Rambler's Top100

№ 97 - 98
20 января - 2 февраля 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Этноязыковый состав населения Белоруссии

Сколько в России чиновников?

Россия на мировом рынке образовательных услуг

Россия на мировом рынке образовательных услуг1

Ф.Э. Шереги, Н.М. Дмитриев, А.Л. Арефьев
(Полностью материал "Российские вузы и международный рынок образовательных услуг" опубликован в книге "Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ)". Москва. Центр социального прогнозирования. 2002, с. 9-28)

Система профессионального образования - это производство. Его продукт - специалисты интеллектуального труда. Характер спроса на эту "продукцию" составляет важный показатель эффективности образовательного процесса. Очевиден тот факт, что наиболее высоким критерием качества подготовки специалистов в тех или иных вузах является спрос на специальности со стороны граждан экономически высокоразвитых стран. Этот критерий применим и для оценки качества системы российского высшего профессионального образования. Рассмотрим с этих позиций состояние подготовки в российских вузах иностранных граждан.

Обучение иностранных студентов в российских вузах - как один из показателей степени интеграции страны в мировое сообщество - имеет свою историю. В 1865 году на заседании Совета при министре народного образования было признано целесообразным начать обучение иностранных граждан в учебных заведениях России. Вскоре в Петербургский, Московский, Новороссийский (город Одесса) университеты и в ряд других гражданских и духовных образовательных учреждений прибыли на учебу студенты из Болгарии, Албании, Боснии, Герцеговины, Сербии и других государств. Правительство императора Александра II назначило для них специальные государственные стипендии и иностранные студенты освобождались от платы за учебу2. Однако широкого распространения обучение иностранных студентов в дореволюционной России получить не успело, ее граждане чаще сами обучались за границей, особенно по техническим специальностям.

Пришедшее к власти в 1918 году правительство В.И. Ульянова-Ленина, руководствуясь политическими мотивами, возобновило практику приглашения на учебу иностранцев и уже в начале 1920-х годов в РСФСР обучались - также на бесплатной основе - граждане Турции, Персии, Афганистана, Монголии. В 1921 году было создано специализированное учебное заведение - Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), перед которым стояли не только политические, но и образовательные задачи. К концу 1921 года в КУТВ обучались иностранные граждане 44-х национальностей.

Ввиду усиления закрытости советского общества, роста всеобщей подозрительности по отношению к иностранцам, вплоть до середины XX века обучение иностранных студентов, стажеров, аспирантов в СССР было редким явлением (исключением являлись партийные, комсомольские и профсоюзные школы, где обучались посланцы родственных - как правило, коммунистических - организаций). В отличие от практики СССР, в ведущих вузах Европы в начале XX века численность иностранцев достигала 10% от общего состава студентов. Так, в Берлинском политехническом институте из 2750 студентов 263, в Промышленном институте в Лилле (Франция) из 364 студентов 31 были иностранцами. Все они обучались на платной основе и приносили западноевропейским вузам прибыль. Например, в Берлинском политехническом институте германский студент платил в год за обучение 60 марок, а студент-иностранец - 160 марок3.

После окончания Второй мировой войны в СССР стали приезжать на учебу представители стран Восточной Европы и Азии, а позднее Африки, Латинской Америки и Западной Европы. В 1960 году в Москве был создан Университет дружбы народов, названный позднее именем Патриса Лумумбы, первого президента независимой Республики Конго. Этот университет стал одним из крупнейших в мире учебных заведений по подготовке иностранных специалистов. За 40 лет (с 1950 по 1990 год) количество иностранных студентов в Советском Союзе увеличилось более, чем в 20 раз (таблица 1), достигнув, накануне распада СССР, 126,5 тысячи человек, что составило 10,8% от общемировой численности иностранных студентов и позволило советским вузам формально занять 3-е место в мире после американских и французских вузов по количеству студентов-иностранцев (в США в 1990 году, по данным ЮНЕСКО, обучалось 407,5 тысяч иностранных студентов, во Франции - 136 тысяч)4.

Таблица 1. Динамика численности иностранных студентов в мире и в Советском Союзе в 1950-1990 годах

Годы

Общемировая численность иностранных студентов (тысяч человек)

Численность иностранных студентов в СССР (тысяч человек)**

Доля иностранных студентов, обучавшихся в СССР, в составе общемировой численности иностранных студентов (в %)

1950*

110

5,9

5,4

1960

231,4

13,5

5,8

1970

447,8

26,2

5,9

1980

915,8

88,3

9,6

1990

1168,1

126,5

10,8

* Оценка
Статистические сведения Минобразования РФ

Источник: UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 1972, p. 458-460; World Educational Report. Paris, 1993, p. 106; Подготовка специалистов для зарубежных стран в России, с. 29.

