|
Нерегистрируемая безработица в Беларуси
Т.Н. Соколова, О.В. Кобяк
(опубликовано в журнале "Социологические исследования",
2003, №7, с. 25-33)
Формирование переходного, смешанного рынка труда в Республике
Беларусь включает в себя как старые, так и новые социальные механизмы
регулирования спроса и предложения рабочей силы. Государственная
политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве, профессиональном
обучении, переобучении и социальной защите зарегистрированных безработных.
В то же время, выход республики из кризиса невозможен без использования
всех трудовых ресурсов и свободного перелива рабочей силы из одних
сфер деятельности в другие. Ситуация в сфере занятости, незанятости
и безработицы наиболее адекватно отражается в результатах социоэкономических
обследований домашних хозяйств Республики Беларусь1.
Нерегистрируемая безработица как социальный феномен
Безработными считаются трудоспособные граждане, постоянно
проживающие на территории данного государства, не имеющие работы,
не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся
в дневных учебных заведениях и не проходящие военной службы. Статистические
данные о численности безработных охватывают лиц, зарегистрированных
в органах государственной службы занятости. Количество незарегистрированных
безработных, т.е. лиц, обладающих формальными признаками безработного,
но не состоящих на учете в государственной службе занятости, можно
выявить только путем специальных выборочных обследований домашних
хозяйств. В статье анализируются результаты выборочного обследования
домашних хозяйств, проведенного с участием авторов в 2001 году.
Выборочная совокупность населения республики в возрасте
от 16 до 70 лет составила в 2001 году 10 тысяч человек экономически
активного населения. Зарегистрированных безработных в выборке оказалось
230 человек, незарегистрированных - 510 человек, общая численность
реально безработных - 740 человек. По данным обследования домохозяйств,
уровень зарегистрированной безработицы, по отношению к экономически
активному населению, составил 2,3%, уровень незарегистрированной
безработицы - 5,1%, уровень реальной безработицы по результатам
обследования 7,4%2. Высокая репрезентативность выборки по признакам
пола и возраста позволяет моделировать генеральную совокупность
по выборочной с 95-процентной вероятностью в пределах рассчитанных
ошибок репрезентативности. Так, численность зарегистрированных безработных
в 2001 году составила, по нашим расчетам, 103 (± 1,0) тысяч человек;
незарегистрированных безработных - 228 (± 1,5) тысяч человек. Реальная
численность безработных в республике составила в 2001 году 331 (±
2,2) тысяч человек из 4519,5 тысячи человек экономически активного
населения.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что
реальный уровень безработицы в 2001 году, выявленный социологическими
методами, составил 7,4% по отношению к экономически активному населению.
Это значение включает, во-первых, уровень зарегистрированной безработицы,
составляющий 2,3%; во-вторых, уровень незарегистрированной безработицы,
составляющий 5,1%. Результаты, полученные по выборочной совокупности,
с 95-процентной вероятностью можно экстраполировать на генеральную
совокупность - население Республики Беларусь в возрасте от 16 до
70 лет.
Представители группы незарегистрированных безработных
не учитываются государственными службами статистики и занятости
в качестве работников, хотя, как правило, таковыми являются. В своем
большинстве они самозаняты3 в неформальной
("теневой") экономике, а их трудовая деятельность нигде
и никак официально не фиксируется. По данным международной статистики,
в экономически развитых странах занято предпринимательством от 10
до 15% экономически активного населения. В Республике Беларусь в
этой сфере официально занято 7,4% экономически активного населения
(отношение 334674 человек, занятых предпринимательством, к 4519500
человек экономически активного населения, выраженное в процентах)4.
Учитывая реальную занятость незарегистрированных безработных,
можно предположить, что общая доля официально (по данным статистики)
и неофициально (по данным обследования) занятых предпринимательской
деятельностью достигает 12,5% и близка к международным стандартам.
При этом получается, что под воздействием государственного регулирования
находится примерно 60% сферы самозанятости. Таким образом, четверо
из десяти занятых в этой сфере оказываются как бы "потерянными"
для государства.
