и сегменты занятости. От 30% (в
Омске) до половины (в Москве) рабочих мест, занятых сегодня мигрантами,
можно уже считать чисто мигрантскими, то есть "зарезервированными"
за мигрантами на долгие годы. Среди факторов, дающих преимущество
мигрантам при найме на работу у российских работодателей, немаловажную,
а часто ключевую роль играет согласие на неформальную занятость
и, по сути, на сверхэксплуатацию и даже на использование элементов
принудительного труда.
Устойчивое присутствие "мигрантского модуля"
в экономике влияет не только на чисто экономические отношения и
практики, но вызывает также серьезные трансформации социальных отношений,
связанные, в частности, с процессом социального расслоения общества
и формирования среднего класса. Очень часто мигранты, предоставляя
сравнительно дешевые услуги, обслуживают именно потребности нарождающегося
в России среднего класса. Идет формирование новых сегментов занятости,
в особенности в секторе услуг (например, работа по дому или частный
ремонт и строительство), которые рассчитаны в первую очередь на
потребности среднего класса.
Мигрантская занятость встраивается в самые неформальные
и теневые сектора экономики, что делает работников более уязвимыми,
снижает возможности их социальной защиты, увеличивает социальную
эксклюзию. По данным исследования, как минимум 3/4 мигрантской занятости
находится в России практически полностью в "серой" зоне.
Результатом этого является распространение сверхэксплуатации, массовая
маргинализация трудовых мигрантов, ренессанс рабства, феодальных
практик принудительного труда.
Экономический хаос, огромные масштабы теневой экономики,
несовершенство миграционного законодательства стимулируют нелегальную
миграцию, облегчают нелегальным мигрантам возможность нахождения
в стране и незаконной занятости, а дельцам от миграции - возможность
безнаказанно манипулировать людьми получая огромные прибыли. Оценка
нелегальной миграции в России составляет около 5 млн. человек в
основном из стран СНГ и Юго-Восточной Азии.
Важным фактором распространения всех форм эксплуатации
и использования принудительного труда мигрантов является абсолютное
доминирование неофициальных каналов и неформальных связей на всех
этапах миграции, включая пути получения информации и каналы трудоустройства.
Только 3-5% мигрантов пользуются официальными каналами получения
информации и трудоустройства. Отношения с властями также строятся
на неофициальной основе: как минимум 70% штрафов платятся неофициально.
Теневые отношения разного свойства помогают работодателям и посредникам
удерживать контроль над рабочими. Работодатель "обрастает"
целой инфраструктурой, которая не относится напрямую к трудовым
отношениям (дает работникам кров, еду, организует их правовое положение,
улаживает отношения с милицией и т.п.), что помогает ему контролировать
и эксплуатировать мигрантов.
Организация трудовой миграции превращается в профессию
и выгодный бизнес. Причем на этот бизнес есть спрос населения, а
официальные организации, предоставляющие услуги по организации миграции,
которые могли бы обеспечить безопасную миграцию и занятость, практически
отсутствуют. Поэтому мигранты вынуждены прибегать к услугам теневых
посредников, ставя себя сразу в условия риска. "Черное посредничество"
при организации миграции превратилось в организованный экономический
институт. Такие частные "предприниматели" действуют практически
открыто. Это возможно по двум причинам. Первая - пробелы в законодательстве,
из-за которых их деятельность практически ненаказуема. Вторая, всепроникающая
коррупция, которой пропитаны все отношения трудовой миграции. Коррупция
является питательной средой для нелегальной миграции, распространения
элементов принудительного труда и манипулирования людьми. Масштабы,
которые она приняла в России в сфере миграции и занятости мигрантов
требуют принятия срочных мер для изменения ситуации.
Массовое распространении неофициальных отношений характерно
особенно для занятости мигрантов. Если регистрацию по месту пребывания
в России имеют около половины трудовых мигрантов, то разрешение
на работу - вдвое меньше. В среднем 74% мигрантов получают зарплату,
так называемым, "черным налом", то есть не платят никаких
налогов и начислений. Менее 20% трудовых мигрантов имеют письменный
контракт с работодателем. Столь низкий уровень формализации отношений
занятости, безусловно, сказывается на социальной и личной защищенности
работающих мигрантов.