По нашим оценкам, в целом совпадающим с оценками специалистов Госкомитета РФ по высшему образованию (сегодня входит в состав Министерства образования РФ), фактическое число иностранных граждан, обучавшихся в 70-80-х годах в СССР, было больше и составляло (без учета иностранных военных курсантов) в 1980 году свыше 120 тысяч человек, а в 1990 году - свыше 180 тысяч человек5. Такая поправка при расчете истинной численности иностранных студентов оправдана, так как она учитывает слушателей, аспирантов советских партийных, профсоюзных и комсомольских школ, имевших статус вузов и выдававших дипломы о высшем политическом и ином образовании. По составу иностранных учащихся этих учебных заведений сведения в ЮНЕСКО, Государственный комитет по статистике и в Министерство образования не подавались, что привело к статистическим расхождениям по количеству обучавшихся в СССР иностранных граждан.

В 1990 году иностранные студенты, стажеры, аспиранты обучались почти в 700 учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях 120 городов и населенных пунктов СССР, в том числе 23,5 тысячи иностранцев обучалось в Москве, 16,5 тысячи - в Ленинграде, 8 тысяч - в Киеве, 5 тысяч - в Харькове, 4 тысячи - в Минске и т.д. Почти 80% иностранных студентов были выходцами из Азии, Африки и Латинской Америки, а также стран Восточной Европы (рисунок 1).

Рисунок 1. Региональное распределение (происхождение) иностранных студентов, обучавшихся в советских вузах в 1988 году6

При экономическом и техническом содействии Советского Союза в 36 странах-союзниках СССР было создано 66 высших учебных заведений (университетов, институтов, университетских центров, специализированных факультетов и филиалов), 23 средних специальных учебных заведения, свыше 400 учебных центров начального профессионально-технического образования и 5 общеобразовательных школ. Помимо помощи в строительстве данных образовательных учреждений, Советский Союз оснастил их современным по тому времени учебно-лабораторным оборудованием, обеспечил учебной и научно-методической литературой, силами советских специалистов содействовал организации учебного процесса (в 1980-е годы для этих целей в командировку за границу ежегодно отправлялись до 5 тысяч советских преподавателей и специалистов)7.

Распад СССР разрушил сложившуюся в стране систему обучения иностранных студентов. Из-за недостаточного финансирования были закрыты культурные центры в целом ряде развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также бывших социалистических странах Восточной Европы. Более 500 учебных заведений в зарубежных странах, созданных при содействии СССР, лишились российской поддержки и перешли под опеку других государств.

В связи с переходом России к рыночной экономике актуальным стал вопрос коммерциализации профессиональной подготовки кадров как для страны, так и для зарубежных государств8. Перед российскими вузами стала задача занять достойное (и выгодное) место на международном рынке образовательных услуг.

Обучение иностранных граждан может стать, по мнению экспертов ЮНЕСКО, одним из самых прибыльных видов экспорта XXI века. Например, только Китай ежегодно платит один млрд. долл. США за подготовку за границей своих студентов, стажеров, аспирантов9.

Международные цены годичного обучения иностранного студента в среднем составляют 10 тысяч долларов США (в том числе на медицинских факультетах - 20 тысяч долларов)10.

В зависимости от страны и престижности учебного заведения цена может существенно отличаться. Так, обучение по популярной сегодня специальности магистра делового администрирования ("Master of Business Administration", сокращенно MBA) в университетах Нью-Йорка, Чикаго, Пенсильвании, Филадельфии (США) обходится в 30-35 тысяч долларов в год, а в менее известном Университете Стрэтклайд (Глазго, Великобритания) - 15,6 тысячи фунтов стерлингов или 22 тысячи долларов11. В провинциальных английских университетах эту же программу можно освоить за 9-10 тысяч долларов в год12.

Дополнительный доход учебным заведениям стран-реципиентов приносит и то, что иностранные студенты за дополнительную плату учатся на языковых курсах той страны, куда они приехали осваивать выбранную ими специальность. Обучение языку занимает от 6 месяцев до года, а стоимость занятий, например, в частной языковой школе в Англии составляет до 200 фунтов стерлингов или до 300 долларов в неделю13.

В общей сложности иностранные граждане ежегодно платят за свое обучение, а также проживание в различных странах мира десятки миллиардов долларов. Так, обучающиеся в США иностранные студенты принесли этой стране в 1999 году 13 миллиардов долларов в виде платы за обучение, проживание и др.14. Реальные затраты вузов в несколько раз ниже, ибо иностранцы учатся у тех же преподавателей, пользуются тем же учебным оборудованием, теми же библиотеками, живут в тех же общежитиях, что и местные студенты. При этом плата за учебу для иностранных студентов нередко оказывается выше, чем для своих. Например, в Калифорнийском университете (США) академический год учебы по упоминавшейся программе МВА местному жителю обходится в 9867 долларов, а "чужаку" - уже в 19354 доллара15.

Среди европейских стран наибольшего успеха на международном рынке образовательных услуг достигла Великобритания, численность иностранных студентов в которой приближается к четверти миллиона человек, несмотря на то, что эта страна - одна из самых дорогих для учебы и проживания иностранных студентов. Например, академический курс на базе среднего образования на соискание степени бакалавра стоил для иностранцев в 2000 году от 26000 до 33700 фунтов стерлингов или от 38000 до 49000 долларов США. Эта сумма складывается из стоимости аудиторных, лабораторных и практических занятий. Еще в 500 фунтов стерлингов в год обходятся книги и учебники для занятий. Проживание и питание в Лондоне стоит иностранным студентам до 10000 фунтов стерлингов или 14500 долларов в год (в других городах Великобритании - примерно на 1-2 тысячи фунтов стерлингов меньше), минимальный набор одежды - 400-500 фунтов стерлингов. В итоге, один год жизни и учебы на степень бакалавра в Англии обходится иностранному студенту в сумму от 50 до 65 тысяч долларов16.

