|
Портрет
российского
наркомана
|
|
Над темой номера работал
Иосиф ГУРВИЧ
|
Что думает об антинаркотической политике петербургский
народ
85% опрошенных петербургских студентов воспринимают
наркоманию, то есть сформировавшуюся зависимость от наркотика, как
серьезную социальную угрозу, и только 9% - как индивидуальную угрозу
для "слабых" людей.
Что они думают при этом об антинаркотической политике,
воспринимают ли ее, знают ли об ее существовании? О существовании
подобной политики на уровне своего учебного заведения говорит 1/10
опрошенных, однако более половины считают, что ее не существует,
а более 1/3 затрудняются ответить на этот вопрос. В существовании
антинаркотической политики на уровне города уверены уже более 2/5
респондентов, и только менее 1/3 считают, что ее не существует.
Несколько более 1/4 затрудняются дать ответ. Уверенность в существовании
антинаркотической политики на уровне России в целом высказывает
уже почти 1/3 опрошенных, и по 1/4 либо считают, что такой политики
не существует, либо затрудняются дать ответ.
Таким образом, чем дальше от сферы непосредственного
социального опыта располагается оценка существования антинаркотической
политики, тем большую уверенность в ее существовании высказывают
студенты.
Сравнение этих данных с данными другого петербургского
исследования показывает, что студенты, по сравнению с молодежью
города в целом, считают антинаркотическую политику существующей
- на уровне города вдвое, а на уровне страны - в два с половиной
раза чаще.
Что думают опрошенные в ходе двух исследований петербуржцы о конкретных
мерах антинаркотической политики?
Для студентов характерна тенденция к ригоризму по отношению
к наркопотреблению. Большинство из них высказывается за ужесточение
юридической ответственности за нелегальное производство и распространение
наркотиков (4/5) и даже за их употребление (2/5). Однако по сравнению
со всем населением этот ригоризм у студентов выражен меньше. Так,
при опросе всего населения ригористичную установку к производству
и распространению наркотиков демонстрируют более 9/10 респондентов,
более 6/10 выступают сторонниками применения карательных мер к употребляющим
наркотики.
Большинство (3/5) опрошенных студентов поддерживает
распределение государственных расходов с акцентом на третичную профилактику,
т.е. на лечение и возвращение к жизни лиц, уже страдающих наркоманией.
В этом отношении они не отличаются от всей молодежи города.
Около 7/10 студентов выступают противниками даже частичной
легализации наркотиков, но около 1/2 являются сторонниками программ
"снижение вреда". Активными противниками подобных программ
является, однако, почти 1/5 студентов. При опросе всего населения
более половины не поддерживают возможность правовой легализации
"легких" наркотиков (меньше, чем среди студентов), а 2/5
негативно относятся к политике "снижения вреда" (тоже
меньше, чем среди студентов). В то же время среди опрошенных во
всем населении более половины считают необходимым увеличение государственных
расходов на лечение и реабилитацию наркозависимых.
В целом, по сравнению с представителями своей возрастной
группы во всем населении, студенты чаще убеждены в существовании
системы государственных мер по борьбе с наркотизмом, менее ригористичны
к наркопотребителям и готовы поддержать любые антинаркотические
программы, которые представляются им потенциально действенными.
Опрос среди всего населения Санкт-Петербурга показывает,
что лица среднего возраста чаще прочих воспринимают наркотическую
ситуацию, сложившуюся в городе, как острую, напряженную и угрожающую,
не видят в действиях властей ни города, ни страны целенаправленной
антинаркотической политики.
Уровень ригоризма, как в отношении нелегального производства
и распространения наркотиков, так и в отношении их употребления,
также повышается с увеличением возраста. Оценка приоритетности расходования
средств на лечение и реабилитацию наркозависимых, напротив, с увеличением
возраста снижается. Она наиболее высока в группе молодых взрослых
(но не подростков). Такой же закономерности подчиняется и поддержка
политики легализации наркотиков. Однако поддержка программ снижения
вреда с возрастом нарастает.
Чем выше уровень образования респондентов, тем чаще
наркотическая ситуация в городе воспринимается как острая, напряженная
и угрожающая, и тем выраженнее позитивное отношение к программам
лечения и реабилитации наркозависимых. Предпринимаемые властными
структурами меры по борьбе с наркотизмом в качестве целенаправленной
антинаркотической политики чаще воспринимают лица либо с очень низким,
либо с достаточно высоким образовательным статусом, а поддержка
политики легализации в целом снижается с ростом образования.
Уровень ежемесячного душевого дохода также связан с
отношением к контролю наркотизма.
В низкодоходной группе населения с повышением уровня дохода повышается
и уровень восприятия наркотической ситуации в городе как острой,
напряженной и угрожающей, антинаркотические меры властных структур
чаще воспринимаются как целенаправленная политика, отмечается рост
ригоризма в отношении правонарушений, связанных не только с производством
и распространением, но и с употреблением наркотиков, приоритет в
расходовании средств отдается лечению и реабилитации наркозависимых,
снижается поддержка политики легализации. Следует, однако, заметить,
что при максимальном уровне дохода для этой группы населения характерен,
напротив, рост либерализма и сопряженная с ним более "спокойная"
оценка наркотической ситуации в городе.
Для высокодоходной группы населения с ростом душевого
дохода меняется восприятие антинаркотической политики уже на уровне
страны - меры государственного управления по контролю наркотизма
чаще не воспринимаются как целенаправленная политика. В целом в
данной группе населения с ростом дохода нарастает и ригоризм.
Еще одним фактором, существенно дифференцирующим население
по отношению к контролю наркотизма, выступает социально-групповая
принадлежность. Наиболее острой, напряженной и угрожающей наркотическая
ситуация в городе представляется руководителям, служащим со средним
специальным или высшим образованием и домохозяйкам. Антинаркотические
меры городских властей как целенаправленную политику чаще воспринимают
служащие со средним специальным образованием и учащиеся, а деятельность
органов государственного управления - лица свободных профессий.
В обоих случаях об отсутствии такой политики чаще говорят предприниматели.
Наиболее ригористичны в отношении правонарушений, связанных
с производством и распространением, а также с употреблением наркотиков,
служащие с высшим образованием, предприниматели, руководители и
домохозяйки, а наименее - представители свободных профессий. Служащие
же с высшим образованием, а также лица свободных профессий чаще
прочих отдают приоритет в расходовании государственных средств лечению
и реабилитации уже заболевших, тогда как предприниматели чаще прочих
не поддерживают это направление расходования средств.
Политику легализации "легких" наркотиков чаще
поддерживают представители свободных профессий, а отвергают - руководители.
Сторонниками программ "редукции вреда" чаще выступают
предприниматели и пенсионеры, тогда как противниками - представители
свободных профессий и лица, оказывающие услуги.
Таким образом, для высокой социально-классовой позиции
характерна консервативность взглядов на контроль наркотизма. Однако
лица с новым для российского общества социальным статусом, - предприниматели
и лица свободных профессий, - чаще разделяют присущую низкой классовой
позиции либеральную установку на контроль наркотизма.
|