|
|
Эмиграционные
намерения элитарной научной молодежи |
Над темой номера работали
|
|
|
Людмила ЛЕДЕНЕВА
|
Елена НЕКИПЕЛОВА
|
Эмиграция за рубеж уходит в тень
Социально-экономические и общественно-политические процессы
в России 90-х годов ушедшего столетия привели к резкому понижению
конкурентоспособности научной сферы, падению ее престижа, что вылилось
в сокращение кадрового потенциала российской науки и кризис возрастной
структуры ее кадров. Старение кадров отечественной науки, вызванное
как оттоком из нее лиц в наиболее продуктивных творческих возрастах,
так и снижением притока молодежи, приняло угрожающие масштабы. По
данным Центра исследований и статистики науки Министерства промышленности,
науки и технологий РФ и РАН, при среднем возрасте занятых в экономике
России, равном 39,2 годам, средний возраст российского ученого сегодня
составляет 48,5 лет (кандидата наук - 52,7 лет, доктора наук - 60,6
лет). Одним из существенных факторов, наносящих урон отечественной
науке, является выезд за рубеж выпускников высших учебных заведений
и молодых ученых до 35 лет.
В последние годы наблюдается изменение в характере внешних
миграционных процессов: выезд на постоянное жительство все в большей
степени замещается поэтапными1 и латентными2 формами эмиграции. Строгие
требования, предъявляемые к оформлению документов при выезде из
России на длительный срок, отсутствуют. Это приводит к тому, что
представление о реальных масштабах эмиграции за рубеж уже не может
базироваться только на данных официальной статистики. Поскольку
поэтапная и латентная формы миграции подразумевают выезд из страны
по временным визам, а затем уже получение постоянной визы и изменение
своего статуса в стране-реципиенте, категория граждан, выезжающих
по этим "теневым" каналам, остается за рамками учета национальной
статистикой.
Существование "теневой миграции" не позволяет
однозначно оценить и динамику выезда на ПМЖ. Так, например, по официальным
данным, численность эмигрантов из Москвы в 2001 году по сравнению
с 1992 годом сократилась на 72%3, а их доля в общей численности
эмигрантов за тот же период упала с 12,6 до 4,7%. Однако, эти данные
нельзя рассматривать как точные показатели динамики реальных эмиграционных
процессов. Можно предположить, что масштабы эмиграции из Москвы
вообще не сократились или же сократились, но в существенно меньшей
степени.
Меняются не только механизмы и каналы миграции, происходит
трансформация и самой структуры мигрантов. Об этом свидетельствуют,
в частности, данные иммиграционной статистики США. Поток мигрантов
из России в эту страну молодеет, быстро растет число студентов.
По данным Института международного образования, число студентов
из России, обучающихся в американских университетах, в 2000/2001
учебном году было в 10 раз больше, чем в 1992/1993: соответственно,
6858 и 654 человека4. Половина из них проходит обучение по программе
последипломного образования. Растет и общая численность российских
студентов, обучающихся в зарубежных университетах: в середине 1990-х
годов, по данным ЮНЕСКО, их насчитывалось примерно 13 тысяч человек.
В настоящее время, по данным американских экспертов, их число вдвое
больше - около 26 тысяч человек5. По оценкам Центра социологических
исследований Минобразования РФ, показатели обучения россиян за рубежом
(включая краткосрочный выезд в рамках программ обмена) еще выше:
соответственно, 20 тысяч и 50 тысяч человек.
В общем виде схема, по которой предпочитают действовать
молодые люди, ориентированные на эмиграцию, такова: получить высшее
образование в России (бесплатное и хорошего качества), продолжить
его за рубежом с целью достижения квалификации международного уровня
(с получением соответствующего удостоверения), а затем, после окончания
учебы, остаться там жить и работать. По ряду специальностей, в первую
очередь естественнонаучных, не менее распространен и выезд непосредственно
с целью начала работы за рубежом по специальности, полученной в
России.
Вопрос о том, что в российских вузах идет подготовка
кадров "на экспорт" в последнее время активно обсуждается
на всех уровнях, но вряд ли кто-нибудь представляет реальные масштабы
этого явления. Есть ли зависимость между планами высокообразованной
молодежи в отношении научной деятельности и ее выездными намерениями,
каковы потенциальные потери российской науки? С целью анализа этих
проблем через оценку миграционных настроений высокообразованной
молодежи был проведен опрос студентов МГУ - элитного высшего учебного
заведения, являющегося одновременно одним из ведущих российских
научных центров6.
1 - При этой форме эмиграции люди первоначально
выезжают с целью временной работы или учебы, затем оформляют вид
на жительство за рубежом, а в дальнейшем могут получить и гражданство.
2 - Под латентной формой эмиграции следует понимать
такие случаи, когда тип въездной визы не соответствует цели или
статусу пребывания. Так выезжают по гостевой или туристической визе
в надежде найти работу и со временем добиться рабочей визы, а в
случае получения такой визы - начинает работать принцип поэтапной
миграции.
3 - Общая численность эмигрантов из России за этот
же период сократилась лишь на 24,8%.
4 - OPEN DOORS 1992-2001: Reports on International
Educational Exchange. New York: Institute of International Education,
1993-2002.
5 - Strategic Conference on U.S.-Russia Educational
Programs. November 19-20, 2002, Washington, D.C.
6 - Для этого Центром исследований и статистики
науки Минпромнауки РФ и РАН совместно с Московским государственным
университетом им. М.В. Ломоносова проведен опрос студентов выпускных
курсов. Руководитель проекта - профессор Л.Э. Миндели, большую помощь
в реализации проекта оказал ректор МГУ академик В.А. Садовничий,
финансовая поддержка предоставлена Министерством промышленности,
науки и технологий Российской Федерации.
В опросе, проведенном в октябре-ноябре 2002 года, приняли участие
465 студентов выпускных курсов 6 факультетов МГУ: биологического,
химического, физического, механико-математического, вычислительной
математики и кибернетики, а также экономического. Из них большую
часть (78,5% от всей совокупности опрошенных) составили будущие
специалисты в области естественных наук - физики, химии, биологии,
математики и информационных технологий. 21,5% являлись представителями
одной их общественных наук - экономической - очень престижной в
глазах сегодняшнего поколения российской молодежи. В зависимости
от факультета было опрошено от 20 до 30% выпускников.
|