|
Миграция вносит растущий вклад в формирование населения
принимающих стран
По сравнению с началом 90-х годов, в населении большинства
стран, принимающих мигрантов, заметно возросла доля иностранных
граждан.
Эта тенденция сильна, в частности, в странах Европейской
экономической зоны3, хотя ей противостоит
тенденция снижения численности иностранцев в результате получения
ими гражданства (примерно 550 тысяч человек в среднем за год).
Рисунок 19. Доля иностранных граждан в общей численности
населения стран ОЭСР, %
Повсеместно растет доля лиц, родившихся за рубежом.
Рисунок 20. Доля родившихся за рубежом в общей численности
населения стран ОЭСР, %
Геополитические изменения, произошедшие за последнее
десятилетие, и в частности, либерализация передвижений жителей Центральной
и Восточной Европы, раздвинули географические рамки международной
миграции. Кроме того, растущее число иммигрантов из Азии, из стран
Африки, лежащих к югу от Сахары, Центральной и Латинской Америки
питает потоки мигрантов, направляющихся в ряд стран-членов ОЭРС.
Возрастают потоки мигрантов из Китая, Филиппин, Румынии, а в последнее
время - из Украины, Бразилии, Эквадора, Аргентины, Сенегала, Республики
Кабо-Верде и Южной Африки.
Несмотря на сохранение традиционных потоков, возникновение
новых потоков миграции ведет к изменению состава иностранного населения
в принимающих странах. Набирает также силу тенденция рассеивания
мигрантов одинакового происхождения по разным странам, принимающим
их. Это относится, например, к гражданам бывшей Югославии, которые
долгое время селились в Германии, Австрии и Швейцарии, а в последнее
время - в Италии и скандинавских странах. Граждане Марокко первоначально
прибывали во Францию, затем стали чаще направляться в Бельгию и
Нидерланды, а в самое последнее время - в Италию и Испанию. Мигранты
из Китая достаточно многочисленны во многих странах ОЭРС.
В последние два года использовались всевозможные меры
миграционной политики. Страны-члены ОЭСР заняли более жесткую позицию
по отношению к въезду и проживанию на их территории иностранцев,
а некоторые страны ужесточили требования к процедуре воссоединения
семей (Австрия, Дания, Нидерланды). Больше внимания уделялось и
отбору новых иммигрантов, особенно в отношении высококвалифицированных
специалистов (в Великобритании, Франции, Норвегии). Предпринимались
шаги по ускорению процесса рассмотрения прошений об убежище и отклонению
явно необоснованных прошений. Борьба с нелегальной иммиграцией и
нелегальной занятостью иностранцев велась по двум направлениям.
Во-первых, были ужесточены пограничный контроль, инспекция рабочих
мест и проверка личности внутри страны. Во-вторых, использовались
меры международной кооперации, в том числе и со странами исхода
иммигрантов, с целью обеспечить процесс возврата мигрантов на родину.
В некоторых случаях были заключены новые двухсторонние соглашения
об использовании рабочей силы. В то же время в некоторых странах-членах
ОЭСР программы регулирования миграции касались не только нелегальных
трудовых мигрантов (в Греции, Италии, Португалии, Испании), но и
членов их семей (в США), а также мигрантов, получивших отказ в предоставлении
убежища, но длительное время проживающих в стране, в том числе и
из-за трудностей депортации (Швейцария, Люксембург). Для большинства
стран ОЭСР важным направлением регулирования миграции остается социально-экономическая
интеграция иммигрантов и иностранцев.
Источник: SOPEMI 2002 - Trends in International
Migration.
Continuous Reporting System on Migration. Annual Report 2002 Edition,
OECD, 2003 - www.oecd.org
3 - Страны Европейского Союза (Австрия, Бельгия,
Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия,
Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция)
и Европейской ассоциации свободной торговли (Исландия, Лихтенштейн,
Норвегия).
|