Годичный постдипломный (после получения степени бакалавра) теоретический курс в британских университетах, завершающийся степенью магистра права, естественных или гуманитарных наук стоит иностранцам в среднем от 21900 до 35000 фунтов стерлингов или от 32 до 50 тысяч долларов. Еще дороже обходится двухгодичное обучение в аспирантуре (именуемой научно-исследовательским пост-дипломным курсом, по окончании которого соискателю присваивается степень доктора философии - "Doctor of Philosophy", сокращенно "PhD")17 - от 64 до 100 тысяч долларов, без учета расходов на проживание, питание и т.д.18. Вклад только иностранных студентов в экономику Великобритании составляет 5,3 млрд. долларов в год и имеет тенденцию к увеличению.

А вот калькуляция в евро бытовых расходов иностранных студентов, проживающих и обучающихся в Германии: минимальная ежемесячная сумма на питание и скромные повседневные нужды - 665 евро в месяц в старых федеральных землях и 537 евро - в новых, студенческий проездной билет - 92 евро за семестр, социальный взнос за пользование студенческими столовыми, кафетериями, общежитиями, спортзалами и прочее - 46 евро за семестр, дополнительный налог с иностранных студентов в ряде федеральных земель - 51 евро за семестр, покупка учебников и учебных материалов - до 300 евро и более за семестр, стоимость комнаты в студенческом общежитии (количество которых весьма ограничено) - 153 евро в месяц, комнаты в частном секторе - до 300 евро и более в месяц, проживание в частном пансионате - до 51 евро в день (включая завтрак)19. Таким образом, ежемесячные бытовые расходы одного иностранного студента в Германии могут составлять до 1000 евро. При этом лица, самостоятельно приехавшие на учебу (т.е. не в рамках академического обмена), должны положить в немецкий банк персональный финансовый залог в 5600 евро. Несколько выше стоимость проживания иностранных студентов в США - 14000 долларов в год. В Ирландии плата за проживание, питание, учебные пособия и т.д. составляет в среднем 7000-12000 евро за академический год, что превышает среднюю стоимость годичного обучения для ирландских студентов в университетах и колледжах. Сходная картина и в Новой Зеландии. При средней стоимости в 10000 новозеландских долларов за год обучения в высшей школе этой страны одно лишь проживание "в семьях, имеющих опыт приема иностранных студентов" (где рекомендует жить иностранцам руководство новозеландских университетов), обходится от 560 до 780 новозеландских долларов в месяц20. Справедливости ради надо отметить, что в западноевропейский странах от 1/4 до 2/3 всех, в том числе иностранных студентов, подрабатывают (в среднем это занимает у них от 10 до 20 рабочих часов в неделю), частично компенсируя затраты на обучение и проживание. Вместе с тем найти какую-либо работу в период учебы удается далеко не всем. Например, в Италии очень трудно устроиться на половину рабочего дня, а в университетах Великобритании и Франции учебные программы настолько насыщены, что для заработков времени практически не остается. В Германии же иностранные студенты, приезжающие не из стран ЕС, имеют право подрабатывать (под строгим контролем) только на карманные расходы, а при нарушении ими соответствующих (и весьма строгих) норм высылаются из страны21. Ограничение занятости иностранных студентов в Германии, по-видимому, объясняется тем, что сегодня в стране насчитывается 4 миллиона безработных. В то же время в Австралии разрешается легально подрабатывать и без ограничений, в свободное от учебы время, всем иностранным учащимся, достигшим 16 лет.

Образование на Западе все в большей мере развивается как экспортная отрасль. Например, в США оказание образовательных услуг иностранцам является пятой по значимости (размерам вклада в национальную экономику) статьей экспорта. В 2002 году в стране создана федеральная служба, занимающаяся только проблемами иностранных студентов. Ситуацию в области международных образовательных услуг изучает, собирая и обобщая статистику, Институт международного образования. С 1948 года он регулярно выпускает статистические обзоры по иностранным студентам, обучающимся в США. Согласно его данным, сегодня более 80% иностранных студентов - соискателей степени бакалавра сами оплачивают свое обучение в США, и лишь 8,8% получают средства на свою учебу от американских колледжей, университетов или правительства США. В то же время доля получающих средства из американских источников среди обучающихся по магистерским программам в 5 раз выше (таблица 2). Кроме того, иностранные студенты постдипломных курсов ряда престижных американских вузов имеют возможность получить долгосрочный (на 15 лет) кредит для покрытия затрат на свое обучение и проживание в США22.