Но что же такое - "теневая" экономика? Традиционно
под нею понимается функционирование (производство, распределение,
перераспределение и др.) теневого капитала в ходе той или иной хозяйственной
деятельности. Так, В.О. Исправников и В.В. Куликов считают, что
теневая экономика - это всякая экономическая активность,
не зарегистрированная официально уполномоченными органами. Это такой
уклад экономических отношений, который складывается
в обществе вопреки законам и формальным правилам хозяйственной жизни.
В.В. Радаев относит к теневой экономике экономическую
деятельность, не отраженную в статистических отчетах, не зафиксированную
в контрактах. Это может быть экономическая деятельность, сознательно
укрываемая от статистических и налоговых органов или не попадающая
в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц наблюдения,
неосведомленности и ошибок экономических агентов. Экономическая
деятельность подобного рода может быть легальной,
т.е. не фиксируемой в отчетности и контрактах без нарушения законодательных
норм или прав других хозяйственных агентов (натуральное производство
домашних хозяйств, внутрисемейный подряд и др.); полуправовой,
т.е. в целом соответствующей законодательству, но периодически выходящей
за его пределы (разные способы уклонения от налогов, работа без
патента и лицензии, трудовой найм без оформления и др.); неправовой,
нерегламентированной действующим законодательством и находящейся,
таким образом, во внеправовых зонах (деятельность финансовых пирамид,
"прихватизация" государственной собственности и др.);
нелегальной - запрещенной законом и систематически
нарушающей закон (наркобизнес, незаконное производство и торговля
оружием, контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и др.).
Возникает вопрос: что представляют собой люди, выявленные
в ходе обследований домохозяйств как незарегистрированные безработные?
Каковы возможности их изъятия из сферы нерегистрируемой безработицы
и включения в сферу регистрируемой занятости и самозанятости?
Сравнение характеристик незарегистрированных и зарегистрированных
безработных
Необходимость регулирования процесса нерегистрируемой
безработицы с помощью мотивационно-стимуляционных механизмов предполагает
наличие знания о том, кто эти люди, не считающие целесообразным
обращаться в службу занятости, что они собой представляют, каково
их материальное положение, каковы особенности их экономического
поведения, связанного с перебором экономических альтернатив с целью
рационального выбора. Строго говоря, уровень безработицы складывается
из комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает
свой труд, и теми, кто предъявляет на него спрос. Очевидно, что
все они учитывают и возможные выгоды, и ожидаемые издержки в ходе
принятия тех или иных решений. Темпы роста и уровня безработицы
отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения
в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы.
Как издержки согласия на работу, так и издержки отказа от нее для
разных людей весьма различны в зависимости от таких факторов, как
пол, возраст, стаж, квалификация, принадлежность к тем или иным
профессионально-должностным группам, источники дохода, средства
существования.
Структуры незарегистрированных и зарегистрированных
безработных существенно различаются по полу, возрасту, образованию
(таблица 1). По данным обследования домохозяйств, доля мужчин среди
незарегистрированных безработных достигает 67,1%, а женщин - 32,9%,
тогда как среди зарегистрированных иная картина - доля мужчин составляет
33,0%, а женщин 67,0%. Молодежь и люди среднего возраста представлены
среди незарегистрированных безработных в одинаковой мере (по 47,6%),
а среди зарегистрированных безработных - доля молодежи вдвое меньше
людей среднего возраста (31,3 против 62,6%).
Таблица 1. Распределение незарегистрированных и зарегистрированных
безработных по полу, возрасту, образованию С/с)
Структура безработных
|
Незарегистрированные
|
Зарегистрированные
|
По полу:
|
Мужчины
|
67,1
|
33
|
Женщины
|
32,9
|
67
|
По возрасту:
|
16-17 лет
|
3,3
|
-
|
18-19 лет
|
7,9
|
12,5
|
20-24 лет
|
15,8
|
6,3
|
25-29 лет
|
19,7
|
12,5
|
30-34 лет
|
15,1
|
6,3
|
35-39 лет
|
11,2
|
31,3
|
40-44 лет
|
13,2
|
12,5
|
45-49 лет
|
7,2
|
12,5
|
50 лет и старше
|
6,6
|
6,1
|
По образованию:
|
Неполное среднее
|
5,3
|
-
|
Среднее общее
|
63,8
|
25
|
Среднее специальное
|
20,4
|
43,8
|
Высшее
|
10,5
|
31,2
|
Что касается уровня образования, то среди незарегистрированных
безработных 2/3 лиц обладают средним общим, а 1/3 - средним специальным
и высшим образованием. Среди зарегистрированных безработных - только
1/4 лиц имеют среднее общее, а 3/4 - среднее специальное и высшее
образование. Следует иметь в виду, что последние представлены преимущественно
женщинами.