Элементы эксплуатации (в основном в форме психологического
давления и обмана) проявляются уже на этапе организации миграции
и трудоустройства в России. В процессе труда некоторые формы эксплуатации
настолько распространены, что они уже практически не воспринимаются
как нечто маргинальное и незаконное. Наиболее распространены трудовые
формы эксплуатации - принуждение работать сверх положенного времени
без оплаты (62%); работа с повышенной интенсивностью (44%); длительные
задержки заработной платы (39%); принуждение выполнять работу, на
которую вы не давали своего согласия (38%); принуждение работать
без оплаты (24%); принуждение к секс-услугам (22% от числа опрошенных
женщин); психологическое насилие, угрозы, шантаж (21%); ограничение
свободы перемещения - полное или частичное содержание взаперти (20%).
В Москве больше чем в других регионах распространены наиболее тяжкие
формы эксплуатации, которые могут рассматриваться как элементы принудительного
труда: сексуальная эксплуатация (30% от числа женщин), ограничение
свободы, то есть контроль над перемещениями, содержание взаперти
и т.п. (31%), и физическое насилие (13%). Одной из часто встречающихся
характеристик принудительного труда и торговли людьми является изъятие
документов у мигрантов: более чем в 20% случаев паспорт мигранта
хранится у работодателя, что само по себе противозаконно и является
элементом эксплуатации, но главное, является фактором, облегчающим
для работодателя незаконную эксплуатацию работника и контроль над
ним. Только 37% опрошенных отметили, что они могут свободно уйти
от работодателя, из них 12% имеют долг, около 10% испытывают угрозы
депортацией или насилием.
Такие крайние формы эксплуатации как долговая кабала,
принуждение к секс-услугам, физическое и психологическое принуждение
к труду, ограничение свободы являются также элементами, характерными
для торговли людьми. Исследование показало распространенность этих
элементов принудительного труда и торговли людьми в среде массовой
мигрантской занятости. Причем уже общее сканирование ситуации на
открытом рынке выявило не единичные, а достаточно массовые случаи
крайних форм трудовой эксплуатации. В целом более 50% мигрантов
в Москве и Ставрополе отметили, что их принуждают выполнять работу,
на которую они не давали своего согласия. Это говорит о наличии
элементов принудительного труда в сферах занятости мигрантов не
на маргинальной основе и не где-нибудь на периферии рынка труда,
а на массовой основе, и на открытом социальном пространстве. Даже
если подобные случаи нельзя в целом квалифицировать как принудительный
труд, то наличие и распространенность элементов принуждения, встроенных
в нормальные трудовые отношения, мы можем констатировать со всей
определенностью. Встроенность экономических механизмов эксплуатации
в современные "нормальные" экономические практики приводит
к тому, что в условиях бедности и ограниченности экономических возможностей
само понятие нормальности сдвигается, причем не для каких-то единичных
маргинальных членов социума, а для целых социальных групп. "Нормальный"
труд используется как "прикрытие" для остальной, нелегальной
части. Такие массовые практики, содержащие элементы принуждения
под прикрытием "нормального" труда, опасны тем, что они,
благодаря своей массовости, постепенно превращают принудительный
труд из маргинального явления в массовое, привычное, а следовательно
принимаемое как нормальное состояние.
Действующее законодательство решает проблему нелегальной
миграции в основном ограничительными мерами; меры, направленные
на расширение легитимного пространства трудовой миграции, пока непопулярны
среди лиц, принимающих решения в области миграционной политики,
как и отработка механизмов отслеживания ситуации с правами человека
в данной сфере, включая трудовые права мигрантов. Политика труда
и занятости сегодня практически "оторвана" от миграционной
политики. Поиск институциональных форм их взаимодействия политики
в области миграции и труда - важное направление оздоровления ситуации.
Эксперты предлагают не только усилить работу Федеральной инспекции
труда по контролю над работодателями, но и найти эффективные институциональные
формы, чтобы подключить к контролирующей деятельности профсоюзы.
Для эффективного контроля необходимо решить также проблему обучения
кадров, поскольку работа в теневом секторе и особенно в среде мигрантской
занятости потребует специальных знаний и методов работы.
Распространенность теневых отношений на всех стадиях
миграции (во время получения информации, переезда, трудоустройства,
перехода с работы на работу и т.п.) объясняется, в частности, слабостью
официальных институтов, обеспечивающих трудовую миграцию. Поэтому
необходимо развивать инфраструктуру трудовой миграции в виде комплекса
государственных и частных сервисных институтов, работающих на официальной
основе и обеспечивающих легитимность, информированность, безопасность
мигрантов на разных этапах миграции. Такие сервисы могут включать
информационно-консультационные центры, услуги по трудоустройству,
юридическому сопровождению и т.п., а также службы доверия, горячие
линии и центры помощи для мигрантов. Здесь очень большая роль принадлежит
гражданскому обществу и сотрудничеству государства с неправительственными
организациями.
