|
Социальные выплаты в ЕС превышают 27% ВВП, среди них
преобладают пенсии по старости и по случаю потери кормильца
В Европейском Союзе продолжается снижение доли ВВП,
направляемой на социальные выплаты (рис. 4). В 2000 году она составила
27,3%, на 1,5 процентного пункта ниже максимального значения, достигнутого
в 1993 году.
В начале 1990-х годов доля расходов на социальную защиту,
напротив, быстро росла, что было связано как со снижением прироста
ВВП, так и с увеличением социальных выплат (прежде всего, пособий
по безработице). Особенно значительным был рост в Финляндии, переживавшей
значительный промышленный спад (табл. 1). Если в целом по 15 странам-членам
Европейского Союза доля социальных расходов выросла с 26,4% в 1991
году до 28,8% в 1993 году, то в Финляндии - с 29,8 до 34,6%.
В середине 90-х годов доля расходов на социальную защиту
была несколько ниже, чем в 1993 года из-за возобновившегося роста
ВВП и замедления роста социальных расходов (снижения выплат по безработице).
После 1996 года доля ВВП на социальные выплаты постоянно
сокращалась - в среднем на 0,3% в год - и в 2000 году она была ниже,
чем в 1992 году.
Для сравнения отметим, что в России доля социальных
выплат в 1992 году составила всего лишь 5,3%, в 1997 году достигла
9,9%, а затем стала снижаться с заметными колебаниями. В 2001 году
она составила 8,9% ВВП.
Рисунок 4. Социальные выплаты в % от валового внутреннего
продукта (ВВП) в Европе-15, 1991-2000
Наиболее значительно за 1996-2000 годы сократилась доля
расходов на социальную защиту в Финляндии (на 6,4 процентного пункта)
и Ирландии (на 3,7 процентного пункта), для которой в последние
годы был характерен быстрый рост ВВП. Заметно снизилась доля социальных
выплат также в Дании, Люксембурге и Нидерландах. Однако в некоторых
странах, где эта доля была невысока, наблюдался рост - на 3,5 процентного
пункта в Греции и на 1,5 процентного пункта в Португалии. Она росла
также в Швейцарии, где и без того была высокой (табл. 1).
Таблица 1. Социальные выплаты в % от ВВП, 1991-2000
|
1991
|
1993
|
1996
|
1998
|
1999
|
2000
|
Европа-15
|
26,4
|
28,8
|
28,4
|
27,6
|
27,5
|
27,3
|
Бельгия
|
27,1
|
29,3
|
28,6
|
27,6
|
27,4
|
26,7
|
Дания
|
29,7
|
31,9
|
31,4
|
30,2
|
29,8
|
28,8
|
Германия
|
26,1
|
28,4
|
29,9
|
29,3
|
29,6
|
29,5
|
Греция
|
21,6
|
22,1
|
22,9
|
24,2
|
25,5
|
26,4
|
Испания
|
21,2
|
24
|
21,9
|
20,6
|
20,2
|
20,1
|
Франция
|
28,4
|
30,7
|
31
|
30,5
|
30,2
|
29,7
|
Ирландия
|
19,6
|
20,2
|
17,8
|
15,5
|
14,8
|
14,1
|
Италия
|
25,2
|
26,4
|
24,8
|
25
|
25,3
|
25,2
|
Люксембург
|
22,5
|
23,7
|
24
|
21,7
|
21,8
|
21
|
Нидерланды
|
32,6
|
33,6
|
30,1
|
28,4
|
28
|
27,4
|
Австрия
|
27
|
28,9
|
29,5
|
28,4
|
28,8
|
28,7
|
Португалия
|
17,2
|
21
|
21,2
|
22,1
|
22,6
|
22,7
|
Финляндия
|
29,8
|
34,6
|
31,6
|
27,3
|
26,7
|
25,2
|
Швеция
|
34,3
|
39
|
34,7
|
33,4
|
32,9
|
32,3
|
Великобритания
|
25,7
|
29
|
28,1
|
26,9
|
26,5
|
26,8
|
Исландия
|
17,7
|
19,4
|
18,8
|
18,5
|
19,1
|
19,5
|
Норвегия
|
27,3
|
28,4
|
26,2
|
27,5
|
27,9
|
25,4
|
Швейцария
|
21,3
|
24,8
|
26,9
|
28
|
28,3
|
28,7
|
Словакия
|
:
|
:
|
20,1
|
20,4
|
20,4
|
20
|
Словения
|
:
|
:
|
26,1
|
26,6
|
26,6
|
26,6
|
Реальные социальные выплаты в расчете на душу населения
в странах Европейского Союза росли в 1995-2000 годах в среднем на
1,7% в год (табл. 2). Наиболее быстро они увеличивались в Греции
(7,4% в год) и Португалии (4,9% в год). За пределами Европейского
Союза быстрый рост расходов на социальную защиту наблюдался в Исландии
и Норвегии (около 5% в год). С другой стороны, в Дании и Нидерландах
они росли менее чем на 1% в год, а в Финляндии и вовсе оставались
примерно на том же уровне.
