Rambler's Top100

№ 117 - 118
16 - 29 июня 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Портрет российского наркомана

Наркотизм в жизни и в массовом сознании

Как это начинается

Что происходит дальше

Обобщенный портрет наркомана

Город на город не похож

Что думает об антинаркотической политике петербургский народ

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Нино Мосешвили. Курильщики опиума. Nino Moseshvili. Opium smokers Портрет
российского
наркомана

Над темой номера работал
Иосиф ГУРВИЧ

Что думает об антинаркотической политике петербургский народ

85% опрошенных петербургских студентов воспринимают наркоманию, то есть сформировавшуюся зависимость от наркотика, как серьезную социальную угрозу, и только 9% - как индивидуальную угрозу для "слабых" людей.

Что они думают при этом об антинаркотической политике, воспринимают ли ее, знают ли об ее существовании? О существовании подобной политики на уровне своего учебного заведения говорит 1/10 опрошенных, однако более половины считают, что ее не существует, а более 1/3 затрудняются ответить на этот вопрос. В существовании антинаркотической политики на уровне города уверены уже более 2/5 респондентов, и только менее 1/3 считают, что ее не существует. Несколько более 1/4 затрудняются дать ответ. Уверенность в существовании антинаркотической политики на уровне России в целом высказывает уже почти 1/3 опрошенных, и по 1/4 либо считают, что такой политики не существует, либо затрудняются дать ответ.

Таким образом, чем дальше от сферы непосредственного социального опыта располагается оценка существования антинаркотической политики, тем большую уверенность в ее существовании высказывают студенты.

Сравнение этих данных с данными другого петербургского исследования показывает, что студенты, по сравнению с молодежью города в целом, считают антинаркотическую политику существующей - на уровне города вдвое, а на уровне страны - в два с половиной раза чаще.
Что думают опрошенные в ходе двух исследований петербуржцы о конкретных мерах антинаркотической политики?

Для студентов характерна тенденция к ригоризму по отношению к наркопотреблению. Большинство из них высказывается за ужесточение юридической ответственности за нелегальное производство и распространение наркотиков (4/5) и даже за их употребление (2/5). Однако по сравнению со всем населением этот ригоризм у студентов выражен меньше. Так, при опросе всего населения ригористичную установку к производству и распространению наркотиков демонстрируют более 9/10 респондентов, более 6/10 выступают сторонниками применения карательных мер к употребляющим наркотики.

Большинство (3/5) опрошенных студентов поддерживает распределение государственных расходов с акцентом на третичную профилактику, т.е. на лечение и возвращение к жизни лиц, уже страдающих наркоманией. В этом отношении они не отличаются от всей молодежи города.

Около 7/10 студентов выступают противниками даже частичной легализации наркотиков, но около 1/2 являются сторонниками программ "снижение вреда". Активными противниками подобных программ является, однако, почти 1/5 студентов. При опросе всего населения более половины не поддерживают возможность правовой легализации "легких" наркотиков (меньше, чем среди студентов), а 2/5 негативно относятся к политике "снижения вреда" (тоже меньше, чем среди студентов). В то же время среди опрошенных во всем населении более половины считают необходимым увеличение государственных расходов на лечение и реабилитацию наркозависимых.

В целом, по сравнению с представителями своей возрастной группы во всем населении, студенты чаще убеждены в существовании системы государственных мер по борьбе с наркотизмом, менее ригористичны к наркопотребителям и готовы поддержать любые антинаркотические программы, которые представляются им потенциально действенными.

Опрос среди всего населения Санкт-Петербурга показывает, что лица среднего возраста чаще прочих воспринимают наркотическую ситуацию, сложившуюся в городе, как острую, напряженную и угрожающую, не видят в действиях властей ни города, ни страны целенаправленной антинаркотической политики.

Уровень ригоризма, как в отношении нелегального производства и распространения наркотиков, так и в отношении их употребления, также повышается с увеличением возраста. Оценка приоритетности расходования средств на лечение и реабилитацию наркозависимых, напротив, с увеличением возраста снижается. Она наиболее высока в группе молодых взрослых (но не подростков). Такой же закономерности подчиняется и поддержка политики легализации наркотиков. Однако поддержка программ снижения вреда с возрастом нарастает.

Чем выше уровень образования респондентов, тем чаще наркотическая ситуация в городе воспринимается как острая, напряженная и угрожающая, и тем выраженнее позитивное отношение к программам лечения и реабилитации наркозависимых. Предпринимаемые властными структурами меры по борьбе с наркотизмом в качестве целенаправленной антинаркотической политики чаще воспринимают лица либо с очень низким, либо с достаточно высоким образовательным статусом, а поддержка политики легализации в целом снижается с ростом образования.

Уровень ежемесячного душевого дохода также связан с отношением к контролю наркотизма.
В низкодоходной группе населения с повышением уровня дохода повышается и уровень восприятия наркотической ситуации в городе как острой, напряженной и угрожающей, антинаркотические меры властных структур чаще воспринимаются как целенаправленная политика, отмечается рост ригоризма в отношении правонарушений, связанных не только с производством и распространением, но и с употреблением наркотиков, приоритет в расходовании средств отдается лечению и реабилитации наркозависимых, снижается поддержка политики легализации. Следует, однако, заметить, что при максимальном уровне дохода для этой группы населения характерен, напротив, рост либерализма и сопряженная с ним более "спокойная" оценка наркотической ситуации в городе.

Для высокодоходной группы населения с ростом душевого дохода меняется восприятие антинаркотической политики уже на уровне страны - меры государственного управления по контролю наркотизма чаще не воспринимаются как целенаправленная политика. В целом в данной группе населения с ростом дохода нарастает и ригоризм.

Еще одним фактором, существенно дифференцирующим население по отношению к контролю наркотизма, выступает социально-групповая принадлежность. Наиболее острой, напряженной и угрожающей наркотическая ситуация в городе представляется руководителям, служащим со средним специальным или высшим образованием и домохозяйкам. Антинаркотические меры городских властей как целенаправленную политику чаще воспринимают служащие со средним специальным образованием и учащиеся, а деятельность органов государственного управления - лица свободных профессий. В обоих случаях об отсутствии такой политики чаще говорят предприниматели.

Наиболее ригористичны в отношении правонарушений, связанных с производством и распространением, а также с употреблением наркотиков, служащие с высшим образованием, предприниматели, руководители и домохозяйки, а наименее - представители свободных профессий. Служащие же с высшим образованием, а также лица свободных профессий чаще прочих отдают приоритет в расходовании государственных средств лечению и реабилитации уже заболевших, тогда как предприниматели чаще прочих не поддерживают это направление расходования средств.

Политику легализации "легких" наркотиков чаще поддерживают представители свободных профессий, а отвергают - руководители. Сторонниками программ "редукции вреда" чаще выступают предприниматели и пенсионеры, тогда как противниками - представители свободных профессий и лица, оказывающие услуги.

Таким образом, для высокой социально-классовой позиции характерна консервативность взглядов на контроль наркотизма. Однако лица с новым для российского общества социальным статусом, - предприниматели и лица свободных профессий, - чаще разделяют присущую низкой классовой позиции либеральную установку на контроль наркотизма.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most