Существенны различия в обстоятельствах незанятости.
Уволились по собственному желанию 49,5% незарегистрированных и только
18,8% зарегистрированных безработных; в связи с сокращением персонала
либо ликвидацией предприятия - 16,6 и 25,0% соответственно; не устроились
по окончании школы, ссуза, вуза - 13,2 и 6,3%.
Основной причиной увольнения у незарегистрированных
безработных является низкий заработок (60,0%); у зарегистрированных
- семейные обстоятельства (66,7%) и низкий заработок (33,3%). Подобная
позиция предполагает более активный тип экономического поведения
незарегистрированных безработных. Продолжительность незанятости
составляет до года у 1/2 незарегистрированных безработных и 1/4
зарегистрированных; 1/7 и тех и других никогда не работали.
Материальные трудности незарегистрированные и зарегистрированные
безработные испытывают примерно в равной мере. Большая степень зафиксирована
в ответах 69,7% незарегистрированных и 81,3% зарегистрированных
безработных; средняя - у 28,3 и 18,8% соответственно; практически
не испытывают материальные трудности 2% незарегистрированных безработных
(среди зарегистрированных таких нет). Что касается средств к существованию,
то большинство незарегистрированных безработных имеет не более одного
источника существования: 64,5% - перебиваются случайными заработками,
28,9% - иждивенцы, 4,6% имеют сбережения. У зарегистрированных безработных
часто два источника средств к существованию: для 50% респондентов
в данной группе -это пособия по безработице; для 50% - случайные
заработки; 12,5% - получают доход от неформальной хозяйственной
деятельности; 12,5% - имеют сбережения; 6,3% - стипендии; 6,3% -
являются иждивенцами; 25,0% имеют что-то другое. Таким образом,
если судить по ответам респондентов, 2/3 незарегистрированных безработных
имеют случайные заработки, 1/3 - иждивенцы; 1/2 зарегистрированных
безработных имеют дополнительные заработки и 1/2 - пособие по безработице;
при этом 1/4 и тех и других имеют какие-то другие занятия.
Сравнение моделей экономического поведения незарегистрированных
и зарегистрированных безработных
Структурные различия, наблюдаемые в группах незарегистрированных
и зарегистрированных безработных, обусловливают формирование разных
моделей их экономического поведения (таблица 2). Так, большинство
незарегистрированных безработных не обращались в органы государственной
службы занятости. В этой группе особенно высока активность при самостоятельном
трудоустройстве, на втором месте - услуги службы занятости, на третьем
- устройство на работу через знакомых. Зарегистрированные безработные
в наибольшей степени полагаются на службу занятости (75,0%), второе
место делят такие каналы трудоустройства, как выход на работодателя
- самостоятельный или через знакомых (по 31,3%), на третьем месте
- открытие собственного дела (12,5%).