Таблица 2. Источники финансирования учебы иностранных студентов в США в 2000-2001 учебном году, %

Источники финансирования

Все иностранные студенты

Получающие средства среди обучающихся на бакалавра

Получающие средства среди обучающихся на магистра

Получающие средства среди обучающихся по другим программам

Личные и семейные средства

66,9

80,7

46,9

65,2

Колледж или университет США

19,8

8,4

39,9

6,1

Национальное правительство/ университет

4

3,6

4,5

3,9

Частные спонсоры из США

2,5

2,8

2,3

1

Иностранные спонсоры

2,4

2,7

2,1

2,1

Доходы от текущей работы

2,4

0,4

1,4

18,9

Другие источники

1,9

0,6

1,4

1,3

Правительство США

0,6

0,4

0,9

0,8

Международные организации

0,4

0,3

0,5

0,8

Общее количество иностранных студентов, число

547867

254429

238497

54941

Источник: Opendoors. Report on international educational exchange. New York, 2001, p.5.

Представляет интерес тенденция уменьшения на протяжении последних 20 лет доли средств национальных правительств и университетов в финансировании учебы своих студентов в США - с 13% в 1980 году до 4% в 2000 году, и одновременно - рост доли американских колледжей и университетов в финансировании учебы иностранцев (прежде всего обучающихся в магистратурах) - соответственно с 9,2% до 19,8% (таблица 3). Причина данного явления, по нашему мнению, в нежелании правительств многих стран продолжать финансировать подготовку кадров для нужд американской экономики, ибо все возрастающее число иностранных студентов после завершения учебы остается работать в США.

Таблица 3. Изменение соотношения источников финансирования учебы иностранных студентов в США в 1980-2001 годах, %

Источники финансирования

1979/ 1980

1984/ 1985

1989/ 1990

1994/ 1995

1995/ 1996

1996/ 1997

1997/ 1998

1998/ 1999

1999/ 2000

2000/ 2001

Личные и семейные средства

65,4

66,2

63,7

68,4

67,8

67,2

67,9

67,1

67,1

66,9

Колледж или университет США

9,2

11,6

18,2

16,5

16,5

16,9

18

18,3

18,9

19,8

Национальное правительство/университет

13

12

6,7

5,3

5,2

5,5

5,9

5,4

4,5

4

Частный спонсор из США

1,9

1,9

3,1

2,2

2,1

2,3

2,3

1,9

2,7

2,5

Иностранный спонсор

3

3

2,2

2,5

2,9

3,5

2,5

2,8

2,7

2,4

Доход от текущей работы

2,7

2,1

2,1

2,2

2,3

2

2,3

2,3

2,3

2,4

Другие источники

2,8

1,1

1,2

1,3

1,4

1,2

0,2

1,1

0,8

1,9

Правительство США

2

2,1

2,2

1,2

1

0,9

0,8

0,7

0,6

0,6

Международная организация

-

-

0,6

0,5

0,6

0,5

0,5

0,4

0,5

0,4

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Источник: Opendoors. Report on international educational exchange. New York, 2001, p.6.

Учебные заведения все большего числа стран переходят на принцип "академического капитализма", расширяют рынок международных образовательных услуг. Например, в крупнейшем в Австралии университете Монэша (стоимость обучения - около 5000 долларов в год) обучается свыше 40 тысяч студентов, в том числе 12 тысяч - иностранных. К 2020 году университет планирует удвоить количество своих студентов, из которых 50% будут иностранными гражданами, получающими образование как в Австралии, так и в системе зарубежных филиалов данного университета23. Отметим, что все факультеты остальных 38 университетов Австралии также выделяют определенное количество мест для абитуриентов из-за рубежа24. И именно поэтому, несмотря на географическую удаленность и малочисленность собственного населения (18 млн. человек), Австралия еще в середине 1990-х годов вошла в пятерку стран, лидирующих по количеству обучающихся в них иностранных студентов25.

В Германии сегодня также более 10% студентов и аспирантов - иностранцы26. Целый ряд немецких высших учебных заведений ориентируется именно на иностранных студентов. В Штутгартском университете менеджмента и технологий (годичная плата за обучение достигает 20 тысяч евро) соотношение между немецкими и иностранными студентами составляет 30:70. Для удобства последних преподавание ведется на английском языке, а соотношение преподавателей к студентам составляет 1:5. В Техническом университете Гамбурга половина учебных мест также зарезервирована для иностранцев, семинары и лекции проводятся как на немецком, так и на английском языках. К 2004 году правительство Германии планирует увеличить численность иностранных учащихся в стране до 300 тысяч человек, при этом темпы роста их численности будут вдвое превышать рост численности немецких студентов. Финансовые поступления лишь от одного проживания учащихся-иностранцев в Германии (коммунально-бытовые платежи и повседневные расходы), без оплаты самой учебы (в государственных учебных заведениях, в отличие от частных, образование бесплатное), могут, по нашим подсчетам, составить до 1/4 миллиона евро в месяц.

К 2005 году финансовые показатели мирового рынка образовательных услуг, как предполагается, достигнут 90 млрд. долларов.

Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми в, случае заключения соответствующего Генерального соглашения, будет регулироваться его положениями27.