Исследование зафиксировало недоверие к власти со стороны
работников, подвергающихся трудовой эксплуатации, широкое распространение
ксенофобии, в том числе на официальном уровне, априори виктимное
отношение властей к мигрантам, особенно нелегальным ("рабство
в головах", "мигранты сами виновата в том, что они трудятся
на правах рабов"), игнорирование их прав человека; тотальную
коррупцию и "смычку" некоторых правоохранительных структур
с преступными элементами.
С введением в Уголовный Кодекс РФ в ноябре 2003 г. норм,
криминализирующих рабский труд и торговлю людьми, законодательное
решение проблемы принудительного труда сильно продвинулось, но пока
не доведено до конца. Нужен комплекс мер, сопутствующих более эффективному
применению этих статей, включая меры по защите пострадавших от эксплуатации,
стимулированию их сотрудничества с правоохранительными органами;
"крестовый поход" против коррупции в форме государственной
или региональных программ.
Трудовая миграция в Россию это - миграция под сильным
влиянием выталкивающих факторов, среди которых доминируют экономические
причины, что в конечном итоге усиливает уязвимость мигрантов, их
объективную зависимость от "обстоятельств". Почти ? мигрантов
отмечают плохое или очень плохое материальное положение на родине.
Причем, как показало исследование, миграция как стратегия выхода
из трудного экономического положения для абсолютного большинства
мигрантов оказалась эффективной: она помогла абсолютному большинству
мигрантов (90%) перебраться из группы с низшим доходом в группу
с более высоким доходом (после миграции группа с "очень плохим"
положением практически опустела). Миграцию как стратегию адаптации
и выживания в трудных экономических условиях можно было бы назвать
рациональным выбором, если бы этот выбор делался на основе информации
и при наличии определенных гарантий, чего в действительности нет.
Большая группа трудовых мигрантов рассматривает поездку
на работу в Россию не как краткосрочный эпизод, а как долгосрочную
жизненную стратегию. Средняя продолжительность пребывания в России
в настоящий приезд у опрошенной совокупности составляет около 2
лет. Получить российское гражданство и остаться в России намерены,
в среднем, 44% опрошенных. Поэтому отсутствие осмысленной политики
интеграции мигрантов является причиной распространения нелегального
положения в течение продолжительного времени и, как следствие, массовой
маргинализации и нарушений прав мигрантов, распространения элементов
рабства и принудительного труда. Учитывая, что Россия позиционирует
себя сегодня как принимающая страна и декларирует свою заинтересованность
в приеме мигрантов, необходима политика интеграции иммигрантов,
институционализированная в специальных подразделениях ФМС МВД России
и Минтруда России. Одновременно с программами интеграции необходимы
специальные программы по воспитанию толерантного общества, в первую
очередь, направленные на молодое поколение (введение этой тематики
в школьные программы и т.п. меры), так как нетолерантность и ксенофобия
в обществе способствует распространению эксплуатации и маргинализации
мигрантов.
Большой потенциал в снижении напряженности миграционного
взаимодействия стран, в противодействии распространению трудовой
эксплуатации и маргинализации мигрантов принадлежит международным
организациям. В России действуют представительства всех основных
международных организаций в области труда, миграции и прав человека
(ООН, МОТ, МОМ), однако их огромный авторитет и потенциал влияния
как глобальных агентов в области управления миграционного менеджмента
пока недостаточно эффективно используются как в России, так и во
всем мире. Механизм разделения власти и ответственности между национальными
и глобальными агентами в области управления миграцией пока не отработан.
Поэтому помощь международных организаций в преодолении противоречий
между странами, осуществляющими миграционное взаимодействие, пока
недостаточна. Большой потенциал в регулировании международной миграции
принадлежит межправительственным соглашениям о трудовом обмене.
Сегодня Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией,
Швейцарией, Киргизией, Китаем, Польшей, Вьетнамом и некоторыми другими
странами. Этого явно недостаточно. Заключение таких соглашений -
дело сложное, к тому же часть уже заключенных соглашений не выполняется.
Авторитет влиятельных международных организаций может быть более
эффективно использован для содействия процессу заключения таких
соглашений между правительствами.
Изменение национальных и глобальных режимов в области
труда и миграции - трудная задача, для этого необходима политическая
воля как национальных, так и глобальных агентов. Со стороны национальных
государств также важно активнее апеллировать к международным организациям
для решения подобных проблем.
1 Статья написана по материалам
Международной организации труда: "Принудительный труд в России.
Нерегулируемая миграция и торговля людьми". МОТ, Москва, 2004.
|