Rambler's Top100

№ 99 - 100
3 - 16 февраля 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Пространство российской урбанизации

Иностранные студенты в России

Гендерные аспекты экономической отдачи платного высшего образования

Дистанционная работа, или виртуализация рабочих мест

Англо-французское двуязычие в современной Канаде

Дистанционная работа, или виртуализация рабочих мест

Владимир Чернухин1
(Опубликовано в журнале "Человек и труд" №11, 2002, с. 41-43)

Суть виртуализации экономической деятельности заключается в том, что, используя современные технические средства, человек получает возможность взаимодействовать не с реальными объектами, а с их отображениями, символами. Виртуальное взаимодействие возникло не сегодня. Оно эволюционировало вместе с развитием средств связи почта - телеграф - телефон - факс - Интернет. Именно компьютерные технологии позволяют симулировать не просто реальные объекты, но и их деятельность в реальном режиме времени.
Интернет формирует принципиально новую для традиционной экономики ситуацию, создавая единую виртуальную среду с типичными для рынка интеракциями участников. К признакам виртуального процесса можно отнести его предварительную неопределенность для субъектов взаимодействия, уникальность каждого подобного "контакта".

Под влиянием информатизации трансформируются все виды рынков, в том числе и рынок труда. По-видимому, самым "революционным" феноменом в сфере занятости стала так называемая дистанционная работа, или виртуализация рабочих мест.

Все более широкое распространение получает "телеработа"2, главная особенность которой - выполнение разнообразных операций человеком, находящимся в отдалении от того места, где аккумулируются результаты с помощью телекоммуникаций, компьютеров, интернет-технологий. Между работодателями и работниками устанавливаются виртуальные "дистанционные экономические отношения".

Формы телеработы могут быть различными. Во-первых, выполнение производственных операций работниками в любом территориально не связанном с офисом месте с использованием систем удаленного доступа. Так, "телеработа на дому" предполагает, что сотрудник выполняет работу либо у себя дома, либо в ближайшем центре телекоммуникационных услуг. Во-вторых, перенос операций по обслуживанию клиентов из офиса в любую другую точку с применением информационных и коммуникационных технологий.

Телеработа предоставляет специалистам возможность работать на иностранную компанию без переезда в соответствующую страну. Могут создаваться гибкие временные виртуальные трудовые коллективы для выполнения определенного круга работ. Сегодня географическое нахождение участников, по существу, не имеет значения, налицо пространственная и временная децентрализация выполнения рабочих функций.

Одним из главных популяризаторов телеработы в Европе с 1989 года является Комиссия Европейского Сообщества. Еще в 1993 году был выпущен документ "Рост, конкурентоспособность, занятость - проблемы и пути в XXI век"3, в котором среди приоритетных направлений развития информационного общества называлась и телеработа. В настоящее время практически во всех странах ЕС существуют или создаются ассоциации по телеработе.

В 1997 году количество телеработающих в Европе превышало 2 миллиона; в США - более 11,1 миллиона человек были вовлечены в сферу телекоммьютинга. По некоторым оценкам, к 2007 году в Европе может возникнуть до 40 миллионов рабочих мест для телеработающих, в США - до 50-60 миллионов4. В развитых странах активно формируются электронные биржи труда. Особенно большое распространение получил международный договорный телекоммьютинг, позволяющий, в частности, ученым любой страны работать на зарубежные компании.

В принципе, телеработающим называют человека, использующего телекоммуникации для работы на дому полный рабочий день или его часть. Вариантов телеработы множество: по индивидуальному контракту, не в рамках найма - так называемая самозанятость; неофициально, т.е. незаконно, когда, к примеру, сотрудники занимаются телекоммьютингом на дому без одобрения высшего руководства компании (так, исследования, проведенные в Великобритании, показали, что неофициальная телеработа стала более распространенной, нежели официально поддерживаемые программы подобного рода); дистанционное предпринимательство - открывающие бизнес часто сначала работают дома (сегодня все большее количество предпринимателей пересматривают идею традиционного офиса в пользу развития своего дела на основе глобальных информационных сетей).

Каковы последствия распространения телеработы? Статьи расходов, связанные с территориальным перемещением экономических агентов, перестают существовать. Возникают новые, обусловленные подключением к Интернету и работой в этой сети.

Сотрудники не тратят время и деньги на то, чтобы добраться до офиса, им легче сочетать интересы семьи и работы (график которой становится гибким), участвовать в общественной жизни, повышать квалификацию.

Новые возможности для получения работы открываются как перед горожанами, так и перед сельскими жителями. При этом человек не "выпадает" из привычной социальной и культурной среды, налаженных родственных связей. Потенциально телекоммьютинг способен обеспечить людям, проживающим на территориях с высокой безработицей, доступ к возможностям для работы, возникающим в любой стране мира. Кроме того, он может стать своего рода панацеей для человека, состояние здоровья которого не позволяет ему покидать свой дом5.

Информационные технологии делают телеработника постоянно "подключенным" ко всем процессам в его фирме (организации). Где бы он ни находился, он может пользоваться ресурсами компании, связываться с любым коллегой в любой точке Земли.

Вместе с тем телеработа имеет определенные недостатки, особенно если сотрудник не самостоятелен (нуждается во внешнем контроле). Не следует забывать, что начинающим для более быстрого приобретения опыта требуется общение в коллективе; для многих конкретное место работы связано с совершенствованием социальных навыков и контактов.