Таблица 2. Социальные выплаты в постоянных ценах на
душу населения, 1991-2000 (1995=100)
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
Европа-15
|
101,7
|
102,6
|
104,4
|
106,9
|
108,7
|
Бельгия
|
102,3
|
102,8
|
104,6
|
106,8
|
106,7
|
Дания
|
99,9
|
99,3
|
100,4
|
101,7
|
101,8
|
Германия
|
104,1
|
102,9
|
104,9
|
107,6
|
107,9
|
Греция
|
104,5
|
111,4
|
120,3
|
131,6
|
142,6
|
Испания
|
101,5
|
102,5
|
104,3
|
106,8
|
109,7
|
Франция
|
101,2
|
102,1
|
104,4
|
106,4
|
107
|
Ирландия
|
101
|
106,5
|
110,2
|
116,6
|
121,4
|
Италия
|
102,4
|
107,5
|
107,9
|
110,6
|
112,9
|
Люксембург
|
104,2
|
107,1
|
109,2
|
115,7
|
117,9
|
Нидерланды
|
99,6
|
100,7
|
101
|
102,1
|
104,6
|
Австрия
|
101,2
|
101,7
|
104
|
108,9
|
110,8
|
Португалия
|
99,1
|
105,5
|
115
|
122,6
|
127,1
|
Финляндия
|
101,7
|
100,6
|
100
|
100,3
|
99,9
|
Швеция
|
99,3
|
98,6
|
100,7
|
103,9
|
105,2
|
Великобритания
|
102,6
|
104,6
|
106,3
|
107,9
|
113,8
|
Исландия
|
103,1
|
107,4
|
115,7
|
124
|
129,3
|
Норвегия
|
105,2
|
107,4
|
114,6
|
121,2
|
126,5
|
Швейцария
|
103,5
|
108,5
|
111,3
|
112,3
|
113,4
|
Словакия
|
110,6
|
117,3
|
121,9
|
118,9
|
113,1
|
Словения
|
:
|
:
|
:
|
:
|
:
|
Как следует из данных, приведенных в табл. 1 и 2, европейские
страны существенно различаются по величине расходов на социальное
обеспечение. Если Швеция, Франция и Германия тратят на него до трети
ВВП, то в Ирландии только 14%. При пересчете социальных выплат на
душу населения по паритету покупательной способности различия становятся
более явными (рис. 5).
Наиболее высоки социальные выплаты в Люксембурге (9235
ППС на душу населения), за ним следует Норвегия и Дания. Среди стран
Европейского Союза наиболее низкие уровень социальных выплат в Испании
и Португалии (менее 4000 ППС на душу населения). Однако различия
между странами-членами ЕС по уровню среднедушевых социальных выплат
постепенно сокращаются: если в 1991 году они составляли 3,2 раза,
то в 2000 году - 2,5 раза. При этом важен не только уровень благосостояния,
но и различия в системе социальной защиты, демографические тенденции,
уровень безработицы, а также другие социальные, институциональные
и экономические факторы.
Рисунок 5. Социальные выплаты в 2000 году, в ППС на
душу населения
Основная часть социальных выплат в большинстве европейских
стран приходится на пенсии по старости и по случаю потери кормильца
(табл. 3). Они составляют 46,4% социальных расходов в Европейском
Союзе или 12,1% от ВВП. В Италии они превышают 60% социальных расходов
(правда, в эту группу включены и выплаты выходных пособий, которые
отчасти следовало бы отнести к пособиям по безработице; эти выплаты
составляют 6% от общей суммы социальных расходов), что связано с
более высокой долей людей 60 лет и старше (23,9% против 21,7% в
среднем по Европейскому Союзу). В Греции, Австрии и Великобритании
пенсии по старости и по случаю потери кормильца также превышают
среднюю по Союзу долю. В Ирландии же, напротив, на эти цели расходуются
лишь четверть совокупных социальных расходов, что отчасти связано
с тем, что население Ирландии - самое молодое в Европе: молодежь
не старше 20 лет составляла там в 2000 году 30,8% (в Европе-15 -
23%), а пожилые старше 60 лет - 12,6%.