Образовательные учреждения все активнее включаются в конкурентную борьбу за привлечение к себе на учебу иностранных граждан. Обучение иностранцев становится действенным фактором стимулирования экономического роста. Сегодня, по данным Международного бюро ЮНЕСКО по образованию, свои образовательные услуги для иностранцев предлагают многие тысячи высших учебных заведений из 129 государств28, хотя основная конкуренция происходит, как правило, между наиболее развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, а также Австралией и Японией, где обучаются свыше 4/5 всех иностранных студентов. Характерно, что на эту же группу стран приходится и 4/5 общемировых расчетных государственных расходов на образование (в абсолютных цифрах - 1098,4 из 1386,8 млрд. долларов за 1997 год, причем это соотношение остается устойчивым на протяжении последних 20 лет)29.

Поэтому закономерно, что большинство иностранных студентов учатся в промышленно развитых странах, имеющих соответствующую образовательную инфраструктуру и педагогические кадры. Проводя активную иммиграционную политику, США, Канада, Австралия и ряд государств Европы получают за год примерно 1 миллион высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, обучавшихся в вузах этих государств30. Это - не менее ценная прибыль от хорошо организованного рынка образовательных услуг, нежели плата иностранных учащихся за свое проживание и обучение. Так, от 30% до 50% всех иностранных студентов, получающих степень магистра в американских учебных заведениях, остаются работать в Америке. При этом их стараются набирать преимущественно на те специальности, в которых в наибольшей мере испытывает потребность американская экономика, например, инженерные, компьютерные, математические.

В 2000-2001 учебном году, по сравнению с 1999-2000 учебным годом, прием иностранных студентов на указанные специальности возрос на 18,4%, в то время как рост числа иностранцев, изучающих в США общественные науки, увеличился за этот же период всего на 1,7%. На гуманитарных и сельскохозяйственных факультетах их стало меньше соответственно на 3,4 и 6,8%31. Еще большая доля иностранных специалистов, подготовленных в США, приходит в американские компании, научно-исследовательские институты и университеты из системы послевузовского образования. Так, свыше 50% аспирантов-иностранцев (они составляют половину обучающихся в аспирантурах ведущих американских вузов, в том числе Стэнфордского и Гарвардского университетов, Массачусетского технологического института) после завершения учебы предпочитают остаться в Соединенных Штатах32. Согласно проведенному в 1996 году социологическому опросу иностранцев-соискателей ученых степеней в американских университетах, 68% из них планировали остаться в США после получения докторской степени, а 44% уже имели конкретные предложения работы. Как следствие - из иностранцев состоит сегодня значительная часть постоянного профессорско-преподавательского состава американских университетов, в том числе от 1/4 до 2/5 профессоров естественных и компьютерных наук, математики; четверть всех докторов наук и инженеров33.

Каково место России на международном рынке образовательных услуг? Насколько оно изменилось за последние 10-15 лет?

В 1980-е годы СССР фактически занимал второе место в мире после США по количеству студентов-иностранцев. С распадом СССР количество иностранных студентов из дальнего зарубежья в российских вузах сократилось примерно в 2-3 раза - с 126,5 тысячи человек, обучавшихся в 1990 г. в советских вуза (и из которых более 70% обучались в РСФСР) до 39,3 тысяч в 1991 г. (см. табл. 5), но зато появились новые иностранные студенты - из стран СНГ и Балтии (на момент распада Советского Союза в вузах РСФСР обучались 112 тысяч человек из бывших советских республик, в том числе 8000 - из стран Балтии и около 104000 - из нынешних стран СНГ). К 1996/97 учебному году число студентов из стран ближнего зарубежья в российской высшей школе также сократилось в 3,5 раза, и до настоящего времени ситуация кардинально не изменилась. Особенно заметно уменьшилось (и продолжает уменьшаться) количество студентов из Грузии и Украины (таблица 3).

По данным ЮНЕСКО, в 1996 году доля иностранных студентов, обучавшихся в России, составляла около 5% от общемировой численности всех иностранных студентов (насчитывавшей свыше 1,5 миллиона человек, рисунок 2).

Рисунок 2 Иностранные студенты по странам обучения в 1996 г.40

К другим странам относились: 4% - Канада, 3,4% - Япония, 2,2% -Бельгия, 1,7% -Австрия, 1,6% -Италия, 1,5% - Швейцария, 1,3% - Испания, 1,2% - Ливан, 1,2% - Украина, 1% - Турция, 0,9% - Румыния, 0,8% - Швеция, 0,8% - Южная Африка, 0,8% - Аргентина, 0,7% - Норвегия, 0,7% - Сирия и т.д.
Источник: UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 1999. Reference 1. Table II.17.

Национально-региональный состав обучавшихся в 1996 году во всем мире иностранных студентов был следующий (рисунок 3).

Рисунок 3 Иностранные студенты по странам происхождения в 1996 г.

Источник: UNESCO Statistical Yearbook. Paris,1999. Figure 12. Reference I. Table II. p.17.