Таблица 2. Сравнение моделей экономического поведения
незарегистрированных и зарегистрированных безработных (%)
Характеристика экономического поведения
|
Незарегистрированные
|
Зарегистрированные
|
Предпочитаемые каналы трудоустройства
|
Родственные связи
|
8,6
|
-
|
Знакомства
|
21,7
|
31,3
|
Служба занятости
|
35,5
|
75
|
Самостоятельно
|
66,4
|
31,3
|
Открытие собственного дела
|
2,6
|
12,5
|
Другое
|
0,7
|
-
|
Обращение в службу занятости
|
|
|
Обращались
|
21,1
|
100
|
Не обращались
|
78,9
|
0
|
Причина того, что не обращались в службу занятости
|
Предлагается малооплачиваемая работа
|
51,7
|
-
|
Нет работы по специальности
|
19,2
|
-
|
Не устраивают профессии для переподготовки
|
0,8
|
-
|
Не устраивают размеры пособия по безработице
|
0,8
|
-
|
Не хочу участвовать в общественных работах
|
2,5
|
-
|
Опасаюсь бюрократических процедур
|
1,7
|
-
|
Унизителен статус безработного
|
0,8
|
-
|
Не нуждаюсь
|
15,8
|
-
|
Другое
|
15,8
|
-
|
Цель обращения в службу занятости
|
Зарегистрироваться в качестве безработного
|
28,1
|
37,5
|
Ознакомиться с базой вакансий и подыскать работу
|
50
|
18,8
|
Получить временную работу
|
12,5
|
18,8
|
Другое
|
9,4
|
24,9
|
Желательная периодичность работы
|
Постоянная
|
92,5
|
100
|
Временная
|
1,9
|
-
|
Любая
|
5,7
|
-
|
Желательная полнота работы
|
|
|
С полным рабочим днем (неделей)
|
79,2
|
70
|
С неполным рабочим днем (неделей)
|
9,4
|
10
|
Это не имеет значения
|
11,4
|
20
|
Готовность приступить к работе немедленно
|
|
|
Да, готовы
|
96,2
|
92,9
|
Нет не готовы
|
3,8
|
7,1
|
Попытки найти работу или начать собственное дело
|
Искали работу
|
34,9
|
62,5
|
Пытались начать собственное дело
|
1,3
|
12,5
|
Ничего подобного не делали
|
63,8
|
25
|
Причины пассивности
|
|
|
Завершают заочное обучение
|
2,1
|
-
|
Ждут начала сезона
|
5,2
|
-
|
Ждут возвращения на прежнее место работы
|
6,2
|
-
|
Ждут появления вакансий по своей профессии или квалификации
|
12,4
|
-
|
Отчаялись найти работу
|
7,2
|
-
|
Нет желания
|
6,2
|
-
|
Нет возможности
|
15,5
|
-
|
Невыгодно
|
39,2
|
-
|
Другое
|
6
|
-
|
Незарегистрированные безработные обращаются в службу
занятости, главным образом, с целью ознакомиться с базой вакансий
и подыскать работу, во вторую очередь - с целью зарегистрироваться,
и в третью - получить временную работу. Что же касается зарегистрированных,
то они обращаются в службу занятости, в первую очередь, для регистрации,
во вторую - ознакомиться с базой вакансий и получить временную работу.
В чем состоит причина того, что 3/4 незарегистрированных
безработных не обращаются в службу занятости? Более половины из
них ссылаются на то, что там обычно предлагается малооплачиваемая
работа; около 1/5 - на отсутствие работы по специальности; 15,8%
- не нуждаются в подобном обращении. Эти причины существенно превосходят
остальные.
Незарегистрированные безработные, как и зарегистрированные, ориентированы
на постоянную работу с полной рабочей неделей. Из тех, кто не искал
работу (а их число составляет 2/3 незарегистрированных безработных),
не делали это в основном из-за отсутствия выгоды (39,2%), отсутствия
возможности (15,5%), ожидания вакансии по своей профессии или квалификации
(12,4%). Остальные причины менее значимы. Вместе с тем, в случае
получения подходящей работы 96,2% незарегистрированных и 92,9% зарегистрированных
безработных готовы приступить к ней немедленно.
Давая характеристику безработных, следует особо отметить
их различие по двум позициям. Искали постоянную работу 34,9% незарегистрированных
и 62,5% зарегистрированных безработных. Пытались начать собственное,
законным образом оформленное дело 1,3% первых и 12,5% вторых. Остальные
ничего этого не делали; среди первой группы безработных таких оказалось
63,8%, а среди второй - 25%. Причину подобной пассивности незарегистрированные
безработные в большинстве случаев (39,2%) объясняли тем, что "делать
это невыгодно". Судя по всему, они находят другие источники
доходов, предпочитая занятие нелегальным или полулегальным бизнесом.