Телекоммьютинг несомненно создает условия для виртуальной "утечки мозгов", защититься от которой практически невозможно. По мнению ряда специалистов, более развитая страна, с помощью электронных дистанционных технологий использующая интеллектуальный труд работников из менее развитой страны, выигрывает втройне, экономя на обучении и подготовке специалистов, оплате их труда (в которую не включаются затраты на аренду жилья, транспорт, социальное и медицинское страхование и т.д.) и увеличивая свой ВВП за счет использования интеллектуального потенциала экспортера6.

Неоднозначны последствия телеработы и для нанимателя.

С одной стороны, улучшается использование рабочего времени: работники освобождаются от незначащих встреч. Возрастает производительность труда в связи с удобными средой и временем работы. Значительно расширяется круг потенциальных сотрудников (географические ограничения занятости устранены). Появляется возможность гибко изменять численность персонала, сокращаются издержки на аренду офисных помещений, освещение, отопление и т.п. Облегчается выбор местоположения центрального офиса (его можно размещать в менее престижных районах).

Вместе с тем, повышаются требования к менеджменту компании: телеработа предполагает наличие навыков "управления на расстоянии". Существует множество операций, результативность которых значительно выше при тесном взаимодействий группы исполнителей. Усложняется поддержание корпоративной культуры. Причем некоторые эксперты высказывают мнение, что определенные рутинные операции лучше выполняются под интенсивным контролем.

Важнейшим преимуществом телеработы, на наш взгляд, является гуманизация труда. Освобождаясь от необходимости выполнения однообразных рутинных операций, человек в идеале становится генератором идей. В определенной степени можно говорить о том, что происходит возвращение - на новом уровне - к принципу "цеховой" организации труда, когда отдельные операции не распределялись среди работников. Индивид делает то, чего не может ни одна машина.

Однако телеработа чревата опасностью "дегуманизации социальной среды". Технологии информационного общества предполагают наличие множества компьютерно-сетевых посредников между людьми. В связи с этим возникает парадокс общения: с одной стороны, появляется возможность беспрепятственно контактировать с любым человеком в любой точке планеты, с другой - теряются навыки "живого общения".

В целом процесс виртуализации рабочих мест обусловливает изменение всех институтов рынка труда. Трансформируется финансовая и налоговая отчетность, в корне меняются функции служб персонала.

Дистанционная работа дает специалистам возможность использовать невостребованные "дома" знания и навыки, в первую очередь в области производства программных продуктов. Так называемым оффшорным программированием - созданием программных продуктов, ориентированных на спрос за пределами внутреннего рынка, - успешно занимаются Индия, Малайзия, Ирландия, Бразилия, Сингапур, Израиль и другие страны. Так, в Индии над выполнением заказов зарубежных компаний в 1999 году работало примерно 200 тысяч человек. На экспорте программного продукта индийские компании заработали около 4 млрд. долларов7.

По разным данным, в западных странах спрос на специалистов в области информационных технологий возрастает: например, ежегодная потребность в них США составляет 850 тысяч, Германии - 30 тысяч. Европе в целом не хватает примерно 600 тысяч "сетевиков". Следовательно, возможности телезанятости в данном секторе рынка очень высоки. Причем приглашать их в страну бывает менее выгодно, нежели пользоваться услугами фирм по оффшорному программированию.

Перспективы развития телеработы в России определяются рядом обстоятельств, прежде всего слабым развитием информационной инфраструктуры, неудовлетворительным знанием специалистами английского языка, отсутствием соответствующего законодательства, распространением "пиратства" и т.д.

Для того чтобы в нашей стране дистанционные формы занятости динамично развивались, по мнению экспертов, Интернет должен быть доступен по меньшей мере 20% населения. Реальность же совершенно иная: по прогнозам, 10%-ный порог Россией будет перейден только к концу 2004 года. Правда, в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель окажется гораздо более высоким: соответственно 38 и 23,4%8.

Увеличение российской "аудитории" Интернета напрямую определяется уровнем материальной обеспеченности граждан, который остается невысоким, а выход во "всемирную паутину", как известно, достаточно затратен.

Важную роль в развитии новых форм занятости, безусловно, играет и уровень подготовки населения в сфере информационных технологий. Результаты проведенных Фондом общественного мнения социологических исследований показывают, что 56% опрошенных россиян имеют об Интернете смутное представление (или не имеют его вовсе).

Развитие дистанционных форм занятости могло бы способствовать не только расширению российского рынка труда, но и позволило бы отечественной экономике активнее участвовать в международном технологическом разделении труда.


1 - Председатель Правления Внешэкономбанка
2 - В1976 году возник термин "теледоступ" или "телекоммьютинг" (telecommuting), который означает тип дистанционной работы по договору. Термин "телеработа" введен в употребление Европейской Комиссией в конце 80-х годов
3 - Status Report on European Telework 1997, European Commission Report, 1997, http://www.eto.org.uk/twork/tw97eto/
4 - Паринов С.И., Яковлева Т.И. Экономика XXI века на базе Интернет-технологий; http:/rvles.ieie.nsc.ru/parinov/economy21.htm.
5 - Более подробно см.: Massachusetts Telecommuting Initiative; http://www.magnet.state.ma.us/doer/programs/trans/telecomm.htm; Telecommute America! http://www.att.com/press/0797/970702.bsa.html; European Telework Online; http://www.eto org.uk.
6 - Дятлов С.А. Макропропорции Интернет-экономики. Технологии информационного общества // Интернет и современное общество. Материалы Всероссийской объединенной конференции, СПб, 2000; http://www.xrxrxrxr.nm.ru
7 - Информационно-сетевая экономика в XXI веке / Под ред. С.А. Дятлова, В.П. Колесова, А.В. Толстопятенко. М., 2001., с. 387.
8 - http:/www.trodial.ru

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most