Устойчивое лидерство на международном рынке образовательных услуг по-прежнему сохраняют США, где в 2001 году обучались 548 тысяч иностранных студентов34. Правда, в настоящее время темпы прироста количества иностранных студентов здесь ниже, чем в ряде стран. На втором месте Великобритания, которая за 1990-е годы почти утроила прием иностранных студентов и где численность последних составляет сейчас около четверти миллиона (в 2001 году, по данным Британского совета, в Великобритании обучалось почти 233 тысячи иностранных студентов). На третьем месте Германия - около 200 тысяч иностранных студентов35, на четвертом Франция - 160 тысяч36. Почти такое же количество иностранных студентов в Австралии. В 2001 году туда въехали по годовой студенческой визе 150 тысяч иностранцев (не считая тех, кто приехал ранее, а также примерно 50 тысяч человек, прибывших в 2001 году на краткосрочные - до 3-х месяцев - языковые курсы)37. В группу лидеров международных образовательных услуг входят также Канада, куда в 2001 году (как и в 2000 году) по студенческой визе в целях обучения приехало 100 тысяч иностранных граждан, не считая еще 100 тысяч человек прибывших в Канаду в 2001 году на краткосрочные (до трех месяцев) языковые курсы38, и Испания, которой, по данным посла Испании в Москве Х.М.Р. Фраги, удалось за пять последних лет (с 1997 по 2002 года) вдвое увеличить число иностранных студентов - с 62 до 124 тысяч человек39 (согласно последней официальной статистической публикации министерства образования Испании в 1998-1999 учебном году в стране насчитывалось 80687 иностранных студентов)40.

Энергично наращивают усилия в области международного образования экономически развитые страны Азии, прежде всего Япония (в 1994 году - 53,5 тысячи иностранных студентов41, в настоящее время - более 70 тысяч). Быстро прогрессирует Китай, который за последние 10 лет увеличил количество обучающихся в китайский вузах иностранцев в восемь раз (с 5 тысяч человек в 1990 году до 40 тысяч человек в 2000 году)42. В последние годы в экономику образования вложил многие миллионы долларов Сингапур, также превратившийся в крупный международный образовательный центр, активно использующий различные современные, в том числе дистанционные формы обучения. Впечатляющих успехов по привлечению иностранных студентов достигла и другая островная страна - Новая Зеландия, увеличившая с 1997 по 2002 год количество иностранных студентов почти в пять раз (с 6,4 тысячи до 30 тысяч человек)43.

Место, которое занимает на международном рынке образовательных услуг Россия, не соответствует ее значительному образовательному потенциалу. Так, если во всех странах мира на сегодняшний день обучаются примерно 2,5 миллиона иностранных студентов, стажеров, аспирантов44 (в том числе более 150 тысяч американцев, свыше 120 тысяч китайцев, 70 тысяч южных корейцев, 65 тысяч японцев, около 50 тысяч немцев, почти столько же тайваньцев и т.д.)45, и из них в России - около 100 тысяч человек (по данным Минобразования РФ в 2001 году в России насчитывалось 95957 иностранных студентов, в том числе 61426 человек из стран дальнего зарубежья и 34500 из стран ближнего зарубежья или СНГ, причем среди последних на дневных отделениях обучалось немногим более половины - 19,9 тысячи человек), то доля России на международном рынке образования (по численности иностранных студентов) ориентировочно составляет 3,8%. В 1996 году этот показатель приближался к 5%, а в 1990 году доля всего СССР формально составляла около 11%. Если не включать в число "стопроцентных" иностранных студентов, обучающихся в вузах России, выходцев из стран СНГ, как это имело место в вузовской статистической отчетности в 90-х годах, а иногда практикуется и в международных справочниках по образованию46, то доля российских вузов на международном рынке образовательных услуг по показателю численности обучающихся иностранцев оказывается еще более низкой - около 2,5%. Это сравнимо с общей долей России в совокупном мировом экспорте всех товаров и услуг, составляющей сегодня, по данным Центра исследований постиндустриального общества, лишь 1,4%47. Укажем также, что показатель доли иностранцев в составе российских студентов равен 1,7%, в то время как в Германии он составляет 10%, в США-3,9% и т.д.

Если возьмем более важный показатель - экономическую эффективность обучения иностранных студентов, а точнее сумму ежегодных расходов иностранцев на свою учебу и проживание в России, составившую в 1999 году, по подсчетам экспертов Минобразования, примерно 100 миллионов долларов, то российская финансовая доля международного "образовательного пирога" в том же 1999 году составляла не более 1%. И то, если допустить, что общая сумма расходов на проживание и обучение иностранных студентов, стажеров, аспирантов во всех странах мира составляла в целом 20 млрд. долларов48.

В СССР обучение иностранных студентов, как указывалось ранее, в основном осуществлялось на бесплатной основе, первоначально по мотивам политической, а в дальнейшем и экономической целесообразности. Сравнительно массовым оно стало в 60-е годы, после появления на политической карте мира десятков новых независимых государств. В 70-80-е годы СССР по количеству обучающихся иностранцев выдвинулся в число мировых лидеров и сохранял свою позицию вплоть до своего распада. Его место на международном рынке образования поспешили занять другие государства. Сегодня, по нашим подсчетам, Россия занимает восьмое место в мире по количеству обучающихся иностранных студентов (если относить к ним и выходцев из стран СНГ). При неизменности существующих тенденций имеющийся по состоянию на 2002 год разрыв по данному показателю между Россией и странами-лидерами на международном рынке образовательных услуг сохранится до 2010 года. Используя для прогноза модель логарифмической линии тренда (на базе данных таблицы 4) получим, что к 2010 году численность иностранных студентов достигнет: в США 700000, Англии - 350000, Германии - более 320000, Франции, Австралии, Канаде - превысит 250000, Испании - 200000, России - 160000 человек.

