Большая часть наших собеседников в Саратове
выделила три основных критерия принадлежности к этносу. Во-первых,
знание татарского языка... Во-вторых, близость к традиционной
татарской культуре, знание и соблюдение исконных обычаев татар...
И, в-третьих, интерес к "традиционной" религии,
знание и соблюдение, в той или иной степени, норм ислама.
Стр. 16
Несмотря на довольно существенные различия в языке
у татар из различных регионов, отмечавшиеся нашими собеседниками
в Саратове, подавляющее большинство из них считает,
что все региональные группы татар - это один народ, с общей
культурой, историей, единой языковой традицией и (за исключением
"кряшен") одной религией.
Стр. 32
Представители татарской интеллигенции Москвы
обнаружили более дифференцированный подход к обозначенной
проблеме. Значительно меньшее (чем в Саратове) число наших
собеседников в этом регионе безоговорочно высказалось за то,
что татары представляют собой единый этнос.
Стр. 33
Как видно из материалов нашего исследования, большая
часть опрошенных представителей татарского этнокультурного
сообщества не склонны абсолютизировать роль религии в процессе
этнической самоидентификации татар. Ценность ислама в значительной
степени осознается респондентами при ассоциировании последнего
с этнокультурной традицией народа, нежели с некими религиозными
догматами. Это особенно справедливо в отношении татарских
интеллектуалов Москвы и Казани, в меньшей степени - для саратовских
респондентов. Для большинства опрошенных характерно восприятие
обрядовой стороны религии как малозначимой, отчасти - ненужной.
В то же время, около половины наших собеседников повышенное
значение придают "внутренней ", глубоко интимной
вере в Бога, причем иногда - в деистской интерпретации, безотносительно
к какой бы то ни было конфессиональной принадлежности.
Стр. 143
|