Продолжительность незанятости составляет до года у почти
половины незарегистрированных безработных. От года до 5 лет не имели
постоянной оплачиваемой работы 1/3 безработных. В то же время, среди
незарегистрированных безработных более интенсивная сменяемость состава,
что свидетельствует о большей активности их экономического поведения.
Только каждый пятый незарегистрированный безработный обращался в
службу занятости. Два из трех незарегистрированных безработных надеются
в поисках приемлемого для них заработка только на себя. Есть основания
для вывода о том, что каждый четвертый из незарегистрированных безработных
занимается "челночным" бизнесом, в то время как каждый
второй довольствуется случайными заработками и каждый четвертый
относит себя к категории "иждивенец".
Механизмы регулирования экономического поведения незарегистрированных
безработных
По определению, к незарегистрированным безработным относятся
лица, обладающие формальными признаками безработного, но не состоящие
на учете в государственной службе занятости. Нерегистрируемая безработица
представляет собой латентный феномен рынка труда, слабо изученный
в силу естественной скрытости своих характеристик, что осложняет
выработку эффективных социально-экономических механизмов регулирования
данного явления. Существо проблемы нерегистрируемой безработицы
для государства заключается в том, что представители этой специфической
группы носителей рабочей силы находятся вне "поля зрения"
органов власти. Это означает, что конструктивные результаты их возможной
хозяйственной активности не приносят пользы государственному бюджету
в виде налоговых поступлений, и в то же время их возможные (в большей
или меньшей мере осознанные) деструктивные действия непосредственно
не контролируются соответствующими государственными службами.
Традиционная политика государства в области влияния
на уровень нерегистрируемой безработицы связана с попытками ее преобразования
в регистрируемую занятость. Попытки включить данный
механизм не имеют успеха и не оказывают заметного влияния на размеры
нерегистрируемой безработицы хотя бы потому, что привлекать на государственные
предприятия на худших условиях тех, кто уволился по причине низкого
заработка, не имеет смысла. Выбрасываемые на рынок вакансии (в большинстве
своем непривлекательные по уровню заработной платы) в конце концов
замещаются, однако не безработными данной группы, весьма требовательными
к размерам денежного вознаграждения за свой труд, а лицами, ведущими
домохозяйство, преимущественно женщинами, которые используют возможность
дополнительной подработки.
Очевидно, что проблему нерегистрируемой безработицы
невозможно решить "в лоб", и здесь нет и не может быть
одного универсального "рецепта". Это связано со значительной
разнородностью представителей данной группы, отличающихся как по
своим социально-демографическим и экономическим характеристикам
(полу, возрасту, образованию, профессии и т.д.), так и по реализуемой
модели экономического поведения. В рамках выявленной модели экономического
поведения незарегистрированных безработных можно выделить основные
"социологические портреты" типичных представителей этой
группы.
Тип 1. "Индивидуал" - представитель
сферы нерегистрируемой занятости, носитель активного, рыночного
типа экономического поведения. Работает в области малого производства
либо сфере услуг, обычно на дому. Спектр конкретных занятий весьма
широк: пошив и ремонт одежды, обуви; выделка меха, кожи; слесарные
и столярные работы; приготовление продуктов питания с последующей
реализацией; выращивание на приусадебном участке овощей, фруктов,
лекарственных трав на продажу; репетиторство, консультации и т.д.
Представители данной группы незарегистрированных безработных - как
мужчины, так и женщины, в возрасте, как правило, от 30 лет и старше.
К этому возрасту приобретаются и закрепляются навыки, позволяющие
"индивидуалу" поддерживать достаточный уровень конкурентоспособности
для сохранения и укрепления своей ниши на рынке.
Тип 2. "Теневик" - представитель
полулегальной, нелегальной и криминальной сфер экономики. Носитель
псевдорыночного, потребительского типа экономического поведения;
нередко - профессионал своего "дела"; как правило, не
занимается производством. Стратегия экономического поведения состоит
в перераспределении благ в свою пользу любыми средствами (шантаж,
мошенничество, рэкет и т.д.).