Прогноз общемировой численности иностранных студентов до 2010 года отражен на рисунке 449.

Таблица 4. Численность иностранных студентов в ряде ведущих стран мира в период с 1960 по 2001 год, тысяч человек

Страны

1960/1961

1970/1971

1980/1981

1990/1991

1995/1996

2000/2001

США

53,1

144,7

325,6

419,6

453,8

547,8

Великобритания

12,4

24,6

56

80,2

198,8

232,8

Германия

27,1

27,8

61,8

107,1

166

200

Франция

27,1

34,9

114,2

136,9

138,2

160

Австралия

5

7,1

17,7

34,4

102,3

150

Канада

7,3

22,3

32,3

37,2

70

130

Испания

3,4

10,8

11

12,6

21,4

100

СССР/Россия

13,5

26,2

88,3

126,5

73,1

95,9

Рисунок 4. Прогноз общемировой численности иностранных студентов до 2010 года, миллионов человек

Источник: UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 1972, p. 454-460; UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 1973, p. 383-386; UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 1983, p. III-430- III-432; UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 1992, p. 3-391-3-401; UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 1993, p. 3-341; UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 1999, p. II-486-II-488; Opendoors. Report on international educational exchange. New York, 2001, p. 3; Учеба в Германии, с. 95; Информация посольств Франции, Канады, Австралии, Испании (данные по численности иностранных студентов в соответствующих странах за 2000/2001 учебный год); Ведомственная статистика Минобразования России (данные по численности иностранных студентов в СССР/ России за 1960-2001 годы).