Пособия по случаю болезни и на лечение составляют более
27% суммарных социальных выплат. Их величина превышает сумму пенсий
по старости и по случаю потери кормильца, в Ирландии, а за пределами
Европейского союза - в Исландии и Норвегии.
На пособия по инвалидности уходит почти 14% социальных
выплат в Финляндии и Люксембурге (здесь введен новый вид страхования
- "по уходу"), тогда как в среднем по Европейскому Союзу
- 8,1%. Велики расходы на инвалидов также в Дании и Швеции, причем
30% из них идут на помощь в натуральном виде по универсальной схеме.
За пределами Европы-15, высокий уровень социальной помощи инвалидам
характерен для Норвегии. И, напротив, во Франции, Ирландии и Греции,
доля этого рода социальных выплат не превышает 6%.
На семейные и детские пособия уходит 8,2% социальных
выплат. Они составляют от 13,1 до 16,6% в Люксембурге, Дании, Ирландии
и Норвегии и менее 5% в Испании, Италии и Нидерландах.
Заметны различия между странами и по доле выплат в связи
с безработицей, причем они не всегда коррелируют с уровнем безработицы.
Структура социальных выплат в Европейском Союзе достаточно
стабильна, хотя и можно отметить некоторые сдвиги, произошедшие
за 1995-2000 годы. За этот период выросла доля расходов на выплату
пенсий по старости и инвалидности, а также семейных пособий, доля
же расходов на пособия по безработице снизилась.
Таблица 3. Структура социальных выплат по видам, 2000,
%
|
Пенсии по старости и по случаю потери кормильца
|
Пособия по случаю болезни и на лечение
|
Пособия по инвалид-ности
|
Семейные и детские пособия
|
Пособия по безрабо-тице
|
Жилищные субсидии, пособия по бедности и др.
|
Европа-15
|
46,4
|
27,3
|
8,1
|
8,2
|
6,3
|
3,7
|
Бельгия
|
43,8
|
25,1
|
8,7
|
9,1
|
11,9
|
1,4
|
Дания
|
38,1
|
20,2
|
12
|
13,1
|
10,5
|
6,1
|
Германия
|
42,2
|
28,3
|
7,8
|
10,6
|
8,4
|
2,6
|
Греция
|
49,4
|
26,6
|
5,1
|
7,4
|
6,2
|
5,4
|
Испания
|
46,3
|
29,6
|
7,6
|
2,7
|
12,2
|
1,6
|
Франция
|
44,1
|
29,1
|
5,8
|
9,6
|
6,9
|
4,5
|
Ирландия
|
25,4
|
41,2
|
5,3
|
13
|
9,7
|
5,5
|
Италия
|
63,4
|
25
|
6
|
3,8
|
1,7
|
0,2
|
Люксембург
|
40
|
25,2
|
13,7
|
16,6
|
3,3
|
1,2
|
Нидерланды
|
42,4
|
29,3
|
11,8
|
4,6
|
5,1
|
6,8
|
Австрия
|
48,3
|
26
|
8,2
|
10,6
|
4,7
|
2,1
|
Португалия
|
45,6
|
30,6
|
13
|
5,5
|
3,8
|
1,5
|
Финляндия
|
35,8
|
23,8
|
13,9
|
12,5
|
10,4
|
3,5
|
Швеция
|
39,1
|
27,1
|
12
|
10,8
|
6,5
|
4,5
|
Великобритания
|
47,7
|
25,9
|
9,5
|
7,1
|
3,2
|
6,8
|
Исландия
|
31,1
|
39,2
|
13,9
|
11,7
|
1,3
|
2,8
|
Норвегия
|
30,7
|
34,2
|
16,4
|
12,8
|
2,7
|
3,3
|
Швейцария
|
51,6
|
24,4
|
12,5
|
5,1
|
2,8
|
3,6
|
Словакия
|
38,4
|
32,9
|
8
|
9,3
|
4,6
|
6,8
|
Словения
|
45,2
|
30,7
|
9
|
9,2
|
4,3
|
1,6
|
Источники: "The social protection in Europe";
Eurostat, Statistics in focus. Population and Social Conditions.
Theme 3 - 3/2003
http://europa.eu.int/comm/eurostat/Public/datashop/print-product/EN?catalogue=Eurostat&product=KS-NK-03-003-__-N-EN&mode=download.
|