19% населения Европейского Союза ограничиваются основным
средним образованием
Совершенно очевидно, что уровень образования является
основным фактором, определяющим вхождение на рынок труда и последующее
положение на нем. Он также играет важную роль для участия в социальной
жизни и развития личности.
В частности, доля молодых людей 18-24 лет, закончивших
обучение с низким уровнем образования, является важным индикатором
эффективности этой системы, а также говорит о способности общества
в будущем бороться с бедностью и добиваться социальной однородности.
По данным Международного обследования рабочей силы 2001
года, 19% всех молодых людей 18-24 лет имели образование не выше
основного среднего (уровень образования или профессиональной подготовки
по Международной стандартной классификации образования 1997 года
- 0, 1, 2), нигде не обучались и не получали профессиональной подготовки
в течение месяца, предшествовавшего моменту обследования. Значение
этого показателя варьировало по странам от 10% в Австрии до 45%
в Португалии (рис. 10). Среди мужчин размах вариации индикатора
был еще выше - от 11% в Швеции и 12% в Германии до 52% в Португалии,
а среди женщин - несколько ниже - от 7% в Финляндии до 22% в Италии
и Испании и 38% в Португалии.
Рисунок 10. Доля лиц 18-24 лет с уровнем образования
не выше основного среднего, не учившихся в течение месяца, предшествовавшего
обследованию, 2001, %
Индикатор доли рано оставивших обучение с низким уровнем
квалификации дополняют аналогичные показателей для населения основных
рабочих возрастов - 25-64 года (рис. 11).
Если разбить это население по десятилетним возрастным интервалам,
то можно проследить, как изменялся общей уровень образования с течением
времени. Вполне красноречиво об этом говорит тот факт, что в 2001
году по Европейскому Союзу в целом доля населения с образованием
не выше основного среднего среди старшего поколения (55-64 года)
вдвое превышала такую долю в младшей (25-34 года). В Швеции и Финляндии
эта разница превышала три раза при достаточно высоком уровне образования
не только младших, но и старших поколений. Наиболее высок уровень
образования населения старших рабочих возрастов - в Германии и Дании.
Рисунок 11. Доля людей 25-64 лет, имеющих образование
не выше основного среднего, 2001, %
Источники: "Poverty and social exclusion
in the EU after Laeken-part 1and part 2";
Eurostat, Statistics in focus. Population and Social Conditions.
Theme 3 - 8-9/2003
http://europa.eu.int/comm/eurostat/Public/datashop/print-catalogue/EN?catalogue=Eurostat&collection=02-Statistics%20in%20Focus&product=KS-NK-03-008-__-N-EN;
Eurostat News Release N 43/2003 -
http://europa.eu.int/comm/eurostat/Public/datashop/print-product/EN?catalogue=Eurostat&product=3-07042003-EN-AP-EN
|