1 - Материал основан на анализе широкого круга российских и зарубежных источников, данных государственной и ведомственной статистики, а также на результатах опроса иностранных студентов, стажеров, аспирантов, проведенного Центром социологических исследований Министерства образования РФ в 47 российских вузах в 21 городе Российской Федерации в октябре-ноябре 2001 г.
Для построения районированной квотной выборки использована ведомственная статистика Министерства образования РФ за 2000 и 2001 годы по иностранным студентам, стажерам, аспирантам, обучающимся в российских вузах. Опрошено 894 студента, а также 126 аспирантов и стажеров. В соответствии с данными ведомственного статистического учета Министерства образования РФ, для опроса были отобраны студенты в следующей региональной пропорции: 26,5% - из вузов Москвы, 14,4% - Санкт-Петербурга, 24,4% - Европейской части России (Калининграда, Новгорода, Архангельска, Сыктывкара, Нижнего Новгорода, Владимира, Твери, Воронежа), 13,6% - Поволжья и Северного Кавказа (Казани, Самары, Ростова-на-Дону, Ставрополя), 21,6% - Урала, Сибири и Дальнего Востока (Екатеринбурга, Челябинска, Кемерово, Новосибирска, Красноярска, Хабаровска, Владивостока).
Квоты интервьюерам задавались по национальному составу, учебной специализации и курсам обучения. Опросом был охвачен примерно 1% от числа всех иностранных студентов, стажеров, аспирантов, обучающихся в Российской Федерации. В соответствии с данными государственной статистики, квоты по национальному признаку соблюдались в следующей пропорции: 69,3% опрошенных приехали на учебу в Россию из стран Азии, Африки и Латинской Америки, около 18,2% - из стран СНГ и Балтии, 12,5% из стран Европы. Результаты исследования репрезентативны (погрешность в пределах ±5-7%) и отражают основные тенденции в системе подготовки кадров иностранных специалистов, сложившиеся в российской высшей школе к настоящему времени.
Для выявления тенденций в подготовке иностранных специалистов в российских вузах результаты исследования сопоставлялись по ряду показателей с данными социологического опроса 842 иностранных студентов, обучавшихся в российских вузах в 1994 году, также проводившегося Центром социологических исследований Минобразования РФ.
2 - Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. Материалы к VI заседанию Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования 29 апреля 1999 года (Часть I). М., 1999, с. 28.
3 - Голубев В.К., Горчаков Г.Е., Мышелов В.П., Хомяков A.M. Уроки прошлого в современном ракурсе // "Высшее образование в России". 1994. № 4, с. 90.
4 - UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 1992, p. 3-391.
5 - См.: Голубев В.К. и др. Указ, соч., с. 90.
6 - UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 1990, p. 3.301-3.403.
7 - Подготовка специалистов для зарубежных стран в России, с. 78-79.
8 - Первые иностранные студенты, обучение которых стало осуществляться на контрактной (платной) основе, появились в советских вузах лишь в 1989 году
9 - Гельбрас В. У России - китайское будущее? // "Комсомольская правда". 2002, 7 мая, с. 8.
10 - Подготовка специалистов для зарубежных стран в России, с. 9.
11 - Буховцев А. МВА для тех, кто умеет считать // "Study in. Образование без границ". 2002, № 6, с. 61-62; Буховцев Б. Выскочка из Глазго. Там же, с. 25.
12 - Education Guide. The British Council, с. 48.
13 - Education Guide, с. 21.
14 - Opendoors. Report on international educational exchange. N.Y., 2000, p. 4.
15 - Study Abroad - 2000. Paris, 2000, p. 555.
16 - Education Guide, с. 37-38
17 - Слово "философия" в выдаваемых западными университетами докторских дипломах не означает, что все их обладатели - философы, это - лишь дань традиции (прим. авт.)
18 - Education Guide, с. 46.
19 - Учеба в Германии. Информация для иностранцев об учебе в немецком университете (перевод с немецкого). Бонн. 2001, с. 27-31.
20 - "Иностранные языки и обучение за рубежом". 2002, № 3, с. 30-31.
21 - Учеба в Германии, с. 27.
22 - "Study in. Образование без границ". 2002, № 6, с. 62.
23 - Зарецкая С.Л. Международная составляющая современного высшего образования // Глобализация и образование / ИНИОН РАН. М., 2001, с. 54.
24 - Борисова Е. Четыре ступени к австралийскому диплому // " Иностранные языки и учеба за рубежом". 2002, № 5, с. 35.
25 - UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 1999, p. 11-488.
26 - Учеба в Германии, с. 95
27 - Животовская И.Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты // Глобализация и образование /ИНИОН РАН. М., 2001, с. 36.
28 - Study Abroad - 2000. Paris, 2000, p. 560
29 - Rapport mondial sur l'education 2000. Ledroit a l'education: vers "l'education pourtous", tout au long de la vie. Paris, 2000, p.122.
30 - "Поиск", 23 сентября 2000.
31 - Opendoors. Report on international educational exchange. New York, 2001, p. 15.
32 - Зарецкая С.Л. Указ, соч., с. 47; Черноморова Т.В. Глобализация образования: роль международных организаций // Глобализация образования / ИНИОН РАН. М., 2001, с. 96
33 - "Россия и современный мир. Проблемы, мнения, дискуссии, события". 2001, № 3, с. 220
34 - Opendoors. Report on international educational exchange. New York, 2001, p.3.
35 - Учеба в Германии, с. 95.
36 - Данные предоставлены посольством Франции в Москве в июне 2002 года.
37 - Данные предоставлены посольством Австралии в Москве в июне 2002 года.
38 - Данные предоставлены посольством Канады в Москве в июне 2002 года.
39 - Фрага Х.М.Р. Я приглашаю Вас в Испанию // "Study in. Образование без границ". 2002, № 6, с. 22.
40 - Данные предоставлены посольством Испании в Москве в августе 2002 года.
41 - UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 1999, p. 11-487.
42 - UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 1992, p. 3-403.
43 - UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 1999, p. 11-488; "Иностранные языки и учеба за рубежом". 2002, № 3, с. 15.
44 - Данные носят оценочный характер, так как ЮНЕСКО и его специализированный Институт статистики до настоящего времени (август 2002 года) смогли обобщить и опубликовать официальную статистику по иностранным студентам лишь за 1996 год.
45 - По оценке британских специалистов, к 2010 году количество иностранных студентов в мире может достигнуть 4,9 миллиона человек, из них 60% (или 2,9 миллиона человек) будут из стран Азии - Источник: Глобализация образования, с. 96.
46 - Например, в Предисловии к русскому изданию международного справочника ЮНЕСКО "Образование за рубежом - 2000". М., 2000 (автор Предисловия - академик Российской Академии образования, ректор Московского государственного педагогического университета В. Л. Матросов) на странице IV указано, что в России сегодня (т.е. в 2000 году) "обучается около 60 тысяч зарубежных студентов" (что верно отражает численность представителей стран дальнего зарубежья в вузах России в 2000 году - 54,4 тысячи человек согласно данным Минобразования России, но не учитывает обучавшихся в 2000 году в РФ 32 тысяч студентов из стран СНГ, из которых 18,9 тысячи человек учились на дневном отделении). Не относят к иностранным студентам граждан из стран СНГ и авторы специализированного издания "Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы", материалы которого используются в данной книге. Кстати, методические проблемы отнесения тех или иных студентов к категории "иностранных" существуют и в некоторых других странах. Например, в Германии около 1/3 всех иностранных студентов (по данным Deutscher Akademischer Austauschdienst - Германской службы академических обменов - 61313 человек), хотя и не являются гражданами Германии, но имеют разрешение проживать в ней (и в дальнейшем получить немецкое гражданство), поэтому их зачисление в категорию студентов-иностранцев в определенной мере условно.
47 - Берлин Е. Иллюзии постиндустриальной эпохи // "Независимая газета". 2002. 20 июня, с. 11
48 - Подготовка специалистов для зарубежных стран в России, с. 9-10.
49 - Тренд по экспоненциальной линии.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most