Тип 3. "Люмпен" - представитель
"коренной" подгруппы незарегистрированных безработных
- социальный иждивенец, носитель приспособленческого, потребительского
типа экономического поведения.
Тип 4. "Профессионал" - специалист
высокого или среднего уровня квалификации, уволенный с последнего
места работы по сокращению или ушедший по собственной инициативе,
к примеру, из-за низкой оплаты труда; носитель профессионального
типа экономического поведения. Считает ниже своего достоинства обращаться
за помощью в трудоустройстве на "биржу труда"; как правило,
достаточно высоко оценивает свою конкурентоспособность, верит в
себя и свои силы, и поэтому занимается поисками подходящего места
самостоятельно. "Готов приступить к работе в любой момент,
как только подвернется что-то действительно стоящее" (из интервью
с инженером-программистом, высвобожденным в результате закрытия
фирмы). До тех пор, пока подходящая вакансия не найдена, представители
этой группы занимаются, как правило, профессиональным надомным трудом
(например, ручной сборкой компьютеров на дому, написанием компьютерных
программ по заказу и др.).
Из выделенных типов незарегистрированных безработных
два - "теневик" и "люмпен" - бесперспективны
в плане изменения модели их экономического поведения, поскольку
не мотивированы к легальной трудовой деятельности. Первый ориентирован
на получение максимума выгод при минимуме затрат, второй - испытывает
"неприязнь" к самому процессу труда. Таким образом, реальная
работа возможна в отношении двух перспективных типов - "профессионала"
и "индивидуала". Применительно к ним возможна разработка
социально-экономических механизмов регуляции их экономического поведения.
В условиях переходного общества, когда легально работающие
предприятия и организации зачастую не могут обеспечить представителям
перспективных типов возможность реализации их экономических интересов,
характерной особенностью поведения как "профессионала",
так и "индивидуала" является стремление к самостоятельной
занятости, при которой они занимаются на дому тем, чем занимались
в рамках организации (на заводе, фабрике). Наиболее предприимчивые
представители этой группы не ограничиваются "домашними поделками",
а создают незарегистрированные малые предприятия, как правило, в
сфере услуг.
Самостоятельную занятость в сложившихся социально-экономических
условиях Республики Беларусь следует рассматривать как реальную
возможность снижения уровня нерегистрируемой безработицы, повышения
экономической активности населения, создания новых рабочих мест.
Кроме того, в период становления рыночных отношений неоценима роль
самостоятельной занятости в связи с ее способностью формировать
и поддерживать конкурентную среду, противодействующую монополистическим
тенденциям.
1 - Выборочные обследования домашних хозяйств ежегодно
проводятся Научно-исследовательским институтом Министерства статистики
и анализа Республики Беларусь. Генеральная совокупность составляет
3855 тысяч домохозяйств, объем выборочной совокупности определяется
в 0,2% от генеральной совокупности. В выборочную совокупность от
каждого из 7 регионов Республики Беларусь входят по 1000 семей,
включающих в себя в общей сложности 10 тысяч жителей от 16 до 70
лет. Выборочная совокупность репрезентирует генеральную по признакам
пола и возраста с погрешностью не более ± 1,0%, а по оценочным показателям
- ± 2,0%. С учетом данной погрешности выводы обследований можно
экстраполировать на генеральную совокупность, т.е. население Беларуси.
2 - Уровень безработицы определяется как отношение
численности безработных к численности экономически активного населения,
включающего в себя занятое население и безработных, зарегистрированных
в органах государственной службы занятости.
3 - Под самозанятостью понимается такая форма занятости,
при которой человек самостоятельно организует свою хозяйственную
деятельность, обычно направленную на получение прибыли (дохода).
Сфера самозанятости охватывает лиц, занимающихся официальной и неофициальной
предпринимательской деятельностью, а также другими видами неформальной
хозяйственной деятельности, которые, в отличие от предпринимательства,
не требуют специальных инвестиций, но могут приносить доход (сбор
грибов, ягод, стеклотары и др.).
4 - Рассчитано по: Статистический ежегодник Республики
Беларусь, 2002 / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.
Минск, 2002, с. 103, 560
|